Конспект урока по русскому языку (5 класс). Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (5 класс).

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Цели урока:

  1. Повторить признаки существительного.
  2. Повторить категорию числа имени существительного.
  3. Выяснить какие существительные имеют форму только единственного числа.
  4. Научиться распознавать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Сетка времени

Орг. момент

1 мин.

Фронтальный опрос

5 мин.

ИНМ

15 мин.

Закрепление

15 мин.

Подведение итогов

4 мин.

Ход урока

Организационный момент

У: Здравствуйте. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Фронтальный опрос

У: Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число.

Двадцатое февраля.

У: Тему урока мы запишем позже.

Сначала ответьте на следующие вопросы:

  1. Какую часть речи мы с вами изучаем?

Д: Имя существительное.

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

Д: Кто? Что?

  1. Как изменяется имя существительное?

Д: Имя существительное изменяется по числу и падежу.

  1. Чем имена существительные бываю в предложении?

Д: Подлежащее, дополнение, обстоятельство.

  1. Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие неодушевленными? Приведите примеры.

Д: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?», неодушевленные на вопрос «что?». Например, одушевленные: кот, дочь, отец; неодушевленные: лес, парта, ручка.  

  1. Скажите, как вы понимаете существительные собственные и нарицательные?

Д: Существительные собственные – название единичных предметов, например: ФИО, географические названия, название литературных произведений, название картин и т.д.Существительные собственные пишутся с большой буквы.

Существительные нарицательные – название однородных предметов. Например: стол, доска, мел, окно.

  1. Когда имена собственные пишутся в кавычках?

Д: Заглавие книг, название журналов, газет, картин, заводов и т.д. пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

  1. Что вы можете рассказать о категории рода?

Д: Есть м.р., ж.р., ср.р.

  1. Как мы определяем род?

Д: «Он мой»- м.р., «Оно моё»- ср.р., «она моя» - ж.р.

Примеры.

  1. Что вы можете сказать о категории числа?

Д: Имя существительное изменяется по числам. Есть множественное и единственное число.

У: Вчера вы изучили имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Назовите значение слов и приведите примеры.

Д: Значение «игры»: салки, жмурки, шахматы;

«Парные предметы»: брюки вилы; «несколько предметов как одно целое»: бусы, соты, всходы; «географические названия»: Карпаты, Увильды.

ИНМ

У: Молодцы. Прежде, чем мы с вами запишем тему нашего урока, посмотрите на доску и поставьте слова во множественное число.

        Стол                    Соль

        Игра                    Посуда

       Ночь                     Тишина

Д: Стол – столы                        Соль -

        Игра – игры                          Посуда -

      Ночь – ночи                         Тишина –

У: Что у вас вызвало затруднение?

Д: Слова во втором столбике нельзя поставит во множественное число.

У: Верно. Какой из этого можно сделать вывод?

Д: Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

У: Итак, запишем тему нашего урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тема записывается на доске. Ученики записываю в тетрадь.

У: Сегодня мы с вами будем учиться распознавать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа, находить их в тексте и употреблять в речи.

У:  Откройте, пожалуйста, учебники на странице 196. Посмотрите правило. Давайте мы его прочитаем. Читаем правило.

У: Хорошо. Теперь мы с вами выясним, какие имена существительные имеют только единственное число. Посмотрите на распчатки.

Нам дана таблица: первая колонка – значение имен существительных, которые имеют форму только единственного числа; вторая колонка – примеры. Первая колонка, как вы видите, не заполнена.

На доске записана таблица.

Значение

Примеры

1)

Кислород, молоко, соль

2)

Листва, молодёжь, посуда, мебель, детвора

3)

Тишина, синева, верность, обучение

4)

Челябинск, Москва, Юпитер, Сатурн

У: Я распределила слова, которые имеют форму только ед.ч., по группам. Посмотрите внимательно и скажите, по какому принципу я их сгруппировала.

(Выясняем значения групп: 1) вещества, продукты; 2) группы людей или предметов как одно целое; 3) отвлечённые существительные со значением признака или действия; 4)географические и астрономические названия).

Таблица на доске и в  распечатках заполняется.

У: Молодцы. Найдите, пожалуйста, упражнение 512.  . К упражнению даны слова для справок. Распределим эти слова по группам и запишем во вторую колонку таблицы в качестве примеров.

Выполнение упражнения. Проверка.

У: Итак, мы выявили 4 группы существительных, которые имеют форму только ед.ч.

Закрепление изученного материала

У: Сейчас мы будем учиться применять правило на практике. Выполним упражнение 513. Сначала прочитаем вслух все слова, правильно расставляя ударение.  После запишите слова в тетрадь и определите значение слов.

У: Сейчас мы с вами будем учиться определять слова по лексическому значению.

Я буду зачитывать значение, а вы в тетради записываете слова (слова для справок на доске).

  1. Повседневная, обыденная жизнь – будни.
  2. Избрание  путем голосования – выборы.
  3. Густые, труднопроходимые лесные заросли в болотистых местностях тропических стран – джунгли.
  4. Парфюмерное средство – ароматическая жидкость – духи.
  5. Материал в виде рулонов, широких полос для внутренней оклейки стен – обои.
  6. Прибор для определения веса- весы.
  7. Четко расположенные ряды для хранения мёда – соты.
  8. Крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов – дровни.

У: Будем учиться находить слова в тексте на изученное правило. Теперь посмотрите на текст в распечатках. Прочитайте его. Подчеркните существительные, которые имеют форму только ед.ч.

Выполнение. Проверка.

Подведение итогов

Домашнее задание: выучить теорию по таблице, упр. 515.

Всем спасибо за урок. Объявление результатов. Оценка работы учеников.

Приложение

Значение

Примеры

1)

Кислород, молоко, соль

2)

Листва, молодёжь, посуда, мебель, детвора

3)

Тишина, синева, верность, обучение

4)

Челябинск, Москва, Юпитер, Сатурн

Задание: Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только ед.ч.

 Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье. Возьмите два яйца со стаканом сахара. Налейте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Потом добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто, раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте печенье к чаю или кофе со сливками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

В разработке содержатся материалы для проведения урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"...