Главные вкладки

    ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ( «День открытых дверей» для родителей учащихся 7 класса)
    классный час по русскому языку (7 класс) на тему

    Галина Михайловна Кошелева

                    ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

               ( «День открытых дверей» для родителей учащихся 7 класса)

     

    Участники: 2-3 команды по 6-10 человек

    Продолжительность игры: 30-40 минут

    Система судейства: жюри из учащихся старших классов и родителей.

    Подготовка: аудиозаписи для создания музыкального фона, призы и награды, ручки, листы белой бумаги, раздаточный материал.

                                  Порядок проведения турнира.

    Занимательный русский язык.
    (задания для проведения игры-соревнования)

    РАЗМИНКА. 1. Составь новые слова из слов МОСКВА.

    2. На доске были записаны слова, но ученик нечаянно стёр общую (одинаковую) часть слов. Какие это были слова?
    _________ик
    _________ушка
    _________инный

    3. Подчеркни фразу, которая по смыслу подходит к пословице:
    «Не всё золото, что блестит».
    - Ржавое железо не блестит.
    - Чистое золото ценится дорого.
    - Не по виду суди, а по делам гляди.
    - Ложь не скроешь.

    4. На Спасской башне Кремля находятся часы. Их звон можно услышать на Красной площади. Как называются эти часы?

    5. Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.
    - Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
    - Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
    - Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

    6. Отгадай загадки. В отгадках спряталось слово «РАК».
    - Этот рак из ткани сшит. ________________________
    - Этот рак на Луну летит. ________________________
    - Этот рак – долгожданный день. ________________

    (Отгадки. Рубашка, ракета, праздник).

    7. Даны слова на болгарском языке и их перевод на русский. Они родственные языки. Заполни пропуски.

     

    Болгарский язык

    русский язык

    болгарский язык

    русский язык

    глас

    голос

    крава

     

    врата

    ворота

    грах

     

    злато

    золото

    платно

     

    бразда

    борозда

     

    голова

    8. Сколько звуков [ш] встречается в стихотворении:
    Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
    От деревушки Пешки до деревушки Ложки. __________

    9. Откуда пошло название «перочинный ножик»?

    10. Из каждого слова взять только вторые слоги и составить новое слово.
    - соловей, мотоцикл _______________________
    - пуговица, молоток, лава ____________________
    - поворот, пороша, канава ____________________

    11. Соедини начало и конец пословицы

    Труд человека кормит,

    третья сама бежит.

    Каково посеешь,

    а лень портит.

    Беда беду родит,

    таково и пожнёшь.

     

    Турнир знатоков.

    Задание 1. ДОПИШИТЕ СЛОГ ДО СЛОВА. Каждая команда получает листок с написанным столбиком слогов. Надо дописать к слогу еще один слог так, чтобы получилось слово. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

             Как вариант: игрок первой команды говорит соперникам слог, соперники, в свою очередь, должны дополнить слог до слова и сказать слог для первой команды. Конкурс – на скорость.

     

    Задание 2. ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ. Каждой команде предлагается список слов, в которых надо расставить ударения. Побеждает команда, выполнившая задание с наименьшим количеством ошибок.

    Новорождённый, ткала, договор, инструмент, документ, коклюш, портфель, позвонит, корысть, творог, крапива, щиколотка, поняла, береста, каталог, осужденный, острота, занята, красивее, искристый, вкусны.

     

    Задание 3. МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО. Ведущий говорит командам слова в единственном числе. Задача игроков –  образовать форму множественного числа, если это возможно. Первый вопрос к участникам первой команды, второй – к участникам второй, если ответ правильный, команда зарабатывает одно очко, если ответа нет или он неправильный, вопрос переадресуется другой команде.

             I команда: рука, яблоко, виноград, доктор, метро, море, багаж, мать, клей, нога, груша, мука, диво, грот.

    II команда: одеяло, Родина, шоссе, мох, еда, слива, сон, какао, рожь, вещь, шоколад, ружье, пальто.

     

    Задание 4. НАЗОВИ ПАРУ. Ведущий называет существительные мужского и женского рода, а игроки находят для них пары.

