Сборник сценариев - игр "Большие Буквы"
методическая разработка по русскому языку на тему

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Сборник предназначен для учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshie_bukvy_metodicheskiy_sbornik.docx75.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино

Т.И.Шустикова

«Большие БУКВЫ»

Методические разработки – сценарии игр

Пыелдино

2015 г.

Шустикова Т.И., учитель русского языка и литературы. «Большие БУКВЫ»

Методические разработки – сценарии игр  для организации внеурочной деятельности  общеобразовательных школ и дополнительного образования

 

       В  настоящем сборнике представлены  материалы для организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в форме игры «Большие БУКВЫ». В пособии раскрывается опыт проведения игр по разным темам для учащихся  1-5 классов.

       Основная цель – повышение интереса учеников к предметам «Русский язык» и «Литература», формирование познавательной активности, кругозора, расширение образовательного пространства, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

      Сценарии внеклассных мероприятий разработаны на основе игры «Большие Буквы», которая транслируется на телеканале «Карусель». Сборник сценариев «Большие БУКВЫ» будет интересен и полезен учителям, библиотекаря, педагогам дополнительного образования.

Оглавление

Предисловие………….…………………………………………………………………………..4

С.Аксаков «Аленький цветочек!»………………………………………………………………5

С.В.Михалков ……………………………………………………………………………………9

Г.Х.Андерсена «Огниво»…………………………………………………………....................13

Творчество М.М.Пришвина «Кладовая солнца»……………………………………………..16

В.Г.Короленко «Дети подземелья»……………………………………………………………19

А.К.Толстой «Золотой ключик» 1-2  кл. .……………………………………………………..23

А.К.Толстой «Золотой ключик» 4 кл………………………………………………………….25

190-лет  Н.А.Некрасову 3-4 кл..……………………………………………………………….27

 190-лет  Н.А.Некрасову 5 кл.…………………………………………………………………30

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» 5 кл…………………………………………………….33

«Всемирный день детской книги» 1-4 кл…………………………………………………….36

Предисловие

 

      Воспитывать уважительное отношение детей к книге, чтению необходимо с раннего возраста,  что позволяет дальнейшему развитию познавательного интереса, расширению кругозора, развитию творческих и интеллектуальных способностей. Для развития читательского интереса необходимо создать условия, чтобы дети сами стремились к выбору, поиску книги, которая способствует развитию и воспитанию личности. Одной из форм работы является организация игр, транслируемых на детских телеканалах.

     Дети любят смотреть передачу «Большие БУКВЫ», имеют желание принять участие в игре, но такой возможности  у них нет. Поэтому появилась задумка   проведения подобных игр  для учащихся 1-5 классов в школе. Такая форма работы дает большой эмоциональный заряд, надолго  запоминается детям, улучшает успеваемость по предметам, способствуют формированию положительной  учебной мотивации и повышения читательского интереса. Каждую игру дети ждут с нетерпением, читают соответствующие произведения, выполняют творческие задания, чтобы стать участником игры.

   

«БОЛЬШИЕ БУКВЫ»

по сказке  С.Аксакова «Аленький цветочек!»

Цель: Приобщение детей к чтению сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

Оборудование:

-Книга  С.Аксакова «Аленький цветочек». Изд-во  Сыктывкар, 1987; портрет писателя, иллюстрации к сказке.

-Кубики с буквами.

- Вырезанные большие буквы  для ключевого слова, восклицательные знаки (3 шт.)

 -Театральный костюм для Буквоеда.

-Картонные планшеты для работы.

Ход игры

1Ведущий.

-Всем Добрый день!

2 Ведущий.

- Мы приветствуем всех присутствующих в нашей студии на игре «БОЛЬШИЕ БУКВЫ!»

1Ведущий.

-Сегодня и только сейчас для Вас, четвероклассники,   мы проводим  игру, которая посвящена сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Эта сказка в этом году юбилейная, ей исполнилось 155  лет.

2 Ведущий.

-Поприветствуем участников сегодняшней игры «Большие БУКВЫ»!

1.

2.

3.

4.

5.

Капитан команды - ______________________________________.

1Ведущий.

-А помогать нам будет Буквоед. Давайте пригласим его!!!(Буквоед, Буквоед)

2 Ведущий.

-А вот и он.  Буквоед, а ты куда направился? Ты, наверно, все авторские сказки  уже прочитал? (Я направился в библиотеку, большинство сказок уже прочитал. Но узнал совсем недавно, что в библиотеке есть такие сказки, которым больше ста лет. Вот и решил познакомиться с такими сказками...).

1Ведущий.

-Так  сегодня у  нас на игре будет как раз сказка, которой свыше ста лет. У тебя есть возможность познакомиться с этой сказкой у нас, а потом сходишь в библиотеку. Ты поможешь нам? ( Хорошо! Я согласен.)

2 Ведущий.

-Чтение сказки __стр. 3  (отрывок)

1Ведущий.

-Начинаем 1 раунд:  «Восстанови последовательность сказки». По рисункам определите последовательность сказки и кратко перескажите текст.

 (за каждый правильный ответ команда получает букву, а затем  составляет слово – ВЕНЕЦ)

2 Ведущий.

- За правильно составленное слово ВЕНЕЦ команда получает первую Большую букву В.

1Ведущий.

-Буквоед, выноси первую большую Букву. (Буквоед вывешивает букву В)

2 Ведущий.

-Чтобы получить восклицательный знак, вам необходимо за 1 минуту назвать 15 слов на букву В. (команда называет 15 слов, которые начинаются на букву В)

1Ведущий.

-Итак, команда справилась с заданием и получает  первый восклицательный знак!

2 Ведущий.

- А мы читаем сказку дальше  с.4

1Ведущий.

-2 раунд. «Исправь ошибки»

И отпустил он дачерей сваих, хорошых, пригожых, в ихние тирема девичйи. Пайэхал он в путь, во дороженьку, в дальние крайа заморские...  (команда исправлет ошибки, за правильно выполненную работу команда получает буквы, из которых сосавляет слово – ТЕРЕМ)

2 Ведущий.

-Команда успешно справилась с очередным заданием и получает большие буквы! (АН). Буквоед, выноси Больште Буквы!

1Ведущий.

-Чтобы получить восклицательный знак, надо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву А или Н. Буквоед, начинай!

2 Ведущий.

-За выполненное задание получите восклицательный знак!

1Ведущий.

- А мы продолжаем чтение сказки с.5.

2 Ведущий.

-Начинаем 3 раунд: «Викторина». (За каждый правильный ответ команда получает букву)

1.Какой гостинец попросила средняя дочь купца? (тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы видела она свою красоту поднебесную...)

2. Кому принадлежал аленький цветочек, который сорвал отец для младшей доченьки? (Страшному чудищу, этот цветок у него был самым любимым).

3. О чём договорились купец и  чудище морское? (Купец отправит одну свою дочку к чудищу).

4. Что подарил зверь лесной честному купцу? (золотой перстень)

5. Почему же младшая дочь не успела вернуться  к чудищу, ведь она вовремя к нему вернулась? Что произошло? (сестры стрелки часов повернули назад)

1Ведущий.

- Составьте из данных букв слово.         (ТОВАР)

2 Ведущий.

-Вы успешно справились с очередным заданием. Получайте буквы ЛЛОО. Буквоед, вынеси Большие Буквы!

1Ведущий.

-Чтобы получить восклицательный знак, назовите 5 слов, в которых встречаются лл или оо.

2 Ведущий.

-Получите ещё один  восклицательный знак!

1Ведущий.

- ИГРА со зрителями!!!

