методицеские рекомендации по выполнеию практических работ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Корженко Татьяна Алексеевна

методический материал по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 42 Санкт-Петербурга»

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ  

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

(профессия 190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»)


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4

2. Перечень самостоятельных работ…………………………………………..5

3. Задания для самостоятельной работы………..……………………………7

4. Методические рекомендации по выполнению работ по образцу………14.

5. Методические рекомендации по подготовке к устному/письменному опросу………………………………………………………………………….18

6. Методические рекомендации  по выполнению самостоятельной работы 19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе  учебной дисциплины в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 42 Санкт-Петербурга».

Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельных работ по предмету «Русский язык».

Самостоятельные работы  служат  связующим  звеном  между  теорией  и  практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний.  Самостоятельные работы выполняются обучающийся с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений,  полученных от преподавателя.

Самостоятельные работы разработаны в соответствии с учебной программой.  Самостоятельные работы выполняются  обучающимися  индивидуально.

Отметку (зачет)  по  каждой  самостоятельной  работе  обучающийся  получает  после её выполнения и предоставления в письменном виде.


2 Организация и формы самостоятельной работы

Самостоятельные работы, предусмотренные программой курса, каждый обучающийся обязан сдать за неделю до промежуточной аттестации, поскольку их выполнение является обязательным требованием для допуска к промежуточной аттестации.

На самостоятельную работу по дисциплине ОДБ.01 Русский язык предполагается 39 часов, в том числе:

- подготовка к устному/письменному опросу по разделу – 9 часов;

- выполнение упражнений по теме – 18 часов;

- подготовка к текущему контролю по разделу – 9 часов;

- подготовка к промежуточному контролю – 3 часа.

Таким образом, распределение часов самостоятельной работы по семестрам:

1 семестр:

- подготовка к устному/письменному опросу по разделу – 4 часа;

- выполнение упражнений по теме – 6 часов;

- подготовка к текущему контролю по разделу – 4 часа;

2 семестр:

- подготовка к устному/письменному опросу по разделу – 2 часа;

- выполнение упражнений по теме – 6 часов;

- подготовка к текущему контролю по разделу – 2 часа;

3 семестр:

- выполнение упражнений по теме – 5 часов;

4 семестр:

- подготовка к устному/письменному опросу по разделу – 3 часа;

- выполнение упражнений по теме – 1 часа;

- подготовка к текущему контролю по разделу – 3 часа;

- подготовка к промежуточному контролю – 3 часа.


Вопросы для самоподготовки к устному опросу по темам.

Наименование
разделов и тем

Вопросы

Раздел 1.

Лексика

1.Что такое лексика? Дайте понятие этого термина
2.Как называется раздел языкознания, где изучается лексика?
3.Как вы понимаете лексическое значение слова?
4.Понятие однозначности и многозначности слова.
5.Понятие прямого и переносного значения слова
6.Дать определение синонимам, антонимам, омонимам.     Привести примеры.

Раздел 2.

Употребление фразеологизмов

1.Что называют фразеологическим оборотом?
2.Как по-другому можно назвать фразеологизм?
3.Что роднит фразеологический оборот  со словом, с предложением?
4.Что изучает фразеология?

Раздел 3.

Словообразование

1.Что изучает словообразование?
2.На какие группы делятся способы словообразования?
3.Назовите морфологические способы образования слов.

Раздел 4.

Орфография

1.Составить схему «Принципы русской орфографии»?
2. Сформулировать правила:
    а)
 правописание гласных после шипящих и Ц.
   б)  правописание приставок  пре-   при-
   в)буквы О, Е, Ё после шипящих в суффиксах и в
     окончаниях    

3.Что изучает орфография?

Раздел 5.

Морфология и орфография.

1.Что изучает морфология?

2.По каким принципам слова распределяются по частям речи?

3.Сколько частей речи в современном языке?

4. Составить схему «Части речи»

5.Сформулировать правила:

а) правописание И  Е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

б) правописание суффиксов.

в)правописание сложных имен существительных.

6.Назвать разряды имен существительных.

7.Назвать разряды прилагательных по значению.

8.Определение прилагательного как части речи.

9.Понятие перехода прилагательных из одной части речи в другую.

10.Сформулировать правило по правописанию сложных прилагательных.

11.Дать определение причастию и деепричастию.

12.Какую синтаксическую роль выполняют причастия и деепричастия?

13.Какие суффиксы у действительных и страдательных причастиях?

14.Какие суффиксы в деепричастиях совершенного вида и несовершенного вида.

Раздел 6.

Служебные части речи.

1.Какие служебные части речи вы знаете?
2.Чем служебные части речи отличаются от знаменательных?
3.Какова роль служебных частей речи в предложении?
4.Какие группы союзов вы знаете?
5. Что связывают сочинительные союзы? Пример
6.Для чего нужны подчинительные союзы?
7.Назвать группы подчинительных союзов
8.Какие бывают разряды частиц по значению?
9.Какова синтаксическая функция частиц?
10.Какие частицы всегда пишутся отдельно?
12.Какие частицы пишутся через дефис?
13. От чего зависит написание частицы НЕ?
14.Какие существуют разряды предлогов по значению?
15.Назвать разряды предлогов по происхождению
16.Какие предлоги всегда пишутся через дефис?

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

1. Что изучает синтаксис?
2. Что изучает пунктуация
3. Почему синтаксис и пунктуация изучаются вместе?
4. Сколько знаков препинания в современном русском языке?

5. Когда ставится запятая при ОЧП?
6. Когда не ставится запятая в предложениях с однородными членами?
7. Какие бывают определения?
8. Чем выражены согласованные определения?
9. Что обозначают обстоятельства?
10. Какие обстоятельства обособляются?
11. Чем выражены обособленные обстоятельства?
12. Какие значения могут иметь вводные слова? Пример

13.Дать определения:
- сложным предложениям
- сложносочиненным предложениям
- сложноподчиненным предложениям
14.Сформулировать правила расстановки знаков препинания:
- в ССП
- в СПП
- В БСП

Раздел 8.

Прямая речь. Развитие речи

1. Что такое прямая речь?

2. От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи?

3. Назвать особенности косвенной речи

Раздел 9.

Стилистика

1. Что изучает стилистика?

2. Какие функциональные стили вы знаете?

3. Назвать характерные черты стилей


Упражнения для самостоятельной работы

Упражнения выполняются в соответствии с указаниями преподавателя по каждой теме, по учебнику: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2011 год.

Тема

Упражнения

1

Тема 1.1 Русский язык в современном мире

№ 28

2

Тема 2.1 Употребление фразеологизмов.

№ 76-77

3

Тема 3. 1 Способы словообразования отдельных частей речи. Словообразовательный разбор слова

№ 127

4

Тема 4. 1 Принципы русской орфографии

№ 190

5

Тема 4. 2 Правописание гласных после шипящих и Ц.

№ 144

6

Тема 4. 3 Правописание приставок  

пре-, при-

№ 170

7

Тема 5. 1 Система частей речи в русском языке

№ 195

8

Тема 5. 2 Имя существительное

№ 199

9

Тема 5.3 Имя прилагательное

№ 239

10

Тема 5.4 Правописание и употребление числительных и местоимений

№ 260

11

Тема 5. 5 Причастие и деепричастие

№ 309

12

Тема 6.1 Правописание союзов, предлогов, частиц. Типы речи.

№ 364

13

Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса.

№ 382

14

Тема 7. 2 Предложение с однородными членами, обособленными членами, вводными словами.

№ 438

15

Тема 7. 3 Сложные предложения.

№ 450

16

Тема 7.4 СПП с двумя или несколькими придаточными

№ 459

17

Тема 8. 1 Замена прямой речи косвенной.

№ 486

18

Тема 9.1 Функциональные стили языка

Задания ЕГЭ


Банк тестовых заданий по разделам.

Тестовые задания предназначены для самоподготовки к текущему контролю усвоения материала после изучения раздела. Обучающиеся должны самостоятельно решить предложенные тесты и проверить уровень своих знаний.

Раздел 1. Лексика

Тест по теме «Лексика»

Вариант 1.

1. Определите лексическое значение слова изморось:

a) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на

ветвях деревьев, проводах и т. п.;

b) морозные узоры на стекле;

c) очень мелкий дождь.

2. Укажите, какие из слов являются однозначными:

a) ряска;          b) айсберг;      c) брошюра    

d) квартал;      e) земля;        f) арена.