    козел – коза                                                       муха – муха

    бобер – бобриха                                                курица – петух

    медведь – медведица                                         обезьяна – обезьяна

    осел – ослица                                                     баран – овца

    оса – оса                                                            жираф – жирафа

    стрекоза – стрекоза                                           слон – слониха

    ворона – ворон                                                  ехидна – ехидна

    волк – волчица                                                   кот – кошка

    корова – бык                                                      шершень – шершень

     

    Задание 5. СКОРОГОВОРКИ. Скороговорки записываются на отдельных листочках. Участники  вытягивают листочек со скороговоркой, читают ее, запоминают и повторяют вслух 5 раз. Тот, кто ошибется три раза, выбывает из соревнования.

     

    Задание 6. ТЕЛЕГРАММА. Ведущий предлагает командам расшифровать то или иное слово так, чтобы каждый символ основы являлся первой буквой поясняющего слова. Кроме этого, нужно, чтобы получилось имеющее смысл предложение, составленное по принципу телеграммы.

             Например, основа:  ВНУЧКА

             Расшифровка: Выезжаю Новгород Утренним Чайник Купила Аня.

             Слова для расшифровки: ОСЛИК, ТУРНИР, МАШИНА, КИПАРИС.

     

    Задание 7. РАССКАЗ НА ОДНУ БУКВУ. Ведущий предлагает командам в течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Например, П: Павел Петрович привез папе потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся. Покуривая, Павел Петрович поглаживал попугая: «Прощай, Петька!» Или М: Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме.

             Побеждает та команда, в  рассказе которой слов больше.

     

    Задание 8. ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС. Участники получают листы бумаги и ручки. Ведущий произносит слово и засекает 2 минуты. За это время участникам нужно из букв, составляющих названное слово, придумать как можно больше других слов, имен существительных в единственном числе. К примеру, МЕТРОПОЛИТЕН: пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море и т.д. Когда время заканчивается, проверяют задание так: один из участников, по жребию, говорит первое слово. Другой участник, если у него такое же слово, зачеркивает его, а затем называет свое. У кого оказалось больше незачеркнутых слов, тот и становится победителем.

     

    Задание 9. ЦЕПОЧКИ СЛОВ. Ведущий предлагает слово из трех букв. Игрок должен произнести слово, начинающееся с последней буквы первого.  Оно тоже должно быть из трех букв. Получится цепочка: МИР – РАБ – БОР. Называть только существительные в единственном числе. Побеждает команда, которая назовёт больше слов. Можно проводить игры-цепочки из четырех и пяти букв.

     

    Задание 10. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ. 1.Дети получают карточку со следующим заданием: «Укажите как можно больше синонимов к словам». Через 5-7 минут ведущий собирает карточки и подсчитывает, какое количество синонимов к каждому слову удалось подобрать командам. Каждый синоним, если он встречается у обеих команд, оценивается 1 очком.  Если синоним «в единственном экземпляре», команда зарабатывает 2 очка.

     

    Слово

    Лихой

    Мальчик

    Смеяться

    Умереть

    Глупый

    Неаккуратно

    Хорошо

    Плохо

    Приятель

    Далекий

    Медленно

    Ложь

    Несчастье

    Мгновенно

    Синонимы

     

    Количество

     

     

    2. Материал можно использовать в конкурсе капитанов. Детям раздаются карточки с заданием: «Укажите антонимы следующих слов», которые они по сигналу начинают заполнять. Оценивается скорость и точность выполнения.

            

    Основа

    Антонимы

     

    Основа

    Антонимы

    Враг

    Гуща

    День

    Плач

    Въезд

    Гений

    Вражда

    Восход

    Глупец

    Изобилие

    Наступление

    Батюшка

     

     

    Позор

    Мать

    Свет

    Старт

    Гигант

    Богатый

    Недолет

    Различие

    Неудачный

    Веселиться

    Пожилой

    Гуща

     

     

    КАРТОЧКИ «ПОДУМАЙ». Карточки «Подумай» удобно использовать для проведения конкурса капитанов или же обычного конкурса, при условии, что количество игроков в одной команде не превышает 5-6 человек. Карточки раздают игрокам и ведущий засекает время.

     

     

     

     

     

     

    1. Клетка.

             Заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочитать слово,  начинающееся и заканчивающееся буквой К.

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    К

     

     

     

    К

    2. Ступеньки.

          
     image image image


             Вписать в кружки слова, начинающиеся с буквы С (К, П, Т и т.д.)

                    
     image image image image image image image image
     


    3. Кто больше?

             Какие слова, состоящие из трех букв, вы можете вспомнить?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Игра «НОБУ («на одну букву»)

    Перед началом  игры участники чертят на своих листах вот такую таблицу:

    1

    2

    3

    4

    5

    Буква

    Город

    Река

    Растение

    Зверь

     

    окончание таблицы

    6

    7

    8

    9

    10

    Птица

    Рыба

    Известный

    человек

    Название фильма

    Итого

     

            Один из играющих говорит «А» и далее проговаривает алфавит, пока кто- то не скажет: «Стоп!», например, на букве «О».  Игроки пишут слова  на «О».

    1

    2

    3

    4

    5

    О

    Омск

    Ока

    Осина

    Олень

     

    окончание таблицы

    6

    7

    8

    9

    10

    Орел

    Окунь

        Орбакайте

    «Омен»

     Итого

     

    Тот, кто закончил первым, произносит: «Стоп, игра!» – это означает, что все должны прекратить заполнять таблицу и приготовиться подводить итоги кона.

    Тот, кто был первым, получает право сообщить, какие названия у него в каждом столбце. Остальные сверяют со своими таблицами. Если в колонке, которую проверяют, среди играющих были обнаружены повторы, то 2-4 игрока получают по 5 очков, если слово встречается у 5 и более человек, то за эту колонку они зарабатывают по 2 очка. Если же какое-то название указано в данном столбце только у одного человека, то ему начисляется 10 очков. После проверки результат кона суммируется и записывается в графу «Итого».

             Затем вновь кто-то говорит: «А», играющие останавливают его, и таблицу заполняют словами на другую букву. После 10 конов определяется победитель.

             Другие варианты названия столбцов: имя девочки (мальчика), черта характера, название книги, название  памятника, архитектурного сооружения, достопримечательности, страны, музыкальной группы.

    (ГригоренкоЮ., Кострецова У. КИПАРИС: Учеб. пособ. по орг.дет.досуга в школе.– М.: 1999.)

    Аукцион знаний по русскому языку. (Дополнительные задания)

    (Участвуют все желающие)

    За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

    1. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

    Бульон (французский)
    Футбол (английский)
    Галстук (немецкий)
    Бухгалтер (немецкий)
    Баскетбол (английский)
    Жалюзи (французский)
    Школа (греческий)
    Балет (французский)
    Гимназия (греческий)
    Спорт (английский)

    2. Вопросы об устаревших словах.

    Что означают эти слова:
    Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
    Кушак (пояс из мягкой ткани).
    Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
    Яхонт (драгоценный камень).
    Невод (сеть).
    Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
    Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
    Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
    Пищаль (оружие).

    Ржа (ржавчина).

    3. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

    Дискуссия – спор.
    Диалог – разговор двух лиц.
    Дебаты – обсуждение.
    Инновация – нововведение.
    Консилиум – совещание врачей.
    Менталитет – склад ума.
    4

    4. Произнеси словами числительные:

    К 518 + 242

    От 263 – 75

    К 359 +923

    От 841 – 136

    С 678 рублями

    С 849 рублями

     

     

    5. Назовите основу в следующих предложениях:

    А) Встречающие вышли на перрон.
    Б) На улице сыро.
    В) Думаю о тебе всегда.
    Г) Жить – Родине служить.
    Д) Свобода – это осознанная необходимость.
    Е) Рассвело.

