Готовимся к ЕГЭ: тренажеры
консультация по русскому языку (11 класс) на тему

Рыжова Елена Владимировна

Данный алгоритм поможет отработать порядок действий при выполнении задания №14

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Текст № 1.

Море

Море всегда разное, новое, (не) вида(н, нн)ое. Оно м..няе(т, ть)ся на глазах каждый час. То оно тихое, (светло)голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)синее, пламен,нн)ое, св..ркающее. То под свежим ветром станови(т, ть)ся вдруг (тёмно) индиговым, шерстя(н, нн)ым, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно пр..ображае(т, ть)ся. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зыбь. Резкая зелень гор..зонта стоит зубчатой стеной над бурыми обл..ками шторма. Малахитовые доски пр..боя, ра(з,с)машисто и(з,с)писанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разб..ваю(т, ть)ся о берег. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хр..нило в своих пространствах.

(По В. Катаеву)

Текст № 2.

Шум в ночи

Валентинка проснулась среди ночи от далёкого, (не)ясного шума. Она встр..воженно пр..слушалась. Шумело ровно, ш..роко, стремительно. Валентинка пр..встала. Может, ра(з, с)будить мать? (Тёмная) тёмная ночь гл..дела в окна. По стёклам шуршал дождь и тихонько постукивал по крыше.

Шум (не) затихал и (не) становился с..льнее. Валентинка успокоилась, но долго (не) могла уснуть. Что происход..т в сырой весе(н, нн)ей темноте? Что-то таинстве(н, нн)ое, что-то чудес(?)ное и немножко жу..кое...

Утром, проснувшись, она снова услышала тот  же (моно)то(н,нн)ый шум.

(По Л.Воронковой)

Текст №3.

Приметы

Пр..мет так много, что о них можно было бы пр..думать целую книгу. В городах пр..меты нам не нужны. Огненную рябину зам..няет эм..лированная синяя т..бличка с названием улицы. Время узнае(т,ть)ся не по высоте солнца, не по пол..жению созвездий и даже не по петуши(н,нн)ым крикам, а по часам. Пр..дсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших пр..родных инстинктов погружа..(т,ть)ся в спяч(?)ку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостря..(т,ть)ся слух, зорче делае(т,ть)ся глаз, тоньше об..няние.

(По К.Паустовскому)


№ 31. Тема: Что такое причастие.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

Широкое поле посп..вающей ржи бесновалось справа и слева... Молодые, упругие стебли не хотели ни пр..падать к земле, ни лома(т, ть)ся на самой серединe. Но иногда ветер бил в них сверху и раз..ед..нял  разв..вал, образуя зав..хряющиеся воронки. Туча, илвущая над рож..ю, бесновалась ничуть не меньше. Она  к..пела ч..рными клубами и клоч..ями как вода в  огромном котле. Потом вдруг ч..рное брюхо тучи лопнуло и обн..жилось (иссиня) белёсое, дохнувшее холодом нутро. В тот же миг две крупные градины упали на дорогу а третья больно стр..льнула в плечо.

Дмитрий, закрыв руками темя, добежал до копны (прошло) годней соломы и зарылся в её сладк..ватую, пахнущую прелью середину.

То, что увидел Дмитрий, выбравшись из соломы, как бы даже осл..пило его. Никакой ржи вокруг ни справа, ни слева от дороги не было. Обильно перемеш..нная с избитой, измочал..нной соломой, обнажившаяся и замокшая, лежала земля. В к..леях дороги голубел не успевший ра..стаять, хранящий о..блески грозовой тучи град. То, что наделал град, было безобразно. Дождь хл..стал с нар..ставш..й силой ра..мывал верхний слой земли обн..жал вбитые в землю переломанные стебли и к..лосья.

(По В. Солоухину

Задание 2. В тексте из предыдущего задания подчеркните волнистой чертой причастия.

Задание 3. Выберите из текста два любых причастия. Над одним надпишите признаки глагола (вид, время, возвратность); над другим — признаки прилагательного (число, род, падеж).

№ 32. Тема: Причастный оборот.

Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически выделите определяемое слово и причастный оборот.

