ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по русскому языку на тему

Жанна Викторовна Панова

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КПК: «Система работы учителя по подготовке учащихся к новым формам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах»

Выполнила:  Панова Жанна Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «ВСОШ № 2»

Волосовский район

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip708.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет Гуманитарного образования

Кафедра  Филологического образования и межпредметной интеграции

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

        

КПК: «Система работы учителя по подготовке учащихся к новым формам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах»

Выполнила:  Панова Жанна Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «ВСОШ № 2»

Волосовский район

Руководитель: Попкова Вера Юрьевна,

методист УМЦ факультета

гуманитарного образования

Санкт-Петербург

2014

Содержание

  1. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
  1. Опыт использования психолого-педагогических технологий здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
  2. Рациональная организация урока
  3. Выводы по главе

  1. Здоровьесберегающие технологии при подготовке к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ГИА)
  1. Особенности режима дня учащихся
  2. Комплекс мероприятий по подготовке обучающихся к предстоящей итоговой аттестации
  3. Выводы по главе.

  1. Роль здоровьесберегающей работы в школе.

  1. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока и зависит рабочее состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить оздоровительные моменты на уроке, кроме того, необходимо поддерживать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы.

Некоторые выводы.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

- учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

- учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой — продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- создание благоприятного психологического фона на уроке;

- использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

- создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.     Приводит к  предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.     И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении числительных использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

Итак, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Факторы риска школьной среды

1. Интенсификация учебного процесса и перегрузка учащихся, связанная с выполнением умственной работы на занятиях в школе и домашних   заданий.

Фактическая учебная школьная нагрузка старшеклассников составляет 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе в13 – 15 часов. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно – у старшеклассников достоверно чаще отмечаются: большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма.

Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что неизбежно приводит к увеличению домашних заданий, утомлению и переутомлению.

2. Нерациональная  организация  учебного процесса и учебного режима в школе.

Это выражается в том, что зачастую учебное расписание строится без учета физиологически обоснованной динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели.

3. Отсутствие  в образовательном процессе  учета  индивидуально-типологических  особенностей

В учебной деятельности не дается рекомендаций по освоению материала в зависимости от преобладающего вида памяти у конкретного ученика; чаще всего  не индивидуализируются и домашние задания в зависимости от возможностей, интересов и мотивации ребенка и т. д., да и в самом образовательном процессе учитель чаще всего ориентируется на « среднего » ученика, так, что «сильному» учиться неинтересно, а слабый не испытывает желания работать. В результате и те, и другие из-за чувства внутреннего неудовлетворения испытывают психологический дискомфорт, который постепенно приводит к нарушению психической сферы.

4. Недостаточная  двигательная  активность  (гипокинезия) учащихся.

Гипокинезия связана как с большой загруженностью учебной работой, так и с несовершенной методикой организации урока, когда на двигательный компонент в его структуре учитель вообще не обращает внимания. Положение  усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся, в силу чего значительную часть своего свободного времени они  проводят не в движении, а продолжают потреблять информацию (телевидение, компьютер).

5. Стрессовая  педагогическая   тактика.

Одним из источников стресса в школьной жизни является авторитарно-репродуктивная система обучения, при которой учитель не интересуется мнением ученика, его отношением к изучаемому программному материалу, а навязывает его освоение.

Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестоким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом. Общение с доброжелательным педагогом настраивает на контакт и позволяет улучшить учебный процесс.

6. Низкая  функциональная  грамотность педагогов  в  вопросах  сохранения  и укрепления здоровья.

Педагог может блестяще знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, знающий ребенка, педагог,  осознающий свою ответственность за развитие и здоровье, а не только за знания.

7. Низкий  уровень  культуры  здоровья  учащихся.

 Результаты многочисленных исследований показывают, что у учащихся старших классов низкая мотивация здоровой жизнедеятельности. Учащиеся знают, что надо заниматься физическими упражнениями, питаться правильно, закаляться, следить за своим психическим состоянием, но не знают, как это делать, с помощью каких средств и методов.

8. Несоблюдение  гигиенических  требований  к микроклимату,  освещенности, учебной мебели  и  компьютерной  технике.

Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы – очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье.

Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает эффективность и качество обучения.

