факультатив «Художественная изобразительность текста»
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Паршина Лилия Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку «Художественная изобразительность текста» для 8  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakult_hudozhest_izobraz_v_tekste_8_klass.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

Рассмотрено                                                                                Утверждено

на методическом объединении                                                 на заседании педсовета

28.08.2013г.                                                                                 Протокол №1 от 29.08.2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

«Художественная изобразительность текста»

для 8 «А» класса

на 2013 – 2014 учебный год

                                                                    Паршина Лилия Алексеевна

                                                                   учитель русского языка

и литературы

КАЛУГА 2013


Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Художественная изобразительность текста» рассчитана на обучающихся 8  класса. Факультативный курс направлен на углубление знаний, полученных на уроках русского языка, совершенствование навыков анализа текста, развитие творческих возможностей, повышение языковой культуры учащихся. Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предполагает изучение русского языка в единстве с литературой, на основе литературного материала. Данный курс имеет практическую направленность.  

Цель курса:

-   подготовить обучающихся  к самостоятельному комплексному подходу при анализе художественного произведения.

Задачи курса:

- систематизировать материал, изученный на уроках русского языка в 5-7 классах;
- расширить знания о тексте (о функциональных стилях, признаках, правилах их применения);

- совершенствовать развитию навыков в составлении собственных текстов различных жанров;
- способствовать практическому использованию знаний и умений на уроках литературы;

- способствовать развитию речи   на межпредметной основе;

Курс предполагает творческие формы работы на уроке: сочинение, комплексный анализ текста, эссе, презентация собственных текстов различных стилей и жанров и др. Это отражает практическую направленность курса.

       

Требования к уровню подготовки обучающихся:

   В результате изучения  факультативного курса обучающиеся должны знать:

- художественно-изобразительные средства современного языка, приемы, лексические и синтаксические средства изобразительности;

- последовательность работы с текстом;

уметь:

- видеть в тексте художественно изобразительные средства, анализировать их;

- составлять собственные тексты различных жанров и стилей;


Содержание курса

Блок 1. Понятие стиля (2ч.) 

Стиль. Язык художественной литературы («художественный стиль»). Понятие стиль речи. Функциональные и книжные стили речи. Особенности художественного стиля речи.

Блок 2. Лексические средства художественной изобразительности (12ч.)

Лексика. Понятие омонимии. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Необщеупотребительная лексика: диалекты, профессионализмы, жаргонизмы, разговорные слова. Устаревшая лексика. Новые слова в языке. Авторская лексика. Прямое и переносное значение слова. Фразеология. Фразеологизмы и свободные сочетания. Исконная и заимствованная лексика. Этимологический анализ слова. Виды словарей. Анализ лексических средств художественной изобразительности в литературном произведении.

Блок 3. Тропы как средства художественной изобразительности (5 ч.)

Метафора. Метонимия. Олицетворение. Эпитет. Сравнение. Перифраза. Анализ тропов в стихотворном произведении. Анализ тропов в прозаическом произведении.

Блок 4. Приемы художественной изобразительности (4 ч.)

Антитеза. Анафора. Гипербола, гротеск, литота. Прием иносказания в литературном произведении. Анализ приемов в литературном произведении.

Блок 5. Лексические средства художественной изобразительности (7 ч.)

Риторические вопросы, восклицания, обращения. Парцелляция, лексический повтор, синтаксический параллелизм. Инверсия как синтаксический прием в стихотворном предложении.

Звукопись: аллитерация и ассонанс. Ритм и интонация в прозе и в стихах. Анализ синтаксических средств художественной изобразительности в стихотворном произведении. Анализ синтаксических средств художественной изобразительности в прозаическом произведении.

Блок 6. Практическая часть (6 ч.)

Комплексный анализ прозаического текста. Комплексный анализ стихотворного текста.   Итоговый урок.

 


Тематическое планирование.

 

№ в блоке

Тема урока

Количество

часов

Блок 1. Понятие стиля

2

1

1

Стиль текста. Типы речи.

2

2

Принадлежность текста к стилю.

Блок 2. Лексические средства художественной изобразительности

12

3

1

Лексика. Понятие омонимии.

4

2

Синонимы. Антонимы. Паронимы.

5

3

Необщеупотребительная лексика: диалекты, профессионализмы, жаргонизмы, разговорные слова.

6

4

Устаревшая лексика.

7

5

Новые слова в языке. Авторская лексика.

8

6

Прямое и переносное значение слова.

9

7

Фразеология.

10

8

Фразеологизмы и свободные сочетания.

11

9

Исконная и заимствованная лексика.

12

10

Этимологический анализ слова.

13

11

Виды словарей.

14

12

Анализ лексических средств художественной изобразительности в литературном произведении.

Блок 3. Тропы как средства художественной изобразительности.

5

15

1

Метафора.

16

2

Метонимия. Олицетворение.

17

3

Эпитет. Сравнение. Перифраза.

18

4

Анализ тропов в стихотворном произведении.

5

Анализ тропов в прозаическом произведении.

19

Блок 4. Приемы художественной изобразительности.

4

20

1

 Антитеза. Анафора.

21

2

 Гипербола, гротеск, литота.

22

3

Прием иносказания в литературном произведении.

23

4

Анализ приемов в литературном произведении.

Блок 5. Лексические средства художественной изобразительности

7

24

1

Риторические вопросы, восклицания, обращения.  

25

2

Парцелляция, лексический повтор, синтаксический параллелизм.

26

3

Инверсия как синтаксический прием в стихотворном предложении.

27

4

Звукопись: аллитерация и ассонанс.

28

5

Ритм и интонация в прозе и в стихах.

29

6

Анализ синтаксических средств художественной изобразительности в стихотворном произведении.

30

7

Анализ синтаксических средств художественной изобразительности в прозаическом произведении.

Блок 6. Практическая часть.

5

31

1

Комплексный анализ прозаического текста.

32

2

Комплексный анализ прозаического текста.

33

3

Комплексный анализ стихотворного текста.

34

4

Комплексный анализ стихотворного текста.

35

5

Итоговый урок.

Литература:


Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1992.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1993.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
Горшков А. И. Русская словесность. Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность (От слова к словесности)». – М., 1997.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной изобразительности. Тренажёр.

Тренажёр предназначен для отработки навыков определения вида тропов. (Задание В-8 ЕГЭ)Использованные материалы:шаблон презентации Павлова Е.Г.                ...

3. Презентация иллюстративно-тестового характера «Словесные средства художественной изобразительности»

Данную презентацию можно рассматривать как  своеобразное пособие по стилистике, в котором содержатся краткие теоретические сведения об основных словесных средствах художественной изобразите...

программа-факультатив "Художественная обработка древесины"

Важной составной частью этой программы является копирование учащимися образцов художественной обработки древесины (выжигание, выпиливание лобзиком, точению художественных изделий на токарном станке). ...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

Класс 11УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базовый)...

Лингвистический анализ текста. 11 класс. Художественно-изобразительные средства

Данный материал представляет работу с текстом для подготовки к ЕГЭ. Задания к тексту Л. Озерова помогут проверить знания по текстоведению, а также синтаксису и средствам художественной выразительности...

Факультатив "Слово и текст"

Факультатив "Слово и текст" для учеников 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа...