"Подготовка учащихся 9 класса к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Золотоверхая Мария Олеговна

В данной разработке вы найдете теоретический минимум  и по три-четыре варианта  работы, составленной в форме экзаменационных заданий, к каждому из  вопросов тестовой части ОГЭ. Без теоретического минимума даны тесты на темы, связанные со структурой сложного предложения, т.к. теория по этим вопросам подробно изучается в 9 классе. Варианты тестов могут быть использованы в качестве домашней работы, упражнения для работы в классе или зачета. В зависимости от выбора формы работы учитель может провести повторение или контроль знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Подготовка учащихся 9 класса

к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку

   Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию удобную форму подготовки девятиклассников к выполнению экзаменационного теста. В данной разработке вы найдете теоретический минимум  и по три-четыре варианта  работы, составленной в форме экзаменационных заданий, к каждому из  вопросов тестовой части ОГЭ. Без теоретического минимума даны тесты на темы, связанные со структурой сложного предложения, т.к. теория по этим вопросам подробно изучается в 9 классе. Варианты тестов могут быть использованы в качестве домашней работы, упражнения для работы в классе или зачета. В зависимости от выбора формы работы учитель может провести повторение или контроль знаний учащихся.

  Тесты составлены с использованием материалов, представленных в Открытом банке данных ОГЭ сайта ФИПИ, на образовательных сайтах Захарьиной Е.А., Крюковой М.А., Алексея Alfring Тихонова.                  

    Желаю вам подготовить своих учеников к успешной сдаче экзамена!

Теоретический минимум по теме «Средства выразительности» 

1.Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) сущ. в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

I вариант

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.Чего она мне нервы мотает?

2.По дому плавали запахи и крики.

3.Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.

4.Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухе».

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1.Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра.

2.Хотя двор и сад все еще были в тени, но уже ранние лучи золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на камышовой крыше мазанки, где жили сторожа.

3.Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день.

4.Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.

Укажите предложение, в котором нет фразеологического оборота.

1. Скрепя сердце я поплелся в кабинет.

2.И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания.

3.Они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк.

4.Все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков.

2.Он был меньше ростом, чем я ждала.

3.Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

4.Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.Чтоб скрипки вылезли на первый план, а мой брат сидел где-то в углу?

2.Еще чего не хватало!

3.Конечно, мне будет труднее, чем Наташе Ростовой на её первом балу!

4.Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомлённых "героев нашего времени", которых ничем на свете не удивишь.



II вариант

В каком варианте нет метафоры?

1.вошел в помещение, уставленное маленькими деревянными столиками

2.пересек это пространство, выжженное философским скептицизмом

3.спросил он голосом, уставшим от философских бесед

4.спросил я, оглушенный собственным чтением

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.

1. Когда Сережка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

2. Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.

3. Так долго бежала, а только он хотел подобрать ее, принести домой, как она удрала.

4. А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.Чтоб скрипки вылезли на первый план, а мой брат сидел где-то в углу?

2.Еще чего не хватало!

3.Конечно, мне будет труднее, чем Наташе Ростовой на её первом балу!

4.Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомлённых "героев нашего времени", которых ничем на свете не удивишь.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1.А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: — Оч-чень р-реалистично нар-рисовано.

2.– Гений и злодейство есть вещи несовместные, — сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг.

3.Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.

4.– Вот вы все убиваете в нем художника, — обличал он своих ребят.

  Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:          « В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью».

    1) метафора            2) эпитет          3) сравнительный оборот              4) гипербола

III вариант

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «растительный мир побуждается»?

   1) олицетворение            2) аллегория             3) гипербола                   4) эпитет

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении:               « потрясающая юношеская впечатлительность»?

   1) олицетворение          2) аллегория                  3) гипербола                      4) эпитет

 Укажите, какие средства речевой выразительности используется в предложениях:         « Иногда ты кажешься очень хитрым. А иногда добрым, когда я лежу на твоем берегу, и ты шепчешь мне, какие можно построить электростанции, используя твои подводные течения».

1) метафора и сравнительный оборот    2)анафора и гипербола    3) эпитет и олицетворение     4) ряд однородных членов и градация

   Укажите, какое средство речевой выразительности используется в  предложении:        « Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это…».

 1) ряд однородных членов        2) метафора          3) фразеологизм             4) олицетворение    

 Укажите, какое средство речевой выразительности  передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик:   « В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок».

1) инверсия        2) градация         3) метафора        4) эпитет

Теоретический минимум

 по теме «Правописание приставок» 

Большинство орфограмм в приставках знакомы вам ещё с начальной школы. И на самом деле их не так много.

Неизменяемые (постоянные) приставки

Посмотрите: прибавим к разным корням приставки об-, от-, под-, над-. (Обступили, отпросился, подставил, надпилил).

Вы можете быть уверены, что в русских словах приставки останутся именно такими и никогда не будет какой-нибудь приставки «оп-» или «од-».

Парные приставки

1. Приставки на -з, -с. В них попарно все приставки делятся на оканчивающиеся буквой «з» или «с»: раз-рас, вз-вс, без-бес. Если корень начинается на глухой согласный (о них читайте в статье тесты, в приставке будет глухой С, если на звонкий — то звонкий З.

Например, разбирать — расклеился, взбить — всходит.

Внимание: одиночная приставка С- является непарной, то есть постоянной.

А теперь вопрос на засыпку: почему в слове «несдобровать» пишется с, хотя д — звонкий звук? (  В слове было две приставки — «Не-» и «С-». )

2. Приставки пре- и при-.

Их написание зависит от значения. В вопросах теста вам придётся разграничивать тонкости в значениях каждой из этих приставок. Какие же это значения?

Основные значения для  «При-»: приближение (пришёл — приблизился к месту), присоединение (пришил — соединил одно с другим), нахождение вблизи (пригород — около города), неполнота действия (приоткрыл — чуть-чуть открыл).

Основные значения для «Пре-»: близость к приставке «пере» (преступил = переступил), близость к слову «очень» (преогромный — очень огромный).

3 Приставки не- и ни-

Их написание зависит от ударения. Под ударением пишется е, без ударения – и.

Например: (ударный гласный выделен жирным шрифтом) никогда, некогда, никто, некто, несколько, нисколько и т.п.

I вариант

Укажите слово, в котором написание приставки объясняется тем, что она означает приближение.

1. пригодится

2. прекращает

3. пришла

4. приглашал

В каком слове написание приставки определяется правилом « НЕ пишется слитно в неопределенных и отрицательных местоимениях»

1. несчастье

2. нечего

3. некуда

4. несомненно

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1. обвиняли

2. расхаживая

3. поведении

4. приведешь

Укажите слово с неизменяемой на письме приставкой.

1. впереди

2. вспомнить

3. разговором

4. изредка

В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?

1. преемник

2. преобразовать

3. престрашный

4. превращать

II вариант

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1. разговариваешь

2. отворилась

3. поднимет

4. сделать

Укажите слово с неизменяемой на письме приставкой.

1. взвизгивали

2. раскрытым

3. испепеляя

4. сделал

        

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1. пришел

2. сделал

3. поступил

4. растерялся

В каком слове через дефис пишется приставка?

1. все-таки

2. у Машки-то

3. кое-что

4. счетно-решающая

В каком слове правописание приставки определяется тем, что она означает присоединение?

1. препинания

2. представителю

3. преисполненные

4. приобщая

III вариант

Укажите слово с неизменяемой на письме приставкой.

1. приготовишка

2. скопить

3. расценивают

4. размазал

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «нахождение вблизи чего-либо»?

1. приусадебный

2. прицепиться

3. приглушенно

4. притаиться

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1. разговариваешь

2. отворилась

3. поднимет

4. сделать

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1. низший

2. рассыпать            

3. здесь  

4. сдвинуть

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1. приструнить

2. прикрывать

3. пристегивать

4. привинчивать

Теоретический минимум по теме «Правописание суффиксов Н и НН»

Здесь самым сложным будет для вас не само правило, а умение отличать причастие от прилагательного и наречия. Для этого помните следующее:

Наречие: вопрос КАК?

Прилагательное: вопрос КАКОЙ?

Причастие: вопрос КАКОЙ? и (обязательно) ЧТО СДЕЛАННЫЙ?

Распределите теперь: мероприятие организовано, шли организованно \ девушка воспитана родителями, девушка умна и воспитанна.

Посмотрим на ответ: мероприятие (что сделано?) организовано — краткое причастие (краткое потому, что окончание состоит не из двух букв, а из одной), шли (как?) организованно — наречие \  Девушка родителями (что сделана? *как бы глупо это не звучало, но по смыслу подходит*) воспитана — краткое причастие, девушка умна (и какова?) умна и воспитанна — краткое прилагательное.

Теперь переходим к правилу.

Н и НН в прилагательных (полных и кратких)

Тут всё зависит от СУФФИКСА! И если он есть, надо смотреть, какой это суффикс.

ОНН или ЕНН — всегда НН (кроме единственного слова «ветреный» и только без приставки)

ИН, АН, ЯН — всегда Н (кроме слов «оловянный», «деревянный», «стеклянный»)

Есть ещё в прилагательных просто одиночный суффикс -Н-. Он так и останется одиночным в словах вроде «лесНой» или «степНой». Но если сам корень заканчивается на Н (какой-нибудь «салон»), тогда при соединении мы получаем «салонНый».

Откуда первая н?

Из корня.

Откуда вторая н?

Из суффикса.

А зачем мы прибавили суффикс?

Хотели получить прилагательное из существительного.

Логично. А если прилагательное появилось в языке не из существительного, а само просто взялось и появилось, будем мы добавлять эту ещё одну Н? Конечно, нет!

Поэтому и в словах «юный», «бешеный», «пряный», «пьяный», «румяный» и подобных пишется только одна Н, та, которая в корне этого самого прилагательного.

То есть если суффикса нет, нет и разговора о второй н. :)

Н и НН в полных причастиях

Тут всё зависит не от суффикса (ни в коем случае!), а от вида (раз), приставки (два) причастного оборота (три) и конца слова (четыре). Уф, сколько же придётся проверять.

Проверяем так. НН пишется в таких случаях:

1. Вид — совершенный.

2. Есть приставка (приставка не- не в счёт).

3. Есть причастный оборот (впрочем, в задании А7 все слова идут по-одному, так что этот пункт пока можно пропустить).

4. Слово оканчивается на -ованный, -ёванный (кроме кованый\жёваный)

Так вот и считаем на раз-два-три-четыре. И если хоть один пункт совпадает, значит, в причастии пишем НН.

Например, «асфальтирован?ая дорога«. Начинаем считать: вид (раз) — несовершенный :(/ приставка (два) — отсутствует :(/ оборот (три) — отсутствует :(/ ованный,-ёванный (четыре) — присутствует :)Ура, пишем НН!

Ещё раз? Возьмём «уже краше?ая дверь«. Считаем:  вид (раз) — несовершенный :(/ приставка (два) — отсутствует :(/ оборот (три) — присутствует, от причастия зависит слово «уже» :)Попался, пишем НН! А дальше можно и не считать.

Важно: если в причастии всё-таки пишется одна Н (когда все 4 шага не подходят), такое причастие «лишают гордого имени» причастия и переводят в разряд «отглагольных прилагательных.

Внимание:  в языке есть группа причастий, которые не хотят подчиняться этому правилу. Их так и называют «не зависящие от правила». Их запомните на всякий случай.

Н: посаженый (отец), названый (брат), приданое.

НН: невиданный, неслыханнй, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, жеманный, священный, чванный.

Н и НН в наречиях

Наречия плывут так, как им скажут. То есть, если оно произошло от прилагательного, подчиняется правилу прилагательного. Если от причастия, тут уж хочешь — не хочешь, а подчиняйся причастию.

Например, «неожидан?о» произошло от причастия, а нём писалось НН, так как есть приставка О-. Значит, и в наречии НН.

Н и НН в кратких причастиях

Два слова: всегда «Н».

