Мастер-класс. Инновационные методы на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку (10 класс) по теме

Подсвирова Людмила Анатольевна

Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011_master_klass.doc44 КБ
Office presentation icon master_klass.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

                       Мастер-класс     Инновационные методы на уроках      

                    русского языка

(изучение фразеологии на уроках русского языка в 10 классе )

Подсвирова Л. А.  учитель русского языка и литературы МКОУ

«СОШ №1 ст. Кардоникская»

Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Изучение раздела "Фразеология" представляет для учащихся определенную сложность. Считаю, что связано это со следующими причинами:

1) низкая речевая культура учащихся;

2) бедный словарный запас;

3) явление фразеологии само по себе сложное;

4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);

5) на повторение и изучение раздела "Фразеология" в 10 классе  программой отведено всего 2 часа.

Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".

Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 10 классе.

Систему практических занятий можно проводить:

1) в начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут;

2) во внеурочной деятельности: на классных часах ("Праздник фразеологизмов"); во время проведения декады русского языка и литературы в школе.

Дети очень любят играть и с удовольствием усваивают материал в игровой форме. Я часто использую элементы технологии игровой деятельности на уроках. Разбиваю класс на команды, и которая команда старается набрать как можно больше баллов, отвечая на задания, побеждает.

Система упражнений по разделу “Фразеология”.

1 Разминка

Цель: актуализировать знания о фразеологизмах

Готовятся картинки с фразеологизмами, объясняются  их значения

( слайды )

2. « Фразеологический зверинец»

Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.

( слайды )

3. Фразеологическое лото.

Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.

Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование фразеологизмов, в маленькие - фразеологизмы. Ученик должен закрыть игровое поле маленькими карточками. Например:

Толкование фразеологизмов

1) Овладевать собой, успокаиваться.

2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

3) Прежде всего, в первую очередь.

4) Недружно, в постоянной ссоре.

5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь.

6) Помогать в трудную минуту, выручать.

7) Временно, незаконно.

8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.

9) Очень близко, рядом.

10) Вдоволь, без ограничения.

Ответы - Фразеологизмы

1) Брать себя в руки.

2) Бросаться в глаза кому-либо.

3) В первую голову

4) Как кошка с собакой.

5) не давать покоя.

6) Протянуть руку помощи.

7) На птичьих правах.

8) Оставить в покое.

9) В нескольких шагах.

10) Сколько душе угодно.

4. "Кто больше"

Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка.

Команды вспоминают фразеологизмы со словом "язык" (голова, нос и др.). Выигрывает та команда, которая вспомнила больше фразеологизмов и объяснила их значение. Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д.

( слайды )

5.Найди фразеологизм.

Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить. 3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.

6. "Найди нужное слово"

Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.

Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы.

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

7. "Исправь ошибку"

Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания.

Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку.

1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). 4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)). 5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). 6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).

Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети почувствовали огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим "перлам, самородкам и самоцветам родного языка", по образному выражению известного русского лингвиста А. И. Ефимова.

Домашнее задание по теме "Фразеология" направлено на закрепление материала и имеет творческий характер.

1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.

2) Подготовить "фразеологическое лото" для друга.

3) Рассказать историю происхождения фразеологизма ... (по выбору).

4) Найти фразеологизмы со словом собака, ... .

5) Проиллюстрировать фразеологизмы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы Подсвирова Л. А. учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1»

Слайд 2

ФРАЗЕОЛОГИЯ От греч. фразис + логос «выражение» + «учение» Раздел лингвистики, изучающий весь состав фразеологических единиц

Слайд 3

Фразеология – это наука о значении и происхождении устойчивых выражений (фразеологизмов) общий смысл выражений передают не отдельные слова, а всё выражение в целом употребляются в переносном значении

Слайд 4

Фразеологизмы исконно русские заимствованные крылатые выражения современные

Слайд 5

Разминка

Слайд 6

Лить колокола (заливать колокола) Распускать сплетни, врать И недаром. В старину считалось: чем больше сплетен, сказок и небылиц будет рассказано при литье колокола, тем громче он будет звучать.

Слайд 7

Точить лясы Пустословить, заниматься бесполезной болтовней . Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню .

Слайд 8

Выводить на чистую воду Разоблачать чьи-нибудь темные делишки. Когда-то говорили "выводить рыбу на чистую воду". А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном - пусть попробует. Так и разоблаченный жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

Слайд 9

Вверх тормашками Все наоборот, все не так, как раньше, кувырком Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало "ходить". Значит, "вверх тормашками" - это всего-навсего "вверх ходилками", "вверх ногами".

Слайд 10

Волосы дыбом Значит, сильно перепугался человек. Но вот что за "дыб" такой? Оказывается, "стоять дыбом" - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

Слайд 11

Шиворот - навыворот Если сделал что-то не так, как полагается, наоборот, перепутал - в таких случаях скажут: шиворот-навыворот. Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Слайд 12

Угадайте фразеологизмы

Слайд 17

1. «… (кто?) на ухо наступил» 2. «писать как … (кто?) лапой» 3. « как с … (кого?) вода» 4 . «… (кто?) отпущения» 5. «белая … (кто?)» 6 . «делать из мухи … (кого?)» "Фразеологический зверинец"

Слайд 18

1) Овладевать собой, успокаиваться. 2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. 3) Прежде всего, в первую очередь. 4) Недружно, в постоянной ссоре. 5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь. 6) Помогать в трудную минуту, выручать. 7) Временно, незаконно. 8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо. 9) Очень близко, рядом. Фразеологическое лото

Слайд 19

1) Брать себя в руки. 2) Бросаться в глаза кому-либо. 3) В первую голову 4) Как кошка с собакой. 5) не давать покоя. 6) Протянуть руку помощи. 7) На птичьих правах. 8) Оставить в покое. 9) В нескольких шагах. 10) Сколько душе угодно.

