дидактический материал по теме "Деепричастный и причастный обороты" 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Карточки нацелены на самостоятельную работу учашихся по теме "Деепричастный и причастный обороты". Разноуровневые задания позволят проверить знания как у сильных, так и у слабых учащихся. Работа основана на материале повести Н.В Гоголя "Тарас Бульба".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал. Карточки  по теме

«Причастные и деепричастные обороты.»

Карточка 1.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

           Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.

     У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.

     Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

     Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.

     Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих лежавших рядом…

     Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.

Карточка 2.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.

     Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

     Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.

     Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.

     Молодые ккозаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.

Карточка 3.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Он гл…дел на нее совсем п…терявшись ра…сеянно обт…рая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.

     Но дворня п…дняла смех увидевши его з…пачка(н,нн)ую рожу, и не удостоила его ответом.

     А между тем степь уже д…вно прин…ла их в свои з…леные об(?)ятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

     И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.

     Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.

     В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

Карточка 4.

     Спишите, графически объясняя наличие знаков препинания в предложениях 2, 5  (при возникновении затруднений можете обратиться к учебнику). К слову   утихала ( музыка) – предложение №2- подберите синонимы. Что изменится в тексте? 

   1  Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою  незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…

    2 Вся музыка,  наполнявшая день,  утихала и сменялась другою.

    3 Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих.

    4 Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей,  летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

    5 Через три дня после этого они были уже недалеко от места,  служившего предметом их поездки.

  6   Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье,  находившееся за полверсты от Сечи.

Карточка 5.

     (работа в парах)

 Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Составьте словарную статью к слову «мир».Найдите в тексте слово на орфограмму «Буквы –З и –С на конце приставок».

     Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи…

     Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.

     Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

     Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.

     Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.

Карточка 6.

(работа в парах)   Перед вами текст. Составьте и запишите к нему задания на проверку орфографии, пунктуации.

     Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком, подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот.

     Андрий же ,сам не зная почему, чувствовал какую-то духоту на сердце.

     Тяжелые волы лежали, подвернувши под себя ноги,  большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями,  раскиданными по отлогости поля.

     Над огнем вились вдали птицы,  казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.

     Заглянувши в них, он изумился, видя, что оба пусты.

     Опустясь в сию лощину,  они скрылись совершенно из виду всего поля,  занятого запорожским табором.

Карточка 7.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания . Составьте схему предложения №1.

    1 Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле.  

 2  И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.

  3 Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустились отлогостью в низменную лощину…

  4 Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.

 5  Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

Карточка 8.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания . Дайте толкование слова «лощина» (предложение № 2), используя для этого толковый словарь.

    1 Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом.

 2  Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.

 3  Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.

 4  Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

 5  Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.

Карточка 9.

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Поясните значение слова «пошапковавшись» в предложении №2. Определите способ словообразования слова «потрясли».

    1Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).

 2 Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами.  

 3  И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.

 4  И стали наступать они тесно на козацкие табоы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

  5 Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле…

 

Карточка 10.

  ( работа в парах)        

 Расставьте знаки препинания.  Выполните деформацию текста, опираясь на правило «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Замените слово «челн» (предложение № 5)  на стилистически нейтральное. Запишите его в тетрадь и составьте с ним словосочетание.

  1 А между тем верный товарищ стоял перед ним бранясь и рассыпая без счёту жестокие укорительные слова и упрёки.

 2  Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребёнка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в луки и прикрепивши верёвками к седлу помчался вновь с ним в дорогу.

  3 Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!».

4   Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и приподняв его повыше чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

5   Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно миновали отмели всполашивая подымавшихся птиц и говорили про своего атамана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал для подготовки к ГИА. 9 класс

Данный учебный материал необходим для подготовки к ГИА. Это перечень художественно-изобразительных средств, учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ, и материал, когда ошибка не должна влия...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастные обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (М. Горький "Детство")

В 7 классе обучающиеся изучают причастие, деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по данной теме, можно испо...

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...