Самоанализ урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Дан подробный самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Книжные стили речи. Научный стиль". Прилагается методическая разработка урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Предмет: русский язык (развитие речи).

Дата проведения урока: 18. 02.2015 г.

Класс: 5 класс.

Тема урока: «Книжные стили речи. Научный стиль».

Оборудование урока: использование компьютерной презентации.

Цели и задачи педагогической деятельности на уроке:

- образовательные цели: расширить и углубить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формировать умение отличать научный стиль речи от других стилей; учить определять стилистическую принадлежность текстов;

- цель педагогической деятельности учителя на уроке определялась с учётом знания особенностей класса и содержания материала; реализовано  комплексное планирование задач образования  и  развития  школьников.

Планирование учебных задач:

- задачи развития и образования обсуждались на уроке с учащимися, формировались личные цели учеников.

Пути решения поставленных задач:

- пути решения задач урока обсуждались с учащимися.

Тип и структура урока:

- урок изучения и  комплексного применения  новых  знаний;

- наблюдалась гибкая структура урока, т.е. осознанныйвыбор последовательности его этапов учителем и обсуждение их с учениками.

Технологии:

- использовались элементы личностно ориентированного, проблемного, поисково-исследовательского обучения.

Планирование изучения учебного материала.  Содержание урока:

-  содержание урока соответствовало программе, задачам;

- с учётом поставленных учебных задач на уроке чётко выделялось главное, существенное; укрупнялись дидактические единицы; повышался уровень обобщения и систематизации материала; расширялись сферы применения конкретного содержания; привлекался личный опыт учащихся;

- обеспечивались целостность и проблемность изучения материала, а также сочетание репродуктивных и творческих заданий;

Методы и средства обучения:

- осознанный выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса;

- внесение необходимых корректив в методы обучения по ходу урока (возрастание роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов); использование поисково-исследовательских заданий; самостоятельная работа становилась источником знания;

- применялись приёмы сопоставительного анализа  стилей речи (научный и разговорный);

- развивались умения и навыки анализа текстов научного стиля;

- материал способствовал развитию творческих способностей учащихся;

- осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи

(литература, природоведение, математика, история);

- содержание урока способствовало развитию интереса к учению.

Формы обучения:

- обоснованный выбор и чередование индивидуальных, групповых форм обучения и познавательной деятельности учащихся, что способствовало высокой активности учащихся на уроке.

Права ученика на уроке:

- реализованы права ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, формы обучения и контроля.

Характер взаимоотношений в ходе учебного процесса:

- общение между участниками учебного процесса – межличностное и носило характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности;

- внешняя мотивация не всегда заменялась внутренней, следует продолжать развитие элементов самоконтроля со стороны обучающихся.

Контроль оценивания знаний:

- требовался постоянный  контроль со стороны учителя;

- интерес учеников был направлен не только на результат учения, но и на сам процесс познания и развития.

Домашнее задание: сочетало разныеформы работы (устную и письменную), посильно;  дано дифференцированное задание по анализу текста, предполагающее свободный выбор объёма, характера и уровня сложности.

Итоги урока:план урока выполнен; цели достигнуты; задачи реализованы; обсуждение с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что лично для него было полезным на уроке, что хотел бы повторить, изменить в дальнейшей работе (рефлексия).

Класс: 5 класс.

Тема урока: «Книжные стили речи. Научный стиль»

Образовательные цели: расширить и углубить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формировать умение отличать научный стиль речи от других стилей речи; учить определять стилистическую принадлежность текстов.  

  1. Речевая разминка. (слайд презентации)

И вдруг – река.

- Какая?

- Чу.

- Река?

- Да, если захочу,

                      возьму,

  штаны вот засучу,

  и эту Чу перескочу,

  и даже ног не замочу.

                   (А. Леднев).

  • Прочитайте стихотворение про себя. Какого стиля текст перед вами? Докажите.
  • Как оформлен разговор?
  • Что помогает автору так живо передать диалог? (Звукопись: частое использование сочетания звуков – чу).
  • Обратите внимание на интонацию. Прочитайте по ролям.
  1. Работа по теме.
  1. С помощью простой схемы изобразим особенности разговорного стиля речи, с которым вы познакомились на прошлом уроке. (слайд презентации)

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

         Цель – общение

  1. Послушайте еще один текст:

Чу – река в Киргизской и Казахской республиках, 1067 км, площадь

бассейна 62,5 км². Образуется слиянием рек Кочкор и Джуванарык в Тянь-Шане; теряется во впадине Ащиколь. Средний расход воды около 70 м³/с. Используется для орошения.

(Энциклопедический словарь).

  • Чем данный текст похож на текст разминки?
  • Что их отличает?
  • Какого стиля данный текст?
  • Какова его цель?
  • Запишите тему нашего урока: «Научный стиль и его языковые средства». (Ученики самостоятельно  формулируют цель урока; размышляют о том, чему они должны научиться на уроке)
  • Какова цель текстов научного стиля? (Сообщение, точная передача научных знаний, информации).
  • Как это можно передать на схеме? (слайд презентации)

                                           Цель – сообщение

  1. Составим таблицу «Особенности научного стиля речи». (Подобная

таблица составлялась по разговорному стилю). В какой ситуации мы пользуемся научным стилем речи?

     А)

  • Охарактеризуем основные черты научного стиля речи. Для этого

проанализируем текст из учебника «Природоведение».

        Земля вращается вокруг своей оси. Осью обычно называют стержень, вокруг которого вращается тело. Ось Земли – воображаемая линия. Те точки Земного шара, в которых находятся концы этой воображаемой оси, называются полюсами. Один из них Северный полюс, другой – Южный.