Таким образом, сочетание интенсификации учебного процесса со стрессовой тактикой педагога, нерациональной организацией учебной деятельности и низкой функциональной грамотностью педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья создают «идеальные» условия для развития заболеваний учащихся старших классов.

Следовательно, чтобы исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов на развитие и здоровье учащихся старших классов, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей организации учебного процесса.

При изучении теоретического материала по данной теме я выделяю основные методические рекомендации:

1) При реализации программ обучения здоровью, здоровому образу жизни необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.

2) Необходимо обеспечить учащимся возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализация программ без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможным.

3) При работе с программами необходимо решать одновременно три задачи:

1.Формировать у учащихся систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни

2.Способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения

3.Обеспечивать решение задач адекватными стратегиями и технологиями.

Нельзя акцентироваться на одной из них в ущерб остальным!

4) Критерием эффективности работы педагога является не усвоение учащимися тех или иных знаний, умений, не демонстрация определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения.

5) Педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программ он столкнется с различными психологическими сопротивлениями со стороны учащихся, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроить систему преподавания.

  1. Здоровьесберегающие технологии при подготовке к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ГИА)

 Экзамены – серьезное испытание для многих школьников. При подготовке к экзаменам резко увеличивается объем знаний и различной специальной информации, в соответствии с этим меняется жизнедеятельность учащихся: уменьшается двигательная активность, нарушается режим сна, питания. Экзамен и подготовка к нему сопровождаются сильным эмоциональным напряжением и ожиданием.

 Процессы высшей нервной деятельности ребенка школьного возраста характеризуется чрезвычайной интенсивностью и истощаемостью. Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток  коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы и обеспечить её полное функциональное восстановление после работы.

 Эти особенности должны быть учтены при составлении режима дня учащихся старших классов в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации. Обязательные занятия  в школе следует проводить в утренние часы, а домашние учебные занятия – с 16 до 18 ч. А перед началом экзаменационного периода необходим определенный (особый) режим дня.

Для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) важно, чтобы школьник научился работать самостоятельно, творчески, так как процедура ЕГЭ независима и не учитывает ни степени волнения, ни прошлых заслуг ученика.

В связи с этим волнуют вопросы: как организовать здоровьесбережение и обучение учащихся выпускных  классов? Что нужно делать? Какие наши действия?

Большинство учителей- предметников, в том числе и учителя русского языка и литературы, стремятся внести что-то новое в оздоровительную работу при подготовке выпускников к государственной итоговой   аттестации. Период подготовки и сдачи экзаменов характеризуется повышенной стрессовой ситуацией учащихся старших классов, что оказывает влияние на их состояние здоровья.

 Как решается эта проблема  нашей школой и мною в частности?

 В начале года (до 10 сентября) в 5-х, 6-х классах (где я работаю) выступаю на родительских собраниях и рассказываю об особенностях здоровьесбережения детей  в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, предлагаю образец режима дня и советую каждому родителю вместе с ребенком составить свой режим дня.

 Первый урок в этих классах посвящается этой же проблеме. Очень подробно знакомлю учащихся с целью и задачами здоровьесбережения именно в период подготовки и сдачи экзаменов.

 Завуч по расписанию по максимуму выставляет русский язык в 5-х, 6-х классах на 2, 3, а литературу на 4, 5 уроки. Ежегодно в сентябре проводится день здоровья.

 Во время проведения уроков использую упражнения на напряжение и расслабление мышц-разгибателей и сгибателей конечностей и туловища; гимнастику для глаз №1 и №2.

 После 2 урока по всей школе проводится динамическая пауза; после 4 урока учащиеся 5-х, 6-х классов обедают в столовой; уроки физкультуры в этих классах чередуются в соответствии с требованием СанПиН.

Для рациональной организации урока, с целью здоровьесбережения учащихся можно воспользоваться следующими критериями:

  1. Плотность урока – не менее 60% и не более 75-80%.
  2. Количество видов учебной деятельности – 4 – 7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности – не более 10 минут.
  4. Частота чередования различных видов учебной деятельности – смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Количество видов преподавания – не менее 3-х.
  6. Чередование видов преподавания – не позже, чем через 10-15 минут.
  7. Наличие эмоциональных разрядок (количество) – 2 – 3.
  8. Место и длительность применения ТСО – в соответствии с гигиеническими нормами.
  9. Чередование позы – Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.
  10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток – на 20-й и 35-й мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого.
  11. Психологический климат – преобладают положительные эмоции.
  12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности – не ранее 40 минут.