И никаких вам исключений.

I вариант

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1. ванной

2  длинной

3. пущенная

4. именно

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1. недлинная

2. современных

3. напечатанном

4. несовершеннолетними

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?

1. обыкновенную

2. гусиным

3. запрещено

4. сломанных

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1. уставленное

2. деревянными

3. рассеянно

4. оглушенный

В каком слове написание -НН- определяется правилом: «-НН- пишется на стыке морфем, когда одна -Н- входит в состав корня, а вторая -Н- является суффиксом»?

1. (в) соломенной

2. заспанная

3. раннего

4. совершенно

II вариант

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?

1. вынуждены

2. эффектней

3. противно

4. сольный

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1. невинно

2. преданно

3. обыкновенный

4. написанные

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1. чугунные

2. собственная

3. отгороженный

4. дрессированный

В каком слове правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в настоящем или простом будущем времени чередуется с –у/-ю?

1. выступил

2. посоветовала

3. называются

4. придаваться

В каком слове правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения глагола, от которого это слово образовано?

1. торжественных

2. преисполненные

3. уважаемый

4. сделанный

III вариант

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1. надкусанное

2. ванной

3. драгоценного

4. дрянная

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1. ванной

2. длинной

3. пущенная

4. именно

В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии совершенного вида пишется две буквы Н"?

1. священно

2. покрашенный

3. каменный

4. линованный

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЕНН-"?

1. постепенно

2. избавленный

3. соломенный

4. намеченный

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?

1. глиняная

2. юна

3. похищено

4. растрачена

Теоретический минимум по теме

«Синонимы и антонимы»

Очень лёгкое задание с точки зрения теории. Знать тут практически ничего не надо. Главное — словарный запас. Его-то уж рекомендую пополнять из художественной литературы.

Словарный запас наш делится на определённые стили. Согласитесь, что подбирать слова для собеседования о приёме на работу и для встречи одноклассников вы будете по-разному. Но некоторые слова уместны и там, и там. Например, слово «класс» или «школа». Такие слова называются стилистически нейтральными. Нейтральный — это тот, которому дела нет до чьего-то спора. Вот и пока слово «прикольный» гордится тем, что оно разговорное, «приемлемый» — тем, что оно носит окраску делового стиля, слово «хороший» спокойно стоит в стороне, потому что оно нейтральное. «Хороший» мы скажем и другу, и шефу, и перед аудиторией.

Называть по-разному одни и те же вещи — это и есть синонимия. У одного и того же предмета, признака, действия, даже у предлога, может быть целая группа синонимов как в своём стиле, так и в других.

Например, чепуха, ахинея, бессмыслица, бестолковщина, вздор, галиматья,  дребедень, ерунда, нелепица, чушь.

Выделим среди них стилистически нейтральные.

Потом выделим разговорные.

Останутся книжные (высокая устаревшая лексика и слова делового стиля)

Выполняя задание В1 вам придётся самим подбирать точный синоним к слову. Для этого сделайте следующее:

1. Внимательно прочитайте предложение, из которого взято слово.

2. Подумайте, в каком значении оно употреблено именно здесь.

3.  Подбирая синоним, попробуйте вставлять его вместо этого слова. Следите, чтобы смысл предложения оставался таким же.

В отдельных случаях в задании просят заменить слово на антоним, то есть на слово с противоположным значением: говорить — молчать, плохой — хороший, друг — враг.

I вариант

Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении « Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените разговорное слово «жутко» в предложении « Было очень жутко.» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените разговорное слово «поплелся» в предложении «Скрепя сердце я поплелся в кабинет.» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените разговорное слово «расплылся» в предложении «У меня медаль, — расплылся я и, не удержавшись, добавил: —  Золотая.» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените разговорное слово «калякая» в предложении «Две толстые утки прошли, оживленно калякая, с презрением взглянули на разодетого мальчика, как на чужого, и нырнули одна за другой под забор.» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

II вариант

Замените просторечное слово «вылезли» в предложении «Чтоб скрипки вылезли на первый план, а мой брат сидел где-то в углу?»  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «страшно» в предложении «И все страшно удивились, как это им раньше не пришло в голову вовлечь Тютькина» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «импонировали» в предложении «Мне импонировали его важность, молчаливость и сдержанность, ибо сам я был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените разговорное слово «шевелюра» в предложении «Но когда «день открытых дверей» уже кончался и наши ребята собирались уходить, вдруг выступил директор этой самой специальной математической школы — странный такой человек, косоглазый, носатый, с дикой шевелюрой, как у Левы, но только седой» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените разговорное слово «скатал» в предложении «Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии)»  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

III вариант

Замените слово «приплёлся» в предложении  «Приплёлся её любимый Васенька домой, плачет, рыдает, захлёбывается, а в руках дрянная заячья шкурка» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «мудрено» из предложения «Куда я путь держу, этого я и сам не знаю, так что тут мудрено проболтаться».

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «обронил» из предложения «Он обронил это как бы между прочим, но ему не шутя захотелось побывать в той блаженной долине».

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «нахлобучил» из предложения «Свой до отказа набитый мешок он вздел на самые плечи, а на голову нахлобучил какой-то мятый фетр — якобы шапку».

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «застилая» из предложения «Облетевшие березки  покачивались  над головами, тонкой черной сетью веточек застилая бледное небо».

IV вариант

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «цокоту» из предложения «Зажглись другие звезды, крупные и яркие, мы перестали беспокоиться и больше не прислушивались к цокоту копыт».

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «мурлычут» из предложения «Они даже замурлыкали, по хоббитскому обыкновению: хоббиты мурлычут, возвращаясь домой ночью».

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «нашарил» из предложения «И, будто повинуясь чьему-то велению, не понимая, что делает, он нашарил его в кармане».

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «нахлобучил» из предложения «Свой до отказа набитый мешок он вздел на самые плечи, а на голову нахлобучил какой-то мятый фетр — якобы шапку».

Замените в предложении «Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана» выделенное слово стилистически нейтральным синонимом.

