Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.
статья по русскому языку на тему

Дана  система работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и  преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.

Учитель может и должен вооружить учащихся

таким способом письма, при котором ученик

получит возможность делать меньше ошибок

или не допускать их вовсе.

Д.Н. Богоявленский

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.                                                                                                                                                          Работа над ошибками вызвала интерес ещё у методистов прошлого. Кульман Н.К. писал: «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их». Такой же точки зрения придерживался Флеров В.А.: «…Ни под каким предлогом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно…Ни одной ошибки для глаз, ни одной ошибки для руки». Аналогичные рекомендации давались и другими методистами прошлого.                                                               Стремление оградить учащихся от зрительного и рукодвигательного восприятий ошибочных написаний имеет известный смысл. Но, в то же время, сводить проблему только к ограждению детей от запоминания ими орфографически икажённых слов нельзя. Более того, боязнь ошибок с одной стороны ограничивает выбор методических приёмов, с другой – ведёт к механическому запоминанию орфограмм. «Подобная ошибкобоязнь часто приводила к тому, что при выборе приёмов обучения орфографии учитель избегал таких, как, например, творческие письменные работы или упражнения с пропущенными буквами, которые не позволяли не допускать появления ошибок у ученика, наоборот, если ученик сам додумается, какое правило он нарушил в данном случае, то можно предполагать, что системы ассоциации, что лежат в основе усвоения правила, у него актуализировались».                                                                                            Если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, то процент самостоятельного нахождения ошибок в собственной работе очень низкий. Эти дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний.                                                                                                                                   Вопрос о работе над ошибками полностью не доработан и в современной методике, хотя педагогами сделано очень многое в этом направлении. Что касается специальной коррекционной школы VIII вида, то над данной проблемой потрудились Аксёнова А.К., ВоронковаВ.В.,ГалунчиковаН.Г.                                                                                                           В статье «Формирование орфографических навыков» А.К.Аксёнова отмечает, что важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками – объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.                      Слабым звеном учащихся класса, выбранного мною для наблюдения и разработки системы, о которой пойдёт речь, остаётся орфографическая зоркость. Нельзя сказать, что раньше я не занималась данным вопросом, просто не было системы в работе. Изучив методику А.К. Аксёновой, я  разработала ряд форм и методов по предупреждению и исправлению ошибок, которая опробировалась мною в течение нескольких лет и дала положительные результаты, которые можно проследить, сделав мониторинг по результатам четвертных и годовых контрольных работ учащихся.                                           Работа над темой началась с анализа практических и контрольных работ учащихся, который показал, что многие дети не видят орфограмму или не могут подобрать проверочное слово. Некоторые учащиеся правило знают, орфограмму найти могут, но при письме под диктовку, в самостоятельных творческих работах ( сочинениях, изложениях) свои знания и умения не применяют.                                                                        Начала с двух важнейших орфографических понятий – «орфограмма» и «правило» и двух главных орфографических умений – ставить и решать орфографические задачи. Со временем ученики ( за исключением 2-3 человек) овладели умением находить и выделять наиболее распространённые орфограммы, подтверждать верное написание слов правилами и подбирать на данную орфограмму примеры.                                            Был сделан вывод, что эффективность работы над ошибками в условиях коррекционной школы VIII вида зависит от нескольких факторов:

  1. От систематичности её проведения;
  2. От разнообразия видов упражнений, нацеленных на усвоение и закрепление орфограмм;
  3.  От максимальной для данной категории детей активности в процессе их самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
  4.  От наличия индивидуального и дифференцированного подхода  к каждому ученику.

Система работы над ошибками предусматривает традиционные этапы:

  1. Исправление ошибок с учётом способности учащихся к самостоятельности и уровня овладения правилом.
  2.  Анализ ошибочных написаний, выделение группы типичных ошибок класса и каждого ученика в отдельности.
  3.  Проведение специального урока работы над ошибками.

Остановлюсь на каждом из этапов.

Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы учащихся над ошибками, следует систематически заполнять таблицу «Работа над ошибками», которая оформляется в виде стенда и имеет следующее содержание:

№ орфог-раммы

Орфограмма

Порядок выполнения работы:

  1. пишу правильно,
  2. подбираю примеры,
  3. выделяю орфограмму

1

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласного

День, тетрадь, пальто.

2

Правописание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу

Жираф, машина.

Чайка, чайник, часы.

Чудак, чулок, молчун.

3

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слов

Дуб-дубы, глазки – глаза, стог- стога.

4

Разделительный мягкий знак (ь)

Листья, вьюга, перья.

5

Большая буква в именах собственных

Москва, Краснодар, Махачкала.

Александр, Светлана, Дмитрий.

6

Правописание безударной гласной в корне слова

Сады – сад, весна – вёсны, деревья – дерево.

7

Словарные слова

Арбуз, аптека, бидон.