В начале каждой четверти и перед каникулами во внеурочное время провожу беседы с учащимися о правильном распределении времени в течение дня, чтобы учебная работа сочеталась с отдыхом и не влияла на обычную продолжительность сна.

 Общая продолжительность ежедневных занятий во время подготовки к экзамену должна составлять 7,5 – 8 часов в сутки. Через каждые 45 – 50 минут занятий следует устраивать 10 мин. Перерыв, а после 3-3,5 часа – более длительный отдых (2-3ч.), включающий время еды и прогулки.

В течение учебного года провожу беседы (2- в 1 полугодии, 2 – во 2 полугодии), посвящённые здоровьесбережению учащихся (приглашаются психологи, медики, проводятся психотренинги, организуется просмотр видеоматериалов).

Объем домашнего задания не превышает объема классной работы. Дополнительные задания даю учащимся, физически здоровым, с устойчивой психикой, способным к более длительному умственному труду.

Большое внимание уделяю гигиеническим требованиям к микроклимату в кабинете: на каждой перемене осуществляем проветривание, на большой перемене проводим влажную уборку, строго слежу за освещенностью кабинета, рабочего места каждого ученика.

Вопросы здоровьесбережения, укрепления здоровья и обеспечения безопасности являются ведущими на внутришкольном контроле.

В целях обеспечения компетентного подхода в вопросах здоровья и здровьесбережения. В рамках  самообразования, каждый учитель освоил следующие технологии:

  • медико – гигиеническая, защитно-профилактическая( совместная работа с медработником школы по обеспечению надлежащих гигиенических и санитарных правил и условий);
  • физкультурно – оздоровительная;
  • экологические здоровьесберегающие технологии по воспитанию любви к природе, заботе о природе, благоустройству и озеленению помещений и территории, природоохранные мероприятия;
  • технологии обеспечения безопасности  жизнедеятельности и охраны от травматизма (информационно –обучающие).

Немаловажную роль в здоровьесбережении играет профилактика вредных привычек (алкоголь, курение, наркомания).

Считаю также одним из способов уменьшения стрессов, нервных расстройств, страхов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ проведение в течение учебного года пробных работ на базе других школ по договоренности между администрациями близлежащих школ. Это приблизит учащихся к реальности сдачи экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблему здоровьесбережения учащейся молодежи. В условиях высокой технической оснащенности и психофизической интенсивности труда одним из главных лимитирующих факторов становится фактор здоровья людей. Здоровье подрастающего поколения является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества.

Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье.

Здоровье выпускников школы  – один из важных показателей качественности  школьного образования.

Государственный экзамен для выпускников – это один из самых напряженных моментов в учебной деятельности. Экзаменационный период всегда характеризуется развитием высокого эмоционального напряжения, которое может привести к ухудшению физического и психического здоровья детей. Чрезмерный экзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями.

  1. Роль здоровьесберегающей работы в школе.

Исследования ученых свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода подготовки и сдачи экзаменов. Все это приводит к ухудшению здоровья старшеклассников, а также отрицательно сказывается на их успеваемости в рамках основной образовательной программы.

Таким образом, с одной стороны, цель модернизации образования – развитие у учащихся самостоятельности и способности ориентироваться в современном информационном обществе. Но, с другой стороны, – это перегрузка учащихся, что и приводит к снижению здоровья выпускников.

Следовательно, приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся старших классов, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, развитие способности выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Для сохранения и укрепления здоровья старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации необходимо так организовать здоровьесберегающую работу в школе и дома, чтобы у них сформировалась самостоятельная потребность в укреплении своего здоровья.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить те школьные факторы риска, которые негативно сказываются на здоровье учащихся. Сила влияния школьных  факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно. И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов  их суммарное воздействие оказывается очень значительным.

Для эффективного социально-педагогического взаимодействия с учениками я провожу анкетирование (приложение №1) с целью определения психологического климата в коллективе. Один  раз  в  полугодие ученики  письменно  отвечают анонимно  на  серию  вопросов, отражающих  их  отношение  к  уроку, учебникам, предмету,  учителю (приложение №2).

