Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Черненко Лариса Николаевна

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Комплексный анализ текста. 9кл.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Цели:

Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.

Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи: 1. расширять лексический запас учеников; 2. воспитывать читательскую культуру; 3. выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
Оборудование:
Карточки с текстом, компьютер

Ход урока:

Слайд 1
Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.
Т.Уайлдер

  1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока
    Работа с эпиграфом урока. Как вы понимаете эти слова? В чём, по-вашему, заключается смысл жизни? Естественно, что у каждого из вас есть своя точка зрения, потому что
    В жизни по-разному можно жить:
    В горе можно и в радости.
    Вовремя есть, вовремя пить,
    Вовремя делать гадости.
    А можно и так:
    На рассвете встать
    И, помышляя о чуде,
    Рукой обнаженною солнце достать,
    И подарить его людям. (С. Островой)
  2. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с двумя точками зрения на смысл жизни. Я очень надеюсь, что после урока каждый из вас, выходя из класса, серьёзно задумается над смыслом своей жизни.

Первоначальная работа с текстом

Выразительное чтение текста учителем.

ОРЕЛ И ВОРОБЬИ
Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
И сказал тогда Орел воробьям:
– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
– Короткое крыло – низкий полет...
А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

(Индивидуальная работа над орфограммами и пунктуацией).

У каждого учащегося текст перед  глазами.

3. Актуализация опорных знаний по речеведению
– Определите стиль и жанр этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка-притча. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
– Автор определила жанр как сказка-притча. Вспомните определение притчи. (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
Слайд 2
– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.
Слайд 3

4. Самостоятельная работа учащихся в группе (cодержательный и композиционный анализ текста). Раздать вопросы для группы
Какова композиция притчи? (записать, что является в тексте завязкой, кульминацией и развязкой).
Какие микротемы можно выделить в тексте? (записать в тетрадь) Подтвердите цитатами.
Что вы можете сказать о героях притчи?
Авторская характеристика Орла и воробьев.
Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использует автор?(записать в тетрадь)
Их роль в тексте.

5. Выступление группы. Беседа.
1. Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.
Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.
Кульминация – полные горечи слова Орла.
Развязка – ответ Орла на действия воробьев.
2. Условно в тексте можно выделить 5 микротем:
Слайды 4–8
1. Рассказ Орла и реакция воробьев «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...»
2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь «Окинул Орел своим зорким оком окрестность...»
«...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...»
3. Возмущение воробьев и ответ Орла «...возмутились такими речами воробьи...»
«короткое крыло – низкий полет»
4. Возвращение воробьев к прежнему существованию «...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...»
5. Мораль «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».
3. Обмен мнениями ребят о героях притчи. Авторская характеристика Орла и воробьев.
Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.
Слайды 9, 10
Орел Воробьи
Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце
Проповедник, мудрец Психология обывателя
4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Их роль в тексте. (раздать памятки)
В притче прослеживается аллегория.
Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.
Перифраза: «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;
– «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.
Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.
Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.
Инверсия. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».
Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».
Градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».
Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев...», подсчитать союзы).
Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.

6. Обобщение композиционно-смыслового анализа текста
– Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать).
Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу урока. Соотнесите идею притчи и эпиграф.
Слайд 11

7. Домашнее задание:
Слайд 12
Напишите сочинение-размышление на одну из предложенных тем:

«Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем».
2. «Короткое крыло – низкий полет».
3. «В жизни по-разному можно жить».

Я прошу вас серьёзно отнестись к домашнему заданию. Вам необходимо выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его.
8. Заключительное слово учителя.

Итак, вы услышали две точки зрения на смысл жизни. В начале урока, обращаясь к вам, я сказала, что очень надеюсь, что после урока каждый из вас, выходя из класса, серьёзно задумается над смыслом своей жизни, ведь всё в этой жизни зависит от нас:

Каждый выбирает по себе:
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку.
Каждый выбирает по себе.

Желаю вам сделать правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Что такое текст?"

Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предло...

Методическая разработка урока по теме: "Комплексные числа"

Данная методическая разработка направлена на формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и может быть использована преподавателями математики в любых учебных груп...

Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"

Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"1) Определение комплексных чисел.2) Сложение, вычитание, умножение и деление.3) Тригонометрическая форма записи комплексного числа.4)Комп...

Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"

Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"1) Определение комплексных чисел.2) Сложение, вычитание, умножение и деление.3) Тригонометрическая форма записи комплексного числа.4)Комп...

Разработка уроков по теме "Комплексные числа" 10 класс

Знакомство с комплексными числами и основными операциями над ними....

Методическая разработка. Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста

Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста...

Методическая разработка урока по теме "Комплексные числа"

Методическая разработка урока по теме "Комплексные числа"...