ПОДБОРКА ТЕКСТОВ ДИКТАНТОВ ИЗ ФРАГМЕНТОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Макарова Екатерина Ивановна

Представленный материал  сгруппирован по темам в соответствии с программой курса за 8 класс средней школы по русскому языку.

Данная подборка текстов предназначена для организации промежуточного и  итогового контролей, целью которых является выявление пробелов учащихся в усвоении  изучаемых тем и их устранение, определение уровня сформированности   учебно - языковых  и  правописных умений, а также для определения качества обучения в учебном процессе и в конце учебного года. 

Цель данной подборки текстов - совершенствование и закрепление программного материала учащимися, а также развитие их памяти, внимания, монологической речи.

 Предложенные виды диктантов (словарный, выборочный, пунктуационный, объяснительный   и др.) разнообразят урок, помогут разносторонне проверить знания учащихся. В тексты включен новый для восьмиклассников материал, а также материал для повторения правил орфографии.

В предлагаемый материал входят произведения М.Ю.Лермонтова, включенные в школьную программу: стихотворения, поэмы, роман "Герой нашего времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka_tekstov_diktantov.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДБОРКА ТЕКСТОВ ДИКТАНТОВ, СОСТАВЛЕННЫХ ИЗ ФРАГМЕНТОВ        ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

                                                                         8 класс

                                               Словарный диктант

Бездействие , воззвание , гуманность , интрига , опальный , равнодушно , скептицизм , безмятежный , вольнодумство , демон , конфликт , православие , разочарованность , современник , великосветский , гениальный , драматический , личность , придворный , романист , безжалостно , страсть , бездушный , гармония , пламенный , гений , благородный , потомство, ссылка , исповедь , дерзко , хладнокровно , наследие , злословие , трагически , трагический , трагедия ,  наследие, ирония , гордый , материалист , фатум , самолюбие, честолюбие , аристократический , фаталист, холодность , романтический , контрабандист , подлость .

                                             Выборочные  диктанты

Тема « Односоставные предложения»

Диктант 1.

Родина.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Задание.  Выпишите односоставные предложения.

Диктант 2.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Задание.  Выпишите односоставные предложения.

Диктант 3

1.    И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

3.  Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

4. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

5. И верится, и плачется,

И так легко, легко.

6. Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

 7. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

Задание. Отметьте односоставные предложения, определите тип предложений.

                                   Пунктуационные диктанты

Пунктуационный  разбор содержит краткое объяснение постановки знаков препинания и проводится на базе разбора предложения. При  пунктуационном разборе  объясняются знаки препинания, которые учащийся ставит, записывая предложение.

Возможен и такой вариант: сначала в предложении  мотивируется пунктуация, затем предложение записывается.

Пунктуационный разбор может быть полным и частичным, устным и письменным.

В процессе обобщающего повторения пунктуации более целесообразен частичный разбор; он позволяет сосредоточить внимание учащихся именно на тех правилах, которые ими усвоены недостаточно прочно, а также сопоставлять смешиваемые случаи синтаксиса и пунктуации.

Последовательность пунктуационного  разбора такова: определяется тип предложения; устанавливаются части предложения; обосновываются знаки препинания.

Диктант 1. Тема «Однородные члены предложения»

1) Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей, и жизнь иную.

2) Как милы мне твои улыбки молодые, и быстрые глаза, и кудри золотые,

 и звонкий голосок!

3) И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод.

4) Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться.

5) По камням прыгали, шумели ключи студёною водой.

Задание. Произведите пунктуационный разбор предложений, составьте их схемы.

Диктант 2. Тема «Сложное предложение»

1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.

2) Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

3) Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

4)  Спустясь в один из таких оврагов, называемых на здешнем наречии балками, я остановился, чтоб напоить лошадь.

5) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой , звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки.

6) Когда стемнело, в комнате зажгли свечи.

Задание. Произведите пунктуационный разбор предложений, составьте их схемы.

Диктант 3. 

Тема «Пунктуация при обращении»

1) Прекрасны вы, поля земли родной.

2) Приди ко мне, любезный друг.

3) Тебе, Казбек, о страж востока, принес я, странник, свой поклон.

4) Как я любил твои бури, Кавказ.

5) Синие горы Кавказа, приветствую вас.

6) Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.

7) Кто может, океан угрюмый, твои изведать тайны?

8) Ты поведай мне, добрый молодец, ты какого роду-племени, каким именем прозываешься?

Задание. Произведите пунктуационный разбор предложений.

Диктант 4.

1) Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.

2) Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега.

3) Злого пса-ворчуна зубастого на железную цепь привязывает, и пошел он домой, призадумавшись, к молодой хозяйке за Москву-реку.(М. Лермонтов)

4)  Я внутренно хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил.

5)  Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня скачущего без нужды и цели, долго мучились этой загадкой.