3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

a) строить дом;  b) убить время;  c) тяжёлый характер;  

d) часы бегут;  e) мягкое кресло; f) острый нож.

4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

a) однозначными;  b) многозначными;  c) синонимами;  

d) омонимами;  e) антонимами.

5. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются:

a) однозначными;  b) многозначными;  c) синонимами;

d) омонимами;  e) антонимами.

6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением:

a) синонимами;  b) антонимами;  c) омонимами;

d) однозначными;  e) многозначными.


7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

a) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

b) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

c) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

d) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

8. Выберите пары антонимов:

a) смелый – грубый;  

b) мудрость – глупый;  

c) щедрый – скупой;  

d) рассеянность – сосредоточенность;  

e) благородный – подлый;

f) отзывчивый – вспыльчивый.


Вариант 2

1. Определите лексическое значение слова озимь:

a) всходы, посевы озимых культур;  

b) первые дни зимы;

c) вьюга, во время которой дует низовой ветер.

2. Укажите слова, которые являются многозначными:

a) жюри;  b) квартал;  c) гнездо  

d) серебряный;  e) сизый;  f) кроссворд.

3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:  

a) твёрдая воля  b) бегут ручьи  c) горят костры  

d) зерно пшеницы  e) золотое кольцо  f) ледяной взгляд.

4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

a) однозначными;  b) многозначными;  c) синонимами;  

d) омонимами;  e) антонимами.

5. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

Тушить свет. Тушить мясо:

a) однозначными;  b) многозначными;  

c) синонимами;  d) омонимами;  e) антонимами.

6. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются…

a) однозначными;  b) многозначными;  c) синонимами;  

d) омонимами;  e) антонимами.

7. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:

a) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

b) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

c) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

d) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

e) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

8. Укажите пары антонимов:

a) угрюмый – веселиться;  b) гигант – карлик;

c) робкий – смелый; d) холодный – вспыльчивый;

e) благородный – подлость;  f) скромный – хитрый.


Раздел 2. Употребление фразеологизмов

Тест. Фразеология.

1. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним лыком шиты ;

2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку ;

3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы ;

4) прощупывать почву, закидывать удочки, пускать пробный шар .

2. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) яблоку негде упасть, пальцем негде ткнуть, как сельдей в бочке ;

2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край ;

3) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый ;

4) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки .

3. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) на краю света, бог знает где, за тридевять земель ;

2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами ;

3) бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять ;

4) болеть душой, принимать участие, входить в положение .

4. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего ;

2) в мгновение ока, в два счета, одним духом ;

3) во весь голос, во всю ивановскую, во время оно ;

4) сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.

5. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди;

2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню;

3) втирать очки, водить за нос, морочить голову;

4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот.

6. Какой фразеологический оборот имеет значение «защищать, отстаивать» ?

1) стоять горой;  2) стоять в стороне;

3) стоять на месте;  4) стоять на своем.


7. Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи» ?

1) своя голова на плечах;  2) своими словами передать;

3) своими глазами увидеть;  4) своими руками сделать.

8. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?

1) авгиевы конюшни; 2) вавилонское столпотворение;

3) ахиллесова пята;  4) филькина грамота.

9. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий» ?

1) волк в овечьей шкуре;

2) тише воды, ниже травы

3) вольная птица

4) заячья душа

10.Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то» ?

1) тришкин кафтан  2) прокрустово ложе

3) дамоклов меч  4) пиррова победа

11. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки» ?

1) курить фимиам  2) петь дифирамбы

3) терять голову  4) биться головой об лед

12. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

1) грустно  2) вредно  3) мало  4) глупо

13. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?

1) выделить  2) уважать  3) отказаться  4) подозревать

14. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма прику¬сить язык?

1) огорчиться  2) замолчать  3) узнать  4) сделать выводы

15. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма в порядке вещей?

1) нормально  2) аккуратно  3) беспорядочно  4) упорно.


Раздел 3. Словообразование.

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать;  Б) читатель;     В) неизбежный;    Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход   Б) заповедник    В) выполнение      Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,    Б) новизна,  В) охотник,   Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

 А) сторожка,  Б) нерешительный,  В) по-зимнему,  Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,  Б) где-нибудь,  В) доверху,  Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?  

