Нетрадиционные формы контроля
методическая разработка по русскому языку на тему

Логунова Татьяна Викторовна

В работе представлен словарь диктантов, использыуемых как нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Словарь диктантов

  1. Антидиктант

Обучающий. Учитель предлагает диктант, где сделаны ошибки в орфограммах. Для диктовки используется небольшой текст. Такой диктант учит видеть в слове орфограммы, т.е. определять звук в слабой позиции.

  1. Беспрерывный

Обучающий. На протяжении изучения темы под диктовку учителя постепенно записывается связный текст /несколько предложений на каждом уроке. Условия написания могут усложняться.

Например,

1 урок - можно пользоваться словарями, задавать вопросы учителю;

2 урок - необходимо самим объяснить написанное. После полной записи текста можно дать творческое задание. Например, выразить свое отношение к описываемым событиям.

  1. Взаимодиктант

Работа в парах. Диктовка своих текстов друг другу небольшого объема. Проверка в 2 этапа:

  1. проверка диктанта без текста;
  2. проверка диктанта с текстом.
  1. Диктант афоризмов

Для пополнения словаря. Запись по памяти. Объяснение орфограмм, знаков препинания.

  1. Восстановленный

Диктант творческого характера. Учитель знакомит с текстом. Затем определяются и выписываются заданные слова, словосочетания, предложения (например, сказуемые, существительные с прилагательными, односоставные предложения), по которым учащиеся должны самостоятельно восстановить и записать текст.

  1. Выборочный

Учащиеся записывают не весь текст, а только указанные слова, словосочетания, предложения на определенное правило по определенной теме.

  1. Графический

Запись схем прочитанных предложений.

  1. По картине

Разновидность творческого диктанта. Учащиеся знакомятся со сведениями о картине. Читается диктант и ставится конкретное задание:

  1. дополнить текст описанием какого-либо элемента картины;
  2. ввести в текст эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.

  1. Теоретический

Анализ текста небольшого объема с точки зрения фонетики, словообразования, морфологии и др. разделов русского языка.

  1. Дубль-диктант

Обучающий. Вместо слов, которые диктует учитель, учащиеся записывают свои, но с теми же орфограммами.

  1. Единоборство

Составляется связный текст на заданную тему, в каждом предложении которого были бы определенные пунктограммы (могут быть предложены схемы предложений) или слова с нужными орфограммами. Работа в группах. Анализ.

  1. Конструктор

Обучающий с элементами творчества. Учитель диктует слова, учащиеся, используя приставки, суффиксы, записывают однокоренные слова.

  1. Любимые строки

Учащиеся должны выучить наизусть стихотворение по своему выбору, на уроке продиктовать несколько строе для всего класса, а затем объяснить написание слов и расстановку знаков препинания.

  1. Проверяю себя.

Обучающий. Во время написания учащиеся могут пользоваться словарями, могут спросить у учителя. Оценивается такой диктант более строго, чем обычный.

  1. Творческий
  1. дополнить текст необходимыми словами, словосочетаниями (например, ввести прилагательные, причастия, наречия).
  2. заменить слова или словосочетания синонимами/антонимами.
  3. заменить одни формы слов другими (глаголы прошедшего времени - глаголами настоящего времени).
  1. Фантазии на свободную тему

Творческий. Учитель диктует предложение. Учащиеся по цепочке добавляют по одному предложению, чтобы в конечном итоге получился связный текст. Анализ с точки зрения орфографии, пунктуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы контроля и тренировки учащихся на уроках английского языка.

Среди нетрадиционных форм обучения английскому языку следует выделить создание «Коробки Упражнений» (Exercise Box - ЕВ). Смысл создания ЕВ заключается в умении учащихся самостоятельно разрабатывать ко...

нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...

нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...

Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике

В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики. Выступление на педсовете. Презентация....

Нетрадиционные формы контроля. ЗАЧЕТ «ВЕРТУШКА»

На обобщающих уроках в 5-6 классах применяю такую форму контроля, как зачет «Вертушка». Учащимся этот вид работы очень нравится.Игра проводится следующим образом.I этап. 5–6 уча...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В работе представлен словарь диктантов, использыуемых как нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка....