"Понятие о деепричастии"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Урок руского языка в 7 классе с применением технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rkmchp_deeprichastie.rar1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи.

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;

2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;

3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в

парах;

4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

- ИКТ.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint

Ход урока

I. Стадия вызова.

-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?

- Русский художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».

- Прочитайте текст.

- Выпишите словосочетания, отображающие изображённое на картине.

- Слова каких частей речи помогают понять и прочувствовать пейзаж?

(Прилагательные «широкое, невесомых, мощное, безбрежная и др.», причастия «сияющая, раскинувшаяся и др.», глаголы «поражаешься, завораживает, разлился» позволяют увидеть прелесть и динамизм пейзажа и понять чувства зрителя, всматривающегося в картину).

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств описана красота ночного Днепра?

(Эпитеты: «невесомые облака», «безбрежная гладь», метафоры: «грациозно изогнув своё мощное русло», «паутинка дорожек», )

А.И. Куинджи в своей известной картине «Лунная ночь на Днепре» изобразил тихий спокойный пейзаж. Зрителю открывается большое широкое пространство, на переднем плане которого слегка различимы в ночной тьме крыши домов небольшой деревни.

Останавливаясь перед картиной, поражаешься удивительному сиянию лунного света, который манит и завораживает. Зеленоватая лента Днепра пересекает равнину, грациозно изогнув своё мощное русло. Ее безбрежная гладь почти сливается у горизонта с ночным небом с рябью невесомых облаков. Легкие облака чуть раздвинулись, освободив окошко для луны. Высоко в ночном небе повисла сияющая луна, освещая реку, паутинку дорожек и раскинувшиеся по берегу украинские хатки.

Фосфоресцирующий свет, отражаясь от зеркальной глади Днепра, разлился вокруг, погрузив землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. Величественный и торжественный покой опустился на землю, напоминая о вечности мироздания и непреходящей красоте.

 Запишите в строчку:

1) манит, повисла, замерла, погрузив.

2) высоко, изогнув, темно, грациозно.

3) заворожённая, сияющая, фосфоресцирующий, отражаясь.

- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.

- А теперь поиграем.

1. Игра «Четвертый лишний».

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку ―Знаю‖ маркировочной таблицы:

Проверка.

-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока. Заполняют графу «Хочу узнать».

II. Осмысление содержания

Работа учащихся в парах. Каждой паре подготовить по 2 вопроса по тексту параграфа и задать их другим после обсуждения помет.

- Обратимся к учебнику.

1. Читают параграф учебника, делают в тексте пометки:

V – знаю;

+ – узнал новое;

! – удивило.

- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса по тексту).

Комментарий учителя.

В термине «деепричастие» нам знакома вторая часть, а что же означает первая?

Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.

Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию и обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.

- Проверка вопросов.

- Это «тонкие» вопросы. Почему?

- А я задам «толстый» вопрос: Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.

Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.

- Кто попробует составить кластер деепричастия?

Пример составленного кластера

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/123/122831/img3.jpg

III. Рефлексия

Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под

таинственно сияющим небом.

-Найдите грамматическую основу.

Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие

выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?

-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового. (Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие).

Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.

- Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

(А.Плещеев)

- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.

- Проверка.

- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?

- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

- Какой термин бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?

- Составление синквейна «Деепричастие».

 Оцените себя:

1. Нашел деепричастие правильно.

2. Нашел деепричастие неверно.

3. Вызвало затруднение:

 не смог отличить деепричастие от глагола;

 не смог отличить деепричастие от причастия.

IV. Подведение итогов урока. Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?

- Что нового узнали?

Выставление оценок.

V. Домашнее задание. § 26, упр. 160 (п) - исправление речевых ошибок (у.), 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Методическая разработка по теме: "Понятие о деепричастии".

Методическая разработка урока по теме: "Понятие о деепричастие"....

Урок русского языка "Понятие о деепричастии"

Знакомство с данной формой глагола;формирование умения отличать от других частей речи;формирование умения определять глагол, от которого образовано....

Урок русского языка для 7 класса "Понятие о деепричастии"

Урок русского языка - первый урок по теме "Деепричастие"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"

Данная разработка представляет собой урок русского языка  для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок со...