А) синь, Б) управляемый, В) распланировать, Г) семилетка.

8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?  

А) кожаный,  Б) отлет,  В) водолаз,  Г) напольный.

9. Какое слово образовано бессуффиксным способом

 А) синеть, Б) наладчик,  В) лесоруб,  Г) подъезд.

10.  Какое слово образовано способом сложения?

А) международный

Б) обороноспособный

В) перекресток

Г) сверхъестественный


11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  

Б) разбег – бессуффиксный,  

В) лесоруб – бессуффиксный,  

Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,  

Б) пробежать – приставочный,  

В) выход – бессуффиксный,  

Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ  

 А) приставочный,

Б) суффиксальный,  

В) бессуффиксный,  

Г) переход

14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД

А) приставочный,    

Б) бессуффиксный,  

В) суффиксальный,  

Г) переход

15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.

Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.


Раздел 4. Орфография

1. Как называется главная значимая часть слова?                                                                                                                                                                    а) основа                 б) окончание              в) корень               г) приставка

2. В каких словах пишется  а ?                                                                                                

а) упл…тить долг         б) пл…тина            

в) вд…леке                    г) варианты а, в

3. В каких словах пишется  о  ?                                                                                      

а) уг…реть                б) нам…чить;

в) изл…гать              г) варианты а, б.

4. Какие корни проверяются ударением?                                                                  

а)  гар - гор            б) кас – кос                

в) лаг - лож                   г) бер - бир

5. В каком слове нет непроизносимой согласной?                                                  

а) трос…ник             б) уча…ствовать

в) вес…ник               г) лес…ница

6. В каком слове на стыке приставки и корня не пишется удвоенная согласная?                                                                                                                             а) ис…кусный           б) без…лобный        

в) рас…просить        г) бес…нежный

7. В каких словах пишется       пре-     ?

а) пр…поднять, пр…рекания;

б) Пр…уралье, пр…вивка;

в) пр…ломление, пр…мудрая;

г) пр…увеличить, пр…бить.

8. Найдите ошибку.                                                                                                            

а) притяжение;

б) прикратить;

в) приоткрыть;

г) приписать.


9. В каких окончаниях пишется  и ?                                                                              

 а) в строящ…мся доме, в свеж…м сене;

б) о прячущ…мся ребенке, о древн…м городе;

в) с прячущ…мся ребенком, с древн…м городом;

г) к прячущ…муся ребенку, к древн…му городу.

10. Где пишется  -нн-  ?

а) клюквен…ый напиток  

б) гусин…ые потроха

в) мышин…ая нора  

г) вещи разброса…ы

11. Найдите ошибку.

а) поставленная посуда;

б) серебряное кольцо;

в) поле вскопанно;

г) львиная грива.

12. Какие слова пишутся через дефис?                                                                      

а) (десяти)летний, (бело)снежный;

б) (прямо)угольник, (мото)спорт;

в)(двух)метровый,(сорока)градусный;

г) (юго)западный, (экс)президент                                                                      

13. Какое местоимение пишется через дефис?                                                      

а) ни(для)кого;

б) кем(нибудь);

в) (ни)какому;

г) кое у кого.

14. Где  НЕ  пишется слитно?

 а) Я (не)собираюсь возвращаться.

б) Статья была (не)интересная, а скучная.

в) Было принято (не)правильное решение.

г) Снявши голову, по волосам (не)плачут.


15. Найдите глаголы II спряжения с буквой  И в окончаниях.

а) приход…шь, разнос…шь;

б) выполня…шь, расскаж…шь;

в) спряч…шь, докаж…шь;

г) убира…шь, рису…шь.

16. Найдите наречие, пишущееся через дефис.

а) Я соскучился (по)хорошему другу;

 б) (По)осеннему небу плыли облака;

в) Давай решим все (по)хорошему;

г) (Во)вторых классах прошла контрольная.

17. В каком случае пишется  НЕ ?

а) Он н…куда не заглядывал.

б) А радоваться-то н…чему.

в) Мы н…где не могли найти грибов.        

г) Я уже н…чему не удивляюсь.

18. В каком случае подчеркнутое слова является предлогом?

а) Лодки попали в течение реки, и их унесло;

б) Как попадем в течение, будет легче;

в) В течение лета дождей не было;

г) На счет школы поступили новые средства.

