Русский язык. 6 класс. Рабочая программа.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Буркова Наталья Петровна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС основного общего образования  с учётом целей и задач Основной образовательной программы основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx100.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мичуринск Тамбовской области

Рассмотрена на заседании

научно-методического Совета и рекомендована к утверждению

Протокол от «____»________ 20___ г.

№______

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №1

________________

В.А. Кременецкая

Приказ от «____»___________ 20___ г. №_____

Рабочая программа

учебного курса

«Русский язык»

для 6 класса

Составитель: учитель русского языка

и литературы Буркова Н.П.,

I квалификационная категория

Мичуринск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

               Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС основного общего образования  с учётом целей и задач Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования учащихся на основной ступени образования по русскому языку.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

                Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-  Закон Российской Федерации об образовании.

- Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г.

-  "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897)

-  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897).

-    Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"

-  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Программа по русскому языку  6  класс для общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 - 9 классы. Рекомендовано МОиН РФ  - М.: Просвещение, 2013.

           Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом:

  • формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления и способности к речевому самосовершенствованию;
  • целенаправленного развития врождённого чувства языка и речемыслительных способностей учащихся;
  • формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация межпредметных связей в обучении;
  • направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.

      Ценностные ориентиры раскрывают связь программы учебного предмета «Русский язык» с программой воспитания и социализации учащихся школы.

        При выполнении плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач возможна интеграция с объединением дополнительного образования культурологической направленности «Истоки».                                     

            Средством реализации данной программы выбран учебник русского языка для 6 класса, в 2 ч., (авторы М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др.), М., Просвещение, 2013 год.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета «Русский язык»; описание места учебного предмета в учебном плане школы; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка; содержание тем учебного предмета; учебно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся;  описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 6 классе.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая реализуется через проектную деятельность учащихся, творческие и исследовательские работы.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Устанавливается   связь с предметами гуманитарного цикла с опорой на такие предметы, как литература, история, обществознание, иностранный язык через изучение лексики, фразеологии, культуры речи. Интеграция с внеурочной деятельностью устанавливается на основе метода проектов.

Формы организации учебного процесса в 6 классе :

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Формы контроля: 

-  Комплексный анализ текста.

-  Осложненное списывание.

-  Тестирование.

-  Составление сложного плана и простого плана к тексту.

-  Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).

-  Составление текста определенного стиля и типа речи.

-  Сочинение.

-  Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

-  Редактирование текста.

-  Работа с деформированным текстом.

-  Защита проекта.

-  Публичное выступление.

III.  МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ СОШ № 1 Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования.

        В учебном плане МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска Тамбовской области определено следующее количество часов на изучение русского языка в 5-9 классах:

Классы

5

6

7

8

9

Русский язык

5

6

4,5

3,5

2

        Курс русского языка в 6 классе рассчитан на 204 учебных часа (6 часов в неделю).

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностные результаты: 

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

 - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-  владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами)

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты: 

-  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-     освоение базовых основ лингвистики;

-   овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

-    проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык. Речь. Общение  (1+3Р.р.)

Русский язык – один из развитых языков мира

Повторение изученного в  V классе ( 13+1Р.р.)

Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.

Текст  (8+2Р.р.)

Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.

Лексика. Культура речи (10 +4Р.р.)

Повторение пройденного по лексике в V классе.

Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова.   Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Лингвистические словари.

Развитие речи

Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.

Фразеология. Культура речи  (3 Ч)

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Словообразование. Орфография. Культура речи (23 +7Р.р.)

Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные.

Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Развитие речи

Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (20 +4Р.р.)

Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.

Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.

НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах  существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

Развитие речи

Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.

Имя прилагательное (19 +5Р.р.)

Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Развитие речи

Употребление в речи  прилагательных. Описание  природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.

Имя числительное (15+2Р.р.)

Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки  числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные  количественные и порядковые. Числительные простые и составные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Развитие речи

Употребление в речи  прилагательных. Устное выступление.  Выборочное изложение.

Местоимение (18+5Р.р.)

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки  местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Развитие речи

Употребление в речи  местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.

Глагол (21+6Р.р.)

Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Морфологические признаки  глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении.  Правописание  глаголов  повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Развитие речи

Употребление в речи   глагола.  Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.

Повторение и систематизация пройденного в VI классе (12+2Р.р.)

Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов

Из них:

Развитие речи

Контрольные работы

Проектная и исследовательская  деятельность

1

Язык. Речь. Общение.

4

3

-

2

Повторение изученного в V классе

14

1

1

1

3

Текст

10

2

1

4

Лексика. Культура речи

14

4

1

1

5

Фразеология. Культура речи

3

-

-

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

30

7

2

1

7

Морфология. Орфография. Культура речи.       Имя существительное.

