Подготовка к сочинению по рассказу Л.Г.Матрос
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

ПасечникМаринаАнаьтольевна

Материал может быть использован на уроках, обучающих созданию собственных текстовых произведений на основе прочитанного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА

_____________________________________________________________

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

методическая разработка к уроку

Выполнила:

Пасечник Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Одинцово, 2014

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект:  обучение

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

 - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции

Задачи урока:

развивать способность понимать текст, определять тему текста, основную мысль, формулировать проблему текста, писать комментарий к тексту, строить композицию письменного высказывания, отбирать языковые средства при написании, учиться соблюдать нормы литературного языка.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Фронтальная

индивидуальная

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается     понимание  учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока ,  оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ,  раздаточный материал.

  Цель урока: актуализация и систематизация теоретических знаний по развитию речи

ХОД УРОКА.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего

 ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.

1. Орфоэпическая разминка

Тексты распечатаны по вариантам:

1 вариант: созыв, призыв, столяр,маляр,торты,тортов,мытаррство,намерение,

обеспечение;

2 вариант: кухонный, ловка(торговка),лососевый,прозорлива,смазлива,

суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый

Проверяем:

созЫв,

призЫв, столЯр,

малЯр,

тОрты,

тОртов,

мытАрство,

намЕрение,

обеспечение

кУхонный, ловкА(торговка)

лососЁвый,

прозорлИва,

смазлИва,

суетлИва, болтлИва, прожОрлива, слИвовый

Самооценка: использования листа самооценки

2. Повторяем понятие «паронимы»: объясни разницу лексического значения.

глиняный

глинистый

искусный

Искусственный

дождевой

дождливый

Самооценка: использования листа самооценки

3.Поработаем корректорами (материал распечатан на карточках)

Задание: исправь ошибки и объясни правильно

1. Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.

 (пишу две буквы н , поскольку слово образовано от существительного с основой на –н- ; в слове умственно пишу две –н-, т.к. оно образовано при помощи суф.-енн-)

2. ….жили упорядоченым бытом….

(в слове упорядоченый пишу одну н , так как слово образовано от глагола несовершенного вида)

3. …т.е. обращеной к нему; в переполненом автобусе

5)Решение учебной задачи.  Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут

4. Определи способ словообразования слов:

умственно

синь

5.Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

  Давайте продолжим  нашу работу с использованием эпиграфа. «Социальный долг человека-быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это долг личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему)»

- Как вы понимаете  слова Д.С.Лихачёва?

Д.С.Лихачёв говорит об общественной значимости понятия «интеллигентность», говорит о том, что часто личное счастье каждого человека зависит от того, насколько интеллигентен человек, поскольку понятие интеллигентность Лихачёв связывает с нравственной красотой.

Что вы знаете о Д.С.Лихачёве?

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.         Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки.         Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.

А что для Вас интеллигентность?

- Ребята, радует, что вы осознаете роль таких нравственных понятий  в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются  от  стандартных тестов, в них охвачен весь курс  русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и  пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать текст, проверяется ваша нравственная зрелость и красота.  Исходя из этого, я предлагаю Вам продолжить  урок – практикум по подготовке к ЕГЭ с использованием текста Д.С.Лихачёва.

-Цель: проверить уровень усвоения знаний  с помощью выполнения заданий разного типа; развивать навык анализа предложенного текста, развивать творческие и речевые способности учащихся.

6. Анализ предложений Слайд 9

Анализ предложений

К интеллигенции,(1) по моему жизненному опыту,(2)принадлежат только люди свободные в своих убеждениях,(3) не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных,(4) не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

 • Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Задание: объясни постановку знаков препинания, найди грамматические основы в предложениях. Дай характеристику всех частиц в данных предложениях.

7.Давайте вспомни, что необходимо нам выполнить для успешного написания сочинения?

-Сформулировать проблему

-Написать комментарий по тексту

-определить позицию автора

-сформулировать своё отношение к  данной проблеме

-аргументировать свою точку зрения

-композиционно правильно построить работу

Перейдём к анализу данного текста с разных аспектов.

Даёт ли автор текста ответ на вопрос, что такое интеллигент, интеллигенция?

Что значит быть интеллигентным?

Обратимся к словарю.

Словарная статья (Словарь Ожегова)

 1) Интеллигентный - Принадлежащий к интеллигенции

2) Интеллигентный - Свойственный интеллигенту

3) Интеллигентный - Обладающий большой внутренней культурой

Какую проблему поднимает автор текста?

Волнует ли автора эта проблема?(докажи)

Что значит быть интеллигентным?

Это значит быть…..

(продолжи фразу)

Пробуем комментировать проблему (вспомни ,что важно)

Что утверждает автор?

Кому нужна интеллигентность?

Всегда ли нужна?

Что такое нравственное здоровье?

К какому примеру обращается автор текста ,рассуждая об интеллигенции?

Должен ли интеллигент быть начитанным?

Но только ли знания и степень образованности  определяют понятие интеллигентности?

Как вы понимаете способность понимать других?

8.Поговорим о структуре предложений

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

вопросы к предложениям:

как связаны 1 и 2 предложения. Какое синтаксическое средство использует автор при построении первого предложения?Объясни постановку знаков препинания.

какие тропы использовал автор в этих предложениях

Если позволяет время урока можно выполнить синтаксический разбор.

6 групповая, парная, индивидуальная  работа по интересам (5 мин.).

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и проблему текста);

 «языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею );

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.

Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы (дифференцированное деление на группы)

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и проблему текста);

 «языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею );

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

Алгоритм работы предложен в карточках (раздаточный материал).

                                                     

.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)

  Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал:  « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

Ребята,  так в чём же секрет хорошей речи?    (Ответы учащихся).

 Затем  учитель  выводит на проекторе схему  «Секреты хорошей речи»:

                                                 ясность

                                                 точность

                                                 краткость

                                                 выразительность

Информация о домашнем задании Домашнее задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт .

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Оценки за урок

8.Этап рефлексии.

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

Учитель объявляет о завершении урока.

Спасибо за урок.  Оценку получит каждый, общую за урок,  исходя из критериев оценки каждого этапа урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Материалы для подготовки к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Материалы представлены в виде плана и тезисов к плану. 3 варианта....

«Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»

Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению. Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников  о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенно...

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму...

Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

Данный материал поможет провести урок развития речи в 5 классе....

Презентация "Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".

Сравнительная характеристика героев. Жилин и Костылин: два характера - две разные судьбы....