19. В какой строчке во всех словах  после шипящих не пишется  Ь ?                    

а) камыш…, у овощехранилищ…, замуж…      

б) съеш…, пустош…, грач…

в) испеч…, кирпич…, сбереч…    

г) мыш…, доч…, душ…

20. Расставьте правильно запятые.

Вернувшись с работы (1) и (2) приготовив ужин (3) мама (4) решившая проверить у меня уроки (5) попросила мой дневник.


Раздел 5. Морфология и орфография.

1.        Как называется изменяемая часть слова?

а) основа                б) окончание                 в) корень                г) суффикс

2.        В каких словах пишется  а ?

а) г…лерея            б) к…нфликт                в) б…гровый         г) варианты .

3.        В каких словах пишется  о ?

а) предпол…гать       б) пром…кашка           в) к…снулись.

4.  Какие корни проверяются суффиксом   а ?

     а) гар – гор             б) бер – бир            в) раст – рос          г) мак – мок.

5.        В каком слове нет непроизносимой согласной ?

а) ужас…ный             б) влас…ный            в) ярос…ный           г) извес…ный

6.        В каком слове на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная?

а) ис…кусный          б) прос…вещать           в) рас…четливый       г) вос…тание

7.        В каких словах пишется  пре- ?

а) пр…думать, пр…землиться          б) пр…лететь, пр…школьный    

в) пр…датель, пр…дел                      г) пр…умный, пр…клеить

8.        Найдите ошибку.

а) придлинный        б) прилечь            в) приозерный           г) прибить  

9.        В каких окончаниях пишется  е ?

а) в колюч…м кустарнике, о бушующ…м мор      

б) с колюч…м кустарником, с бушующ…м морем    

 в) свеж…м сеном, строящ…мся домом                  

г) варианты б, в  

10.         Где пишется  -нн- ?

а) утин…ая охота                б) под соломен…ой крышей  

в) стулья сломан…ы           г) нечесан…ые волосы


11.         Найдите ошибку.

а) лимонный напиток       б) нарисованная картина

в) глиняная посуда           г) заклееная коробка

12.         Какие слова пишутся через дефис?

а) (пяти)летний, (мало)метражный          

б) (шахматно)шашечный, (выпукло)вогнутый                                                      в) (железно)дорожный, (авиа)завод

г) (фото)лаборатория, (контр)наступление

13.         Какое местоимение пишется через дефис?

а) кое(у)кого                   б) кое(с)кем

в) в каком(либо)             г) (ни)кому

14.         Где  НЕ  пишется слитно?

а) Он (не)думал о деле;

б) Солдат шел (не)оборачиваясь;

в) Бумага была (не)белого, а желтого цвета;

г) Впереди была (не)глубокая речка.

15.         Найдите глаголы I спряжения с буквой  е  в окончаниях.

а) выход…шь, спрос…шь;

б) рису…шь, покаж…шь;

в) позвон…шь, вынос…шь;

г) занос…шь, попрос…шь.

16.         Найдите наречие, пишущееся через дефис.

а) Все пошло (по)прежнему.                                              

б) Мы шли (по)прежнему пути.                                                                                 в) (По)нашему решению отряд  выступил в бой.      

г) (Во)вторых классах проведена контрольная.


17.         В каком случае пишется  НЕ ?

а) Он н… о чем не спорил.        

б) Спешить было н…куда.

в) Мы н…куда не торопились.              

г) Я н… с кем не хотела говорить.

18.         В каком случае подчеркнутое слово является предлогом?

а) Мы попали в течение реки.            

б) На счет завода поступили средства.        

в) В течении реки произошли изменения.        

г) В течение часа шел дождь.

19.         В какой строчке во всех  словах после шипящих пишется  Ь ?

а) грач…, камыш…, спряч…                    

б) настеж…, молодеж…, гуляеш…        

 в) текуч…, пустош…, кирпич…                

г) шалаш…, уж…, сыпуч…

20.         Расставьте правильно запятые.

На берегу реки (1) шумевшей после дождя (2) и урагана (3) мы устроили привал (4) поставили палатки (5) и стали готовить ужин.