-Что-то приуныли зрители? Вам предоставляется возможность только сейчас и только здесь заработать для команды Большую Букву!

2 Ведущий.

- Составьте слова из названия сказки «Аленький цветочек» (раздаются жетоны).

1Ведущий.

 - Молодцы! Зрители заработали  для команды Большую букву. Получите букву Г.

2 Ведущий.

- Начинаем 4 раунд.  «Эстафета». (Каждый участник получает букву, если выполнит задание).

-Все вы помните, что чудище лишился аленького цветочка. Сегодня вы сможете помочь ему вернуть его. Пройдя через препятствие, надо просунуть руку и по частям нарисовать аленький цветочек. (цветок, стебель, листок, листок, земля)

1Ведущий.

- Команда справилась с эстафетой, поэтому имеет возможность составить слово из буквы РАЦЛЕ. (Из букв команда составляет слово(ЛАРЕЦ)

2 Ведущий.

-Получите буквы ЕЕ.

1Ведущий.

- А мы продолжаем  чтение  сказки с.24

2 Ведущий.

-Итак, мы подошли к финалу. Перед нами буквы: !ЛАГО!ЛОВЕН!Е.

1Ведущий.

-Суперигра!!! Вы сможете заменить восклицательные знаки на буквы, тогда у вас не будет лишнего времени во время суперигры. А можете составить ключевое слово без  использования восклицательного знака, тогда сможете использовать дополнительное время во время суперигры!

2 Ведущий.

-За определенное время составьте как можно больше имен существительных ед.ч., тогда мы определим победителя, у которого самый большой словарный запас.

СУПЕРИГРА! (Участники составляют слова из букв, которые имееются в ключевом слове  Благословение.

1Ведущий.

-Итак, самый большой словарный запас у ____________________. Мы его поздравляем!!! Сегодня он победитель на игре «БОЛЬШИЕ БУКВЫ»!

2 Ведущий.

Предоставим слово ПОБЕДИТЕЛЮ игры «Большие Буквы».

-Награждение участников игры.

1Ведущий.

-Буквоед, как тебе игра? Узнал что-то новое, научился чему? (Да, я очень доволен, я благодарен вам, что попал на вашу игру.)

-Всем спасибо! До новых встреч! Читайте сказки, как это делает наш БУКВОЕД! Большие БУКВЫ обязательно приведут вас к большой победе!

«БОЛЬШИЕ БУКВЫ»

100 лет со дня рождения С.В.Михалкова

Цель: Приобщение младших школьников к чтению книг детского писателя  С.Михалкова.

Оборудование:

-Книга  С.В.Михалкова «Находка»,  портрет писателя.

-Кубики с буквами

- Вырезанные большие буквы  для ключевого слова, восклицательные знаки (3 шт.)

-Театральный костюм для Буквоеда

-Картонные планшеты для работы

-Обручи – 3 шт., кружка, вода, ведро,  пчела.

Ход игры

1 Ведущий.

-Всем Добрый день!

2 Ведущий.

- Мы приветствуем всех присутствующих в нашей студии на игре «БОЛЬШИЕ БУКВЫ!»

1 Ведущий.

-Как мы и обещали, сегодня для вас, второклассники,  мы проводим  игру, которая посвящена книге Сергея Владимировича Михалкова. Совсем недавно, 13 марта,  отмечали юбилейный день рождения – 100 лет. Сергей Владимирович является автором текста Государственного гимна Российской федерации.  Много замечательных стихотворений было написано им. Сегодня некоторые из них прозвучат на нашей игре.

(Чтение стихотворения С.Михалкова  – Полина)

2 Ведущий.

-Поприветствуем участников сегодняшней игры «Большие БУКВЫ»!

1.

2.

3.

4.

5.

Капитан команды - ______________________________________.

1 Ведущий.

-А помогать нам будет Буквоед. Давайте пригласим его!!!(Буквоед, Буквоед)

2 Ведущий.

-А вот и он.  Буквоед, а ты куда направился? Ты, наверно, все сказки Андерсена уже прочитал? (Да, большинство сказок прочитал. Хочу стихотворения почитать, поэтому в библиотеку направился).

1 Ведущий.

-А сегодня у  нас на игре будут звучать и стихотворения, и рассказы. У тебя есть возможность познакомиться с ними у нас, а потом сходишь в библиотеку. Ты поможешь нам? ( Хорошо! Я согласен.)

2 Ведущий.

-Начинаем 1 раунд:  «Отгадай произведение» С.Михалкова.

А) енкщ и меяз

Б) ртпотер

В)мыйпряу тупех

Г) лёсо и брбо

Д) бкаоши

(за правильный ответ команда получает буквы и составляет слово – БАСНЯ)

1 Ведущий.

- Вы прекрасно справились с заданием – у нас получилось слово БАСНЯ.

2 Ведущий.

-Чтобы получить восклицательный знак, вам необходимо за минуту назвать 15 слов на букву Д.

1 Ведущий.

-Получите первый восклицательный знак!

2 Ведущий.

- Начинаем 2 раунд. «Исправь ошибки»

Обиделся Щенок на старых друзей и побижал новых искать. Вылизла в лису из-под гнилого пинька Змия, свернулась кальцом и смотрит Щенку вглаза.

(За каждую исправленную ошибку участники команды получают буквы и составляют слово ШАРИК).

1 Ведущий.

-Команда составила  слово  ШАРИК. Буквоед, проверь, так ли должно быть?

-Кто такой Шарик? Из какой басни?

2 Ведущий.

-Команда получает большие буквы! (НЛ)

1 Ведущий.

-Чтобы получить восклицательный знак, надо за минуту назвать 10 слов, которые оканчиваются на н или л.

2 Ведущий.

-Получите восклицательный знак!

1 Ведущий.

- А мы начинаем 3 раунд:   «Викторина».  За каждый правильный ответ вы сможете получить букву, а потом составить соотвествующее слово.

1. Для чего аисты глотают лягушек? (чтобы с ними не спорить)

2. В каком произведении петух стал орлом? (Упрямый петух)

3. Какое сердце нужно было поставить зайцу? (львиное)

4. Что подарили Верблюд, Слон и Жираф Носорогу? (Зеркало)

5. Почему не жаль Зайца в басне «Два толстяка и Заяц»?

(Из полученных букв составляют слово - СЛОВО)

2 Ведущий.

-Получайте буквы ААОО.

1 Ведущий.

-Чтобы получить восклицательный знак, назовите 5 слов, в которых встречаются аа или оо. 

2 Ведущий.

-Получите  очередной восклицательный знак!

1 Ведущий.

- А мы начинаем игру  со зрителями!!!

-Какие стихи писал С.Михалков? Назовите из списка только те, которые принадлежат писателю.

2 Ведущий.

- Зрители успешно справились с заданием и заработали для команды большую БУКВУ! Получите букву Г.

1 Ведущий.

- А мы продолжаем игру, впереди  4 раунд.  «Эстафета».

 2 Ведущий.

-Вам необходимо пройти через препятствие, достать мед так, чтобы вас не ужалила пчела. Если каждому участнику удасться достать из улья мед, то можно получить буквы и составить очередное слово.   (Из полученных букв получают слово – ПЧЁЛЫ)

1 Ведущий.

-Слово команда составила, значит получае  большую  букву Т.

2 Ведущий.

-Итак, мы подошли к финалу. Перед нами буквы: !ЛАГОДАРНО!Т!.

1 Ведущий.

-Определите, какое ключевое слово можно составить из полученных букв? Если хотите поменять восклицательный знак на букву, то у вас останется меньше времени на суперигру. Решайте!

2 Ведущий.

-Суперигра!!!