Нравятся  ли уроки русского языка и литературы?

Что  не  нравится  на  уроке?

Можешь  ли  учиться  лучше  по  предмету?

Что  мешает  учиться  лучше?

Какие  действия  учителя  считаешь  неправильными?

Поставь  отметку  учителю  по  10-балльной  системе. Обоснуй  её.

Поставь  себе  отметку  по  10-балльной  системе.  Обоснуй  её.

Таблица 1. Результаты анонимного опроса

Результаты анонимного опроса

Категория участников

образовательного

процесса

Количество уч-ся, кому нравится предмет

Степень удовлетворенности  в %

В начале

года

В конце

года

Обучающиеся 5

23

25

79%- 86%

Обучающиеся  6

20

24

71%– 86%

Обучающиеся  8

15

18

52%-62%

Вывод: Увеличился процент обучающихся, испытывающих интерес к изучению русского языка и литературы в 5, 6 и 8 классах.

Проводилась анкета-опрос среди 5, 6, 8 классов (в количестве 65 человек) «Мои учебные достижения», в начале 2012 – 2013 учебного года и в этих же классах (в количестве 65 человек) в начале 2013 – 2014 учебного года, где были вопросы:

- как относится учитель к ребенку; отметьте качества учителя, которые вас привлекают в нем;

- довольны ли вы знаниями, полученными на уроке по русскому языку?

- пригодятся ли вам знания по русскому языку в жизни?

Опрос показал, что:

Таблица 2.  Результаты анкеты  «Мои учебные достижения»

Вопрос

2012-2013 учебный год

%

2013-2014 учебный год

%

Динамика роста

%

Учащиеся считают, что учитель относится к ним хорошо, понимает, уважает, учитывает их возможности

77%

85%

8%

Учащиеся удовлетворены полученными знаниями

84%

90%

6%

Учащиеся убеждены, что знания им пригодятся в жизни, так как красивая, грамотная речь, верное оформление документов – залог их будущей карьеры и самореализации

89%

95%

6%

Вывод: Большую роль в комфортном настроении учащихся, в спокойной, доброжелательной обстановке на уроке  играет и личность учителя, и характер его отношения к ученику. Стремлюсь быть эрудированной личностью, профессионалом своего дела, чуткой, любящей и понимающей своих учеников

Приложение 1

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3.Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

5.Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

6.Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

7.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

8.Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

9.Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

10.Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

11.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

12.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.

14.Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей), между учащимися (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, заинтересованность-безразличие).

15.Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

 На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме:

-Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Приложение 2

Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

1.Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

2.Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

3.Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

4.Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

5.Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

6.Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

7.Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

8.Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Приложение 3

 Физкультминутки для рук и пальцев

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

 Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

Приложение 4

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.

Приложение № 5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

188410 Ленинградская область, Волосовский район,

г. Волосово ул. Ф.Афанасьева, 5

Т.8-813-73-23-633   e-mail: vsoch2@mail.ru

от ____________ № _______________

Аналитическая справка образовательного учреждения о результатах освоения обучающимися образовательной программы и динамике  достижений

  1. Выполнение учебных программ по количеству учебных часов за 2012-2013 учебный год

Предмет

Класс

Количество фактически проведённых уроков

Количество часов по программе

Процент выполнения программы

Вывод

Русский язык

5

204

204

100%

Практическая и теоретическая части программы выполнены на 100 % и в полном объеме. Отставания по программе нет.

Литература

5

68

204

100%

Практическая и теоретическая части программы выполнены на 100 % и в полном объеме. Отставания по программе нет.

Русский язык

6

204

68

100%

Практическая и теоретическая части программы выполнены на 100 % и в полном объеме. Отставания по программе нет.

Литература

6

68

68

100%

Практическая и теоретическая части программы выполнены на 100 % и в полном объеме. Отставания по программе нет.

Русский язык

8

140

140

100%

Практическая и теоретическая части программы выполнены на 100 % и в полном объеме. Отставания по программе нет.

Литература

8

68

68

100%

Практическая и теоретическая части программы выполнены на 100 % и в полном объеме. Отставания по программе нет.