а) 1, 2       б) 1, 3, 5       в) 1, 3, 4       г) 3, 4, 5        


Раздел 6. Служебные части речи.

1. В каком предложении нет предлога? 3

1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

2) Плохо, когда не с кем поговорить.

3) Дом напротив построили лет десять назад.

4) Остановка находится около школы.

2. Какой предлог является непроизводным?

1) в течение

2) ввиду

3) вместо

4) при

3. Укажите пример раздельного написания предлога.

1)звонил (в)продолжение получаса

2) двигаться (на)встречу ветру

3) узнали (на)счёт контрольной

4) выступит (в)место меня

4. В каком примере нарушены речевые нормы?

1) встретились по приезде

2) благодаря заботе

3) согласно графика

4) заплатить за билет

5.   Определи, что выражает предлог как часть речи:

1)  различные оттенки значений;

2)  различные чувства;

3)  отношение говорящего к высказываемому;

4)   зависимость одного слова от другого.

6.    Найди пример, в котором предлог выражает временное значение:

1)  простоял с год;                      4) упал с дерева;

2)  величиной с орех;                 5) говорил с 10 часов утра.

3)   пришёл с багажом;


7.   Укажи пример, в котором предлог выражает пространственные от ношения:

а)  проснулся в 5 часов;

б)  находился в состоянии

в) порошок для стирки;

г) боролись за победу; ожидания;

д) повернули в сторону.

8.    Выбери пример, где допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:

а)  вопреки сомнению;               д) вследствие нарушения;

б)  наперекор судьбы;                е) согласно приказа;

в)  согласно приказу;                 ж) благодаря совету;

г)   благодаря старанию;           з) наперекор желанию.

9.   Отметь падеж, с которым употребляются  предлоги «.благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».

Им., род., дат., вин., твор., предл.

10.    Найди и отметь примеры с производными предлогами:

а)  благодаря его за помощь;   в) благодаря дождям;

б)  строился около дома;           г) сидел перед сценой;

д)  прошёл мимо;                        ж) вследствие болезни;

е)   идут навстречу;                     з)  шёл впереди.

11. В каком предложении нет предлога?

 1) Дверь передо мной распахнулась.

 2) Вперёд, навстречу новым приключениям!

 3) Диспетчеры работают согласно графику.

 4) Хорошо, когда рядом друг.

12. Какой предлог является непроизводным?

1.        через

2)в связи

  3) вследствие

  4) позади


13. Укажите пример раздельного написания предлога.

1) отменили (в)виду морозов

 2) зайду (в)течение недели

 3) обогнал (не)смотря на запрет

4) объект (на)подобие летающей тарелки

14. В каком примере нарушены речевые нормы? П

1) таблетки для головной боли

2) вопреки всему

3) пришёл из школы

4) уверенность в победе

15. Изданного предложения выпишите производный предлог.

Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой ми ленький идёт.

16. Изданного предложения выпишите производный предлог.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

17. Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.

18. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.


Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.


4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.

2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный?(Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.

2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.

2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.


8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.

2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.


11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову(М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.


14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.


Раздел 8. Прямая речь. Развитие речи

Вопрос № 1.

Укажите предложение с прямой речью:

1) Я сказал товарищу, чтобы он приходил ко мне.

2) Шофер вдруг закричал, что это школа и что здесь живет учительница.

3)  Мать попросила Смотри не мучай чижа лучше отпусти его.

4)  Мать попросила не мучить чижа, а отпустить его.

Вопрос № 2

Какое это предложение:

Мой брат сердито сказал, чтобы я оставался дома.

1) Предложение с прямой речью

2)  Предложение с косвенной речью

3) Предложение с цитатой

4) Предложение с водным предложением

Вопрос № 3

Определи, какое это предложение:

Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию.

1) Предложение с прямой речью

2) Предложение с косвенной речью

3) Предложение с цитатой

4) Предложение с водным предложением

5) Предложение с обособленным глаголом

Вопрос № 4

Определи, какое это предложение

Прощаясь с девочкой, я попросил Скажи маме, что я благодарен за помощь.

1) с прямой речью

2) с вводным предложением

3) с прямой речью

4) с косвенной речью

5) с обращением


Вопрос № 5

Укажи предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены)

1) Где начинается наша река?

2) Бабушка предложила внуку чтобы он прилег отдохнуть.