1) Для внимательного охотника умеющего хорошо видеть и слышать особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. 2) Далеко видны в темноте окна лесного нашего домика, освещённые возле крыльца кусты сирени. 3) Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев покрытых потрескавшейся толстой корою. 4) На маленьких и больших лесных озёрах я не раз любовался гнездившимися там лебедями.

5) Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы окружавшие наш деревенский сад. 6) Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина.

(И. Соколов-Микитов)

№ 33. Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Задание 1. Выпишите из текста (из проверочной работы № 31) причастия, распределяя их по следующим группам: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени; 3) страдательные причастия настоящего времени; 4) страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

Задание 2. Какая группа причастий в предыдущем задании оказалась незаполненной? Напишите 2—3 своих примера причастий этой группы. Выделите суффиксы причастий.

Задание 3. Определите, от какой глагольной основы образованы причастия.

Порхающий —        ;

Утеплившийся —        ;

Критикуемый —        ;

Достигнутый —         ;

Укрупнённый —         .

№ 34. Тема: Полные и краткие причастия.

Задание 1. Какие из выделенных слов являются краткими причастиями? Подчеркните краткие причастия как члены предложения.

                1) Чист и прозрачен воздух. 2) Необыкновенны

русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! 3) У небольшого источника, возле которого был построен шалаш, качались высокие стройные деревья. 3) Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. 4) Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. 5) Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. 6) Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. 7) Чуть-чуть дрожит её [собаки] хвост, приподнята передняя лапа, вытянута шея с красивой ушастой головою.

(И. Соколов-Микитов)

Задание 2. В предложениях из предыдущего задания над полными и краткими причастиями надпишите их непостоянные признаки.

Задание 3. Заполните пустые строки в морфологическом разборе причастия из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц.

(Г. Скребицкий)

__________________ - причастие (особая форма ________________).

1. Начальная форма - ________________________________.

Образовано от глагола ____________________ с помощью суффикса ____________.

2.Постоянные морфологические признаки: ______________________, _______________, ____________ вид, ______________ время.

3. непостоянные морфологические признаки: ________________ форма, ____________ число, __________ род, _____________ падеж.

4.Синтаксическая роль: относится к слову _____________________;

в предложении является ________________________.


№ 35. Тема: Буквы н и нн в причастиях.

Задание 1. Раскройте скобки. Подчеркните причастия как члены предложения.

1) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше(н, нн)ый борт корабля. 2) Высокие каме(н, нн)ые громады городских домов закрывают горизонт. 3) На опушках леса, над озарё(н, нн)ой водою громко поют соловьи. 4) Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ра(н, нн)ей утре(н, нн)ей зарёю. 5) В студё(н, нн)ые зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. 6) Под напором жизне(н, нн)ых соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок. 7) В самый  торжестве(н, нн)ый час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. 8) Едешь, бывало, в санях по зимней снежной дороге в холодную утре(н, нн)ую ночь, услышишь шелест мёртвой дубовой листвы. 9) Я очень люблю письме(н, нн)ый стол, сдела(н, нн)ый руками дядюшки, и не расстаюсь с ним со времени счастливого детства. 10) Учё(н, нн)ые лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет.

(И. Соколов-Микитов)

 36. Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Задание. Раскройте скобки.

1) Ещё лежит на полях и в лесах (не) тронутый снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. (И. Соколов-Микитов) 2) И вот вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, (не) замерзающих морей. (Г. Скребицкий) 3) По сторонам толпились молодые березки, белые, с редкой позолотой ещё (не) облетевшей листвы. (Г. Скребицкий) 4) Нигде я не видел таких огромных, никем (не) тронутых муравейников, как в лесу у Петра Захаровича. (Г. Скребицкий) 5) Тем временем отец и Павлик, очевидно и (не) подозревавшие об опасности, занялись дыней. (В. Катаев) 6) Старший помощник и другой матрос продавали билеты. С разноцветными рулонами и зелёной проволочной кассой они обходили пассажиров, (не) успевших купить билеты на пристани. (В. Катаев)

№ 37. Тема: Типы речи. Повествование.

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок.

  •  Сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем, - весело сказала мама. — Погода чудесная!

Я поскорее позавтракал, захватил свои удочки, ведёрко и выбежал во двор. У крыльца уже стояла запряжённая лошадь. Вскоре вышли и папа с мамой. Мы все уселись и тронулись в путь.

Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке. На самом берегу её находилась водяная мельница. Мы оставили во дворе на мельнице лошадь, взяли из повозки удочки, ведёрки для рыбы и пошли удить.

Мы с папой размотали и закинули удочки.

Но вот поплавок моей удочки будто ожил. Он слегка шевельнулся, пуская вокруг себя по воде круги, шевельнулся ещё и ещё раз, потом стал медленно погружаться в воду.

  •  Клюёт! Тащи! — взволнованно шепнул папа.

Я потащил. Ух, как тяжело! Удилище согнулось в дугу, а леска, натянувшись как струна, так и резал воду.

Сильная рыба, туго натянув леску, бросалась то в одну, то в другую сторону. Я никак не мог подтащить её к берегу. Наконец рыба показалась из глубины.

Я изо всех сил рванул удилище — раздался лёгкий треск, и в руках у меня остался обломанный конец. Другой конец вместе с поплавком и леской быстро понёсся по воде прочь от берега.

Тут мы все трое — папа, мама и я — со всех ног бросились через плотину на другой конец омута к кустам. На воде возле них слегка покачивается сломанный конец удочки. И поплавок тоже спокойно покачивается на воде.

Папа крадучись подошёл к берегу, вошёл по колено в воду и протянул руку к удилищу... и вдруг оно подпрыгнуло, как живое, и бросилось прочь. Папа за ним бултых прямо в воду. Весь мокрый выскочил на берег.

О радость, о счастье! В руках у него была обломанная удочка. Она сгибалась в дугу, и леска опять, как тугая струна, так и резала воду.

Напуганная рыба тянула вглубь и никак не шла к бepeгy. Но папа и не пытался пересилить её. Он то отпускал леску, то вновь слегка подтягивал. Папа старался утомить рыбу. А мы с мамой, затаив дыхание, следили за этой борьбой.

Наконец утомлённая рыба показалась на поверхности и даже немного повернулась на бок, блестя серебряной чешуёй.

Тогда папа осторожно передал мне обломок удилища:

  •  Тащи, только потихоньку, не торопись.

Я схватил в руки удочку и, забыв всё на свете, изо всех сил потащил на берег. Рыба тяжело шлепнулась в траву и забилась, запрыгала в ней.

Мы подбежала к добыче.

  •  Ну, поздравляю тебя: теперь ты — настоящий рыболов! — радостно говорила мама.

{По Г. Скребицкому)

Задание 2. Составьте план текста. Запишите название пунктов плана в соответствии со структурой рассказа. Проставьте нумерацию пунктов в тексте.

Вступление.                 

Завязка.         

Развитие действия.         

Кульминация.         

Развязка.________________________________                

Заключение.__________________________________

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Письменно ответьте на вопросы, данные после текста.

Сначала отб..рают только что собра(н, нн)ые огур цы (не)больших размеров, цилиндрической формы. Затем промывают их в холодной воде и замачивают на 4-6 часов, а после замочки ещё раз промывают. Укладывают огурцы в банки. Предварительно на дно кладут спец..и и пряности. В качестве зелен.. можно положить любисток, эстрагон, которые пр.. дают огурцам пр..ятный пря(н, нн)ый аромат. Наполне(н,нн)ые банки заливают кипящим раствором соли. Наливать кипящий раствор нужно осторожно. После заливки банки следует накрыть прокипячё(н, нн)ыми крышками, закатать и поставить в холодное место. Hи в коем случае нельзя замораживать огурцы.

Каков тип речи текста?

Каков стиль речи текста?

Выпишите из текста слова, указывающие на последовательность событий.

Какая форма глагола характерна для данного типа и стиля речи?        .        Например,

Какие слова помогают выразить рекомендательный характер содержания текста?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о БСП. Знаки препинания в БСП

Слайд 2

Знаки препинания в БСП Знак препинания Значение Пример предложения , перечисления Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. ; Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. : причины ( потому что ) Печален я: со мною друга нет. пояснения ( а именно ) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. дополнения ( что ) Я понимал: выручить нас может только случайность. - противопоставления ( а, но ) Скажешь слово – добавят десять. времени ( когда ) Лес рубят – щепки летят. условия ( если ) Раз солгал – на век лгуном стал. следствия ( значит, так как) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

Слайд 3

Преобразуйте СП предложения в БСП Страшная мысль мелькнула в уме моем, потому что я вообразил её в руках разбойников. Чичиков посмотрел и увидел, что рукав новёшенького фрака был весь испорчен. Попробовал идти пешком, но ноги мои подкосились. Так было жарко. что вода в озере закипела. Если пощадишь врага, то погубишь общее дело и себя.