     

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon turnir_znatokov_russkogo_yazyka.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

                    ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

               ( «День открытых дверей» для родителей учащихся 7 класса)

    Участники: 2-3 команды по 6-10 человек

    Продолжительность игры: 30-40 минут

    Система судейства: жюри из учащихся старших классов и родителей.

    Подготовка: аудиозаписи для создания музыкального фона, призы и награды, ручки, листы белой бумаги, раздаточный материал.

                                 Порядок проведения турнира.

    Занимательный русский язык.
    (задания для проведения игры-соревнования)

    РАЗМИНКА. 1. Составь новые слова из слов МОСКВА.

    2. На доске были записаны слова, но ученик нечаянно стёр общую (одинаковую) часть слов. Какие это были слова?
    _________ик
    _________ушка
    _________инный

    3. Подчеркни фразу, которая по смыслу подходит к пословице:
    «Не всё золото, что блестит».
    - Ржавое железо не блестит.
    - Чистое золото ценится дорого.
    - Не по виду суди, а по делам гляди.
    - Ложь не скроешь.

    4. На Спасской башне Кремля находятся часы. Их звон можно услышать на Красной площади. Как называются эти часы?

    5. Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.
    - Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
    - Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
    - Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

    6. Отгадай загадки. В отгадках спряталось слово «РАК».
    - Этот рак из ткани сшит. ________________________
    - Этот рак на Луну летит. ________________________
    - Этот рак – долгожданный день. ________________

    (Отгадки. Рубашка, ракета, праздник).

    7. Даны слова на болгарском языке и их перевод на русский. Они родственные языки. Заполни пропуски.

    Болгарский язык

    русский язык

    болгарский язык

    русский язык

    глас

    голос

    крава

     

    врата

    ворота

    грах

     

    злато

    золото

    платно

     

    бразда

    борозда

     

    голова

    8. Сколько звуков [ш] встречается в стихотворении:
    Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
    От деревушки Пешки до деревушки Ложки. __________

    9. Откуда пошло название «перочинный ножик»?

    10. Из каждого слова взять только вторые слоги и составить новое слово.
    - соловей, мотоцикл _______________________
    - пуговица, молоток, лава ____________________
    - поворот, пороша, канава ____________________

    11. Соедини начало и конец пословицы

    Труд человека кормит,

    третья сама бежит.

    Каково посеешь,

    а лень портит.

    Беда беду родит,

    таково и пожнёшь.

    Турнир знатоков.

    Задание 1. ДОПИШИТЕ СЛОГ ДО СЛОВА. Каждая команда получает листок с написанным столбиком слогов. Надо дописать к слогу еще один слог так, чтобы получилось слово. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

            Как вариант: игрок первой команды говорит соперникам слог, соперники, в свою очередь, должны дополнить слог до слова и сказать слог для первой команды. Конкурс – на скорость.

    Задание 2. ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ. Каждой команде предлагается список слов, в которых надо расставить ударения. Побеждает команда, выполнившая задание с наименьшим количеством ошибок.

    Новорождённый, ткала, договор, инструмент, документ, коклюш, портфель, позвонит, корысть, творог, крапива, щиколотка, поняла, береста, каталог, осужденный, острота, занята, красивее, искристый, вкусны.

    Задание 3. МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО. Ведущий говорит командам слова в единственном числе. Задача игроков –  образовать форму множественного числа, если это возможно. Первый вопрос к участникам первой команды, второй – к участникам второй, если ответ правильный, команда зарабатывает одно очко, если ответа нет или он неправильный, вопрос переадресуется другой команде.

            I команда: рука, яблоко, виноград, доктор, метро, море, багаж, мать, клей, нога, груша, мука, диво, грот.

    II команда: одеяло, Родина, шоссе, мох, еда, слива, сон, какао, рожь, вещь, шоколад, ружье, пальто.

    Задание 4. НАЗОВИ ПАРУ. Ведущий называет существительные мужского и женского рода, а игроки находят для них пары.

    козел – коза                                                муха – муха

    бобер – бобриха                                                курица – петух

    медведь – медведица                                        обезьяна – обезьяна

    осел – ослица                                                баран – овца

    оса – оса                                                        жираф – жирафа

    стрекоза – стрекоза                                        слон – слониха

    ворона – ворон                                                ехидна – ехидна

    волк – волчица                                                кот – кошка

    корова – бык                                                шершень – шершень

    Задание 5. СКОРОГОВОРКИ. Скороговорки записываются на отдельных листочках. Участники  вытягивают листочек со скороговоркой, читают ее, запоминают и повторяют вслух 5 раз. Тот, кто ошибется три раза, выбывает из соревнования.

    Задание 6. ТЕЛЕГРАММА. Ведущий предлагает командам расшифровать то или иное слово так, чтобы каждый символ основы являлся первой буквой поясняющего слова. Кроме этого, нужно, чтобы получилось имеющее смысл предложение, составленное по принципу телеграммы.

            Например, основа:  ВНУЧКА

            Расшифровка: Выезжаю Новгород Утренним Чайник Купила Аня.

            Слова для расшифровки: ОСЛИК, ТУРНИР, МАШИНА, КИПАРИС.

    Задание 7. РАССКАЗ НА ОДНУ БУКВУ. Ведущий предлагает командам в течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Например, П: Павел Петрович привез папе потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся. Покуривая, Павел Петрович поглаживал попугая: «Прощай, Петька!» Или М: Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме.

            Побеждает та команда, в  рассказе которой слов больше.

    Задание 8. ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС. Участники получают листы бумаги и ручки. Ведущий произносит слово и засекает 2 минуты. За это время участникам нужно из букв, составляющих названное слово, придумать как можно больше других слов, имен существительных в единственном числе. К примеру, МЕТРОПОЛИТЕН: пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море и т.д. Когда время заканчивается, проверяют задание так: один из участников, по жребию, говорит первое слово. Другой участник, если у него такое же слово, зачеркивает его, а затем называет свое. У кого оказалось больше незачеркнутых слов, тот и становится победителем.

    Задание 9. ЦЕПОЧКИ СЛОВ. Ведущий предлагает слово из трех букв. Игрок должен произнести слово, начинающееся с последней буквы первого.  Оно тоже должно быть из трех букв. Получится цепочка: МИР – РАБ – БОР. Называть только существительные в единственном числе. Побеждает команда, которая назовёт больше слов. Можно проводить игры-цепочки из четырех и пяти букв.

    Задание 10. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ. 1.Дети получают карточку со следующим заданием: «Укажите как можно больше синонимов к словам». Через 5-7 минут ведущий собирает карточки и подсчитывает, какое количество синонимов к каждому слову удалось подобрать командам. Каждый синоним, если он встречается у обеих команд, оценивается 1 очком.  Если синоним «в единственном экземпляре», команда зарабатывает 2 очка.

    Слово

    Лихой

    Мальчик

    Смеяться

    Умереть

    Глупый

    Неаккуратно

    Хорошо

    Плохо

    Приятель

    Далекий

    Медленно

    Ложь

    Несчастье

    Мгновенно

    Синонимы

    Количество

    2. Материал можно использовать в конкурсе капитанов. Детям раздаются карточки с заданием: «Укажите антонимы следующих слов», которые они по сигналу начинают заполнять. Оценивается скорость и точность выполнения.

            

    Основа

    Антонимы

    Основа

    Антонимы

    Враг

    Гуща

    День

    Плач

    Въезд

    Гений

    Вражда

    Восход

    Глупец

    Изобилие

    Наступление

    Батюшка

    Позор

    Мать

    Свет

    Старт

    Гигант

    Богатый

    Недолет

    Различие

    Неудачный

    Веселиться

    Пожилой

    Гуща

    КАРТОЧКИ «ПОДУМАЙ». Карточки «Подумай» удобно использовать для проведения конкурса капитанов или же обычного конкурса, при условии, что количество игроков в одной команде не превышает 5-6 человек. Карточки раздают игрокам и ведущий засекает время.

    1. Клетка.

            Заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочитать слово,  начинающееся и заканчивающееся буквой К.

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    К

    2. Ступеньки.

            Вписать в кружки слова, начинающиеся с буквы С (К, П, Т и т.д.)

