Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему «Культура речи»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Методический материал для преподавателя по проектированию урока по русскому языку на тему "Культура речи". Содержит технологическую карту, план урока и поясняющую презентацию. Цель проектируемого урока - формирование у учащихся деятельностных способностей и умений реализации новых способов  действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologii_proektirovaniya.zip475.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                             

Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему «Культура речи»

Учитель русского языка и литературы

Иванова Аграфена Гаврильевна

МБОУ СОШ №2 г. Олекминска

Республики Саха (Якутия)

                                         

 Технологическая карта урока по русскому языку на  тему «Культура речи»

                            Эпиграф к уроку: «Умен ты или глуп,

                                                               Велик ты или мал,

                                                               Не знаем мы, пока

                                                               Ты слова не сказал»

Предмет:

Русский язык

Возраст учащихся:

Средняя школа

Тема  урока:

Культура речи

Эпиграф:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слова не сказал.

Тип урока:

Урок -  «открытие» нового знания

Цель темы:

Деятельностная цель

Содержательная цель

- формирование у учащихся деятельностных способностей    

- формирование у учащихся умений

реализации новых способов  действия

Расширение понятийной базы

за счет включения в

нее новых элементов.

Формируемые        УУД  в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер учеников.

 - Регулятивные действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: 

  • формирование умения  ставить цель и задачи на основе соотнесения того, что знают и того, что ещё неизвестно;
  •  формирование умения составлять план и последовательность действий с учетом конечного результата;
  • Формирование умения прогнозировать: предвосхищать результат и уровень усвоения, его временных характеристик:
  • формирование умения контролировать: сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • формирование умения корректировать: вносит корректив в способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и продуктом;
  • Формирование умения оценивать: выделить и осознать, что усвоено и что подлежит усвоению, осознать качество  и уровень усвоения.
  • Формирование волевой саморегуляции:  способности мобилизовать силу и энергию, совершать волевое усилие для выбора в ситуации мотивационного конфликта,  для преодоления препятствий.

-  Познавательные  действия, развивающие  способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Применение методов информационного поиска;
  • Знаково – символические действия: преобразовать в модель;
  • ;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  •  развитие символического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания;
  • развитие исследовательских  и творческих способностей:  резюмировать имеющиеся знания и полученную информацию,
  • обогащение понятийного запаса  учащихся по данной теме;

- Коммуникативные универсальные действия, обеспечивающие социальную компетенцию и учёт позиции других людей, партнеров по общению и деятельности:  

  • формирование способов взаимодействия  в группе: умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений
  • учиться строить  межличностное и продуктивное сотрудничество  в команде;

- Личностные универсальные действия, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение:

  • - установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом (задаваться вопросом и находить ответ: какой смысл для меня учение);
  • - развитие Я – концепции и самооценки (развитие готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности

Используемые технологии на уроке:

- Технология  «Развитие критического мышления»;

- технология  сбережения здоровья;

- технология формирования творческих способностей.  

-технология икт

Используемые приемы:

  Ведущие приемы:

 - заполнение  кластера,

-графическая  систематизация материала,

- прием рефлексии «Цветок»,

- физкультминутки  «Бабочки»,  «Пробуждение»

- поиск ответов на поставленные вопросы,

- написание творческих работ,

- исследование по отдельным вопросам темы,

- защита проектов.

Основные понятия:

Культура речи,  орфоэпия, нормы речи, культурный человек, грамматические нормы.

Ресурсы:

Кабинет, персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, набор для оформления плакатов, карточки с заданиями, медиапродукт в виде наглядной презентации учебного материала (15 слайдов в Power Point).

Формы организации  работы:

Индивидуальная,  коллективная (планирование урока совместно, запись коллективного плана  на карточках на доске, единая общая цель), парная,  групповая

Предварительная подготовка:

  1. Поиск материала урока,  сценарий урока,
  2. Подготовка по ИКТ: видеоролик  «Из жизни школьников»,  медиапродукта- презентации  в Power Point,  
  3. Подготовка:  заданий для групповых работ,  карточек с заданиями, лепесточков с записью  начала  предложения для рефлексии.

Межпредметные связи:

Литература,  английский язык, история

                               


План урока

Этап деятельности

 Функция.  Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время      

Оргмомент

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся: «Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Надеюсь, все у нас будет хорошо».

Положительный настрой

 на урок.

1

I. Стадия    вызова.

1. Мотивация. Пробуждение интереса к теме.