-За определенное время составьте как можно больше имен существительных ед.ч., тогда мы определим победителя, у которого самый большой словарный запас. (Дети составляют слова за определенное время, после сигнала Буквоед забирает ручки и начинает проверять количество слов у каждого участника команды).

1 Ведущий.

-Итак, самый большой словарный запас у ____________________. Мы его поздравляем!!! Сегодня он победитель на игре «БОЛЬШИЕ БУКВЫ»!

-Награждение участников игры.

2 Ведущий.

-Буквоед, как тебе игра? Узнал что-то новое, научился чему? (Да, я очень доволен, я благодарен вам, что попал на вашу игру.)

1 Ведущий.

-И в заключение  игры мы вам подарим еще одно стихотворение С.Михалкова. (Читает Настя).

-Всем спасибо! До новых встреч! Учитесь, как завещал Вам С.Михалков!

Приложение

Стихотворения

Мой секрет

А что у вас

Как бы жили мы без книг…

Калеки в библиотеке

Тридцать шесть и пять

Мяч

Мы тоже можем ТАК

Бараны

Толстый Жук

Трезор

Про мимозу

Сашина каша

Чудесные таблетки

Мир

Родина

Под Новый год

Чистописание

Лифт и Карандаш

Часы

Про сома

Лесная академия

Весенний дождь

Непоседа

Мой щенок

Хорошие приятели

Если

Бабочка

Рисунок

Песенка друзей

Котята

Так

Парус

Есть в осени первоначальной...

«БОЛЬШИЕ БУКВЫ»

Г.Х.Андерсен «Огниво»

Цель: Стимулировать интерес к чтению сказок Г.Андерсена, воспитывать уважительное отношение к книге.

Оборудование:

-Сборник сказок Г.Х.Андерсена,   портрет писателя, иллюстрации к сказкам.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы для ключевого слова, восклицательные знаки (3 шт.).

-Театральный костюм для Буквоеда.

-Пословицы.

Ход игры

Ведущий:

-Всем Добрый день!

Мы приветствуем всех присутствующих в нашей студии на игре «БОЛЬШИЕ БУКВЫ!»

Как мы и обещали, сегодня для вас мы проводим  игру, которая посвящена сказке Г.Х.Андерсена «Огниво». 2 апреля был день рождения этого замечательного сказочника, а еще  – это всемирный день детской книги.

-А сколько же лет исполнилось Г.Х.Андерсену?

-Любите ли вы читать книги?

-Сегодня у нас на игре как раз те участники, которые очень любят читать книги.

-Поприветствуем их:

1.

2.

3.

4.

5.

Капитан команды –

-А помогать нам будет Буквоед. Поприветствуем его!

-Буквоед, ты куда направился?  (В библиотеку)

-Зачем? (Захотелось книжек почитать, оказывается, там есть новинки, которые я еще не читал, я ведь хочу быть начитанным и грамотным).

-У тебя есть возможность познакомиться с одним из них у нас на игре, а еще нам поможешь. Хорошо? (Согласен)

-Начинаем с чтения сказки. «Огниво»

Чтение отрывка.

-Начинаем 1 раунд. «Соберите пословицы».

Службу нести –( не лапти плести).

Где смелость, (там и победа).

Грудь солдата – (защита Отечества).

Для нашего солдата (граница свята).

Русский солдат (умом и силой богат).

(за каждый правильный ответ участники получают букву и составляют слово (ДУПЛО)

-Команда получает первую большую букву! (Л)

-Чтобы получить восклицательный знак, вам необходимо назвать 15 слов на букву «Л». Буквоед, начинай!

-Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак!

-Начинаем 2 раунд.

-Продолжаем читать сказку.

«Исправь ошибки»

Салдат повыбросил из карманов и ранца серебряные дьэнги и так набил карманы, ранец, шапку и сопоги золатом, что еле-еле мок двигаца.

 

-Каждый участник, ответивший правильно, получает букву, а команда составляет слово (дверь).

-Вы справились с очередным заданием и заработали большую букву. (Т)

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву Т.  Буквоед, начинай считать! (кот, пот, торт, компот, сорт, курорт, порт, свист, хвост, лот, молот).

-Получите восклицательный знак!

-Чтение сказки.

 

- А сейчас игра для болельщиков «Игра со зрителями».

Из прочитанного отрывка мы загадали для вас слово, если вы отгадаете, то команда может получить большие буквы. (Сабля)

-Молодцы, зрители, вы заработали для команды Большие Буквы (ООО)

-Сейчас, чтобы заработать большие буквы, вам необходимо назвать 5 слов, в которых встречается ООО (колобок, молоко, болото, долото, золото).

-Получите восклицательный знак!

Чтение сказки.

-Из букв составьте слово и попробуйте рассказать, что происходило там и какие чудеса совершались?  (замок)

-Получайте следующую большую букву! (К)

-Начинаем 4 раунд.  «Эстафета». 

-За одну минуту всем участникам по очереди необходимо пройти через обручи, из числа многих предметов взять предметы, которые в сказках являются волшебными (сундук, клубок, гребень, конь, ключ).

Вы успешно прошли испытание, получите буквы и составьте слово (казнь).

-Команда получает буквы (ВВ)

-А мы подошли к финалу и перед нами  ключевое слово, которое надо разгадать ( КО!ОЛ!В!ТВО). Вы можете заменить восклицательные знаки на буквы и отгадать ключевое слово!

-Что означает это слово?

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?  

-СУПЕРИГРА! Из слова КОРОЛЕВСТВО составьте за минуту как можно больше нарицательных имен существительных ед.числа.

-Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом.

-Награждение победителя!

-Ну что, Буквоед, что скажешь, узнал ли что-то новое? (Конечно, я еще не читал эту сказку. Я решил, что пойду и буду читать другие сказки  Г.Х.Андерсена,  замечательного сказочника!)

-На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе!

-До новых встреч!

 

«Большие Буквы»

по творчеству М.М.Пришвина.

Цель: Приобщение учащихся к изучению и чтению произведений М.М.Пришвина.

Оборудование:

-Выставка детских книг М.М.Пришвина.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы, восклицательные знаки (3 шт.).

- Театральный костюм Буквоеда.

- Книга М.Пришвина «Кладовая солнца».

-Дощечки для кочек, шарики для клюквы.

Ход игры

Ведущий:

- Добрый день всем, кто не прошёл мимо нашей студии. Ведь сегодня  только у нас любимая всеми игра «Большие Буквы!» Сегодняшняя игра посвящена замечательному писателю, которому исполнилось бы 4 февраля 140 лет.

- Встречайте участников игры «Большие Буквы»:

1.

2.

3.

4.

5.

Капитан команды «__________________»_________________________.

- А помогать вести сегодняшнюю игру поможет Буквоед! Давайте пригласим его громкими аплодисментами!

-Начинаем   1 раунд. «Биография писателя».

Вопросы:

1. Назовите годы жизни М.М.Пришвина. (4.02.1873 – 16.01.1954)

2. Назовите место рождения писателя. (Орловская губерния неподалеку от Ельца)

3. В каком учебном заведении начал учиться М.Пришвин? (в гимназии)

4. Назовите известные вам рассказы М.Пришвина. («Лисичкин хлеб», «Пиковая дама», «Лада», «Синий лапоть», «Хромка», «Лесной доктор», «Первая стойка», «Лоси» и т.д.)

5. Как называется его первая книга? («В краю непуганых птиц»)

- Итак, из букв составьте слово: (добро) читаю текст с.4-5

-Команда получает первые Большие Буквы «Р».

-Чтобы получить восклицательный знак, вам необходимо назвать 15 слов на букву «Р».

-Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак  (!)

- Итак, продолжаем читать произведение М.Пришвина «Кладовая солнца».

С. 6

-Итак, начинаем 2 раунд «Исправь ошибки».

Этой висной снек в густых ельниках ещо диржался и в канце апреля  но в балотах всигда бывает много типлее – там в ето  время снега уже небыл вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали сабираца за клюквой.

- Каждый участник, ответивший правильно, получает букву). (ЕЛАНЬ) с.8

-Вы справились с очередным заданием и заработала большие буквы: ИНН.

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву Н (сон, тон, клон, уклон, слон, капрон, картон, перрон, ворон, патефон).

-Получите восклицательный знак!

- Игра для болельщиков!!! Они и только сейчас могут заработать для команды большие буквы!

-Назовите животных, которые часто встречаются в произведениях М.Пришвина.

-Зрители заработали для команды Большие Буквы: АА.

-Сейчас, чтобы заработать команде восклицательный знак, необходимо назвать 5 слов , в которых встречается АА. (малина, парта, карета, мама, папа).

-Получайте свой восклицательный знак!

-Чтение с.16

-А мы начинаем 3 раунд.

-Из данных букв составьте слово и расскажите все, что вам известно об этом герое!

(Косач)  (КАР-КеР-Кекс) это было сигналом к всеобщей драке всех токующих петухов. Они пели свою песню).  ОО

-4 раунд. Эстафета.

-Всем известно, зачем отправились на болото дети. Сегодня мы тоже отправимся, будем собирать клюкву, чтобы заработать буквы и составить  слово.  (Дети передвигаются по кочкам, собирают клюкву).

Участники составляют слово из полученных букв (герой). За правильно собранное слово команда получает буквы. БК.

 

Чтение с.58

-ФИНАЛ

-  в финале буквы: БОРИНА  !!ОНКА!

-Составьте сочетание слов, которое означает место, встречающееся в произведении «Кладовая солнца» (Борина Звонкая)

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?  

- За минуту каждому участнику необходимо составить как можно больше имен существительных  ед.ч.

-Время прошло. Буквоед, проверь работы участников. Кто же станет победителем нашей сегодняшней игры?

-Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом. Это____________

-Награждение победителя!

-На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе!!! До новых встреч!

«Большие Буквы»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Цель:  Формировать интерес к чтению книг, воспитывать потребность в чтении.

Оборудование:

-Книга В.Г.Короленко «Дети подземелья».

-Викторина.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы для ключевого слова, восклицательные знаки (3 шт.).

-Кукла, оберточная бумага 5 слоев, 5 загадок.

Ход игры

- Добрый день всем, кто собрался в этом классе. Мы приветствуем Вас и   начинаем любимую игру «Большие Буквы». Сегодня играет команда 5 класса. Встречайте участников игры «Большие Буквы»:

1. Диана –

2. Регина –

3. Карина –

4. Нурия  –

5. Татьяна–

6. Дарья -

-Сегодня наша игра посвящена произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». На уроках вы подробно изучили произведение, и сегодня на нашей игре вы имеете возможность показать свои знания по данному произведению. А поможет нам в этом БУКВОЕД! Давайте его поприветствуем!

-Начинаем 1 раунд – вам необходимо ответить на 6 вопросов и получить кубики с буквами.

1. Кто разогнал нищих, обездоленных людей из полуразрушенного замка?

2. Почему Вася чувствовал себя одиноким в семье?

3. Что приводит Васю к бродяжничеству?

4. Для чего Вася и его друзья (товарищи) отправились в часовню?

5. Кто был организатором и руководителем сообщества несчастливцев?

5. Отчего сжималось сердце в сырые осенние ночи на старом кладбище?  

-Составьте из полученных букв слово. (сердце)

-Команда получает первую букву В.

- -За одну минуту команда должна назвать 15 слов на букву В.

- Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак (!).

- А мы продолжаем вспоминать произведение.

1. Почему Васю звали бродягой и негодным мальчишкой?

2. Как внешне выглядела сестра Васи?

3. Каким образом Вася попал в часовню?

4. Как Вася показал незнакомому мальчику, что не боится его?

5. Отчего мальчики не стали драться?

6. Какое слово-клятву дал Вася новым знакомым?

-Начинаем 2 раунд «Исправь ошибки».

А моя малинькая приятельница почти никогда  небегала  и смеялась очень ретко; когда же смиялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный калакольчик, которого на десять шагов уже  неслышно. (каждый участник, ответивший правильно, получает букву)

-Вы справились с очередным заданием. Составьте слово из букв и получите большие буквы. (ремень)

-Вы заработали букву К.

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву К.

(мак, лак, знак, брак, сок, мрак, ток, крик, блик, блеск).

Получите восклицательный знак (!)  

-Что-то болельщики приуныли. Игра для вас «Игра со зрителями».  Вы можете заработать большие буквы для команды.

-Назовите всех героев из произведения «Дети подземелья».

( Валек, Соня, Маруся , Тыбурций....).

-Зрители заработали для команды две буквы – ОО. Буквоед, выноси!

- Сейчас, чтобы получить еще восклицательный знак, команде необходимо назвать 5 слов с ОО

(сообщение, молоко, воротник, ворон сорока).

-Получайте свой восклицательный знак (!)

-Продолжаем вспоминать произведение:

1. Какое впечатление произвели друг на друга Вася и Валек при первой встрече?

2. Как Вася заботился о новых друзьях?

3. Почему Валек называет Васю «славный хлопец»?

4. Как Вася и Валек заботились о Марусе?

5. О ком говорится, что «серый камень высосал из нее жизнь?» Почему?

6. Отчего Вася долго плакал дома, уткнувшись в подушку?

-А мы начинаем 4 раунд. Эстафета.

-Все вы знаете о том, что Маруся мечтала о кукле. Попробуйте подарить ей куклу. По очереди каждый участник подбегает к назначенному месту, отгадывает загадку, разворачивает первую бумагу. Последний участник должен снять последнюю бумагу и подарить куклу Марусе. Время на выполнение 1 минута.

 (Кто справиться с заданием, тот получит букву.  Из букв составляет слово – дружба ).

- Команда получает ЗН.

-Следующий раунд «Викторина».

Вопросы:

1. Как произошла первая встреча Васи с Тыбурцием?

2. Кто и о ком сказал: «Я всегда считал тебя порядочным  малым... настоящий «умничек», хоть и «судья»?

3. Когда Вася и по какому поводу отцу чуть ли не в первый раз в жизни....?

4. Как пан Тыбурций высказывался об отце Васи?

5. Почему кукла Сони доставила Марусе радость, а Васе  много  тревожных минут?

6. Как отец отнесся к Васе, узнав об исчезновении куклы Сони и после разговора с паном Тыбурцием?

(слово – любовь)

- Получите букву А.

-ФИНАЛ.

А в финале буквы: З НАКО!!!ВО

-Вы можете обменять восклицательный знак на букву или оставить  на суперигру.

-Составьте слово из букв: ЗНАКОМСТВО.

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?   За 1 минуту составьте как можно больше слов названий предметов. После чего мы сможем определить победителя игры «Большие Буквы». (знак, ком, мост, мак, кот, ток, том, закон, сок, коса, воск, сон, нос).

1 минута (если есть !, можно продлить).

-Время вышло! Буквоед, проверь, что получилось у наших игроков.

- Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом.

Это___________

По традиции победитель произносит речь.

На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе!

Приложение

1 раунд

1. Кто разогнал нищих, обездоленных людей из полуразрушенного замка?

2. Почему Вася чувствовал себя одиноким в семье?

3. Что приводит Васю к бродяжничеству?

4. Для чего Вася и его друзья (товарищи) отправились в часовню?

