Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Дронова Ирина Сергеевна

На уроках русского языка и литературы детям приходится много писать и запоминать, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. А именно: учитывать индивидуальные способности каждого ученика, не допускать перегрузки, создавать положительный эмоциональный настрой, чередовать виды деятельности на уроке, использовать творческие задания, игровые, групповые формы работы, которые способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят. В статье приведены некоторые задания с применением здоровьесберегающей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с Хворостянка.

МО учителей русского языка и литературы.

Тема выступления:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка».

Автор: учитель русского языка

 и литературы И.С. Дронова

2012 г.

        Усилия работников образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление обучающихся, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного  учреждения .По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». И это главное!

        Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят.

        От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

        Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

         Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, он должен учитывать индивидуальные способности каждого ученика, интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления.

         Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Провожу различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке, предотвратить усталость.         При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.

         Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации не ставлю перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:

  1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
  2. Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
  3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т. д.

        Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет- ресурсами.

         Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

        На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

        При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т. д.

        Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

        На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

        Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

        Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме.

        Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

  • Уроки-семинары,
  • Уроки- экскурсии,
  • Уроки-путешествия,
  • Уроки-исследования,
  • Уроки-концерты.
  • Уроки-игра.

  • Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в «Аквариум настроения» рыбок определенного цвета в зависимости от настроения и состояния, это позволяет мне определить шкалу настроения, сориентироваться в подборе методов и приемов для положительного настроя и создания комфортной атмосферы.

Обязательно создаю положительный эмоциональный настрой в классе,например, включаю музыку: «Веселый урок Радионяни», произведения отечественных и зарубежных композиторов

  • Обращение к классу с необычным приветствием: (Здравствуй, мой любимый класс!
    Я так рада видеть вас) тоже поднимает у ребят настроение, вызывает желание активно работать на уроке.
  • Нравятся детям уроки с групповой формой обучения, так они чувствуют себя увереннее.

Делю класс на группы (команды). В каждой группе есть капитан и помощник («сильные» учащиеся), которые оказывают помощь, направляют, проверяют выполнение заданий, оценивают, пользуясь подсказками, вносят результат в личную карточку ученика.

  • С большим удовольствием учащиеся отгадывают шарады и ребусы. Например, при изучении наречия предлагаю следующие ребусы:
  •  

А шарады можно использовать при повторении орфографии, лексики, фонетики, морфологии.

ПРОПАВШИЕ БУКВЫ В ВЕСЁЛЫХ СТИХАХ.

В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

Серый вол, голодный, злой, Бродит по лесу зимой. (Вол - волк)

Стол высокий, метра три, Крепко держит фонари. (Стол - столб)

Землю роет старый кот, Под землёю он живёт. (Кот - крот)

Кран зажёгся голубой - Фильм посмотрим мы с тобой. (Кран - экран)

Шар на шею повязал И ангину не поймал. (Шар - шарф)

Лень с ветвистыми рогами Мчит на встречу мне и маме. (Лень - олень)

От весёлой острой утки Хохотали мы все сутки. (Утки - шутки)

Рыбки в лодочке сидят, К поплавку прикован взгляд. (Рыбки - рыбаки)

Город наш нам каждый год Урожай большой даёт. (Город - огород)

Бор густой и ароматный С чесночком мне есть приятно. (Бор - борщ)

        На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях позволяет ненавязчиво и легко коснуться данной темы.

Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений, как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только

проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, вести здоровый образ жизни, применяя знания и умения в согласии с законами природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе...

статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка"

Здоровье человека — актуальная проблема во все времена, а в наши дни она приобретает первостепенное значение. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.В системе...