24

4

1

1

8

Имя прилагательное

24

5

1

9

Имя числительное

17

2

1

10

Местоимение

23

5

1

11

Глагол

27

6

1

1

12

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

14

2

1

2

13

Итого

204

41

11

7


VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Язык. Речь. Общение(4 ч.)

1

 Русский язык - один из развитых языков мира

Взаимосвязь языка и культуры

Русский речевой этикет

        

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Знать особенности диалогической и монологической речи, владеть различными видами диалога.

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.

Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом, выборочном или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, аннотации, плана.

1

Урок развития речи. Язык, речь, общение.

Сочетание разных видов монолога.

Диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.

Условия речевого общения.

2

Урок развития речи. Ситуация общения.

Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности. Основная и дополнительная информация текстов.

Аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное). Приемы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи.

Чтение. Стратегии ознакомительного, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Поиск информации в Интернете по ключевым словам.

Культура чтения и аудирования.

Говорение. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.

Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания аннотации, заявления.

2

Повторение изученного в V классе (14 ч.)

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная

функция звуков.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков.

Элементы фонетической транскрипции.

Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное).

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.

Трудные случаи ударения в словах и в формах слов (прилагательные).

Допустимые варианты произношения и ударения.

Пользоваться основными понятиями фонетики.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам.

Использовать орфоэпический словарь.

Осознавать морфему как значимую единицу языка.

Отличие морфемы от других значимых единиц языка.

Роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов

Овладеть основными понятиями морфологии.

Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы.

Знать особенности типов речи.

Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.

Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные.

Распознавать прямую речь от слов автора. Совершенствовать уже имеющиеся у учащихся  знания  о предложениях с прямой речью. Умение оформления предложений с прямой речью на письме.

Повторить и обобщить изученный материал по теме.

3

Морфемика. Орфограммы в корнях слов.  Орфограммы в приставках. Орфограммы в окончаниях слов

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.

Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Орфографические правила, связанные с правописанием морфем.

1

Части речи. 

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

1

Р.р.  Сочинение «Интересная встреча» УПР.38

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.

Предложение как минимальное речевое высказывание.

3

Простое предложение. 

Сложное предложение.

Синтаксический разбор предложений. 

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.

1

Прямая речь. Диалог.

Предложения с прямой речью. Функции, интонация.

2

Урок контроля знаний.  

Защита проекта «Как построить диалог в прямом эфире».

Диктант.

3

Текст (10 ч.)

1

Текст, его особенности.

Текст, его признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Описание как функционально-смысловые тип речи,  его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.

Основные виды информационной переработки текста: план (сложный), аннотация.

Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста.

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), конспекта, аннотации.

Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

Уметь отбирать материал для сочинения.

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки.

1

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

 Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета), рассуждение, их основные особенности.

 Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

1

Р.р. Сочинение по данному началу. Упр. 68

1

Начальные и конечные предложения текста.

Текст, его признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

1

Р.р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72.

1

Ключевые слова.

Ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Выделение микротемы текста, деление его на абзацы.

1

Основные признаки текста. 

Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, основные признаки текста.

План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Структура текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста

1

Текст и его стили.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили;  язык художественной литературы.

Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа, спор. Личное письмо

Сфера употребления научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение

Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья.

Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление

Изобразительные средства языка художественной литературы.

1

Официально-деловой стиль.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности.

1

Контрольная работа.  Анализ текста.

4

Лексика. Культура речи  

(14 ч.) 

1

Слово и его лексическое значение. Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка.

Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи; публицистических и учебно-научных текстах, диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения.

Извлекать необходимую информацию из толкового словаря,  фразеологического словаря и использовать ее в различных видах деятельности.

Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте.

Знать принципы написания сжатого изложения, уметь выделять факты и действия.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности.

2

Р.р. Подготовка к  сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя». Написание.

3

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.  Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

2

Р.р. Подготовка к сжатому изложению. Упр 119. Написание.

3

Исконно русские и заимствованные слова. Новые слова. Устаревшие слова. Обобщение изученного.

Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: исконно русские, заимствованные, новые, устаревшие слова ; особенности их употребления.

Защита исследовательских работ «Диалектизмы в языке художественной литературы»

1

Словари.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Понятие о фразеологизмах.

Пословицы, поговорки.

1

Повторение

1

Контрольная тестовая работа

5

Фразеология. Культура речи

(3 ч.)

1

Фразеологизмы.

Понятие о фразеологизмах. Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка.

Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте.

1

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.

Понятие о фразеологизмах. Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

1

Повторение изученного материала. Тест.

6

Словообразование. Орфография. Культура речи (30 ч.) 

2

Морфемика  и  словообразование.

Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и ловообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Определять род сложносокращённых слов, согласовывать их с глаголами прошедшего времени.

Расширить лингвистический кругозор учащихся. Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся при подготовке к урокам русского языка.

Знать понятие интерьера, типы речи, уметь описывать интерьер.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической  зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические  нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических  проблем.

2

Р.р. Подготовка к сочинению « Описание помещения». Написание.

2

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ). Сложение как способ словообразования. Сложные слова. Соединительные гласные о, е.  Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени.

1

Этимология слов.

Представление о ценности этимологии как науки о происхождении слов.

1

Р.р.  Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

2

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию помещения. Написание.

5

Буквы о и а в корне –кос---кас-. 

Буквы о и а в корне –гор---гар-.

Буквы о - а в корне –зар----зор-

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

1

Буквы Ы-И после приставок.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

4

Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

Защита  исследовательских работ «Пути решения орфографических проблем»

2

Урок контроля знаний. Диктант.

1

Соединительные О-Е в сложных словах.

Знакомство со сложными словами.

1

Сложносокращенные слова.

Знакомство со сложными и сложносокращенными словами словами.

2

Р.р. Подготовка к  сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро». Написание.

1

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.

Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара.

Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы, сложение).

1

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту.

2

Контрольный тест.

7

Морфология. Орфография. Культура речи.  Имя существительное (24 ч.)

3

Повторение изученного об имени существительном.

Имя существительное как часть речи.

Падежные окончания имени существительного

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.

Знать о письме, как о жанре письменной речи, уметь составлять письмо, соблюдая речевой этикет.

Знать, как составлять план выступления, уметь анализировать рабочий материал.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической  зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические  нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических  проблем.

1

Р.р. Как писать письма

1

Разносклоняемые имена существительные.

 Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные.

1

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

Р.р. Как тебя зовут? Происхождение имен.

Исследовательская работа «Что в имени тебе моём...»

2

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имен существительных

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Существительные, которые называют несклоняемыми.

2

Имена существительные общего рода.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Имена существительные общего рода.

1

Морфологический разбор существительных.

Морфологические характеристики имени существительного.

2

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям. Написание.

2

НЕ с существительными.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

2

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

1

Гласные в суффиксах - ЕК и –ИК. 

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

1

Гласные О-Е после шипящих.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

2

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту.

2

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

8

Имя прилагательное (24 ч.)

2

Повторение изученного в V классе. Прилагательное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.

Знать об описании как о типе речи, уметь подбирать рабочий материал.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической  зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические  нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических  проблем.

Развитие творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи; развивать память,        наблюдательность, познавательный интерес к предмету; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал; делать выводы;  находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому нашей Родины.

1

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию природы. Написание.

2

Степени сравнения имен прилагательных. 

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

3

Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки.

1

Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологические характеристики имени прилагательного.

2

Р.р. Подготовка к выборочному изложению по повести А.С.Пушкина. Написание.

2

Не с прилагательными.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

1

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

Правописание букв О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных.

2

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». Написание.

2

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных.

1

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК. 

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Правописание суффиксов прилагательных К и СК.

1

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и слитным написанием слов.

1

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

1

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту

2

Урок контроля знаний. Диктант.

9

Имя числительное (17 ч.)

2

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные

Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов.

Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры.

Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.

Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять числительные двое, трое и т. п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в деловой речи.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической  зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

1

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных.

2

Порядковые и количественные числительные.

Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.

5

Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.

1

Морфологический разбор имени числительного

Морфологические характеристики имени числительного.

1

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

2

Р.р. Публичное выступление

Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту.

Тестирование.

2

Урок контроля знаний. Диктант.

10

Местоимение  (23 ч.)

1

Местоимение как часть речи.

Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.

Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводить соответствующие примеры.

Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.

Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами.

Знать особенности текста типа рассуждения, уметь последовательно излагать собственные мысли.

Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

3

Разряды местоимений. Личные местоимения.

Возвратное местоимение. 

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

1

Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам

3

Разряды местоимений. Вопросительные, относительные, неопределенные местоимения

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

1

Дефис в неопределенных местоимениях.

Правописание неопределенных местоимений.

3

Разряды местоимений. Отрицательные, притяжательные местоимения.

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

1

Р.р. Рассуждение

1

Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению. Написание.

2

Разряды местоимений. Указательные, определительные местоимения

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

2

Р.р. Рассказ по воображению

1

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

Морфологические характеристики местоимения.

1

Повторение изученного по теме «Местоимение».

Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

3

Комплексная тестовая работа

11

Глагол (27 ч.)

2

Повторение изученного о глаголе.

Личные окончания глаголов.

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Правильно  выполнять морфологический разбор глагола.

