Презентация "Зачет по теме "Сложное предложение. 9 класс"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация предназначена для проведения письменного зачета в 9 классе по теме "Сложное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_9_kl.pptx | 589.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения. 1) Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены. 1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания. 1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
Тестовая часть 1. Дайте верную характеристику следующего предложения. У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев) 1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении? Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)
3. В каком случае дано сложное предложение? 1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу. 2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я. 3) Есть терпение, будет и умение. 4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.
4 . Какое сложное предложение состоит из трех простых? 1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью. 2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов. 3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали. 4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.
5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых? 1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться. 2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное. 3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья , поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня. 4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления
6. Какое предложение является сложносочиненным? 1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети». 2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу. 3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты. 4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.
7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев) 2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков) 3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин) 4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён.
8. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью. Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти… Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.
9 . Какое из предложений сложносочиненное? 1) Мелких чувств не бывает – мелкими бывают только души. 2) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. 3)Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица. 4) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Укажите количество грамматических основ в предложении Она схватила, смяла Михаську , сжала его так, что ему стало даже больно, крепко прижала к себе, и Михаська услышал, как стучит мамино сердце
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме "Безличные предложения"...