  1. Качество обучения и успеваемость в классах очного обучения

Учебный год

Класс

Предмет

Кол-во обучающихся

Качество

Успеваемость

2012-2013

5

Русский язык

28

75

100%

5

Литература

28

100

100%

6

Русский язык

27

66,7

100%

6

Литература

27

77,8

100%

8

Русский язык

29

41,4

100%

8

Литература

29

58,6

100%

Вывод: успеваемость во всех классах 100%, второгодников нет.

  1. Работа с учащимися, испытывающими затруднения в обучении.

Работа со слабоуспевающими учащимися и учащимися, испытывающими затруднения в обучении в 5, 6 и 8 классах, ведётся согласно плану, согласованному и утверждённому администрацией школы. Все учащиеся, взятые на индивидуальный контроль, посещают дополнительные занятия по расписанию, что по итогам 2013-214 учебного года позволило учителю русского языка и литературы Пановой Ж.В. сохранить контингент и 100% успеваемость в классах.

  1. Индивидуальная работа с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми в 5, 6 и 8 классах, ведётся согласно плану, согласованному и утверждённому администрацией школы. Отбор учащихся для занятия в группе осуществляется по желанию самих учащихся. Работа направлена на углубление теоретических знаний и практических умений, навыков для решения олимпиадных и конкурсных заданий по предмету. Результатом этих занятий являются сертификаты, дипломы различных степеней и грамоты, полученные учащимися за участие и достижения в предметных олимпиадах и конкурсах Всероссийского уровня.

  1. Работа, направленная на подготовку учащихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку (ГИА) в 9 классе.

В течение учебного года учителем русского языка и литературы Пановой Ж.В. осуществляется организация, координирование и контроль работы группы учащихся 5, 6 и 8 классов, изъявивших желание с согласия родителей (законных представителей) по дистанционному обучению. Совместно с учителем разбирался теоретический материал, самостоятельно учащиеся выполняли тесты (в режиме он-лайн), анализировались результаты, проводилась работа над ошибками.

  1. Динамика результатов аттестации

Уровень обученности в рамках промежуточной аттестации, по результатам КПИ обучающихся 5, 6 и 8 классов  по русскому языку находится на среднем уровне с положительной динамикой. Успеваемость – 100%, анализ уровня знаний учащихся свидетельствует о том, что учащиеся  5, 6 и 8 классов усвоили программные  требования по предмету,  получили необходимые базовые знания, умения и навыки для дальнейшего обучения.

По итогам 2012-2013 учебного года обучающихся 5, 6 и 8 классов  по литературе находится на уровне выше среднего с положительной динамикой. Успеваемость – 100%, анализ уровня знаний учащихся свидетельствует о том, что учащиеся  5, 6 и 8 классов усвоили программные  требования по предмету,  получили необходимые базовые знания, умения и навыки для дальнейшего обучения.

Директор:                                                                Филимонова Г.П.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

188410 Ленинградская область, Волосовский район,

г. Волосово ул. Ф.Афанасьева, 5

Т.8-813-73-23-633   e-mail: vsoch2@mail.ru

от ____________ № _______________

СПРАВКА

Оценка руководителя образовательного учреждения и психолого-педагогической службы

Параметры

Проценты

2012-2013

2013-2014

1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

90

95

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

91

97

3. В отношениях между группами внутри класса существует взаимное расположение, понимание

89

92

4. Ученикам класса  нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

87

97

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех учеников класса

81

86

6. С уважением относятся к мнению друг друга

80

86

7. Достижения и неудачи класса переживаются как свои собственные

83

90

8. В трудные минуты для класса происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

75

80

9. Чувство гордости за коллектив класса, если его отмечают педагоги и администрация школы

90

97

10. Дети в коллективе  активны, полны энергии

100

100

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым ученикам класса, помогают им освоиться в коллективе

86

86

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

98

99

13. В классе существует справедливое отношение ко всем ученикам, поддерживают слабых, вступают в их защиту

85

87

Средний показатель

81 % – высокий уровень

92 % - высокий уровень

Вывод:

  1. В классе на уроках отмечается высокий уровень психологического комфорта, взаимодействия всех членов ученического коллектива.
  2. Учитель видит каждого ученика и осуществляет индивидуальный подход в вопросах социализации и воспитания школьников.
  3. Стоит отметить, что показатели, по сравнению с предыдущим годом увеличились.