Выделять композиционные части рассказа, уметь писать работу с обрамлением.

Выделять композиционные части рассказа, уметь включать диалог.

1

Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением.

1

Разноспрягаемые глаголы.

1

Глаголы переходные и непереходные.

4

Наклонение глаголов. 

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

2

Р.р. Подготовка к сжатому изложению. Написание.

2

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения Суффиксы глаголов повелительного наклонения.

Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения, в  суффиксах глаголов повелительного наклонения.

1

Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.

1

Употребление наклонений глагола.

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

2

Безличные глаголы. Безличные глаголы в текстах художественной литературы.

Употребление безличных глаголов в текстах художественной литературы.

1

Морфологический разбор глагола. Морфологические характеристики глагола.

2

Р.р.   Рассказ на основе услышанного.

2

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

3

Повторение изученного по теме «Глагол».

Исследовательская работа «Комплексный анализ текста».

Тестовая работа по теме «Глагол».

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

2

Комплексная тестовая работа. Диктант.

12

Повторение изученного в VI классе (13 ч.)

9

Разделы науки о языке. Орфография. Синтаксис и пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология.

Взаимосвязь языка и культуры. Русский речевой этикет.

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи.

Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфология  как раздел грамматики (повторение).

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Овладеть основными понятиями синтаксиса.

Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка.

 

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

2

Р.р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему.

1

Итоговая контрольная работа

2

Проектная деятельность учащихся по созданию и защите работ «Язык как духовная ценность народа»

Овладевать навыками проектной деятельности.

Пользоваться изученной терминологией.

Устанавливать связи с другими предметами гуманитарного цикла.


VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,  Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского  языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е  изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского  языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.  В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.

9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/  А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,  2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для  6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-  М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:  Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/М.: изд. Экзамен.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  1. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  1. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  1. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  1. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  1. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  1. Мир слова русского http://www.rusword.org

  1. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  1. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  1. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  1. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  1. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  1. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Разделы

Результаты деятельности

Учащийся научится

(будет знать, уметь)

Учащийся получит возможность научиться

Аудирование

  1. фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, полного или сжатого пересказа;
  2.  грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу;
  3. формулировать вопросы по содержанию текста;
  4. замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом, сообщением;
  • публично представлять проект, творческую работу, отчёт, исследовательскую работу; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
  • понимать информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
  •  оценивать степень понимания содержания прочитанного текста.

  • понимать, анализировать, оценивать  информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебной и справочной литературы, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

  • создавать устные монологические высказывания на различные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией;
  • создавать рассказ по воображению, по сюжетным картинкам, по сюжетным картинкам с включением части готового текса.
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • участвовать в дискуссии, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения (полные и сжатые) по художественным текстам, сохраняя композиционную форму;
  • писать небольшие по объему сочинения (описание, рассуждение) на основе прочитанного, прослушанного текста,
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
  • составлять тезисы выступления;
  • писать деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

  • составлять сложный план;
  • подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
  • описывать помещение, пейзаж, составлять письменный рассказ на основе услышанного и по воображению;        
  • сСовершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
  • использовать элементы текстоведческого анализа в работе с текстами разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые средства).
  • создавать в устной и письменной форме тексты различного характера с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Фонетика и орфоэпия

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
  • грамматически верно согласовывать и использовать в речи сложносокращённые слова (в т. ч. аббревиатуры).
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

  • определять основные пути пополнения словарного запаса;
  • находить в тексах различных стилей нейтральные и стилистически окрашенные слова;
  • уместно использовать фразеологизмы в речи;
  • пользоваться разными видами словарей (толковым, фразеологическим, иностранных слов, устаревших слов);
  • верно использовать термины в текстах научного стиля, находить общеупотребительные и профессиональные слова;
  •  оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного  словоупотребления;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа и справочников, в том числе мультимедийных.

Морфология

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
  • объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах различных стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Орфография

  • применять орфографические правила,  связанные с правописанием изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения и глагола), объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ написанного.
  • демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и  справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Синтаксис и пунктуация

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами;
  • различать простые и сложные  предложения;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
  • демонстрировать роль пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  • объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах различных  стилей речи;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль  результатов обучения осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
  • учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

        Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

        Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

        Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

        Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

        Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

        Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

        Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

        Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Русский язык 6 класс Рабочая программа (по программе М. Разумовской) КТП на 1 четверть

Документ, включающий в себя 5 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки уч-ся; перечень учебно-методического обеспечения....

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Рабочая программа по русскому языку на основе программы начального общего образования, авторской программы Нечаевой Н. В., Белорусец К. С. 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе программы начального общего образования,  авторской программы  Нечаевой Н. В., Белорусец К. С.,  1-4 классы....