5. Кто был организатором и руководителем сообщества несчастливцев?

5. Отчего сжималось сердце в сырые осенние ночи на старом кладбище?  

2 раунд

- А мы продолжаем вспоминать произведение.

1. Почему Васю звали бродягой и негодным мальчишкой?

2. Как внешне выглядела сестра Васи?

3. Каким образом Вася попал в часовню?

4. Как Вася показал незнакомому мальчику, что не боится его?

5. Отчего мальчики не стали драться?

6. Какое слово-клятву дал Вася новым знакомым?

3 раунд

-Продолжаем вспоминать произведение:

1. Какое впечатление произвели друг на друга Вася и Валек при первой встрече?

2. Как Вася заботился о новых друзьях?

3. Почему Валек называет Васю «славный хлопец»?

4. Как Вася и Валек заботились о Марусе?

5. О ком говорится, что «серый камень высосал из нее жизнь?» Почему?

6. Отчего Вася долго плакал дома, уткнувшись в подушку?

4 раунд

1. Как произошла первая встреча Васи с Тыбурцием?

2. Кто и о ком сказал: «Я всегда считал тебя порядочным  малым... настоящий «умничек», хоть и «судья»?

3. Когда Вася и по какому поводу отцу чуть ли не в первый раз в жизни....?

4. Как пан Тыбурций высказывался об отце Васи?

5. Почему кукла Сони доставила Марусе радость, а Васе  много  тревожных минут?

6. Как отец отнесся к Васе, узнав об исчезновении куклы Сони и после разговора с паном Тыбурцием?

«Большие Буквы»

А.К.Толстой «Золотой ключик»

Цель: Приобщение учащихся к чтению детских книг.

Оборудование:

-Книга А.К.Толстого «Золотой ключик», портрет писателя, иллюстрации.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы и восклицательные знаки (3 шт.).

-Вырезанные «Золотые ключики» - 7 шт., ножницы, веревка.

Ход игры

- Добрый день всем, кто собрался в этом зале. Мы приветствуем Вас с учащимися 5 класса и начинаем любимую вами игру «Большие Буквы». Сегодня играет сборная команда 1-2 класса. Встречайте участников первой игры «Большие Буквы»:

1. Диана – она любит учиться, ей нравится учить русский язык, делать поделки и уборку дома.

2. Нина – любимое занятие – заниматься творческими делами, ей нравится учиться, рисовать; любит математику, русский язык, чтение и изо. Мечтает стать художником.

3. Катя – любимые предметы в школе – русский язык, физкультура, изо, технология, чтение и классный час. Любит танцевать, петь, мечтает стать хирургом, а еще гимнасткой.

4. Полина – любит играть с младшим братиком, рисовать. Любимые предметы в школе – математика, обучение грамоте и физкультура. Мечтает о том, чтобы все на земле были хорошими и добрыми.

5. Настя – любит играть с собачкой Бобиком, рисовать, читать. В школе ей нравится учить азбуку. У Насти есть любимый журнал «Непоседа».

-А начнем игру со  знакомства с произведением А.Толстого «Золотой ключик». (Читает Даша).

-Начинаем 1 раунд – необходимо найти буквы с закрытыми глазами.  

-Составьте из полученных букв слово. (Карло)

-Команда получает первую букву Р.

 -За одну минуту команда должна назвать 15 слов на букву Р.

- Команда справилась с заданием и имеет право  получить первый восклицательный знак (!).

- А мы продолжаем чтение произведения. (Карина).

-Начинаем  2 раунд.  «Исправь ошибки».

(Рано утром ___уратино полож___л азбуку в сум___чку и поб___жал (в)школу.

(каждый участник, ответивший правильно, получает букву)

-Вы справились с очередным заданием. Составьте слово из букв  получайте большие буквы. (Театр)

-Вы заработали букву Л.

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву Л.

(мел, кол, шакал, пол, стол, стул, орел, укол, гол, вол, колокол).

Получийте восклицательный знак (!)  

-Что-то болельщики приуныли. Игра для вас. Вы можете заработать большие буквы для команды.

-Назовите всех героев из произведения «Золотой ключик».

(Пьеро, Мальвина, Карабас-Барабас, Буратино, Папа Карло, Джузеппе, Лиса-Алиса, Кот –Базилио, Тортила, Артемон, Дуремар, мыши, лягушка, ястреб, майские жуки, бабочки, гусеницы).

-Зрители заработали для команды две буквы –ИИ. Буквоед, выноси!

- Сейчас, чтобы получить еще восклицательный знак, команде необходимо назвать 5 слов с ИИ.

(мимика, миллион, линия, кипарис, лирика).

-Получайте свой восклицательный знак (!)

-Пересказ текста (Таня)

-А мы начинаем 4 раунд. Эстафета. 

(Необходимо добежать  до определенного  места,   закрыть  глаза,  найти «золотой ключик», сорвать его  и  вернуться на место. Время выполнения 1 минута)

 (кто справится с заданием, получит букву. Из букв составляет слово – жизнь).

- Команда получает Большие БУКВЫ - ЕЕЧН.

-ФИНАЛ. А в финале буквы: РИЛЧЕНИЕ!!!

-Вы можете обменять восклицательный знак на букву или оставить  на суперигру.

-Составьте слово из букв: ПРИКЛЮЧЕНИЕ.

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?   За 1 минуту составить как можно больше слов названий предметов. После чего мы определим победителя игры «Большие Буквы».

1 минута (если есть !, можно продлить) время.

- Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом.

Это____________.

-По традиции победитель произносит речь.

-На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе!

«Большие Буквы»

А.К.Толстой «Золотой ключик»

Цель: Формировать у младших школьников стремление к чтению книг.

Оборудование:

-Книга А.К.Толстого «Золотой ключик», портрет писателя, иллюстрации.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы,  восклицательные знаки (3 шт.).

-Вырезанные «Золотые ключики» - 7 шт., ножницы, веревка.

Ход игры

- Добрый день всем, кто собрался в этом зале. Мы приветствуем Вас и начинаем любимую вами игру «Большие Буквы». Сегодня играет сборная команда 4 класса. Встречайте участников первой игры «Большие Буквы»:

1.Капитан команды – Ксения – она любит петь, слушать музыку, ей нравится технология, русский язык. Обожает оригами. Мечтает попасть в мультфильм. Желает всем здоровья и счастья.

2. Нина – любимое занятие – катание на лыжах. Любит танцевать и петь. В школе предпочитает математику, физкультуру, а русский язык чуть-чуть.

3. Саша  – читать, играть рисовать – вот что предпочитает Саша.

4. Лиза  – любимое занятие – игра в шахматы, мечтает подружиться с русским языком, а предпочитает в школе такие предметы, как труд, физкультура, изо. Мечтает стать парикмахером.

5. Оксана  – пишет стихи, с удовольствием рисует. Мечтает стать художником и поэтессой. Любимые предметы в школе – изо, труд, чтение. Ей нравится свой класс. Она желает всем одноклассникам хорошо учиться и участвовать во всех конкурсах.

-А начнем игру со знакомства  произведения А.Толстого «Золотой ключик».  (Чтение вслух отрывка из произведения «Золотой ключик»). А поможет нам Буквоед! Давайте пригласим его к нам в студию!

-Начинаем 1 раунд – необходимо найти буквы с закрытыми глазами.  

-Составьте из полученных букв слово. (холст )

-Команда получает первую букву Д.

 -За одну минуту команда должна назвать 15 слов на букву Д.

- Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак (!).

- А мы продолжаем чтение произведения.

-Начинаем 2 раунд: «Исправь ошибки».