Теоретический минимум по теме «Словосочетание»

В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
1. СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ

Способ связи легче всего определить по зависимому слову. Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.

При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1.Прилагательным. Например:
зелёный луг. 
2.Местоимением
, похожим на прилагательное. Например: мой портфель.

3.Причастием. Например: летящий шар.
4.Порядковым числительным.
 Например: второй этаж. 


При 
УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Существительным. Например:
иду в школу.
2. Местоимением, похожим на существительное. Например:
 письмо для меня

.При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Наречием. Например: говорить тихо.
2. Деепричастием
. Например: меняемся не глядя.
3. Неопределённой формой глагола. Например:
уехал учиться.

ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову!
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Советы для правильного выполнения задания

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем
без изменения.
3. Теперь в центре внимания -
зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
4. Читаем в задании, какой
тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать
примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать
согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой – чертой БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на
место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ чертой), а при управлении - ПОСЛЕ главного (чертой БАБУШКИ).

I вариант

Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «стальными перьями», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «принялся за чтение», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «клетчатую юбку» , построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

II вариант

Замените словосочетание «музыкальными образами», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «фонарёвский друг» (Фонарев – фамилия), построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «чугунные шары», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «математическая олимпиада», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «смотрели с интересом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

III вариант

Замените словосочетание «подземного хода», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

 

Замените словосочетание «по материнской линии», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание «ремесло сапожника», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Замените словосочетание «волки с севера», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Замените словосочетание «выгладил с тщательностью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

IV вариант

Замените словосочетание «радушно приняли», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание «цветущие луга», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание «бабушкиными сказками«, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание «дом в пригороде», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Замените словосочетание «отчитал без жалости«, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Теоретический минимум по теме «Подлежащее и сказуемое»

Чтобы правильно выделить подлежащее, нужно помнить о том, что:

  1. подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

  1. подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п.

 3) подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено

словосочетанием:

 - слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п. На съезд прибыло около двухсот делегатов.

- слово в Им.п. + предлог ИЗ + слово в Род.п. Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес.

- слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе).  Сестра с братом учатся в разных школах.

 

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что:

 1) сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы:

    ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?

    КАКОВ предмет?

    ЧТО с ним ПРОИСХОДИТ?

    КТО ТАКОЙ предмет?

    ЧТО ТАКОЕ предмет?

  1. сказуемые бывают простыми  и составными.

 Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено:

1) глаголом в форме изъявительного наклонения,

                                     условного: + БЫ

                                     повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ)

2) инфинитивом

3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

 Составное глагольное сказуемое (СГС)

 СГС 1   =     вспомогательный глагол   +   инфинитив

                                со значением 

                   1) начала, конца, продолжения

                       действия

                       Он начал кашлять.

                   2) желательности,

                       необходимости,

                       возможности

                       действия

                      Надо учиться языку.

                   3) эмоциональной оценки

                       действия

                       В знойный день хорошо бродить

                       по тенистой аллее.

 СГС 2  =  краткое прилаг.   +  инфинитив

Она согласна выйти за него замуж.

 Составное именное сказуемое (СИС):

 

СИС   =     глагол-связка    +    именная часть

                  1) быть                         -имя сущ.

                      являться                   -имя прилаг.

                      казаться                    -имя числит.

                      становиться             -местоимение

                      стать                         -причастие

                      сделаться                  -наречие

                      оставаться

                      остаться

                      считаться

                      выглядеть

                 2) со значением

                     движения,

                     положения в простанстве

 

Примеры:

Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.).

На улице становится холодно (становиться + наречие).

Осень пришла дождливая (глагол движения + имя прил.).

 

I вариант

Выпишите грамматическую основу предложения «Чтобы не пропустить возможных осложнений»

Выпишите грамматическую основу предложения  «Это меня окончательно смутило».

Выпишите грамматическую основу предложения « Преступление мое было тяжким».

Выпишите грамматическую основу предложения «По моему мнению, университет, носящий имя Ломоносова, должен был особенно радоваться таким людям».

Выпишите грамматическую основу предложения «Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра».

II вариант

Выпишите грамматическую основу предложения «Конечно, мне будет труднее, чем Наташе Ростовой на её первом балу!»

Выпишите грамматическую основу предложения «Ряше ещё никогда не удавалось кому-нибудь покровительствовать».

Выпишите грамматическую основу предложения «Нам он казался надменным».

Выпишите грамматическую основу предложения «Только этого не хватало!»

Выпишите грамматическую основу предложения «Тихое восхищенное «ура» сопровождало меня по университетским коридорам».

III вариант

Выпишите грамматическую основу предложения «А плакать не надо».

Выпишите грамматическую основу из предложения «А впереди были только стволы, впрямь и вкривь, стройные и корявые, гладкие и шишковатые, суковатые и ветвистые, серо-зеленые, обомшелые, обросшие лишайником».

Выпишите грамматическую основу из предложения  «Они то и дело
судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения».

Выпишите грамматическую основу из предложения «Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи».

Выпишите грамматическую основу из предложения «Мой отец, несмотря на профессию, требующую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем».

Теоретический минимум по теме «Осложненное простое предложение»

Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предло-жения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и произносящиеся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью, могут быть как распространёнными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспростра-нёнными.

 Обособление членов предложения - это интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены отделяются от других членов предложения знаками препинания.

 1. Обособленное согласованное распространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это выделяемый запятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимымми словами.

Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.

     Обособленное согласованное нераспространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это выделя-емое запятыми одиночное имя прилагательное или причастие.

Вечером, усталый, я возвращался домой.

     Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение,  выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми слова-ми, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?
Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указы-вает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.
Приложение
поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.

2. Обособленное ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это обстоятельства, выделенные интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
Обособленные обстоятельства могут быть
 выражены:

1) одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась.)
2) деепричастным оборотом (Мужики,
увидев помещика, сняли шапки.)
3) сравнительным оборотом (
Голова у нее острижена, как у мальчишки.)
4) оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (
На улицах, несмот-ря на яркое солнце, горели фонари.)
5) существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕ-КИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (
В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей.)