8

Правописание предлогов

В окно, у тебя, за домом.

9

Перенос слов

Ого-род, лис-тья, конь-ки.

10

Правописание предложений

Пошёл дождь. Дети играют в саду.

11

Двойные согласные в корне

Аллея, класс, суббота.

12

Правописание существительных м. и.ж.рода с шипящей на конце

Ж.р. – мышь, дочь, печь.

М.р.- малыш, уж, карандаш.

13

Безударные падежные окончания имён существительных

3 скл. П.п.

О матери – о степи.

14

Безударные окончания прилагательных

Зимних – каких?

15

Сочетание – чк-, - чн-

Ночник, лодочка, ручка.

Важный этап в системе работы над ошибками – проверка письменных работ. Проверяя работу, я делаю сноски на полях напротив допущенных учащихся ошибок. Например, /(3). Вертикальная чёрточка означает – одна орфограмма, цифра 3- номер орфограммы. Нумерация орфографических правил в таблице не имеет ничего общего с номерами орфограмм, принятыми в массовой школе. Она является наглядной опорой, ориентируясь на которую учащиеся всякий раз перечитывают название орфограммы, вспоминают правило и выполняют упражнение по образцу, данному в таблицу.                     Так как подбор учащихся класса, в котором мною проводились исследования, сложный, исправляя ошибки, я применяю дифференцированный метод и тем самым по-разному определяю долю последующей самостоятельности в работе над ошибками каждого ученика.                                                                                                                                                    В тетрадях учащиеся, испытывающих серьёзные трудности в обучении, даже при оказании значительной помощи учителя, я исправляю ошибку, выношу на поля номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в таблице «Работа над ошибками», выписываю слово, ошибочно написанное учеником, и подбираю проверочное.

 Группе учащихся, испытывающих трудности в обучении, но способных обучаться при оказании помощи учителем, объём таковой помощи уменьшается: ошибки исправляются, и на поля выносится номер орфограммы.                                                                        Для  учащихся, испытывающих незначительные трудности в обучении и нуждающихся в некоторой помощи учителя, напротив исправленной ошибки на полях ставится вертикальная чёрточка (/), сигнализирующая о неверно написанном слове, над которым надо поработать самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с нужным правилом, найти его в таблице, выполнить операции, указанные  в ней. ( Приложение 2)                                                        В письменных проверочных работах я исправляю все ошибки, но на поля выношу только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Число орфограмм, отмеченных на полях, как не должно превышать 4-6 даже тогда, когда общее количество ошибок значительно больше.

  Урок работы над ошибками, как правило проводится после проверочных работ, контрольных диктантов и строится по следующему плану.

  1. Сообщение о результатах письменной работы.
  2. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
  3. Выполнение упражнений для закрепления слабо усвоенных правил.
  4. Самостоятельная работа над ошибками.
  5. Задание на дом.
  6. Подведение итогов урока.

В силу особенностей психики детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе VIII вида, в начале урока рациональнее сообщить только общие результаты письменной работы: похвалить одних детей, выразить недовольство другими, но не объявлять оценок каждого ученика. Такой подход поможет сохранить у детей работоспособность, не вызовет негативной реакции, обиды.

Второй этап начинается с записи числа и темы урока в рабочих тетрадях.  

      Приступая к фронтальной работе, я зачитываю группу слов, в которых были допущены ошибки учащимися, спрашиваю, какое правило следует применить, чтобы грамотно написать.                                                                                                                                       Если ответ дан неточный, прошу прочитать название правила по таблице (Приложение1), вызываю ученика, допустившего ошибку в работе и фамилия которого записана в плане урока. Он пишет на доске слово под диктовку ( остальные работают в тетрадях) и, самостоятельно ориентируясь по таблице, объясняет, как надо писать слово, выделяет орфограмму, подбирает два примера на данное правило.                                         После того, как ребята распознали орфограмму, вызываю к доске одного из тех, кто допустил ошибку в слове на данное правило. Ученик произносит слово по слогам, записывает его, проговаривает правило, выделяет орфограмму, проверяет и подбирает два примера на это правило.                                                                                                          Задания третьего этапа рассчитаны на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. Здесь не проводится подробный разбор орфограмм. Учащиеся называют только правило. Упражнения для данного этапа должны быть интересными, чтобы снять напряжение, которое может возникнуть от предыдущей работы.                                  Самым важным  и сложным этапом является самостоятельная работа учащихся, которая проводится только после соответствующей подготовки, описанной выше. Целесообразно эту работу делать в тетради, где была выполнена письменная работа, т.е. для контрольных и проверочных работ. Приёмы самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, от подготовки учащихся, от умения работать самостоятельно.                                                                                               Чтобы облегчить детям этап выполнения самостоятельной работы, целесообразно познакомить их с «Памяткой выполнения работы над ошибками». В ней даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести. / Приложение 3/ Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала и применения правил.                                                                Полезной формой является ведение учащимися словариков, в которые ребята вносят слова с непроверяемыми написаниями.                                                                                                   Этап самостоятельной работы начинается с анализа собственных работ учащимися. Ребята смотрят на сноски на поля, сделанные учителем, определяют орфограммы, над которыми им необходимо будет поработать, записывают тему урока и, пользуясь памяткой, самостоятельно выполняют работу над ошибками.                                                        Не все дети сами могут найти правильный путь выполнения работы, поэтому не следует забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе. Для учащихся, владеющих быстрым темпом выполнения заданий, я готовлю дополнительный материал с занимательными заданиями. Для тех учеников, которые написали работу без единой ошибки, в качестве одобрения и стимула предлагается побывать консультантом. Они помогают «слабым» ученикам справиться с самостоятельной работой. Подобного рода задания являются своего рода наградой для детей, умеющих работать без ошибок.     Чёткие формулировки заданий, наглядные опоры – памятки, таблицы, своевременная подготовка материала для каждой группы детей, отработка у учащихся умения работать в соответствии с образцом, дифференцированный подход делают четвёртый этап урока более организованным.                                                                                                                      В результате освобождается время на индивидуальную работу с учащимися. Таким образом, деятельность всего класса на протяжении всего урока находится под наблюдением учителя.                                                                                                                  Каждая работа над ошибками проверяется мною, при этом учитывается  аккуратность  и точное следование образцу в таблице.                                                                              Домашнее задание задаю только тем учащимся, в работе которых были допущены ошибки. Это ещё одно поощрение тому, кто успешно справился с контрольной или проверочной работой. Задание заключается в следующем: на стенде «Исправляю ошибки» есть кармашки с фамилиями учеников  ( количество кармашков определяется числом учащихся класса). /Приложение 4/ Проверяя тетради и делая сноски на полях, я одновременно выписываю номера орфограмм, и вкладываю их в кармашки с фамилиями учащихся, допустивших ошибки.                                                                                                   Проделанная работа даёт положительный эффект, поскольку учащиеся повторяют слова многократно, используя зрительный, моторный, речедвигательный и слуховой анализаторы. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает осознанность усвоения орфографических правил. Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности учащихся в овладении навыком грамотного письма. Мониторинг контрольных работ позволяет сделать вывод: данная система по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению оправдывает себя, даёт хорошие результаты.    

Приложение 2 ( Опорная таблица)

№ орфог-раммы

Орфограмма

Порядок выполнения работы:

  1. пишу правильно,
  2. подбираю примеры,
  3. выделяю орфограмму

1

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласного

День, тетрадь, пальто.

2

Правописание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу

Жираф, машина.

Чайка, чайник, часы.

Чудак, чулок, молчун.

3

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слов

Дуб-дубы, глазки – глаза, стог- стога.

4

Разделительный мягкий знак (ь)

Листья, вьюга, перья.

5

Большая буква в именах собственных

Москва, Краснодар, Махачкала.

Александр, Светлана, Дмитрий.

6

Правописание безударной гласной в корне слова

Сады – сад, весна – вёсны, деревья – дерево.

7

Словарные слова

Арбуз, аптека, бидон.

8

Правописание предлогов

В окно, у тебя, за домом.

9

Перенос слов

Ого-род, лис-тья, конь-ки.

10

Правописание предложений

Пошёл дождь. Дети играют в саду.

11

Двойные согласные в корне

Аллея, класс, суббота.

12

Правописание существительных м. и.ж.рода с шипящей на конце

Ж.р. – мышь, дочь, печь.

М.р.- малыш, уж, карандаш.

13

Безударные падежные окончания имён существительных

3 скл. П.п.

О матери – о степи.

14

Безударные окончания прилагательных

Зимних – каких?

15

Сочетание – чк-, - чн-

Ночник, лодочка, ручка.

*Если на полях стоит вертикальная чёрточка и № орфограммы не указан, надо писать это слово 3 раза и запомнить его правописание.

Например, Прекрасный, прекрасный, прекрасный.

Памятка

«Поэтапное выполнение работы над ошибками»

  1. Посмотри, есть ли ошибки в проверенной работе.
  2. Проанализируй их с помощью таблицы «Работа над ошибками».
  3. Сделай работу над ошибками, чётко следуя инструкции.
  4. Если сноска на полях без № орфограммы, значит, допущена ошибка в слове на неизученную тобой орфограмму. Выпиши это слово 3 раза и подчеркни букву, которая была написана тобой неверно.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Владос, 2004.
  2. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии» М. 1957
  3. Кульман Н.К. «Методика русского языка» СПб. 1912. Стр. 181/
  4. Флеров В.А. «Наглядность письма в освещении современной психологии» СПб.1912. Стр.32/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...

Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами

Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1.     Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Ошибки, допускаемые учащимися на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речиКлассификация ошибок связной ...