Подготовка к ЕГЭ. Тест для подготовки к заданию №8 " Правописание безударных гласных в корнях слов".
тест по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Берёзкина Юлия Владимировна

Этот тест можно использовать на уроках подготовки к ЕГЭ. Он составлен  с учётом спецификации и формулировок тестовой части ЕГЭ задания №*8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryozkina_8.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ. Отработка тестового задания №8.

Безударные гласные. Чередование гласных в корне слова .

Памятка.

Чередование е-и

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать -  расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-  (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.

Чередование а-о

В конях лаг- лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг), касаться – коснуться.

В корнях плав- - плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.

Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

В корнях клан- - клон-, твар- -твор-  под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.

Исключение: утварь.

В корне гар- - гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, загорелый, загар.

Исключение: выгарки.

В корне зар- - зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево.

В корне сказ- - скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи.

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

В корне раст- - рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Тест (задание ЕГЭ №8)

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

  1. Зан   мать

Прим…рять пальто

С…реневый

К…лбаса

  1. Расст…лить

Соч…тание

Зам…рание

Н…чевать

3.Соч…тает

   Нар…стание

    Адв..кат

    Благосл…вение

4.Обн…вить

   Д…сциплина

    Г…релка

    З…рница

_____________________________________________________________________

5.Предпол…гаемый

   Аб…жур

   Сл…вословие

   Пл…вучесть

6.Ск…чок

   Прик…сновение

   Обм…кнуть

   Оч…ровательный

7. Насл…ждаться музыкой

    Д…легат

     Раств…римость солей

    Р…вновесие

8.Пл…нительный

   Ур…внение

    Обг…релый

    Б…гряный

9.Тв…рец

   Ар…матный

    Посв…тить стихотворение

   Бл…стательный

10. Г…лерея

      Зар…стает

      Прогл…тить

      Р…внина

11. Объед…нение

      К…сается

      Ст…пендия

      Уп…раясь

12. Рассч…тать

      Ав…нгард

      Сож…ление

      Обг…релый

13. Разр…внять площадку

      Пан…рама

      Сг…ранние

      Раздр…жать

14. Задр…жать

      В…кансия

      Соб…рёшь

      Выск…чка

15. Нам…кать

      Отр…сль производства

      Ч…стота радиоволн

      Зап…реть аудиторию

Ответы.

1.Примерять  (примерка)

2.Ночевать (ночь)

3.Благословение (слово)

4.Обновить (новый)

5.Славословие (слава)

6. Очаровательный ( чары)

7.Наслаждаться (сладкий)

8.Пленительный (плен)

9.Посвятить (святость)

10. Проглотить (глотка)

11.Объединение (единый)

12.Сожаление (жалость)

13.Раздражать (дразнит)

14.Задрожать (дрожь)

15.Частота (часто)

     

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.

Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....

Презентация на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Презентация для проведения словарной работы. Подача слова проводится при помощи загадки, которая автоматически появляется при смене слайда, затем по ще...

Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников...

Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...