 НЕ ПУТАЙТЕ! 

Деепричастные обороты с вводными словами:
Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.(вводные слова подчёркнуты)
Деепричастные обороты с
придаточными определительными:
Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей. (придаточные определительные подчёркнуты)

 

 I вариант

Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

1.А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. 2. И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. 3. А стационарно. 4. Каждый день. 5. Под неусыпным наблюдением.           6. Чтобы не пропустить возможных осложнений. 7. А осложнения, как он понимал, грядут. 8. Позвонили в дверь. 9. Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. 10. С ней было всё в порядке. 11. Впереди праздник, и жизнь — как праздник.

Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

1.Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
2. Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. 3. Это меня окончательно смутило. 4. Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. 5. Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

1.Как-то по-особенному блестели его глаза. 2.Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

 – 3.Задание выполнил, – докладывал он коротко.

4.Оружейники начинали производить послеполѐтный осмотр и не находили ни одного снаряда. 5.Яровой старался расстрелять в полѐте весь боекомплект подчистую.

Найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите его номера.

1.За столиком с названием «Философский факультет» сидел довольно пожилой мужчина в белой рубашке с грозно закатанными рукавами. 2. Никто не толпился возле этого столика, и тем безудержней я пересек это пространство, как бы выжженное философским скептицизмом.
3. Я подошел к столику. 4.Человек, не шевелясь, посмотрел на меня.
– 5. Откуда, юноша? — спросил он голосом, уставшим от философских бесед.
– 6. Из Чегема, — сказал я, стараясь говорить правильно, но с акцентом.

Найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

1.Фашист ты, понял?! – вдруг хрипло выговорил приземистый.

– 2Обзываться? 3.Да? 3.Хлебца просить? 4.И обзываться?! 5.А вота!.. – крикнул Санька и, не глядя, рванул  поперѐк все деньги  все бумажки, что были в кулаке.

II вариант

Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

1.И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! 2. Понять не могу. 3. Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. 4. Но вчера я не выдержала и сказала:
- 5. Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.

Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

1. Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась

за ложку, зачерпнула ею еду. 2.Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг  положила её обратно и заплакала.

– 3.Что теперь с театром-то? 4.Вдруг разбомбили? 5.Что же они  творят?

– 6. Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.

7. Мама ничего не ответила. 8.Ела завариху, вовсе не замечая еды.

Найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

1.И несчастный Тютькин побежал за ним, крича:
– Я человек! 2. Я человек! 3. Я не виноват!
– 4. Гений и злодейство есть вещи несовместные, — сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг. — 5.Сначала думать надо, что рисуешь, а потом рисовать…

Найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

1. «Только русской поэзии этакое дано!» 2.«Ну, такого-то мы быстро слопаем!» – решил мой разбойный пятый «Б» класс. 3.Однако не тут-то было! 4.На уроке литературы учитель садился   напротив нас и заставлял  читать  вслух по две минуты из «Дубровского» и  «Бородина». 5.Послушав, без церемоний бросал.

Найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

1.С Борисом Житковым я познакомился в детстве, то есть еще в девятнадцатом веке. 2. Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй прогимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль.3. Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась "камчаткой". 4. Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. 5. Нам он казался надменным. 6. Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. 7. Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди — все до одного! — адмиралы; что у него есть собственная лодка (кажется, даже под парусом), — и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.
8. Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.

III вариант

Найдите предложение обособленным определением. Напишите номер.

1.Чего покупаете, купец? — хрипло спросил вдруг у приготовишки опухший босяк и зорко посмотрел на серебряный рубль, торчавший из Васиного кулака.
— 2. Зайца...
— 3. Шкурку, что ли?
— 4. Какую шкурку! — мальчик обиделся. —(24) Живого зайца, как вы не понимаете.

Найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(2)Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа  осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след  ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.

(3)Такой мне казалась жизнь до войны.

4)Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил

папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по  карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека.(5)Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?

Найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер.

1.Потом оказалось, что у Шулепникова был пугач, очень красивый заграничный пугач, который стрелял особыми пистонами, производившими звук выстрела настоящего пистолета. 2. Шулепников вышел из этой истории молодцом, а нападавшие были посрамлены и затем всячески старались помириться и подружиться с обладателем замечательного пугача.3. Но дело так просто не кончилось. 3. Вдруг явился директор вместе с завучем и милиционером и стал кричать, что бандиты должны быть наказаны. 4. Директор требовал, чтоб назвали бандитов по именам. 5. Шулепников не хотел. 6. Он сказал, что не заметил: устроили «темную» и разбежались. 7. Он рассказывал потом, что отец его наказал — запер в ванной на целый вечер, а в ванной было темно и ползали тараканы, — требуя, чтоб он назвал имена. 8. Но Шулепа не назвал никого.

Найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер.

1.Однажды, когда мы, большие суровые люди, сидели за обеденным столом, — мама чем-то больно обидела девочку.
2.Девочка промолчала, но опустила голову, опустила ресницы и, пошатываясь от горя, вышла из-за стола.
— 3.Посмотрим, — шепнул я матери, — что она будет делать?
4.Горемычная Ленка отважилась, оказывается, на огромный шаг: она вздумала уйти из родительского дома.
5.Пошла в свою комнатёнку и, сопя, принялась за сборы: разостлала на кровати свой тёмный байковый платок, положила в него две рубашки, панталончики, обломок шоколада, расписной переплёт, оторванный от какой-то книжки, и медное колечко с бутылочным изумрудом.

Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

1.Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью и в то же время с аккуратностью положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и наконец сыр и продолжал долго мешать. 2. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя. 3. Он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло. 4. Я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом–поваром.

Теоретический минимум по теме «Количество грамматических основ

в предложении»

Помните о том, что:

 

! в придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова который (которая, которое, которые), что:

 

В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания.

Она ненавидела всё, что было связано с футболом.

 

! вводные конструкции не являются членами предложения, поэтому не могут быть грамматической основой или входить в её состав.