Слайд 4

Проверьте себя Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников. Чичиков посмотрел и увидел: рукав новёшенького фрака был весь испорчен. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. Так было жарко – вода в озере закипела. Пощадишь врага – погубишь общее дело и себя.

Слайд 5

Расставьте знаки препинания В скромности мудрость (?) в надменности гибель. Хочешь есть калачи (?) не сиди на печи. За все браться (?) значит ничего не сделать. Ученье (?) свет, а неученье (?) тьма. Печален я(?) со мною друга нет.

Слайд 6

Проверьте себя В скромности мудрость - в надменности гибель. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. За все браться – значит ничего не сделать. Ученье – свет, а неученье – тьма. Печален я: со мною друга нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не или ни ? Не Частица не употребляется: а)для выражения отрицания: Пусть сердцу биться все трудней, не безразличным я живу на свете.(С.-Щ.) б)для усиления утверждения(двойное отрицание): Не могу не сказать. в) в восклицательных предложениях и риторических вопросах, выражающих экспрессивное утверждение: Где он только не бывал! г)в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях под ударением: не / где, не / кого, не / чем.

Слайд 2

Ни Частица ни употребляется : а)для усиления отрицания, выраженного другим словом( не , нет ): не мог ни проехать, ни пройти. б)для усиления утверждения в придаточных предложениях уступки: Сколько ему ни говори, делает все по-своему . в) в устойчивых выражениях: ни больше ни меньше, ни дать ни взять. г) в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях без ударения: ни кто / , ни како / й, ни где / .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание частицы не Имя существительное Имя прилагательное Наречие на –о Глагол Деепричастие Причастие Местоимение Местоименное наречие

Слайд 2

Имя существительное, имя прилагательное, наречие на -о Не употребляется без не Нелепость Нелепый нелепо Употребляется без не

Слайд 3

Противопоставление с союзом а или но Есть НЕ приятель, а враг НЕ большой, а маленький НЕ высоко, а низко Нет Неглубокая, а рыбная речка

Слайд 4

Зависимые слова далеко не, ничуть не, вовсе не, нисколько не Есть Нет Далеко не друг Вовсе не хороший Ничуть не хорошо

Слайд 5

Замена синонимом Неприятель (враг) Небольшой (маленький) Невысоко (низко)

Слайд 6

Не употребляется без не Негодовать Негодуя Глаголы с приставкой недо- (антоним пере- ) Действие выполнено ниже нормы Недо выполнить план (перевыполнить ) Недо жарил рыбу (пережарил) Употребляется без не Не был Не глядя Глаголы с отрицанием не и приставкой до- Действие не доведено до конца Не дочитал книгу Не досмотрел фильм Различайте!

Слайд 7

Различайте! Глаголы с приставкой недо- (антоним пере- ) Действие выполнено ниже нормы Недо выполнить план (перевыполнить ) Недо жарил рыбу (пережарил) Глаголы с отрицанием не и приставкой до- Действие не доведено до конца Не дочитал книгу Не досмотрел фильм

Слайд 8

Не употребляется без не Негодующий негодовавший Употребляется без не

Слайд 9

Форма Полная Какой? Краткая Каков? Письма не отправлены Книги не прочитаны

Слайд 10

противопоставление Есть НЕ отправленные, а задержанные письма Нет

Слайд 11

Зависимое слово Есть НЕ отправленные вчера письма Нет Неотправленные письма

Слайд 12

предлог Есть Не с кем Не к чему Нет Некем нечему

Слайд 13

Местоименные наречия Негде Некуда Неоткуда незачем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование деепричастных оборотов Деепричастие и деепричастный оборот выражают добавочное действие глагола-сказуемого и обозначают действие подлежащего. Возможно употребление ДО в безличном предложении при инфинитиве. ДО не употребляется в следующих случаях: Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное ДО, относятся к разным лицам. Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива. Сравнивая слова «рад» и «отрада», 1) они воспринимаются как однокоренные 2)для нас кажется очевидным, что у них один корень 3) надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней 4) это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава

Слайд 2

синтаксическая замена придаточной части невозможна если: [ ] , ﴾ глагол в ф. буд.вр. или условном накл. ﴿ . [ ] , ﴾ сказуемое составное ﴿ . [ ] , ﴾ союзн.слово в тв., дат. или в вин.п., с предлогом ﴿ . [ указательное местоимение ] , ﴾ ﴿ . 1)Как показали исследования ученых, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было. 2)Голос отца не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слез.

Слайд 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЗАМЕНЫ Причастие не имеет форм будущего времени, форм условного(сослагательного)наклонения. Поэтому формам будущего времени или условного наклонения глагола нельзя подобрать равноценную замену с помощью причастий. Невозможно заменить придаточное предложение с составным сказуемым или такое, где союзное слово который стоит в творительном, дательном падеже или в винительном падеже с предлогом. Невозможна синонимическая замена придаточной части СПП причастным оборотом, если в главной части СПП имеется соотносительное слово – указательное местоимение. В каком предложении невозможна синтаксическая замена? 1)Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в 10 раз. 2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами. 3) Как показали исследования ученых, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было. 4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую еще не тронул иней.

Слайд 4

СПП с несколькими придаточными. Виды связи: Соподчинение: Однородное: Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. ﴾ Где ﴿ , ﴾ где ﴿ , [ ] . Неоднородное : Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. ﴾ Когда ﴿ , [ ] , ﴾ который ﴿ . Последовательное подчинение : Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается вид на заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасется привязанный на веревке теленок. [ ] , ﴾ откуда ﴿ , ﴾ где ﴿ .

Слайд 5

СПП с однородными придаточными [ ] , ﴾ ﴿ и ﴾ ﴿ . Отец с жаром рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы и сколько родится всяких ягод.

Слайд 6

Приложение - признак предмета выражен существительным Чтобы установить, является ли определение или приложение обособленным , нужно выяснить: - способ выражения определяемого слова : личное местоимение - обособляется имя существительное - дефис состав определения и приложения : распространенное - обособляется нераспространенное - дефис - место(позиция) относительно определяемого слова : стоит перед определяемым словом - не обособляется после определяемого слова - обособляется уточняющее значение одного члена предложения по отношению к другому - обособляется.

Слайд 7

Определения однородны и разделяются запятой, если: каждое из них непосредственно относится к определяемому существительному (между ними можно вставить союз и ): Почти каждый день небо заволакивали низкие, тяжелые тучи. определения стоят после определяемого слова(постпозиция): И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу(А.Б.). они выражены прилагательным или причастием и следующим за ним причастным оборотом: Эти живые, никем до него не увиденные детали обнаружил глаз художника(Ю.Н.). между ними можно вставить слова а именно, то есть: Мне нужен другой, большой словарь . Определения неоднородны , если: они относятся к сочетанию определяемого существительного и стоящего при нем определения(нельзя вставить и, а именно, то есть ) Пришел серый пассажирский пароход. неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон: Вдали виднелись старые каменные дома. Мне нужен другой большой словарь, один большой словарь у меня уже есть.

Слайд 8

Союз и между однородными членами Запятая не ставится : Перед одиночными союзами и , да(=и),или, либо ; Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень… Перед что и чтобы в составных союзах не то…что, а(но); не то чтобы…., а(но); Павлик показался не то чтобы расстроенным, но каким-то притихшим. Внутри устойчивых целостных сочетаний с повторяющимися союзами и, ни: И день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, и там и сям, ни да ни нет, ни за что ни про что и под.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слитно? Дефис? Раздельно? Сложные имена существительные Сложные имена прилагательные Наречия, образованные от существительных с предлогами Наречия и наречные сочетания Предлоги Союзы и союзные слова частицы

Слайд 2

дефис Самостоятельное слово Диван-кровать, друзья-приятели, изба-читальня, капитан-лейтенант, плащ-палатка, социалист-революционер

Слайд 3

дефис Составная фамилия Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков, Соловьев-Седой, Смирнов-Сокольский

Слайд 4

дефис Географическое название сущ.+сущ. Или сущ.+прилаг. Гусь-Хрустальный,Новгород-Северский, Ростов-на –Дону Но: Старая Русса, Вышний Волочок(прил.+сущ.)

