Главные вкладки

    методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

    Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным  путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка к итоговому  сочинению

     по тематическому направлению «Путь»

    Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения,  а также очертить круг вопросов и проблем.

     С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий.  По словам А.Блока,  «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

    Задание:

    Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких  произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

    • А. Никитин «Хождение за три моря»
    • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
    • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
    • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
    • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

    Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

    Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России».  Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели   XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России.   Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

    • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
    • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
    • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

    Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:

    • Каковы дорожные впечатления героя?
    • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
    • Какие вопросы решает автор в произведении?
    • Как рисует путь русского народа?
    • Каким видит путь развития страны?
    • Какие образы, символы использует для создания образа России?

    Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

    А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка»,  «Дорожные жалобы»

    А. Блок «Двенадцать»

    М.Булгаков «Белая гвардия»

    М. Шолохов «Донские рассказы»

    Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:

    • Что такое перепутье?
    • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
    • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
    • Как решается проблема выбора своего пути героем?
    • Как характеризует его этот выбор?
    • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
    • Что значит перепутье в отношении страны?
    • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

    Самым  понятным  для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного  пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

    Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

    Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

    И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

    И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

    А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

    А. Блок «На железной дороге»

    Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния».  Для анализа возьмём произведения:

    История блудного сына

    Н.В. Гоголь «Портрет»

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

    А.С. Пушкин «Борис Годунов»

    А.Н. Островский «Гроза»

    Л. Андреев «Иуда Искариот»

    М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

    В.Г. Распутин «Живи и помни»

    Поразмышляем над такими вопросами:

    • Как складывается жизненный путь героев?
    • От чего или кого это зависит?
    • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
    • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
    • Как изменяется в течение жизни?
    • Какие уроки для себя извлекает?
    • Как и почему происходит духовное возрождение?

    В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

    «У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе.   Выбор произведений велик:

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

    Н. С. Лесков «Очарованный странник»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Рассмотрим вопросы:

    • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
    • Что значит духовные, нравственные искания?
    • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
    • Какие вопросы решают?
    • Что помогает преодолеть духовный кризис?
    • Какими нравственными качествами обладают?
    • К чему приходят в результате?

    Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники  владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

     Повесть о Петре и Февронии Муромских»

    Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

    И.С. Тургенев «Живые мощи»

    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

    В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

    Рассмотрим следующие вопросы:

    • Кто такие праведники?
    • Какими качествами они обладают?
    • Чем отличаются от других людей?
    • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
    • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
    • Чему учат нас праведники?
    • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

    «Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году  отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

    В. Быков «Сотников»

    В. Кондратьев «Сашка»

    М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

    К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

    А. Твардовский «Василий Тёркин»

    Рассмотрим вопросы:

    • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
    • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
    • Боевой путь одного человека и всей страны
    • Путь предателя и героя
    • Дорогами плена
    • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
    • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

    «Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:

    А. Грин «Алые паруса»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    В. Каверин «Два капитана»

    И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

    Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

    Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:

    • О чём мечтают герои?
    • Чем для них является мечта?
    • Что делают, чтобы мечта стала явью?
    • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
    • Как проявляют себя на пути к мечте?
    • Чем обернулось для них осуществление мечты?

    Дорога творчества – ещё один блок, который  можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

    А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

    М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

    В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Рассмотрим такие вопросы, как

    • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
    • Писатель среди людей
    • В чём он видит своё предназначение?
    • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
    • Какое наследие оставил писатель?

    Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы  ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

    Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников,  для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

    Дорога - это художественный образ,  это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

    Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.



    Предварительный просмотр:

    Подготовка к итоговому  сочинению

     по тематическому направлению «Путь»

    Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения,  а также очертить круг вопросов и проблем.

     С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий.  По словам А.Блока,  «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

    Задание:

    Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких  произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

    • А. Никитин «Хождение за три моря»
    • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
    • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
    • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
    • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

    Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

    Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России».  Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели   XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России.   Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

    • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
    • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
    • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

    Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:

    • Каковы дорожные впечатления героя?
    • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
    • Какие вопросы решает автор в произведении?
    • Как рисует путь русского народа?
    • Каким видит путь развития страны?
    • Какие образы, символы использует для создания образа России?

    Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

    А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка»,  «Дорожные жалобы»

    А. Блок «Двенадцать»

    М.Булгаков «Белая гвардия»

    М. Шолохов «Донские рассказы»

    Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:

    • Что такое перепутье?
    • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
    • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
    • Как решается проблема выбора своего пути героем?
    • Как характеризует его этот выбор?
    • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
    • Что значит перепутье в отношении страны?
    • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

    Самым  понятным  для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного  пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

    Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

    Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

    И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

    И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

    А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

    А. Блок «На железной дороге»

    Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния».  Для анализа возьмём произведения:

    История блудного сына

    Н.В. Гоголь «Портрет»

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

    А.С. Пушкин «Борис Годунов»

    А.Н. Островский «Гроза»

    Л. Андреев «Иуда Искариот»

    М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

    В.Г. Распутин «Живи и помни»

    Поразмышляем над такими вопросами:

    • Как складывается жизненный путь героев?
    • От чего или кого это зависит?
    • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
    • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
    • Как изменяется в течение жизни?
    • Какие уроки для себя извлекает?
    • Как и почему происходит духовное возрождение?

    В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

    «У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе.   Выбор произведений велик:

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

    Н. С. Лесков «Очарованный странник»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Рассмотрим вопросы:

    • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
    • Что значит духовные, нравственные искания?
    • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
    • Какие вопросы решают?
    • Что помогает преодолеть духовный кризис?
    • Какими нравственными качествами обладают?
    • К чему приходят в результате?

    Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники  владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

     Повесть о Петре и Февронии Муромских»

    Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

    И.С. Тургенев «Живые мощи»

    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

    В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

    Рассмотрим следующие вопросы:

    • Кто такие праведники?
    • Какими качествами они обладают?
    • Чем отличаются от других людей?
    • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
    • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
    • Чему учат нас праведники?
    • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

    «Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году  отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

    В. Быков «Сотников»

    В. Кондратьев «Сашка»

    М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

    К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

    А. Твардовский «Василий Тёркин»

    Рассмотрим вопросы:

    • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
    • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
    • Боевой путь одного человека и всей страны
    • Путь предателя и героя
    • Дорогами плена
    • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
    • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

    «Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:

    А. Грин «Алые паруса»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    В. Каверин «Два капитана»

    И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

    Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

    Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:

    • О чём мечтают герои?
    • Чем для них является мечта?
    • Что делают, чтобы мечта стала явью?
    • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
    • Как проявляют себя на пути к мечте?
    • Чем обернулось для них осуществление мечты?

    Дорога творчества – ещё один блок, который  можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

    А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

    М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

    В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Рассмотрим такие вопросы, как

    • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
    • Писатель среди людей
    • В чём он видит своё предназначение?
    • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
    • Какое наследие оставил писатель?

    Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы  ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

    Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников,  для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

    Дорога - это художественный образ,  это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

    Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С

    Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе...

    Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

    Литература и рекомендации для  подготовки к итоговому сочинению в 11 классе....

    Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

    В презентацию внесены основные положения об итоговом сочинении. Этот материал необходимо знать  учителям, родителям  и ученикам. Вы узнаете о времени и продолжительности проведения экзамена,...

    Материалы для подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

    Обзор произведений русской литературы по данным блокам....

    Систематизация литературного материала при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

    Методический материал для учителей 11 классов (на основе личного опыта)...

    Проектная работа "Методическая разработка урока по направлению "Дом" в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

    Проект подготовки к итоговому сочинению содержит методическое обоснование подготовительной  работы с обучаниющимися, которые нацелены на качественное написание сочинения, учитывающее требования с...