Син__р Карабас Барабас вместо того, чтобы сжечь ___уратино, да___т ему пять з___лотых монет и ___тпускает д___мой.

 (каждый участник, ответивший правильно, получает букву)

-Вы справились с очередным заданием. Составьте слово из букв. Вы справились с заданием, получите большие буквы. (Пьеро)

-Вы заработали букву ЛВ.

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву Л.

(мел, кол, шакал, пол, стол, стул, орел, укол, гол, вол, колокол).

Получайте восклицательный знак (!)  

-Что-то болельщики приуныли. Игра для вас. Вы можете заработать большие буквы для команды.

-Назовите положительных героев из произведения «Золотой ключик».

(Пьеро, Мальвина,  Буратино, Папа Карло, Джузеппе, Тортила, Артемон, мыши, лягушка, ястреб, майские жуки, бабочки, гусеницы).

-Зрители заработали для команды две буквы –ЕЕЕ.  Буквоед, выноси!

- Сейчас, чтобы получить еще восклицательный знак, команде необходимо назвать 5 слов с ЕЕ.

(ветер, ветеринар, песенка, вечер, репетиция).

-Получайте свой восклицательный знак (!)

-Чтение  текста.

-А мы начинаем 4 раунд. Эстафета. («Помоги Буратино найти «Золотой ключик»).

 (кто справиться с заданием, получает букву. Из букв участники составляют слово –   тайна ).

- Команда получает Большие БУКВЫ  - ПРСТ.

-ФИНАЛ. А в финале буквы: ПРСТДЛВЕЕЕ!!!

-Вы можете обменять восклицательный знак на букву или оставить  на суперигру.

-Составьте слово из букв: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?   За 1 минуту составить как можно больше слов названий предметов. После чего мы определим победителя игры «Большие Буквы». (лад, лед, деление, сад, давление, нива, рис, сера, дар, дева, дарение,  тени, редис)

1 минута (если есть !, можно продлить).

-Буквоед, время вышло, проверь работы детей!

- Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом.

По традиции победитель произносит речь.

На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе!

«Большие Буквы»

 по творчеству Н.А.Некрасова

(в честь 190-летия поэта)

Цель: Приобщение и развитие читательских умений у младших школьников, воспитывать интерес к русскому языку и литературному чтению.

Оборудование:

-Биография Н.А.Некрасова, выставка книг, книга «Дед Мазай и зайцы».

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы, восклицательные знаки (3 шт.)

-Игрушки – зайчики (7 шт.), палка, тазик, шляпа.

-Рисунок одежды «Зипун».

Ход игры

- Добрый день всем, кто собрался в этом зале. Мы приветствуем Вас и начинаем любимую вами игру «Большие Буквы». Сегодня играет сборная команда 3-4 классов. Встречайте участников игры «Большие Буквы»:

1. Шишкин Николай

2. Кузиванова Полина

3. Шадрин Никита

4. Шишкина Анастасия

5. Шулепов Константин

Капитаном команды «___________»   является ___________________.

-А помогать нам будет наш БУКВОЕД! Поприветствуем его!!!

-Начинаем игру.  

 

1 раунд –  «Биография поэта»

Вопросы:

1. Назовите годы жизни Н.Некрасова. (1821-1877)

2. Куда переехала семья Некрасовых в 1824 году? (в Грешнево)

3. Как звали родителей Николая Некрасова? (Алексей Сергеевич и Елена Андреевна)

4. В какое учебное заведение в 1832 году поступил Некрасов со своим братом Андреем? (в Ярославскую гимназию)

5. Какое образование хотел дать отец своему сыну? (военное)

(За каждый правильный ответ участники получают букву. Из букв необходимо составить слово -  дождь).

-Команда успешно справилась с заданием и получает первую большую букву В.

 -За одну минуту команда должна назвать 15 слов на букву В.

- Команда справилась с заданием, получите первый восклицательный знак (!).

- А мы продолжаем чтение произведения.

-Итак,  2 раунд «Исправь ошибки».

Я проводил их всё тем же советом:

«Не попадайтесь земой!»

«Я их небю ни висною, ни летам:

Шкура плахайа –линяет косой...»

(каждый участник, ответивший правильно, получает букву)

-Вы справились с очередным заданием. Составьте слово из букв – (аршин).  

-  Что вам известно об этом слове? (аршин – старинная мера длины, она равна 71 см)

-Вы заработали большие буквы ЛЕ.

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву Л.

(мел, кол, шакал, пол, стол, стул, орел, укол, гол, вол, колокол).

-Получите восклицательный знак (!)  

-Что-то болельщики приуныли. Игра для вас. Вы можете заработать большие буквы для команды.

-Назовите названия стихотворений Николая Некрасова.

(«Школьник», «Железная дорога», «Не ветер бушует над бором...»)

Зрители заработали для команды три буквы – ООО Буквоед, выноси!

- Сейчас, чтобы получить еще восклицательный знак, команде необходимо назвать 5 слов с  ОО - ООО.

(озеро, молоко, толокно, водопровод, колонка, колокол, мороз, тормоз, золото, долото, волокно, порошок).

-Получите свой очередной  восклицательный знак (!)

-Чтение  текста

-А мы начинаем 4 раунд. Эстафета.

Сегодня каждый из участников попробует побывать в роли Деда Мазая. Чем занимался дед Мазай? (спасал зайчат).

-За одну минуту необходимо всем участникам спасти по зайчику.

 (Каждому  участнику Буквоед вручает  букву. Из букв надо  составить слово –зипун ).

-А что такое зипун? (Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна)

- Команда получает  Ь.

-ФИНАЛ.

- А в финале буквы: !олово!ь!

-Вы можете обменять восклицательный знак на букву или оставить  на суперигру.

-Составьте слово из букв: ПОЛОВОДЬЕ

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?   За 1 минуту необходимо составить как можно больше слов названий предметов. После чего мы определим победителя игры «Большие Буквы». (пол, плов, вол, лов, повод, дело, поле) 1 минута (если есть !, можно продлить).

-Буквоед, проверь работы участников!

- Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом. Это______________

По традиции победитель произносит речь.

На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе

«Большие Буквы»

по творчеству Н.А.Некрасова

(в честь 190-летия поэта)

Цель: Формировать читательский интерес через игровую форму.

Оборудование:

-Поэма Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети».

-Кубики с буквами.

-Вырезанные из бумаги большие буквы, восклицательные знаки (3 шт.).

-Лукошко, макеты грибов и ягод.

Ход игры

- Добрый день всем, кто собрался в этом зале. Мы приветствуем Вас и начинаем любимую вами игру «Большие Буквы». Сегодня играет сборная команда 5 класса. Встречайте участников игры «Большие Буквы»:

1. Шустиков Андрей

2. Карманова Ксения

3. Пальшина Анна

4. Казанцева Ксения

5. Лушкова Нина

Капитаном команды «___________»   является ___________________.

-А помогать нам будет Буквоед!

-Начинаем игру.  

 1 раунд –  «Биография поэта»

Вопросы:

1. Назовите годы жизни Н.Некрасова. (1821-1877-78)

2. Когда мальчику не исполнилось и трех лет, отец ушел в отставку и семья переезжает в другое место. Куда переехала семья Некрасовых? (в имение Грешнево Ярославской губернии)

3. Близ какой  реки проходило детство будущего писателя? (близ Волги)

4. В какое учебное заведение в 1832 году поступил Некрасов? (в Ярославскую гимназию)

5. Какое образование хотел дать отец своему сыну? (военное)

(из букв необходимо составить слово -  поэма)

-Что такое поэма?  (это один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события и открытое выражение автором своих чувств(как в лирике).

И сегодня наша игра посвящена как раз поэмам Н.А.Некрасова.

-Команда получает первую букву Р.

 -За одну минуту команда должна назвать 15 слов на букву Р.

- Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак (!).

- А мы продолжаем  вспоминать произведения. Итак, поэма «Мороз, Красный нос». О чем эта поэма? О чем пишет Некрасов в своей поэме?  (Чтение поэмы....)

-Итак,  2 раунд «Исправь ошибки».

По будням не любет безделья.

Зато вам ее неузнать,

Как сгонит улыпка виселья

С лица трудавую печать.

(каждый участник, ответивший правильно, получает букву)

-Вы справились с очередным заданием. Составьте слово из букв  и получите большие буквы. (семья )

- Какое значение играет семья в жизни главной героини? ( Ради семьи готова на все).

-Вы заработали буквы -  УА

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву А.

(мама, папа, школа, книга, ручка, парта, тарелка, палка, кофта, майка).

Получите восклицательный знак (!)  

«Игра со зрителями»

-Что-то болельщики приуныли. Игра для вас. Вы можете заработать большие буквы для команды.

-Назовите названия стихотворений Николая Некрасова.

(«Школьник», «Железная дорога», «Не ветер бушует над бором...», «Зеленый шум», «На Волге»...)

Зрители заработали для команды три буквы –  АТТ.  Буквоед, выноси!

- Сейчас, чтобы получить еще восклицательный знак, команде необходимо назвать 5 слов с ТТ или АА.

( тетрадь, палантин, матрац, театр, татуировка,  балалайка,     ).

-Получите свой восклицательный знак (!)

-Чтение  текста «Крестьянские дети».

- О чем эта поэма? (о крестьянских детях).

-Какие строчки вы запомнили на всю жизнь?

-Чем занимались крестьянские дети?

-А мы начинаем 4 раунд. Эстафета.

За определенное время вам необходимо наполнить лукошко. Ведь дети за целый день чего только не успевали ... На расстоянии надо бросить в лукошко грибы, ягоды и т.д. все должны попасть  в лукошко (время 1 минута).  

 (кто справится с заданием, получит большую  букву. Из букв составляют слово –венок).

- Команда получает  Л.

-ФИНАЛ. А в финале буквы: Л!Т!РАТУ!А

-Вы можете обменять восклицательный знак на букву или оставить  на суперигру.

-Составьте слово из букв: ЛИТЕРАТУРА

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?   За 1 минуту составить как можно больше слов названий предметов. После чего мы определим победителя игры «Большие Буквы». (тур, литр, лира, тара, аура, тир, ритуал, театр, литер) 1 минута (если есть !, можно продлить).

-Буквоед, проверь работы детей!

- Итак, у нас определился победитель с самым большим словарным запасом.

-По традиции победитель произносит речь.

-На этом игра завершена. Большие Буквы приведут вас к большой победе!

«БОЛЬШИЕ БУКВЫ»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Цель: Формировать читательский интерес  учащихся через игровую форму.

Оборудование:

-Произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», портрет писателя, иллюстрации.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы, восклицательные знаки (3 шт.).

-Кроссворд.

-Карточки с номерами.

Ход игры

-Добрый день всем, кто собрался в этом классе. Мы приветствуем Вас и начинаем игру «Большие Буквы».

-Сегодня в команде будут играть 5 учеников, кому выпадет удача.

-А кто не попадет в команду, тот будет накапливать баллы в личном зачете.

-А в конце игры мы подведем итоги…

-Победителя ждет «красная папка».

-Итак, начинаем! Приглашаем выйти обладателя №1, №2, №3, №4, №5. Капитаном команды будет игрок под №5.

1 раунд.

1. Где происходит действие в повести?

2. С какой целью Жилин поехал домой?

3. Какой уговор был Костылина с Жилиным?

4. Что обозначает слово «джигит»?(молодец)

5. Сколько верст нужно было ехать Жилину домой? (25)

-Составьте из полученных букв слово.  (ружье)

-Молодцы! Команда получает первую большую букву! (С)

-За 1 минуту команда должна назвать 15 слов на букву «с».

-Команда справилась с заданием и заработала  первый ! знак.

2 раунд.

-А мы продолжаем вспоминать произведение.

1. В чем заключается трудолюбие Жилина?

2.  Докажите, что Жилин любил свою мать?

3. Сколько времени Жилин пробыл в плену?

 4. Пытался ли Костылин бежать из плена?

5. Почему побег пленников был неудачным?

-Команда получила буквы, составьте слово. (выкуп)

-Вы заработали еще одну большую букву. (В)

-Вам необходимо назвать 10 слов, которые оканчиваются на букву В.

-Команда заработала  восклицательный знак. (!)

3 раунд «Исправь ошибки».

Прибижала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чорново похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза чорные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с шырокими рукавами и без пояса. Галава непокрытая, касса чорная, и в кассе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль сиребряный.

(побег)

-Ошибки исправлены, и команда заработала  БОЛЬШИЕ БУКВЫ! (ОО)

-Сейчас вы получите !, если назовете 5 слов, в которых встречаются ОО.

-Следующий раунд для болельщиков.

«Словесный марафон». В произведении блестяще воссоздан   национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы ее усвоили.

1. Татарское пиво (буза)

2. Сдобное кушанье горцев (лепёшки)

3. Мужской головной убор (чалма)

4.Стеганое пальто (бешмет)

5. Деревянная посуда (лоханка)

-Итак, зрители заработали для команды большие буквы! (ТТТТ)

4 раунд. «Решите кроссворд»

-Команда получает очередные буквы за правильные ответы и составляет слово - (кукла).

- Вы заработали еще большие буквы (ЕЕ)  

5 раунд. «Пословицы»

-Определите, какие пословицы можно отнести Жилину, а какие – Костылину?

1. Друг до поры – тот же недруг.

2. Не бросай друга в несчастье.

3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

4. Где смелость, там и победа.

5. Трус и в жизни мёртв.

(Буквоед раздает буквы, участники команды составляют слово -  мулла).

-Команда заработала  Большие Буквы (НН).

-И у нас получилось такое слово: ОТ!ЕТ!ТВЕННОСТ!

Финал:

-Вы можете обменять восклицательные знаки на буквы, или оставить минуты на суперигру.

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?

-Составьте как можно больше слов имен существительных – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

-Буквоед, проверяй, время вышло!

-Итак, у нас определился ПОБЕДИТЕЛЬ, обладатель красной папки! Слово победителю сегодняшней игры «Большие БУКВЫ»!

(Выступление победителя)

- Большие буквы приведут вас к большой победе. До новых встреч!

Вопросы (дополнительные)

1.Как герой оказался в плену?

 2. Чем герой занимался в плену?

3. Как герой готовился к побегу?

4. Как звали красного татарина?

5. Каким занятием увлекся Жилин?

«БОЛЬШИЕ БУКВЫ»

«День детской книги»

Цель: Приобщение к чтению детских книг  и развитие читательских умений младших школьников

через игровую форму.

Оборудование:

-Выставка детских книг.

-Кубики с буквами.

-Вырезанные большие буквы, восклицательные знаки (3 шт.).

-Предметы: Азбука , хрустальная туфелька, скорлупка грецкого ореха, банка варенья, утиное яйцо,

мыло и мочалка, яйцо.

-Пословицы.

-Филворд.

Ход игры

Ведущий.

-Всем добрый день! Сегодня мы приглашаем Вас на наш праздник «День детской книги».      2 апреля – международный день детской книги. Давайте пригласим Королеву книг!