Слайд 5

дефис Сложное название растения Иван-да-марья, мать-и-мачеха, не-тронь-меня

Слайд 6

слитно Сложные существительные с соединительной гласной Дымоход, лесостепь, камнепад, пулемет Но: юго-запад, северо-восток(названия промежуточных стран света) Койко-день, тонно-километр(сложные единицы измерений)

Слайд 7

слитно Все сложносокращенные слова Профсоюз, техпомощь, эсминец

Слайд 8

слитно Сложные слова с первой частью – глаголом или числительным, написанным не цифрой Вертишейка, сорвиголова, двустволка, трехтонка, четырехэтажка

Слайд 9

Сложные прилагательные Слитно Дефис Сложные прилагательные и сочетания наречий с прилагательными и причастиями

Слайд 10

слитно Одна из составных частей не употребляется как самостоятельное слово Быстротечный, всеядный, общеизвестный, разнобойный, свежезаваренный, скорописный

Слайд 11

слитно Прилагательные образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно Железобетонный, пароходный, пластмассовый

Слайд 12

слитно Прилагательные соответствуют подчинительному сочетанию слов Машиностроительный, народнохозяйственный

Слайд 13

дефис Образованы от сложных существительных с дефисом Вице-президентский, социал-демократический

Слайд 14

дефис Соответствуют сочинительному соччетанию слов с союзами и или не только.., но и Англо-русский, Военно-патриотический

Слайд 15

дефис Обозначают сложное наименование цвета или его оттенка Желто-зеленый, темно-красный, медно-красный

Слайд 16

дефис Входят в состав сложных географических и административных названий, которые начинаются с основ восточно- , западно-, северно-, северо-, южно-, юго- Восточно-Европейская равнина, Западно-Карельская возвышенность, Северо-Западная котловина

Слайд 17

дефис Первая часть слова – числительное, написанное цифрами 50-процентный, 150-летний, 3 ½-тысячный, 200-миллионный

Слайд 18

Сложные прилагательные и сочетания наречий с прилагательными и причастиями Мал оз накомый человек – мало знакомый с городом человек Мал оз начащие слова – мало значащие для меня слова

Слайд 19

Наречия, образованные от существительных с предлогами Раздельно Слитно

Слайд 20

Наречия, образованные от существительных с предлогами, пишутся раздельно: Предлог обозначен согласной буквой, а следующее слово начинается с гласной В одиночку, в отместку, в обрез, в укор, в открытую, в оба

Слайд 21

Наречия, образованные от существительных с предлогами, пишутся раздельно: 2 существительное, от которого образовано наречие, сохранило некоторые падежные формы За границу, на границей; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; под мышку, под мышкой, под мышками, из-под мышек.

Слайд 22

Наречия, образованные от существительных с предлогами, пишутся раздельно: 3. Наречия образованы от предлогов без, до, с(со), по , под, за Без толку, без спросу, без устали, до зарезу, до отвала, до отказа

Слайд 23

исключения Дотла, сбоку, сплеча, сроду, сразу, сдуру, слишком, снаружи, спозаранок, спросонок, поблизости, поистине, поодиночке, поутру, понаслышке, пополам, подряд, подчас, замуж,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Слайд 2

Комментарии Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Избирая текстуальный комментарий, вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.

Слайд 3

Вопросы к комментарию Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

Слайд 4

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы Текстовый комментарий (художественный текст) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни... (взаимоотношений кого с кем). Не случайно писатель изображает (кого, что) Поступок героя свидетельствует о том, что... Слова (мысли) героя показывают, что... Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)... Автор сочувствует своему герою (своим героям)... Симпатии автора на стороне (кого).

Слайд 5

Текстовый комментарий (публицистический текст) Проблема раскрывается автором на примере. .. В качестве примера автор рассматривает... Автор заставляет читателя задуматься (над чем). Автор текста обращает внимание на... В размышлениях автора звучит мысль о том, что... Автор доказывает, что... Автор убеждён в том, что... Автор разделяет мнение (кого). Автор искренне восхищён, огорчён (чем). Автор приводит нас к выводу о том, что...