    3. Кто больше?

            Какие слова, состоящие из трех букв, вы можете вспомнить?

    Игра «НОБУ («на одну букву»)

    Перед началом  игры участники чертят на своих листах вот такую таблицу:

    1

    2

    3

    4

    5

    Буква

    Город

    Река

    Растение

    Зверь

    окончание таблицы

    6

    7

    8

    9

    10

    Птица

    Рыба

    Известный

    человек

    Название фильма

    Итого

            Один из играющих говорит «А» и далее проговаривает алфавит, пока кто- то не скажет: «Стоп!», например, на букве «О».  Игроки пишут слова  на «О».

    1

    2

    3

    4

    5

    О

    Омск

    Ока

    Осина

    Олень

    окончание таблицы

    6

    7

    8

    9

    10

    Орел

    Окунь

        Орбакайте

    «Омен»

     Итого

    Тот, кто закончил первым, произносит: «Стоп, игра!» – это означает, что все должны прекратить заполнять таблицу и приготовиться подводить итоги кона.

    Тот, кто был первым, получает право сообщить, какие названия у него в каждом столбце. Остальные сверяют со своими таблицами. Если в колонке, которую проверяют, среди играющих были обнаружены повторы, то 2-4 игрока получают по 5 очков, если слово встречается у 5 и более человек, то за эту колонку они зарабатывают по 2 очка. Если же какое-то название указано в данном столбце только у одного человека, то ему начисляется 10 очков. После проверки результат кона суммируется и записывается в графу «Итого».

            Затем вновь кто-то говорит: «А», играющие останавливают его, и таблицу заполняют словами на другую букву. После 10 конов определяется победитель.

            Другие варианты названия столбцов: имя девочки (мальчика), черта характера, название книги, название  памятника, архитектурного сооружения, достопримечательности, страны, музыкальной группы.

    (ГригоренкоЮ., Кострецова У. КИПАРИС: Учеб. пособ. по орг.дет.досуга в школе.– М.: 1999.)

    Аукцион знаний по русскому языку. (Дополнительные задания)

    (Участвуют все желающие)

    За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

    1. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

    Бульон (французский)
    Футбол (английский)
    Галстук (немецкий)
    Бухгалтер (немецкий)
    Баскетбол (английский)
    Жалюзи (французский)
    Школа (греческий)
    Балет (французский)
    Гимназия (греческий)
    Спорт (английский)

    2. Вопросы об устаревших словах.

    Что означают эти слова:
    Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
    Кушак (пояс из мягкой ткани).
    Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
    Яхонт (драгоценный камень).
    Невод (сеть).
    Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
    Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
    Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
    Пищаль (оружие).
     
    Ржа (ржавчина).

    3. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

    Дискуссия – спор.
    Диалог – разговор двух лиц.
    Дебаты – обсуждение.
    Инновация – нововведение.
    Консилиум – совещание врачей.
    Менталитет – склад ума.
    4

    4. Произнеси словами числительные:

    К 518 + 242

    От 263 – 75

    К 359 +923

    От 841 – 136

    С 678 рублями

    С 849 рублями

    5. Назовите основу в следующих предложениях:

    А) Встречающие вышли на перрон.
    Б) На улице сыро.
    В) Думаю о тебе всегда.
    Г) Жить – Родине служить.
    Д) Свобода – это осознанная необходимость.
    Е) Рассвело.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса

    Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

    Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

    Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 классов

    Внеклассное мероприятие по русскому языку...

    Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»

    Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»...

    Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7-8 классов

    Турнир знатоков русского языка среди 6-7 классов. Цели: 1.Повысить интерес к русскому языку. В занимательной форме раскрыть проблемы современного состояния русского языка и ставить вопросы повышения ф...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку. Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 класса

    В нашей многонациональной стране государственным языком является русский. Писатели-классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. С какой любо...

    Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 5-6 классов

    Мероприятия в форме соревновательной игры очень нравятся ученикам средних классов. Они позволяют  активизировать мыслительную деятельность,формировать положительные мотивации изучения предмета,во...