-Королева книг: Здравствуйте, дорогие ребята! Я королева книг и у нас сегодня продолжение Недели Детской Книги! Праздник всех, кто с ней связан -  писателей, читателей, издателей, художников-иллюстраторов, библиотекарей. А родился этот праздник в 1943 году – в разгар Великой Отечественной войны. Этот праздник предложил известный детский писатель Лев Кассиль и придумал празднику название «Книжкины именины».

Ученик:  Именины? Именины?

                 У Володи, Шуры? Нины?

                 У девчонок? У мальчишек?

 

Королева книг:     Нет! У наших детских книжек!

                              У стихов, рассказов, сказок

                              И у толстых повестей…

                              Посмотри-ка, сколько сразу

                              Собралось у нас гостей!

  

Королева книг:  Нас книжки в город пригласили.

                              Смекалку вы не позабыли?

                             Хочу предупредить заранее,

                             Что впереди ждут испытания.

                

Королева книг: Ребята, вам нужно угадать загадки, а я посмотрю, как хорошо вы знаете героев сказок.

1.

За окном гуляет вьюга,

Чертит на окне узор.

А мы в тепле с любимым другом,

Вели весь вечер разговор.

Показывал он мне картинки,

Ребячий лагерь, лес, костер.

Взял я чернильную резинку,

И с друга пятнышки все стер.

Потом закладкой голубою

Листы до завтра заложил.

Взял друга бережно рукою.

И в шкаф на полку положил.

 

- Кто этот друг? Вы угадали? (Книга) 

 

2.    

 К бабушке иду своей 
 И несу в лукошке
 Масла сливочного ей
 Да пирог с картошкой.  
 (Красная Шапочка)

 

3.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои, что за сказка?  (Три поросенка)

 

4.

Длинноносый и веселый,

Деревянный озорник

В тайну ключика золотого

Нелегко, а все ж проник! (Буратино)

Королева книг:  Молодцы, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в мир книги. Сегодня я хочу познакомить вас с книгами, которые принесла вам, они помогут нам  узнать что-то новое и открыть путь в мир знаний. А впереди – игра «Большие БУКВЫ!»

«Большие буквы»

Ведущий.

Участниками игры будут победители игры – конкурса в день Наума – Грамотника.

1.

2.

3.

4.

5.

Капитан команды – ________________.

-А поможет нам в этом Буквоед! Давайте его пригласим!!!

-Начинаем 1 тур.

 -Книги нужны, чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать?  Проведем викторину и проверим, читаете ли вы?

 

1. Что потерял ослик Иа-Иа? (Хвост)

2.Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный)

3.С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город? (Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев).

4.Как звали девочку, которую нес в коробе Медведь? (Маша)

5.Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда)

6.Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса)

7.Прикольная Бабушка, живущая в избушке на курьих ножках?

8.Кто снес золотое яичко? (Курочка-Ряба)

9.Какое время года пропела попрыгунья?  (Стрекоза)

10.Большой овощ, который не мог вытянуть из земли дед? (Репка)

11.Как звали вожака стаи  в «Маугли»? (Акела)

 

-Молодцы, ребята! Я рада, что среди вас  многие любят читать, любят книги.

(Буквы  в, о, р, а, т     )  слово – автор.

-Молодцы, ребята! За отгаданное слово получите первую большую букву! ( К )

-Чтобы  получить восклицательный знак, необходимо назвать 10 слов, которые начинаются  на букву  К.

-Молодцы, справились с заданием! Получите восклицательный знак!

Начинаем второй тур!

«Бюро находок».  Определите, из каких произведений «потерянные предметы»?

·        Азбука (Буратино из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»),

·        хрустальная туфелька (Золушка из сказки Ш.Перро «Золушка»),

·        скорлупка грецкого ореха Дюймовочка из одноименной сказки Г.Х.Андерсена),

·        банка варенья (Карлсон из сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»),

·        утиное яйцо (мама утка из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»).

·        мыло и мочалка («Мойдодыр» К.И.Чуковский)

·        яйцо («Курочка ряба» русская народная сказка)

Получите буквы и соберите слово. (книга)

-За отгаданное слово команда получает Большую букву - А).

-Назовите 5 слов, которые оканчиваются на букву  А.

-Молодцы, ребята! Получите следующий восклицательный знак!

-Начинаем 3 тур! «Сложи пословицу!»

 

 1.    Без книги, птица, как, ум, без крыльев.

       (Ум без книги, как птица без крыльев)

2.    Красна, письмом, умом, не красна, книга. 

      (Не красна книга письмом, красна умом)

3.    Перо,  книги, велико ли, пишет, а большие. 

      (Велико ли перо, а большие книги пишет)

4.    Сокровищ, одна, лучше, книга, многих, хороша.

       (Одна хорошая книга лучше многих сокровищ)

5.    Так, выбирай, как  друга, книгу, выбираешь.

       (Выбирай книгу так, как выбираешь друга)

6.    Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

-Из букв соберите слово – (слово).

-Команда заработала Большие Буквы! (ИИИ).

-Составьте 5 слов, в которых встречаются по две буквы или три буквы И.

-Молодцы, вы заработали очередной восклицательный знак!

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ!

 Что любит книжка?

Обложку. — Да.

Грязные руки. — Нет.

Закладку. — Да.

Дождик и снег. — Нет.

Бережное отношение. — Да.

Ласку. - Да.

Яичницу. - Нет.

Чистые руки. - Да.

Валяться на полу. — Нет.

Драться. — Нет.

Жить на книжной полке. — Да.

Любознательных читателей. — Да.

-Зрители заработали команде две большие буквы!!! (НН)

4 тур – Эстафета. «Филворд».  (Каждый участник по очереди добегает до назначенного места, отвечает на вопрос, находит ответ, бежит  обратно и передает эстафету. За каждый правильный ответ участники получают букву).

-Из букв составьте слово -  буква.

-Команда заработала еще  большие  буквы! (ЗГ)

Финал.

КНИГ!И!З!АНИ!

-Отгадайте ключевое слово. Вы можете заменить восклицательные знаки на буквы, тогда у вас не останется дополнительного времени на суперигру!

КНИГОИЗДАНИЕ

-Составьте как можно больше слов имен существительных.

-Буквоед, проверяй, время вышло!

-Итак, у нас определился ПОБЕДИТЕЛЬ, обладатель красной папки!

Слово победителю сегодняшней игры «Большие БУКВЫ»!

(Выступление победителя)

- Большие буквы приведут вас к большой победе. До новых встреч!  

Королева книг: Ну, порадовали вы меня! Спасибо!

 

 Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг.

Из нее узнаешь ты

Обо всем на свете

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,

Все к твоим услугам!

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!

                                                           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник сценариев"Мы вместе"

Сборник содержет сценарии разной направленности, которые проводятся совместно с родителями....

Сборник сценариев игр для лагеря дневного пребывания. «В мир игры и путешествий»

Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг детей? Эта тема волнует педагогов,  работников летних лагерей и лагерей дневного пребывания.  Существуют...

Сборник сценарий

Данное методическое пособие представлено, как сборник сценариев игровых программ, адресованный всем, кто причастен к организации воспитательной работы и детского досуга в школе и вне её.Основная...

Сборник сценарий

Данное методическое пособие представлено, как сборник сценариев игровых программ, адресованный всем, кто причастен к организации воспитательной работы и детского досуга в школе и вне её.Основная...

Сборник сценариев классных часов

Сборник включает в себя сценарии классных часов, познавательных игр, круглых столов, которые способствуют привлечению учащихся к участию в общественной жизни группы, развитие в них творческой ак...

Сборник сценариев по организации правового воспитания учащихся "Имею право…"

Правовое образование - это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Материалы, представленные в сборнике, предназначены обеспечить детей знаниями,...