Слайд 6

Концептуальный комментарий (публицистический текст) Проблема (чего?) — одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). Как и большинство из нас, автор считает, что... Вопреки мнению большинства автор считает, что... Автор полемизирует (с кем). Автор подробно рассматривает... Автор обращает наше внимание на... Таким образом, автор убеждает нас в том, что...

Слайд 7

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Слайд 8

. Фрагмент сочинения (текстовый комментарии). (Маркером выделены конструкции, организующие комментарий.) Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов . Автор по-настоящему встревожен тем , что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» — проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась : мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

Слайд 9

Фрагмент сочинения(концептуальный комментарий) Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о международных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете . Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности , привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает : среди его людей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

Слайд 10

Типичные ошибки при комментарии проблемы Комментарий отсутствует Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения и критериев его оценивания. Поскольку эта часть сочинения оценивается отдельно, вы должны знать требования, предъявляемые к комментарию. Комментарий не опирается на текст Опора на исходный текст — основное требование к комментированию. Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли.

Слайд 11

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента Не увлекайтесь цитированием. Помните о том, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитаты. Комментарий подменяется пересказом Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

Слайд 12

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулирована Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной вами проблемой.

Слайд 13

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 1. Отсутствие комментария. В тексте поднимается актуальная проблема — это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование. После формулирования проблемы ученик сразу переходит к авторской позиции. Комментарий отсутствует.

Слайд 14

2. Отсутствие опоры на текст. В тексте Ю. Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днём всё больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы — это высшая нация, а все остальные должны быть уничтожены? Пора открыть глаза и взглянуть на всё это трезво. Проблема сформулирована верно, однако в комментарии отсутствует авторское видение проблемы.

Слайд 15

3. Подмена комментария пересказом. Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовётся на другом. Столкнуться с этой пробле­мой придётся каждому. Ученик подробно пересказывает текст, вместо того чтобы комментировать мысли автора

Слайд 16

Подмена комментария цитированием. Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови». Вместо комментария цитируется фрагмент текста.

Слайд 17

Несоответствие комментария заявленной проблеме. Текст Ю. Лотмана посвящен проблеме национальной розни. Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир — это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война. В начале сочинения заявлена проблема национальной розни, а в комментарии ученик пишет о ценности мирной жизни, о Великой Отечественной войне. Нарушена логика развития мысли.

Слайд 18

Что проверяет эксперт? Эксперт проверяет: 1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы); 2) насколько верно прокомментирована проблема исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий); 3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста. Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Слайд 19

Задания Прочитайте текст Ф. Кривина. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Слайд 20

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

Слайд 21

1. должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно? 2) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях? 3) Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы? 4) В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка. 5)Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.

Слайд 22

6) Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям? 7) Ф. Кривин поднимает проблему становления личности. 8) Родителей всех времён волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакая их слабостям? — такой вопрос возникает после чтения текста Ф. Кривина. 9) Любовь родителей к своим детям — глубокое, безграничное чувство. Способны ли дети осознать семейную любовь? 10) В центре внимания автора проблема отцов и детей. 2 4 5 7 8 10

Слайд 23

2. Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Ф. Кривина. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ.

Слайд 24

Пример Тип ошибки 1.Проблема текста Ф. Кривина заключается в том, что родители не должны баловать своих детей. 2. Как правильно выбрать профессию? Этой проблеме посвящен текст Ф. Кривина. 3. Проблема текста Ф. Кривина в том, что Свёрла воспитывали сына на пробках, а когда пришла пора заниматься серьёзным делом, он не захотел браться за работу. 4. С помощью иносказания автор поднимает проблему человеческих отношений. А. Неоправданное расширение проблемы. Б. Подмена формулировки проблемы пересказом. В. Подмена проблемы авторской позицией. Г. Непонимание проблемы. 1в 2г 3б 4а


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие. В чём опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости ? В чём смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? А . Философская Б . Политическая В . Экологическая Г . Нравственная Д . Социальная

Слайд 2

Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста. Человек выделился как человек в процессе познания природы. По­знавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворе­ние, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не импе­раторами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. ( Д.Гранин )

Слайд 3

Что такое гармония? Какова роль познания в процессе развития человека и человечества? Каковы границы познания окружающего мира? Каковы перспективы технического прогресса?