 

! обращение не является главным членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим.

 

! приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением;

 

! дополнение в Вин. п. не является подлежащим.

I вариант

1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.

3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

В те годы поезда из наших краев шли до Москвы трое суток, так что времени для выбора будущей профессии было достаточно, и я остановился на философском факультете университета.

5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день.

II вариант

1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Лева не объясняет, хорошо это или плохо; он вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Весь класс так невинно и преданно смотрел на географичку, что, будь она поопытнее, она бы сразу поняла, сколь важное происшествие случилось в классе.

3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

На этой неделе Адочка (в смысле Ариадна Николаевна, математичка) сообщила Леве, как классному гению, что вот будет мероприятие, и она бы посоветовала ему…

5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Стоило мне, например, заявить, что Гоголь — великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь

III вариант

1.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Не прошло и получаса, идёт босяк, а под мышкой у него какое-то серое чудовище лапами дёргает.

2.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шел по коридору, правый рукав серого полосатого пиджака был подколот чуть пониже локтя, и полруки в пиджаке слегка колыхалось.

3.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Он сказал, что не заметил: устроили «темную» и разбежались.

4.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Надо мне признаться, что из всех цветов я люблю больше всего гвоздику; а из всех человеков милей всего моему сердцу дети.

5.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло.

Запятые между частями сложного предложения

I вариант

1.В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) — именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) — пришёл,(6) ушёл.

2.В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Живой человек один раз умирает,(1) а этот вечно,(2) вечно.
И стонало сердце моё,(3) и не могла я готовить уроков. А утром... Сами знаете,(4) что бывает утром с человеком,(5) который не приготовил урока!

3.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И,(1) конечно,(2) кому-то надоело макать ручку в чернильницу,(3) и он изобрел «вечное перо»,(4) которое обвинили в тех же самых грехах,(5) в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером.

4.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я нарочно назвал дедушкино село, (1) а не город, (2) где мы жили, (3) чтобы                   сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. По моему мнению, (4) университет, (5) носящий имя Ломоносова, (6) должен был особенно радоваться    таким людям.

5.В приведенном предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И теперь,(1) после всего этого приволья,(2) после всей этой свободы,(3) - ходить в тесной шерстяной матроске,(4) в кусающихся чулках,(5) в неудобных ботинках,(6) в большой соломенной шляпе,(7) резинка которой натирает уши и давит горло!

II вариант

В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


«Уж сколько лет ты пытаешься подарить ему свой характер,(1) а он не принимает подарка. Смирись,(2) дитя мое,(3) смирись!» - сказал как-то папа.
И все же Лева иногда подчиняется мне,(4) хоть и старше на целых пять лет.

В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он же рисует по впечатлению,(1) то есть по-честному - что видит. Он же хочет получше нарисовать,(2) а за это вот всю дорогу горит синим пламенем. А добрый Ряша сказал,(3) что нельзя обвинять Тютькина.

В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Бывало, (1) придя спозаранку, (2) я долго простаивал у этих ворот, (3) чтобы только поглядеть, (4) как Житков — с неподвижным и очень серьезным лицом — наклонится над ученой собакой, (5) возьмет у нее свою скрипку, (6) скажет ей (будто по секрету!) какое-то негромкое слово.

В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


Поэтому, (1) кто не круглый отличник, (2) у кого четверки, (3) смешно даже думать, (4) чтобы сюда попасть. У Юры четверок было две, (5) у Левы — ни одной, (6) сплошные пятерки, (7) но, (8) к сожалению, (9) у него имелась тройка по немецкому. У Машки-то, (10) конечно, (11) четверок хватало.

В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.

III вариант

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Во всех газетах появится Васин портрет с зайцем , (1) директор гимназии объявит ему перед всем классом благодарность и напишет тёте письмо, (2) что племянник её, (3)Василий Горбачёв, (4)затмит когда-нибудь самого Ломоносова.
От каждого завтрака, (5) — а давала ему тётка каждое утро гривенник, (6)— экономил он по три копейки и, (7)когда накопил рубль медью, (8)обменял его на серебряный.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он был скорее молодой, (1) лицо красивое, (2) как у киноактера, (3) но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, (4) то хмурился, (5) то подергивал носом или губами. Неправдоподобно вежливый, (6) он всем говорил «вы», (7) но при этом был невероятно ехиден. Для начала он сказал Илье, (8) когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: «А вы что здесь вихляетесь?» — и Илья его мгновенно и сильно невзлюбил.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Глебов почувствовал, (1) как у него подгибаются ноги. Левка сопротивлялся, бил ногами, (2) но его, конечно, смяли, скрутили, (3) кто-то сел ему на грудь,(4) и вдруг раздался громкий треск, (5) будто лопнула автомобильная шина.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Кудрявые пышные головки совсем не запятнаны грязью, (1)все три цветка счастливо упали верхней частью стеблей на широкую папиросную коробку, (2)брошенную прохожим курильщиком.
О, (3)будь благословен тот, (4)кто уронил эти цветы, (5)— он сделал меня счастливым.

В приведённом ниже предложении  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Макароны точно были очень вкусны, (1) но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем, (2) но Гоголь находил их очень удачными, (3) съел несколько тарелок и не чувствовал потом никакой тягости, (4) на которую некоторые потом жаловались…

СПП с соподчинением и последовательным подчинением

I вариант

1. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Но когда «день открытых дверей» уже кончался и наши ребята собирались уходить, вдруг выступил директор этой самой специальной математической школы — странный такой человек, косоглазый, носатый, с дикой шевелюрой, как у Левы, но только седой. (31) И вот этот директор в своей речи прямо сказал, что тот, кто не отличник, но способный, пусть все-таки не отчаивается: главное значение будет придаваться итогам математической олимпиады.
(32) И вот сейчас решено и подписано, чтобы всем троим идти в воскресенье на олимпиаду и там попытать счастья.

2. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

1. Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!
2. И вот наконец я додумалась. 3. Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. 4. Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! — только бы не умирал! 5. Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. 6. Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления

3. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1. Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. 2. Но тогда же выдумают еще что-нибудь пишущее, и все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. 3. Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. 4. Они от ваших штук и без того устали.

4. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– 1. Из Чегема, — сказал я, стараясь говорить правильно, но с акцентом. 2. Я нарочно назвал дедушкино село, а не город, где мы жили, чтобы сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. 3.По моему мнению, университет, носящий имя Ломоносова, должен был особенно радоваться таким людям.
– 4. Это что такое? — спросил он, едва заметным движением руки останавливая мою попытку положить на стол документы.
–5. Чегем — это высокогорное село в Абхазии, — доброжелательно разъяснил я.
–6. Абхазия — это Аджария? — спросил он как-то рассеянно, потому что теперь сосредоточил внимание на моей руке, держащей документы, чтобы вовремя перехватить мою очередную попытку положить документы на стол.
–7. Абхазия — это Абхазия, — сказал я с достоинством, но не заносчиво.

II вариант

1. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1. Во всех газетах появится Васин портрет с зайцем, директор гимназии объявит ему перед всем классом благодарность и напишет тёте письмо, что племянник её, Василий Горбачёв, затмит когда-нибудь самого Ломоносова. 2. От каждого завтрака, — а давала ему тётка каждое утро гривенник, — экономил он по три копейки и, когда накопил рубль медью, обменял его на серебряный. 3. Зажал рубль в ладонь и в первый же свободный день пошёл, весело насвистывая, на Трубную площадь, где всё можно достать и где продавали в клетках и прямо с рук всякое зверьё и птицу.
4. Но зайца — не было! 5. Три раза обошёл Васенька площадь, во все лари заглядывал, под все столы: нет зайца.

2. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

1. Пока он всё это объяснял, Машенька, сидевшая на соседней парте, тихонько стащила тютькинский рисунок и просто завизжала, увидев, что там такое нарисовано.
2. Она сразу пустила листок по рядам. 3. И все по очереди тоже взвизгивали и говорили: «Вот это да!» 4. Некоторые говорили это очень громко, поэтому географичка прервала тютькинскую мысль про то, что Гималайские горы самые высокие, и строго спросила:
– Что там у вас происходит?

3.Найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

 1.Уже через три месяца все, включая Илью, Сеню Свиньина и в особенности Миху, смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дергали губами и бровями точно как он. 2. И еще Рука читал стихи. 3. Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого–нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. 4. Выбирал причудливо — то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельем у выписавшегося из больницы», то совсем уж ни с того ни с сего какую-то абракадабру. 5. У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что. 6. Но учитель на Миху и поглядывал. 7. Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья.

4. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

1.Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. 2. Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. 3. Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома.

III вариант

1. Найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

1. Лева занимается любимым делом, а когда занимаешься таким делом, сразу откуда-то появляются терпение и воля.2. Вот если бы я, к примеру, должна была готовить уроки только по литературе, я бы могла их готовить круглыми сутками и отвечала бы всегда на пятерки, потому что я занималась бы любимым делом! 3. Но геометрия, физика, химия... 4. Откуда возьмёшь столько терпения? 5. И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?!

2. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

1. Может быть, оттого, что у меня не было ни дядей-адмиралов, ни лодки, ни телескопа, ни ученого пса, Житков казался мне самым замечательным существом на всем свете, и меня тянуло к нему, как магнитом.
2. Мне импонировали его важность, молчаливость и сдержанность, ибо сам я был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности.
3. Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова, и я помню, как мучительно я завидовал тем, кого он изредка удостаивал своим разговором. 4. Таких было немного: обруселый итальянец Брамбилла, да Миша Кобецкий, да Илюша Мечников, племянник ученого, да еще двое-трое, не больше.

3. Найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

1.Левка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь, и вдруг раздался громкий треск, будто лопнула автомобильная шина. 2. Тут все пятеро кинулись в стороны, а Левка поднялся на ноги. 3. Кожаные штаны были на нем, а в руке он держал пистолет. 3. Он еще раз выстрелил в воздух. 4. Пахло дымом. 5. Была минута ужаса. 6. Глебов почувствовал, как у него подгибаются ноги. 7. На него мчался Медведь с вытаращенными глазами, оттолкнул Глебова и побежал, прыгая через ступени, вверх по лестнице.8. Потом оказалось, что у Шулепникова был пугач, очень красивый заграничный пугач, который стрелял особыми пистонами, производившими звук выстрела настоящего пистолета. 9. Шулепников вышел из этой истории молодцом, а нападавшие были посрамлены и затем всячески старались помириться и подружиться с обладателем замечательного пугача.10. Но дело так просто не кончилось

4. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

1. Пошла в свою комнатёнку и, сопя, принялась за сборы: разостлала на кровати свой тёмный байковый платок, положила в него две рубашки, панталончики, обломок шоколада, расписной переплёт, оторванный от какой-то книжки, и медное колечко с бутылочным изумрудом. 2.Все это аккуратно связала в узел, вздохнула тяжко и с горестно опущенной головой вышла из дому. 3.Она уже благополучно добралась до калитки и даже вышла за калитку, но тут её ожидало самое страшное, самое непреодолимое препятствие: в десяти шагах от ворот лежала большая тёмная собака.
4.У девочки достало присутствия духа и самолюбия, чтобы не закричать. 5.Она только оперлась плечом о скамейку, стоявшую у ворот, и принялась равнодушно глядеть совсем в другую сторону с таким видом, будто бы ей нет дела ни до одной собаки в мире, а вышла она за ворота просто подышать свежим воздухом.

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

I вариант

1. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

1.Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.2. Он лежал и думал о том, что вот уйдёт, и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. 3. Она воспитывает её, унижая. 4. И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
5. Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

2. Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

1.Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. 2. Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.
3. Толстой был дома. 4. Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
5. Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

3. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

1. Потому что не изобрели еще пишущих машинок. 2. И рукописи, и деловые бумаги, и письма просто нельзя было бы прочесть, будь они написаны каракулями. 3. И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. 4. Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. 5. Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название — «перо».

4. Найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной

связью между частями.