3) Болельщики возмущались Эх ты, в пустые ворота не можешь попасть!

4) Возможно мы выиграем чемпионат.

5) Мать сердито сказала что рабочий стол надо содержать в порядке.

 

Вопрос № 6

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Фотограф пошутил: "Внимание, сейчас вылетит птичка!"

2) "Мы решили, - продолжал заседатель - с вашего дозволения остаться здесь ночевать".

3) "Лесть и трусость - самые большие пороки", - громко промолвила Ася.

4) "Вот это приключение! - воскликнул Том. - Об этом я и мечтал".

Вопрос № 7

В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?

1) "Только бы меня не спросили!" - подумал Андрей.

2) Я попросил учителя: "Повторите, пожалуйста, вопрос".

3) "Солнце на закате садится в тучи - жди непогоды", - говорит народная примета.

4) "Знаешь, - сказала мама, - я думаю, не всё ещё потеряно".

Вопрос № 8

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) О графине сказано, что она "не имела злой души".

2) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели".

3) "Высший смысл" остался для Алёхина недоступным.

4) Нас спросили, хотим ли мы поехать на экскурсию?

Вопрос № 9

В каком примере не нарушены речевые нормы?

1) Он сказал то, что не придёт сегодня.

2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.

3) Мне сказали то, что меня очень удивило.

4) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.


Вопрос № 10

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Она тихо произнесла: "Можете ли вы простить меня?"

2) И сказал ему царь Иван Васильевич: "Да об чём тебе молодцу кручиниться?"

3) "Скажите, пожалуйста, который час?" - спросил прохожий.

4) "А что же главный герой? - подумает читатель. - Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше".


Раздел 9. Стилистика

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать

2) четыреста

3) гипотенуза

4) время

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый

2) классный

3) крутой

4) отличный

3.  Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно

2) конференция

3) учитель

4) перпендикуляр

4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий

2) начертать

3) картошка

4) усыновитель

5. Какое из слов является просторечным?

а) голова

2) глава

3) головушка

4) башка

6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?

2) (24)А те, что вытиснены, враньё.

3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.

4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.


7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».

2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.

3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.

4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.

8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.

2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.

4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.

9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.

2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.

4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?


10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.

3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.

4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.

2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто... рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.

3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.

4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».

12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?

2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.

3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.

4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.

13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!

2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.

3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.

4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.


14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.

3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.

4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.

15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.

2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.

3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.

4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.

16. Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.

А) Разговорные слова

Б) Термин

В) Эмоционально-оценочное слово;

Г) Книжная лексика;

Д) Просторечные слова.


Перечень рекомендованной литературы:

1. Греков В.Ф. Русский язык: 10-11 кл. и др.2011 г.,,. М.: «Просвещение», 2011 год

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2009.

3. ЕГЭ (типовые экзаменационные варианты)2011-2014 г.,

Словари:

1.В. Даль Толковый словарь Т. 1 ,2,3,4

2. Краткий толковый словарь1985г.

3. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов1988г.,

4. Мифологический словарь Энциклопедический словарь юного филилога 1984 г.

5. Философский словарь1986 Александрова З.Е.

6. Словарь синонимов русского языка 1985г.,

7. Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка 1985г.,

8. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка

9. Горбачевич К.С. Словарь трудностей   произношения и ударения 1985г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"

Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....

Практическая работа по русскому языку на материале поэмы М. Цветаевой "Крысолов".

Отрывок из поэмы М. Цветаевой "Крысолов"  учащиеся записывают под диктовку. Затем каждый из учеников получает  текст,   самостоятельно проверяет  записанное (ручками разн...

Практическая работа по русскому языку по теме: "Правописание производных предлогов"

Данная презентация помогает выявить уровень усвоения изученной орфограммы учащимися 7 класса, организовать контроль по теме...

Практическая работа по русскому языку - 7 класс(повторение в конце года)

Практическая работа по русскому языку - 7 класс(повторение в конце года)...

Практическая работа по русскому языку в 10 классе в формате ЕГЭ

Данная разработка сожержит задания для отработки умений и навыков учащихся, необходимых при сдаче ЕГЭ...

Практическая работа по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ

Данная разработка содержит задания для отработки умений и навыков, необходимых при сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для  СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...