  • Что является предметом сообщения, информации в тексте научного

стиля?

  • Как связаны предложения текста между собой? (Повтор слов «ось», «полюс»).
  • Что способствует пониманию смысла текста? (Точность употребления, прямое значение слов).
  • Какова интонация текста?
  • Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты научных текстов (Занесение информации в таблицы на доске и в тетрадях).

Б)

  • Понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте, попутно заполняя третью графу таблицы.
  • Термины какой науки употреблены в этом тексте? (Естествознания).
  • Посмотрите на текст: какая часть речи чаще всего употребляется в нем? (Можно посчитать количество).
  • Правильно. Частое использование имен существительных – еще одна особенность научного стиля.
  • Вы знаете, что существительные обозначают не только предметы, но и явления окружающей действительности. Такие слова отвечают на вопрос что?, но не обозначают конкретного предмета. Эти существительные называются отвлеченными. Посмотрите, есть ли отвлеченные существительные в данном тексте? Назовите их. Приведите свои примеры отвлеченных существительных.
  • Итак, мы выявили еще одну особенность научного стиля: частое употребление  отвлеченных существительных.
  • В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно. Отметьте повторы терминов в нашем тексте.
  •  Каковы предложения текста по цели высказывания? (Повествовательные).
  •  По структуре (Распространенные предложения, повествовательные, сложные).
  • Установлено, что средний размер предложения в научных исследованиях – 28 слов, а в художественной прозе – 17 слов.

В)

  • Проанализированный нами текст взят из учебника по природоведению. Где еще может использоваться научный стиль в устной речи? В письменной?
  • Теперь все основные сведения о научном стиле у нас есть, и вы можете анализировать тексты научного стиля и  составлять их.

Общий вид получившейся таблицы (слайд презентации)

«Особенности научного стиля речи»

Ситуация                              - Сообщение информации, обмен мыслями в

                                                 официальной обстановке.

Стилевые черты                   - Отвлеченность и обобщенность.

                                               - Последовательность изложения.

                                               - Точность, доказательность.

                                               - Неэмоциональность.

Языковые средства              - Научные термины.

                                               - Нейтральные и книжные слова с

                                                 отвлеченным значением.

                                               - Преобладание имен существительных.

                                               - Распространенные  повествовательные                            

                                                 предложения.

                                               - Сложные предложения с союзами «что»,                          

                                                 «так как», «если».

Использование                     - В научных трудах: энциклопедиях,              

учебниках, словарях, научных, научно-  

                                                 популярных книгах.

                                               - В выступлениях на научные темы: лекциях

                                                 на уроках, в докладах и т.п.

  1. Послушайте несколько текстов и определите, какой из них относится к

научному стилю:

                                                 Текст № 1

Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических

разрядах между облаками (молния и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.

(Энциклопедический словарь).

   Текст № 2

- Ну и гроза. Страшно к окну подходить.

        - Да, такой грозы давно не было.

        - Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

(Из разговора).

Текст № 3

        Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

(И. Тургенев).

        Итак, какое высказывание относится к научному стилю? К каким стилям относятся два других текста? Докажите.

  1. А теперь поработаем над составлением определений в научном стиле (задание по группам).

Выполним следующеезадание.

        Найдите ошибки в определении понятий. Какая часть отсутствует в построении предложения? Исправьте ошибки.

        Суффикс – это значимая часть слова.

        (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов).

        Квадрат – это когда все стороны и углы равны.

(Квадрат – это геометрическая фигура, стороны и углы которой равны).

6. Задание: в учебниках по математике, истории, литературе найдите научные термины, выпишите их, а затем - выпишите небольшой текст научного стиля, докажите его стилевую принадлежность (индивидуальное задание, учебник по выбору ученика).

7. Сейчас задание посложнее: надо устно отредактировать (исправить)

целый текст – ответ ученика, который я вам сейчас прочитаю.

        Ну, существительные – они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет. Вот такие, например, неодушевленные существительные: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например: мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительных? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.

  • Итак, найдите все нарушения стиля научной речи и исправьте их. (Зачитываются по 1-2 предложения из данного текста, один учащийся исправляет, остальные ему помогают).
  • Я хочу обратить ваше внимание еще на одно правило: никогда не используйте средства научного стиля за его пределами, то есть в других стилях речи. Это будет неуместно, и вы будете выглядеть смешно и нелепо, если, например, в разговорной речи употребите выражение: «введены в строй две новые станции метрополитена» (вместо «открыты две новые станции метро») и т.п.Также недопустимо использовать в научном стиле средства художественного стиля и разговорной речи.

8. Составьте небольшой текст научного стиля, учитывая его особенности (см. таблицу). Объясните письменно, почему в личном окончании глагола поймаешь пишется е.

  1. Задание на дом.
  1. Устно составьте небольшое сообщение на тему «Научный стиль и его языковые средства». Планом вам будут служить заголовки итоговой таблицы. В каком стиле вы построите свое сообщение?
  2. Анализ текстов научного стиля (карточки, 3 группы сложности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка

Самоанализ урока "Второстепенные члены предложения", проведенного в 5 классе ...

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи"

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи" составлен с целями, задачами в условиях реализации современных подходов обуения....

Самоанализ урока русского языка в 6 классе

Урок на тему «Подготовка к сочинению- рассуждению на дискуссионную тему» продолжает знакомство учащихся с  рассуждением как типом речи и знакомит с новым для них понятием «дискуссия». Эта тема по...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...