Директор:                                                                Филимонова Г.П.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

188410 Ленинградская область, Волосовский район,

г. Волосово ул. Ф.Афанасьева, 5

Т.8-813-73-23-633   e-mail: vsoch2@mail.ru

от ____________ № _______________

СПРАВКА

Количество и % обучающихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности (индивидуальные занятия для детей «группы риска», одаренных детей, дополнительные занятия, факультативы, кружки и др.) по направлению деятельности.

Учитель русского языка и литературы Панова Жанна Викторовна привлекает учащихся к внеурочной деятельности через организацию:

Показатели

Количество и % обучающихся

Индивидуальные занятия с   одаренными детьми,  ее учащиеся – активные участники учебного процесса

35 учащихся (5, 6, 8 класс) 42%

Привлечение учащихся с трудностями в обучении, с проблемами личностного развития и социального взаимодействия к участию в школьных конкурсах и предметных неделях по русскому языку и литературе

Охват – 100 %

Проведение предметных недель по русскому языку и литературе

100 % участников от числа учащихся класса

Проведение занятий по изучению русского языка и литературы, вовлечение в исследовательские и проектные  виды деятельности, и представление работ на муниципальном уровне

Занятость 15 ч. (27 % от числа учеников классов, в которых работает учитель)

Работа в рамках сетевого взаимодействия

Посещение тематических мероприятий центральной районной библиотеки (Результат – творческие отчёты учащихся 5, 6, 8 класса)

Экскурсии, проводимые Историческим музеем г. Волосово Результат – творческие отчёты учащихся 6 класса).

Панова Жанна Викторовна ведёт систематическую работу по привлечению учащихся «группы риска», одаренных детей к различным видам внеурочной деятельности, учитывая их индивидуальность, желания, возможности, способности и таланты

Директор:                                                                Филимонова Г.П.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

188410 Ленинградская область, Волосовский район,

г. Волосово ул. Ф.Афанасьева, 5

Т.8-813-73-23-633   e-mail: vsoch2@mail.ru

от ____________ № _______________

СПРАВКА

Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационными, владение методиками, эффективное применение в практической профессиональной деятельности.

Количество уроков с использованием ИКТ-технологий и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) от общего числа уроков

Учебный год

Класс

Предмет

Количество часов за год

% уроков с применением ИКТ

2012-2013

5

Русский язык

204

60%

6

Русский язык

204

55%

8

Русский язык

140

65%

5

Литература

68

35%

6

Литература

68

40%

8

Литература

68

45%

Учитель применяет информационные технологии на уроках русского языка и литературы в следующих направлениях:

  1. подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, карточки с опорными схемами);
  2. мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики);
  3. Использование интерактивной доски на уроках;
  4. интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
  5. проведение компьютерных контрольных работ;
  6. контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
  7. проведение тестовых экспресс – опросов с использованием системы голосования;
  8. использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.

Директор:                                                                Филимонова Г.П.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

188410 Ленинградская область, Волосовский район,

г. Волосово ул. Ф.Афанасьева, 5

Т.8-813-73-23-633   e-mail: vsoch2@mail.ru

от ____________ № _______________

СПРАВКА

Личный вклад в повышение качества образования, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий

Настоящая подтверждает, что учитель русского языка и литературы Панова Жанна Викторовна в урочной и внеурочной деятельности применяет технологии:

  1. технология разноуровневого обучения (технология уровневой дифференциации)
  2. технология проблемного обучения.
  3. технология проектной деятельности.
  4. технология опорных схем (Шаталов В.Ф.).
  5. здоровьесберегающие технологии.
  6. интегрированные уроки;
  7. информационно-коммуникационные технологии.

Результатом использования современных образовательных технологий можно считать:

1) отсутствие неуспевающих по предмету.

2) стабильность показателей успеваемости и качества знаний по русскому языку и литературе;

3)  устойчивую мотивацию к изучению предмета;

4) активное участие школьников в проектной, исследовательской, творческой работе на уроках и во внеурочной деятельности.

Директор школы:                                                                           Филимонова Г.П.

Литература:

Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1974 год.

Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.

Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.

Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984 год.

Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993 год.

Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.

Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. – М., 1988 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.

Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.

Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.

Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.

 Интернет – ресурсы:

Данные о состоянии здоровья детей в России

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...