Разработка открытого урока "CПП спридаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок проходит в творческой мастерской. Учитель не называет тему урока, ученики сами с помощью алгоритма рассуждений формулируют тему урока.В процессе занятий учащиеся проводят сопоставительную грамматику трех языков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс

9-Г                                    

Предмет

Русская речь

Тема урока            

? (СПП с придаточными определительными)

Алгоритм рассуждения

  • Шаг I. Внимательно прочитайте предложение.

  • Шаг II. Укажите его тип (простое или сложное)

  • Шаг III. Найдите главное предложение и поставьте от него вопрос к придаточному предложению.

  • Шаг IV. Найдите союзное слово в предложении.

  • Шаг V. Какой член предложения отвечает на поставленный вопрос?

  • Шаг VI. А теперь по вопросу и союзному слову определите вид                          

                  придаточного предложения и сформулируйте тему         урока

  • «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.» А. Декурсель.
  • «Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги, открывали новую эру своей жизни!» Г.Торо.
  • «Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться». К. Гельвеций.

Цели урока

Представлены в виде презентации

                                   Дорогой друг!

Поговорим   * о сложных предложениях;

                       * о новых словах.

Научимся      * находить придаточные определительные в составе СПП (с союзным словом который);

              * производить синонимическую замену                                  

                          придаточных определительных;

                       * правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

                       * составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Погрузимся  * в мир русского, английского, казахского языков;

                      * в книжный мир.

Тип урока

Комбинированный

Вид урока

Урок в творческой мастерской

Оборудование

Интерактивная доска, персональная рабочая тетрадь

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Самоинструкция

Новая тема

Творческая мастерская: Ученики находят предложения с союзным словом который из книг на русском, казахском, английском языках.

Сравните:

В русском языке                         В казахском языке         В английском языке

Рассказ, который мы         Біз журналдан оқыған        The story which we have

прочитали в журнале,        әңгіме қысқа да                 read in magazine, was

был коротким,                 қызықты болып                  short, but interesting.

но интересным                шықты.

Видео

Просмотрев видеоролики, составить предложения с придаточными определительными

Изучение нового материала

Единственное число

муж.

род

Вот домик (какой?), который не могли разрушить целые века.

жен.

род

Повесть (какая?), которая появилась в журнале, была небольшой, но интересной

сред.

род

Стихотворение (какое?), которое появилось в газете, посвящалось детскому празднику.

Закрепление

Упр.187 стр118

Допишите окончания союзного слова который. Замените определяемые существительные словами, данными в скобках, соответственно меняя форму союзного слова который и глаголов-сказуемых.

1.Сегодня была конференция (собрание, диспут), котор… проводилась (-ось, -ся)в актовом зале.

2.В конференц-зале проходила презентация книги (сборник, пособие), котор… недавно вышла (-л, -о) из  печати.

3.Роман (повесть, произведение), котор… обсуждался  (-ась,  -ось) на конференции, написан молодым автором.

Работа с новыми словами

Лексический уголок

  • Роман, -а, м. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Исторический р. Р. эпопея. Прил. Романный, -ая,-ое (спец.) и романический, -ая, -ое (устар).
  • Рассказ, -а, м. 1.Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2.Словесное изложение каких-н. событий. Р. очевидца.
  • Спектакль, - я, м. 1. Театральное представление. Ставить с.Любительский с. (в исполнении любителей). 2.перен. Смешное, занятное зрелище (разг.). Разыграли с. на кухне.
  • Стихотворение,  -я, ср. Небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихотворения Пушкина. С. в прозе (небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе).
  • Произведение, -я, ср. 1. см. произвести. 2. создание, продукт труда, вообще то, что сделано, исполнено. Совершенное, образцовое п. (шедевр). П. ума, творчества. П. рук человеческих (о том, что создано человеком). П. фантазии (то, что вымышлено). 3. Создание творчества. Литературное, музыкальное, живописное п. Произведения А.С.Пушкина. Произведения художника, композитора. 4. Результат, итог умножения.
  • Пособие, -я, ср. 1.помощь, преимущ. денежная. П. по инвалидности. Пособия многодетным матерям. Выходное п. 2.Учебная  книга, а также предмет, необходимый при обучении чему-н. Учебные пособия. П. по истории. Наглядные пособия.
  • Сборник, -а, м. книга, в к- рой собраны какие-н. произведения, материалы, документы. С. стихов. С постановлений.

