Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
статья по русскому языку по теме
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_varentsovoy_s.a.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированного обучения
(тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»)
Варенцова С.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Школа №9
г. Дзержинска Нижегородской области
1. Личностно-ориентированные технологии обучения – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.
2. Принципы педтехнологий.
- Концептуальность (теоретическая база)
- Алгоритмичность (последовательность действий)
- Управляемость (прогнозирование)
- Эффективность (гарантированный результат)
- Воспроизводимость (широкое применение).
3. Содержание личностно-ориентированного урока (« Безличные предложения» (8 класс)) (Приложение №1, ч.1), представленного мной, избирается в соответствии с образовательной программой.
4. Приемы, формы организации деятельности учащихся на уроке подбираются в соответствии с критериями личностно-ориентированного урока:
1.Сообщение в начале урока не только темы, но порядка организации учебной деятельности (наличие плана).
2.Использование субъектного опыта.
3.Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.
4.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
5.Применение на уроках специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
6.Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми методами работы.
7.Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности.
8.Обсуждение в конце урока, что нового узнали, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз.
9.Результативность.
5. На этапе актуализации знаний чаще используется проблемный метод обучения: предлагается (Приложение №1, ч.2) выполнить исследовательскую работу с целью создания информативного поля урока. Учащиеся имеют возможность выбрать задание в соответствии со своими способностями и личностными особенностями. Разноуровневые задания позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Инструкция к разноуровневым заданиям следующая.
1.Те, кто не совсем уверен в своих силах и хочет закрепить свои знания, выбирает задание 1 (базовый уровень).
2.Те, кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – задание 2.
3.Те, кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и знания – задание 3.
1 уровень (базовый) – отметка 3-4
2 уровень – отметка 4-5
3 уровень – отметка 5
6. На этапе изучения нового материала также возможно выполнение исследовательской работы с текстом по группам. Результатом выполнения разноуровневых заданий должны стать кластеры и таблицы: «Значения безличных предложений», «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях». (Приложение 1, ч.3)
Инструкция к разноуровневым заданиям для работы в группах следующая.
1.Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему, то можете работать в 1-й группе.
2.Если вы усвоили основные понятия и стремитесь их закрепить – можете работать во 2-й группе.
3.Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои силы и знания – в 3-й группе.
7. Фронтальная беседа строится в форме диалога с классом, направлена на анализ художественного текста, выявление значений языковых единиц в тексте. (Например, безличных предложений – Приложение 1, ч.4).
8. На этапе закрепления знаний используются диагностические методы.
9. Рефлексивные методы позволяют осуществить обратную связь с учащимися, понять, что им было трудно, что требует внимания на следующем уроке.
10. Высокая результативность уроков достигается благодаря использованию следующих методов:
- диалог
- педагогической поддержки
- диагностические
- создание ситуаций выбора и успеха
- проблемные,
- творческие.
Организация урока включает следующие аспекты, характерные для личностно-ориентированного урока:
- Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся.
- Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта ребенка.
- Использование разнообразных форм общения, особенно полилога и диалога.
- Создание ситуаций успеха.
- Стимулирование учеников к осуществлению коллективного индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения.
- Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.
- Использование учащимися таких речевых оборотов, как «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению,…», «Я думаю, что…» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...
Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...
Использование современных технологий в образовательном процессе
Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель....
Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»
Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...
Презентация "Развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в условиях реализации компетентностного подхода"
Выступление на заседании кафедры естественонаучного цикла учителя химии...
«Развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в условиях реализации компетентностного подхода»
ull;Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения гласит: «… школьник на уроке должен не только получать знания по предмету, но и при этом еще...
Использование современных технологий в образовательном процессе.
Данное сообщение можно использовать как методическое пособие на уроках английского языка....