Слайд 4

Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа. Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями . Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении , ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. ( А. Павловская)

Слайд 5

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях ? 2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования? 3) Уступает ли российская система образования американской? 4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования ?

Слайд 6

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени... ( По Ю. Полякову )

Слайд 7

1) Проблема отношения человека к своей Родине. 2) Проблема исторической памяти. 3) Проблема взаимоотношений между государствами. 4) Проблема патриотизма.

Слайд 8

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее , чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библио­еки , как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! ( По Б. Шкловскому)

Слайд 9

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки? 2) Роль книги в формировании личности. 3) Какие книги можно назвать редкими? 4) Проблема отношения человека к книге.

Слайд 10

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. У человека самая яркая пора — детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными , но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. ( В. Солоухин)

Слайд 11

1) Какова роль детства в жизни человека? 2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным? 3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас? 4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?

Слайд 12

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором Глубочайшее заблуждение думать, что сначала нужно обеспечить людей необходимыми материальными ценностями, — нужно, без этого человек жить не может, а искусство — это так... для тех, кто уже наелся досыта. Но человечество за всю свою длинную и очень печальную историю никогда ещё не наедалось досыта. Не было такого случая. И тем не менее оно всегда создавало произведения искусства, и для этого выделялись не слабые, ни на что не годные люди — самые талантливые , лучшие, гениальнейшие выделялись. И это необходимо, потому что именно здесь создаётся норма жизни. Это норма жизни. Иначе жизни не будет вообще. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество, — одна из распространённых ошибок. Не будет хлеба без творчества. (По Ю. Лотману)

Слайд 13

1) Как обеспечить людей необходимыми материальными ценностями? 2) Каковы предпосылки для создания искусства? 3) Как соотносится духовное и материальное в жизни человека и об­щества? 4) Можно ли утверждать, что искусство создаётся только тогда, когда люди обеспечены материальными ценностями?

Слайд 14

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики... (По В. Харченко )

Слайд 15

1) Проблема дружбы. 2) Проблема отношения к дому, к домашним делам. 3) Проблема отношений между членами семьи. 4) Проблемы взаимоотношений между поколениями.

Слайд 16

Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая . Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она « затягивает ». ( По Д. Лихачёву )

Слайд 17

1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и ду­ховного развития. 2) Как научиться хорошей речи? 3) Употребление жаргонных слов. 4) Проблема богатства и бедности речи человека. 5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?

Слайд 18

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими . А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут , что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. ( По Ю. Лотману )

Слайд 19

1) В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни. 2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне. 3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора. 4) Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент про­блем — проблему межнациональных конфликтов. 5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

Слайд 20

Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем. 1 ) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. 2 ) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 3 ) В тексте поднимается проблема национализма народов. 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. 4 ) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. 5)Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации ? 5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер. Готовимся к ГИА. Вариант 2

Тренажер для подготовки к ГИА по русскому языку....

Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А15"

Учебный тренажер включает задания  для отработки орфограмм "Правописание приставок", "Правописание разделительных Ъ и Ь", "Правописание букв И-Ы на стыке приставки и корня" (задание А15 ЕГЭ...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А18"

Презентация представляет собой учебный тренажер, предназначенный для отработки навыка слитного и раздельного написание НЕ с различными частями речи (задание А18). Может быть использован как...

Презентация - тренажер "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Тренажер А16"

Презентация - тренажер "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Тренажер А16" составлена с использованием триггеров. Предназначена для отработки навыка правописания букв Е-И в личных окончаниях глаго...

Готовимся к ГИА. Тренажер и тест к заданиям части А.

Этот тренажер поможет отработке навыков выполнения заданий части А, тест проверит знания. Тренажер может быть использован учителем при подготовке к ГИА, а также учащимися при самостоятельной работе....

Готовимся к ГИА. Тренажер по теме "Словосочетание"

Данный тренажер поможет при отработке навыка выполнения задания В2 ГИА. В него включен алгоритм действия и тренировочный материал....

"Готовимся к ОГЭ. Тренажер по русскому языку"

Тренажёр можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку по части 2 (задания с выбором ответа и задания с кратким ответом). Предназначен для обучающихся 9 класса....