Минутка поэзии

Инсценировка и чтение наизусть стихотворения Пушкина

Соотнесите главные с придаточными, запишите получившиеся
предложения, вставляя в нужной форме относительное местоимение который и расставляя знаки препинания.

1. Графиня Воронцова                            … графиня Воронцова

  происходила из семьи                            купила у еврейских

 польских магнатов.                           купцов.

2. На перстне нанесена                           … отличалась красотой

 надпись на иврите.                           и изяществом.

3. Золотой перстень был                           … был подарен Пушкину.

с лечебным сердоликовым

камнем.

Работа по учебнику

Упр 188, стр 119

Из двух простых предложений образуйте сложноподчинённые, используя союзное слово который и заменяя им повторяющиеся существительные. Союзное слово который согласуйте с определяемым существительным в роде и числе.

  • Образец: Каждый год походит олимпиада по русскому языку. Олимпиада поводится в дни зимних и весенних каникул. –Каждый год проходит олимпиада по русскому языку, которая проводится в дни зимних и весенних каникул.
  • 1.В горах Заилийского Алатау построена уникальная плотина. Плотина надёжно защищает город Алматы от селевого потока.
  • 2. В Алматы   находится   художественная    галерея. Галерея    является  самым   крупным    собранием    произведений    искусства    в    Средней   Азии.
  • 3.Строительство     спортивного   комплекса   Медеу    было   завершено  за   два   года. Строительство  было  рассчитано  на   пять  лет.
  • 4.В  Алматы на пересечении улицы Мукана Тулебаева  и проспекта Абая расположен Дом-Музей Мухтара Ауэзова. В том доме писатель провёл последние десять лет  жизни.
  • 5.В Алматы работает кукольный  театр. В кукольном театре идут постановки на казахском и русском языках.
  • 6. В Оркестностях Алматы действует станция «Орбита». Станция «Орбита» принимает телевизионные передачи по системе спутниковой связи.

Цифровой диктант

  1. Тучи на юге висели неподвижно, помигивая молниями
  2. К утру буря утихла, мы тоже крепко заснули
  3. Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка
  4. Он смутился и сел, краснея, как девушка
  5. Если не будет дождя, мы пойдем завтра за грибами
  6. сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.
  7. На реке было холодно и ветрено,  зато рыбка клевала хорошо
  8. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

Дискуссия

  • Тема: Предана ли современная молодежь интересам нашего Отечества?

Обобщение урока

  • 1. СПП состоит из простых предложений, одно из которых _________________    

            от другого.

  • 2.Простое предложение,  подчиняющее себе придаточное предложение,

         называется_______________________.

  • 3.Придаточные определительные чаще всего присоединяется к главному при      

         помощи__________________________________________.

  • 4.Отличительным признаком союзного слова является то, что выполняет  

         ________________________________.

  • 5.Союзное слово который изменяется  

        ____________________________________________________________.

  • 6.Придаточные определительные всегда стоят

           ____________________________________ к которому относятся.

  • 7.Придаточные определительные отвечают на вопросы

           __________________________________________________________.

  • 8.Придаточные определительные ______________ занимать любую позицию

           по отношению к главному.

  • 9.Союзное слово который относится  _____________________.
  • 10.Род союзного слова который зависит _____________________________.

Домашнее задание

  • Упражнение 186, стр. 118;
  • Упражнение 190, стр. 120.

Комментирование оценок

Учитель русс.яз. Казыгулова Айман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

разработка открытого урока "Фантазии из соленого теста"

Технология поэтапного изготовления "венка" из соленого теста...

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...