Урок 5 класс Способы выражения сказуемого
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Смирнова Ольга Ивановна

Урок 5 класс Способы выражения сказуемого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                На доске

Берёзы … золотистый наряд.

… перед дальним полётом птицы.

Воздух … и … .

Осень - … больших перемен в природе.

 - Внимательно прочитайте предложения. Как вы думаете, какие задания необходимо выполнить с этими предложениями?

- Запишем в тетрадь составленные предложения.

- Найдите и подчеркните в каждом пр-и грамматическую основу.

- Что такое гр. основа?

- Дайте определение подлежащему.

- Как связаны между собой подлежащее и сказуемое?

(по смыслу и грамматически)

2. Формирование темы и цели урока.

- Ещё раз посмотрите на предложения. Назовите вставленные в них слова. Что их объединяет? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Запишем тему урока с небольшой корректировкой.

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы, написанные на доске:

        1) Расширить и углуби'ть знания о … ;

        2) Учиться находить … в … .

                3. Изучение нового материала.

- Давайте вновь обратимся к предложениям. Задайте вопрос к сказуемому 1 пр-я и скажите, что оно называет.

        Берёзы (что сделали?) надели  (наз. действие)  Подпишем.

- Чем выражено? ( глаголом)

- Задайте вопрос к сказуемому 2 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

        (наз. состояние подлежащего, выр. глаголом)  Подпишем

- Задайте вопрос к сказуемому 3 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

        (воздух каков? прозрачен и свеж; наз. признак, выр кр. прил-ми)

- Задайте вопрос к сказуемому 4 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

        (осень что такое? пора; наз предмет и выр. существительным)

- а теперь обобщите наши рассуждения о сказуемом по след. плану

                                                                        На доске

  1. Что называют сказуемые?
  2. На какие вопросы они отвечают?
  3. Чем обычно выражается сказуемое?

                

                

4. Закрепление изученного материала.

Карточка 1.

Последние осенние цветы полны прощальной красоты.

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Грустит, увядая,  золотая осень.

  1. [ –  = действие].
  2. [ = действие – ].
  3. [ –  = признак ].
  4. [ = состояние –].

- Задание сформулируйте самостоятельно.

- Прочитайте предложения в последовательности  схем.        

Карточка 2.

- Сколько месяцев длится осень?

- Осенние месяцы очень контрастные. Они резко отличаются друг от друга. Прочитайте зарисовки к каждому осеннему месяцу и справку к ним.

- Сформулируйте задание к упражнению.

(Надо по содержанию зарисовки определить, о каком месяце в ней идёт речь, и добавить к ней первое предложение с названием и краткой характеристикой месяца)

Зачитываются вслух зарисовки с добавленными первыми предложениями.

- Что общего и в чём отличие каждой прочитанной части? Как это связано с темой нашего урока?

        Общее – 1 пр-я (сказуемое выр им сущ)

        1ч - все сказуемые выр глаголами.

        2ч – имена прил-е

        3ч – глаголы и прил-е.

- Запишите 2-ю часть, подчеркните гр основу, укажите, чем выражены.

- По каким признакам можно объединить три первые предложения  этих текстов?  (в них говорится об осени, пр-я состоят из двух слов)

        Обратите внимание на знак.

- И ещё раз расскажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

- Сделайте вывод, в каком случае между подл и сказ ставится -----.

                Правило повторяется 2-3 раза.

- Прочитайте новый материал в уч-ке с. 115

- Сравните его с нашими выводами.

  1. Самостоятельная работа                                           Карточка 3

К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу с/с из правого столбика.

Земл..ника                                вкусная жи..кость

Кокосовое молоко                тр..пическое пл..довое дер..во

Манго                                 затих приготовился к тяжёлому предзимью

Лес                                         самая вкусная л..сная ягода        

                

- Что в результате должно получиться?  (предложения)

- Какое предложение не соответствует остальным.

Повторите правило.

  1. Рефлексия содержания учебного материала.

Закончи предложение.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Дерево с красными и зелеными яблоками.

  1. Домашнее задание:

Составьте текст по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой  Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/...

«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой  Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/...

Способы выражения сказуемого

Способы выражения сказуемого...

Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого

С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...

Способы выражения сказуемого

Урок в 5 классе по теме "Способы выражения сказуемого"...

Презентация с элементами анимации по теме " Способы выражения сказуемого"

Данная презентация поможет наглядно познакомить со способами выражения сказуемого; сформирует умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существитель...