Слайд 20

Команды вспоминают фразеологизмы со словом «язык" (голова, нос и др.). Выигрывает та команда, которая вспомнила больше фразеологизмов и объяснила их значение. Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д. Кто больше

Слайд 22

Заяц медвежья Кот наплакал собачья услуга козел волчья дверь биться головой об стену пол Выбери правильное слово

Слайд 23

Вставьте подходящее слово и объясните значение ФЕ Купить … в мешке … в мешке не утаишь Платить той же … Беречь как … ока

Слайд 24

Проверим? Купить кота в мешке (приобрести неизвестно что) Шила в мешке не утаишь (правду не скроешь) Платить той же монетой (поступать так же) Беречь как зеницу ока ( тщательно хранить)

Слайд 25

Одним словом Бить баклуши Кот наплакал Ломать голову Водить за нос Сломя голову За тридевять земель Клевать носом Спустя рукава

Слайд 26

Бить баклуши – бездельничать Кот наплакал – мало Ломать голову – думать Водить за нос – обманывать Сломя голову – быстро За тридевять земель – далеко Клевать носом – дремать Спустя рукава – плохо

Слайд 27

1.Новые дома растут как . на дрожжах 2.Ругаем его, а ему всё как с гуся вода. 3.Город свой он знает как свои пять пальцев. 4.За хорошим мужем как за каменной стеной. 5.Они с братом похожи как две капли воды. Закончите фразеологические единицы

Слайд 28

Из предложенных слов составьте 5 ФЕ, объясните их значение, расскажите о строении. 1-й команде: из мухи медвежья прикусить как калач тертый делать язык на услуга слона 2-й команде: в мешке наплакал впросак воробей как купить с гуся кот стрелянный вода кота попасть Игра «Собери фразеологизм»

Слайд 29

Проверим? 1-я команда 1. Делать из мухи слона преувеличивать глагольное 2. Медвежья услуга неудачная помощь именное 3. Прикусить язык замолчать глагольное 4. Как на дрожжах быстро наречное 5. Тертый калач опытный человек именное

Слайд 30

2-я команда 1. Купить кота в мешке приобрести неизвестно что глагольное 2. Кот наплакал мало Со структу-рой предл. 3. Попасть впросак в неудобное положение глагольное 4. Как с гуся вода ничто не волнует наречное 5. Стреляный воробей опытный человек именное

Слайд 31

1. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 2. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 3. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава. Найди фразеологизм

Слайд 32

1. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (удачи). 2. Ребята решили вывести его на свежую воду (уличить в обмане). 3. Нам грозили показать, где раки ночуют (наказать). "Исправь ошибку"

Слайд 33

Могут выполнять роль любого члена предложения. Но чаще бывают обстоятельством и сказуемым. Книга прочитана от корки до корки. Я успокоился и взял себя в руки . Синтаксическая роль ФЕ в предложении

Слайд 34

1. «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (М.,1967). Содержит 4 тысячи фразеологизмов, которые помещаются в словаре столько раз, сколько в них знаменательных слов. Толкование же ФЕ дается один раз – по главному слову. Не включает в свой состав пословицы м поговорки. 2. «Краткий фразеологический словарь русского языка» под редакцией Е.А. Быстрова. Содержит около 800 ФЕ, расположенных в алфавитном порядке по первому слову , входящему в состав ФЕ, независимо от того , является ли оно знаменательным или служебным. 3. «Словарь русских пословиц и поговорок» Часто переиздаются различными издательствами. 4. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» Н.С. Ашукин (М., 1987).В книге объясняются выражения книжного происхождения: авторские афоризмы, ФЕ, пришедшие из мифологии Фразеологические словари и справочники

Слайд 35

Количество ФЕ в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Поэтому их изучение важно для познания самого языка. Особое значение имеет изучение ФЕ для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры. Роль фразеологизмов в речи

Слайд 36

Делаем вывод: № Свободные сочетания Фразеологизмы 1 Любое из слов можно заменить Состав нельзя заменить по желанию 2 Слова сохраняют смысловую самостоятельность Слова имеют переносное значение 3 Создаются в речи, не требуют запоминания Используют готовыми , требуют запоминания Больную девочку мама носила на руках и баюкала. Обещал носить на руках, а сам ни во что не ставит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по введению ФГОС на уроках русского языка в 5 классе

Материал содержит конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии со стандартами ФГОС, развернутый анализ этого уроуа, стандартный лист диагностики и анализа урока, а также презентацию об осно...

Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""

В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ....

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии как один из инновационных методовна уроках русского языка и литературы В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения п...

Мастер-класс. Технология кейс-метода на уроках русского языка и литературы

Материал содержит кейс для мастер-класса и презентацию, описание технологии...

Мастер-класс. Технология кейс-метода на уроках русского языка и литературы

Материал содержит кейс для мастер-класса и презентацию, описание технологии...