Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
статья по русскому языку по теме

Варенцова Светлана Александровна

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya_varentsovoy_s.a.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические  аспекты личностно-ориентированного обучения

(тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»)

Варенцова С.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Школа №9

 г. Дзержинска Нижегородской области

1. Личностно-ориентированные технологии обучения – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.

2. Принципы педтехнологий.

- Концептуальность (теоретическая база)

- Алгоритмичность (последовательность действий)

- Управляемость (прогнозирование)

- Эффективность (гарантированный результат)

- Воспроизводимость (широкое применение).

3. Содержание личностно-ориентированного урока (« Безличные предложения» (8 класс)) (Приложение №1, ч.1), представленного мной,  избирается в соответствии с образовательной программой.

4. Приемы, формы организации деятельности учащихся на уроке подбираются в соответствии с  критериями личностно-ориентированного урока:

1.Сообщение в начале урока не только темы, но порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

2.Использование субъектного опыта.

3.Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.

4.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

5.Применение на уроках специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

6.Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми методами работы.

7.Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности.

8.Обсуждение в конце урока, что нового узнали, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз.

9.Результативность.

5. На этапе актуализации знаний чаще используется проблемный метод обучения: предлагается  (Приложение №1, ч.2) выполнить исследовательскую работу с целью создания информативного поля урока. Учащиеся имеют возможность выбрать задание в соответствии со своими способностями и личностными особенностями.  Разноуровневые задания позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Инструкция к разноуровневым заданиям следующая.

1.Те, кто не совсем уверен в своих силах и хочет закрепить свои знания, выбирает задание 1 (базовый уровень).

2.Те, кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – задание 2.

3.Те, кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и знания – задание 3.

1 уровень (базовый) – отметка 3-4

2 уровень – отметка 4-5

3 уровень – отметка 5

6. На этапе изучения нового материала также возможно выполнение исследовательской работы с текстом по группам. Результатом выполнения разноуровневых заданий должны стать кластеры и таблицы: «Значения безличных предложений», «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях». (Приложение 1, ч.3)

Инструкция к разноуровневым заданиям для работы в группах следующая.

1.Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему, то можете работать в 1-й группе.

2.Если вы усвоили основные понятия и стремитесь их закрепить – можете работать во 2-й группе.

3.Если вы чувствуете себя уверенно и хотите  проверить свои силы и знания – в 3-й группе.

7. Фронтальная беседа  строится  в форме диалога с классом, направлена на анализ художественного текста, выявление значений языковых единиц в тексте. (Например, безличных предложений – Приложение 1, ч.4).

8. На этапе закрепления знаний используются диагностические методы.

9. Рефлексивные методы позволяют осуществить обратную связь с учащимися, понять, что им было трудно, что требует внимания на следующем уроке.

10. Высокая результативность уроков  достигается благодаря использованию следующих методов:

- диалог

- педагогической поддержки

- диагностические

- создание ситуаций выбора и успеха

- проблемные,

- творческие.

Организация урока включает  следующие  аспекты, характерные для личностно-ориентированного урока:

- Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся.

- Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта ребенка.

- Использование разнообразных форм общения, особенно полилога и диалога.

- Создание ситуаций успеха.

- Стимулирование учеников к осуществлению коллективного индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения.

- Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.

- Использование учащимися таких речевых оборотов, как «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению,…», «Я думаю, что…» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Использование современных технологий в образовательном процессе

Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель....

Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»

Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...

«Развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в условиях реализации компетентностного подхода»

ull;Федеральный государственный  образовательный стандарт  второго поколения гласит: «… школьник на уроке должен не только получать знания по  предмету, но и при этом еще...

Использование современных технологий в образовательном процессе.

Данное  сообщение можно использовать как методическое пособие на уроках английского языка....