– 1. А вы знаете, какой у нас конкурс? — снова остановил он меня вопросом.
– 2. У меня медаль, — расплылся я и, не удержавшись, добавил: — 4. Золотая.
– 5. У нас медалистов тоже много, — сказал он и как-то засуетился, зашелестел бумагами…
– 6. А вы знаете, что у нас обучение только по-русски? — вдруг вспомнил он, бросив шелестеть бумагами.
– 7. Я русскую школу кончил, — ответил я, незаметно убирая акцент. — 8.  Хотите, я вам прочту стихотворение?
– 9. Так вам на филологический! — обрадовался он и кивнул: — 10. Вон тот столик.
– 11. Нет, — сказал я терпеливо, — мне на философский.
12. Человек погрустнел, и я понял, что можно положить на стол документы.
– 13. Ладно, читайте. — 14. И он вяло потянулся к документам.
15. Я прочел стихи Брюсова, которого тогда любил за щедрость звуков.

II вариант

1. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

1. На берегу он обмазывался с ног до головы красной морской глиной, выцарапывая на груди узоры, отчего и впрямь становился похож на краснокожего, особенно если втыкал в вихры сине-голубые перья тех удивительно красивых птиц, которые вили гнезда в обрывах. 2. И теперь, после всего этого приволья, после всей этой свободы, - ходить в тесной шерстяной матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой соломенной шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло!
3. Петя снял шляпу и забросил ее за плечи. 4. Теперь она болталась за спиной, как корзина.
5. Две толстые утки прошли, оживленно калякая, с презрением взглянули на разодетого мальчика, как на чужого, и нырнули одна за другой под забор.
6. Может, это была демонстрация, или они действительно не узнали его, но только Пете вдруг стало до того тяжело и грустно, что он готов был заплакать.
7.  Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра.

2. Найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Эти все время ехидничают, посмеиваются. 2. И уверены, что они гораздо взрослее взрослых. 3. По мнению моей мамы, это как раз и говорит о том, что они ещё абсолютные дети, потому что, как утверждает мама, ни один взрослый человек никогда не захочет казаться старше своего возраста. 4. Но сами-то десятиклассники не догадываются о том, что они абсолютные дети, и никто им этого не объяснит: просто никто не решится. 5. Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомлённых "героев нашего времени", которых ничем на свете не удивишь.

3. Найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.А добрый Ряша сказал, что нельзя обвинять Тютькина. 2. Он же не для зла. 3.Просто такое у человека свойство: рисовать всё из жизни. 4. Но, конечно, объективно Лева прав: раз уж у тебя такое свойство, то надо самому за собой следить. 5. Ряше ещё никогда не удавалось кому-нибудь покровительствовать. 6. И поэтому он был рад и, пожалуй, даже упивался новым, захватывающим занятием.
– 7. Вот вы все убиваете в нем художника, — обличал он своих ребят. 

4. Найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди — все до одного! — адмиралы; что у него есть собственная лодка (кажется, даже под парусом), — и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.
2. Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.
3. Бывало, придя спозаранку, я долго простаивал у этих ворот, чтобы только поглядеть, как Житков — с неподвижным и очень серьезным лицом — наклонится над ученой собакой, возьмет у нее свою скрипку, скажет ей (будто по секрету!) какое-то негромкое слово. 4. И она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской, — очевидно, в гавань, к кораблям и матросам.

III вариант

1. Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.У Юры четверок было две, у Левы — ни одной, сплошные пятерки, но, к сожалению, у него имелась тройка по немецкому. 2. У Машки-то, конечно, четверок хватало.
3. Но когда «день открытых дверей» уже кончался и наши ребята собирались уходить, вдруг выступил директор этой самой специальной математической школы — странный такой человек, косоглазый, носатый, с дикой шевелюрой, как у Левы, но только седой. 4. И вот этот директор в своей речи прямо сказал, что тот, кто не отличник, но способный, пусть все-таки не отчаивается: главное значение будет придаваться итогам математической олимпиады.

2. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

1. Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе принялись обсуждать судьбу замечательного гостя. 2. Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. 3. Но об этом не было ни слова. 4. Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло. 5. Вместо этого заведующий облоно сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.

3. Найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.В Москве на Сивцевом Вражке жил у тётки один такой приготовишка, Васенька Горбачёв. 2. И была у него мечта: Васенька видал как-то в цирке у Дурова дрессированного зайца, который зубами, по желанию публики, вытаскивал карту любой части света, катался на маленьком заячьем велосипеде и, скосив глаза вбок, отдавал честь старой лягавой собаке.
3. Штуки не Бог весть какие... 4. Мальчик решил скопить денег, купить простого деревенского зайца и обучить его тайком в ванной комнате совсем другой вещи: четырём арифметическим действиям и таблице умножения.

4. Найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, хотя другим было хоть бы что.2. Но учитель на Миху и поглядывал. 3. Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. 4. Саня улыбался снисходительно учительской слабости — некоторые были те самые, что бабушка читала. 5. Другие ребята это пристрастие учителю прощали. 6. Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания 1-19 тестовой части ЕГЭ по русскому языку

Задания 1-19 тестовой части ЕГЭ по русскому языку...

Дидактические материалы для подготовки учащихся к Г(и)А, используемые на уроках русского языка в 9 классе

Данный методический материал разработан в соответствии с учебным комплексом  В.В.Бабайцевой (Дрофа.: Москва, 2001) и направлен на подготовку учащихся 9-х классов к итоговой аттестации. Готовиться...

Памятка для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку

Материал содержит алгоритмы и основной теоретический материал для решения каждого задания. В памятке приведены разные формулировки заданий одного типа, а также примеры из заданий актуальной базы ...

Алгоритм работы при выполнении тестовой части ЕГЭ - 2017 русский язык

В материале даны образцы заданий ЕГЭ по русскому языку 2017. Показан рекомендуемый алгоритм выполнения заданий....

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Подготовка к тестовой части ОГЭ по русскому языку

Подборка материала для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку....

Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»

В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на  основополагающих разделах ли...