2. Информационная. Вызов на «поверхность»  имеющихся знаний.

 3. Активизация  их деятельности.

 

1.Лингвистическая разминка в форме игры

  «Произнеси  правильно».

Учитель подводит к выводу по  заданию:

 Для чего надо уметь правильно говорить?

2.  Показывает видеоролик  «Эпизод из жизни школьников между Федей и Леной»

Вопрос:   «Вы поняли, о чем шла речь между Федей и Леной?

1. Ученики делают предположения по заданию   и  используют полученные знания при выполнении задания:  расставляют ударения в  словах:  зубчатый, мастерски, пуловер, договор.

Вывод учащихся:

Чтобы всем было понятно.

2. Ученики смотрят, слушают и вспоминают собственный опыт.

Отвечают на вопрос.

15

3. Побуждает к определению темы и  постановке  целей урока:

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Тема урока?  

- Какую цель поставим?

3. Учащиеся называют тему  урока «Культура речи».

Пишут на цветных стикерах  в группе цель урока. Закрепляют магнитом на  доске.

 

II. Стадия осмысления содержания урока.

.

1. Мотивационная. Сохранение интереса к изучаемой теме.

2. Систематизация и информация.

Получение новой информации.

 

1 Учитель продвигает от к систематизации собственных  знаний к новой информации в виде  составления схемы о культуре речи на доске.: «Кто такой культурный человек?»

Ученики систематизируют свои знания   составлением  схемы о культуре речи.  

17

Физкультминутка

Сохранение здоровья учащихся.

Слайд  «Гимнастика  для глаз. Прием  «бабочки».

Динамическая пауза.

1

Продолжение стадии «осмысление содержания урока».

3.Систематизация. Классификация полученной информации по категориям знания.

2. Дает задание для групп:

- 1 группа: ваша задача объяснить, что такое орфоэпия.

- 2 группа: задания на морфологические нормы;

- 3 группа: задания на Синтаксические нормы;

- 4 группа: задания на лексические нормы;

- 5 группа: задания на грамматические нормы.

3. Проверка выполнения задания по образцу.

4. Рефлексия. Оцените сами себя. Чему новому вы смогли научиться, выполняя эти задания. Какие трудности возникли? Чему ещё хотели бы научиться? Для чего это пригодится в жизни?

Ученики выполняют задания, используя свои и полученные теоретические  знания, в группах.

Проверяют выполненные задания по образцу.

Рефлексируют.

Ответ:  Чтобы правильно говорить, стать культурным человеком.

5

Физминутка

Сохранение здоровья учащихся.

 Прием  «Пробуждение».

Динамическая пауза.

2

Продолжение осмысления темы

Учитель дает задание «англицизмы в нашей речи – засоряют ли чистоту русского языка».

 Учитель побуждает к осмыслению:

«Как часто мы используем в своей речи англицизмы. Можно ли их перевести? Какие слова остались непереведёнными?»

Работа в группах. Вспоминают, записываю на листочках. Коллективное обсуждение.

5

Домашнее задание:

Закрепление пройденного материала.

Д/з: два задания:

1.Объясните значение архаизмов и историзмов: сокольничий, шестопер, шушун, жулан, воитель, брадобрей, вира, челобитная.

2. Найти вывески, надписи, неправильно написанные  

Самостоятельное мини-исследование.

2

III. Рефлексия.

Оценка собственной деятельности.

Побуждает к обобщению и  самооцениванию.  

Письменное обобщение и  оформление на лепестках цветка. Закрепляют вокруг кружочка с надписью «Культура речи»

7

 

Подведение итога урока

Оценка деятельности на уроке.

Учитель возвращает на начало урока: к ожиданиям, целям и задачам побуждает к общей рефлексии об уроке.

Высказывают мнение об уроке.

Использованные материалы:

Дополнительных материалов не использовалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку по теме "Прямая речь"

Тема:«Прямая речь».Форма урока:урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».Тип урока:объяснение нового материала.Цели:- знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова ав...

План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»

Предлагаемый урок русского языка  по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...

Разработка урока по русскому языку "Синтаксис и культура речи"

Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании....

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"

Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

Дистанционный урок русского родного языка по теме "Культура речи. Орфоэпия. Ударяй правильно!" 5, 7 класс

Предложена инструкция к самообразованию учеников по повышению речевой компетенции,  подобран дидактический материал....

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Развитие речи\'\' (9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Развитие речи'' (9 класс)...