методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Путь"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным  путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому  сочинению

 по тематическому направлению «Путь»

Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения,  а также очертить круг вопросов и проблем.

 С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий.  По словам А.Блока,  «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Задание:

Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких  произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

  • А. Никитин «Хождение за три моря»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
  • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России».  Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели   XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России.   Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

  • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:

  • Каковы дорожные впечатления героя?
  • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
  • Какие вопросы решает автор в произведении?
  • Как рисует путь русского народа?
  • Каким видит путь развития страны?
  • Какие образы, символы использует для создания образа России?

Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка»,  «Дорожные жалобы»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

М. Шолохов «Донские рассказы»

Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?
  • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
  • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
  • Как решается проблема выбора своего пути героем?
  • Как характеризует его этот выбор?
  • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
  • Что значит перепутье в отношении страны?
  • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

Самым  понятным  для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного  пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

А. Блок «На железной дороге»

Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния».  Для анализа возьмём произведения:

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

  • Как складывается жизненный путь героев?
  • От чего или кого это зависит?
  • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
  • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
  • Как изменяется в течение жизни?
  • Какие уроки для себя извлекает?
  • Как и почему происходит духовное возрождение?

В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе.   Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
  • Что значит духовные, нравственные искания?
  • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
  • Какие вопросы решают?
  • Что помогает преодолеть духовный кризис?
  • Какими нравственными качествами обладают?
  • К чему приходят в результате?

Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники  владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

 Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

И.С. Тургенев «Живые мощи»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто такие праведники?
  • Какими качествами они обладают?
  • Чем отличаются от других людей?
  • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
  • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
  • Чему учат нас праведники?
  • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

«Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году  отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассмотрим вопросы:

  • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
  • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
  • Боевой путь одного человека и всей страны
  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена
  • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
  • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:

А. Грин «Алые паруса»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Каверин «Два капитана»

И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?
  • Что делают, чтобы мечта стала явью?
  • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
  • Как проявляют себя на пути к мечте?
  • Чем обернулось для них осуществление мечты?

Дорога творчества – ещё один блок, который  можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассмотрим такие вопросы, как

  • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
  • Писатель среди людей
  • В чём он видит своё предназначение?
  • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
  • Какое наследие оставил писатель?

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы  ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников,  для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Дорога - это художественный образ,  это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.



Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому  сочинению

 по тематическому направлению «Путь»

Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения,  а также очертить круг вопросов и проблем.

 С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий.  По словам А.Блока,  «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Задание:

Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких  произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

  • А. Никитин «Хождение за три моря»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
  • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

Следующий блок: «От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России».  Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели   XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России.   Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

  • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами:

  • Каковы дорожные впечатления героя?
  • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
  • Какие вопросы решает автор в произведении?
  • Как рисует путь русского народа?
  • Каким видит путь развития страны?
  • Какие образы, символы использует для создания образа России?

Ещё один блок: «Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка»,  «Дорожные жалобы»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

М. Шолохов «Донские рассказы»

Выделим вопросы и проблемы, решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?
  • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
  • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
  • Как решается проблема выбора своего пути героем?
  • Как характеризует его этот выбор?
  • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
  • Что значит перепутье в отношении страны?
  • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

Самым  понятным  для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного  пути героями. Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

А. Блок «На железной дороге»

Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: «Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния».  Для анализа возьмём произведения:

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

  • Как складывается жизненный путь героев?
  • От чего или кого это зависит?
  • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
  • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
  • Как изменяется в течение жизни?
  • Какие уроки для себя извлекает?
  • Как и почему происходит духовное возрождение?

В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе.   Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
  • Что значит духовные, нравственные искания?
  • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
  • Какие вопросы решают?
  • Что помогает преодолеть духовный кризис?
  • Какими нравственными качествами обладают?
  • К чему приходят в результате?

Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники  владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

 Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

И.С. Тургенев «Живые мощи»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто такие праведники?
  • Какими качествами они обладают?
  • Чем отличаются от других людей?
  • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
  • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
  • Чему учат нас праведники?
  • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

«Дороги войны» - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году  отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассмотрим вопросы:

  • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
  • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
  • Боевой путь одного человека и всей страны
  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена
  • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
  • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения:

А. Грин «Алые паруса»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Каверин «Два капитана»

И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

Примерные вопросы, над которыми стоит поработать:

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?
  • Что делают, чтобы мечта стала явью?
  • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
  • Как проявляют себя на пути к мечте?
  • Чем обернулось для них осуществление мечты?

Дорога творчества – ещё один блок, который  можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассмотрим такие вопросы, как

  • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
  • Писатель среди людей
  • В чём он видит своё предназначение?
  • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
  • Какое наследие оставил писатель?

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы  ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников,  для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Дорога - это художественный образ,  это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению учащихся 10-11 классов в 2016-17 учебном году...