6)  Дорога идет, извиваясь между кустарниками, опускаясь в небольшие овраги, где протекают шумные ручьи под сенью высоких трав.

7)  Она не заставляла меня клясться в верности, не спрашивала, любил ли я других с тех пор, как мы расстались...

8) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан, а теперь, кажется, решительно составляется против меня враждебная шайка под командой Грушницкого.

Задание. Объясните постановку знаков препинания.

Диктант 5.

Тема «Обособленные члены предложения и знаки препинания при них»

Месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные тучи, висящие на дальних вершинах. Звезды чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли, озаряя крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Вокруг чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда, словно чувствуя и пугаясь приближения дня. Земля, небо, долины - все, казалось, как будто уснуло.

"Вижу Крестовую!" - сказал мне штабс-капитан, указывая на холм, покрытый пеленою снега. На его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва- едва заметная дорога, заваленная снегом. Наши извозчики объявили, что обвалов еще не было, и, сберегая лошадей, повезли нас кругом.

Направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье. Налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеною прыгая по скользким камням. Метель гудела сильнее, и кругом ничего не было видно. Туман да снег. Мы сверну­ли налево и кое-как добрались до скудного приюта, состоящего из двух саклей, сложенных из песчаных плит и обведенных такою же стеною. Оборванные хозяева приняли нас радушно.

Задание. Произведите пунктуационный разбор текста.

                                      Комментированное письмо

Комментированное письмо  особенно целесообразно при повторении. Цель анализа предложения - обоснование в нём пунктуации, основное внимание уделяется выяснению типа и структуры предложения. При этом анализ может быть развёрнутым или кратким.

Диктант 1.  

Тема «Бессоюзное сложное предложение».

1) Максим Максимыч имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении.

2) Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры; пенье и прыганье не прекращались ни на минуту.

3) Я говорил тебе: ни счастья, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду…

4)  Я стал звать хозяина - молчат; стучу- молчат.

5) Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на  устах его печать.

6)Трижды громкий клич  прокликали – ни один боец не тронулся.

7) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт.

Задание. Прокомментируйте постановку знаков препинания и объясните смысловые отношения.

Диктант 2.  Тема «Предложения с обособленными членами»

Славное место  эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.

Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпились шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, - а эта гора имеет около двух вёрст длины.

Задание. Прокомментируйте употребление обособленных  определений и обстоятельств;  выделите определяемые слова.

                                   Объяснительный диктант

                (словарно - орфографическая и пунктуационная работа)

Задание. Проанализируйте пример и выясните постановку тире при приложении.

 Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Комментарий: приложение стоит в конце предложения, ему придаётся особый смысл, поэтому ставится тире.

Задание. Объясните условия различения сложного  союза  потому что.

Он  (Грушницкий) не знал людей и их слабых струн, потому что занимался

целую жизнь  самим собой. Все эти замечания пришли мне на ум, быть может, потому, что я знал некоторые подробности его жизни.

Задание. Объясните способы различения частей речи и подтвердите формулировкой правила их написания.

Приезд его на Кавказ также  следствие его романтического фанатизма. Друг мой, со мной было то же самое.

                               Контрольные (итоговые) диктанты

Диктант 1.

 Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть- чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом:« Кто идет?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться.« Веди меня куда- нибудь, разбойник, хоть к черту, только к месту!» – закричал я.« Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!» Не поняв точного значения последнего слова, я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно- синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.« Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправлюсь в Геленджик».

Диктант 2.

Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно. Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но такова сила предубеждений: правильный нос свел меня с ума; я вообразил, что нашел Гетеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения, - и точно, между ими было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни.

Диктант 3.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся Бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. Под мышкой он нес какой-то узел, и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке. «В тот день немые возопиют и слепые прозрят», — подумал я, следуя за ним в таком расстоянии, чтоб не терять его из вида.

Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него.

Диктант 4.

                                                           Перевал

 Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые девственными лесами.

 Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.

 Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы...

Подборка текстов песен к урокам немецкого языка в начальной школе

В своей работе часто использую песни на уроках. Для учащихся обучение с музыкой означает радостное и при этом лишённое чувства страха продвижение вперёд в изучении иностранного языка, так как текст-но...

Подборка текстов к уроку об энергосбережении

Несколько текстов о простых способах энергосбережения...

Подборка текстов для конкурса "Живая классика"

Представляю отрывки и небольшие законченные произведения для конкурса "Живая классика"....

Подборка текстов для сочинения 15.3 на ОГЭ.

Тексты будут полезны для подготоки к написанию сочинения 15.3 в рамках ОГЭ по русскому языку....

Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса.

Диктанты распределены по основным темам программы....

тексты диктантов и проверочных работ для 6 класса по русскому языку

тексты проверочных работ и тексты диктантов за курс 6 класса по русскому языку...