Употребление подчинительных союзов в сложном предложении 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Валентина Станиславовна Шаламбар

Урок русского языка в 7 классе 

Тема: Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе  

Дата   07.03.14

Тема: Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

Цели: 

Образовательные:
- формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении; 

Развивающие:
- развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к родному языку;

Задачи:
- обучающие: восприятие учащимися и первичное ознакомление с новым учебным материалом; уяснение термина подчинительные союзы; 


-развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности мышления, развитие устной и письменной речи, развитие пунктуационной зоркости, умение анализировать и делать выводы;


-воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирование активного участия в процессе обучения, умение давать самооценку, воспитывать чувство уважения к родному языку.


Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: презентация, проектор, экран, тест.

Ход урока 122

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

Тестирование (Слайд 1,2)

1) Укажите союз:

а) который;        б) что же;        в) как будто;        г) то же.

2) Укажите подчинительный союз:

а) однако;        б) но;                в) и;                г) потому что.

3) Отметьте сравнительный союз:

а) если;                б) что;        в) чтобы;        г) будто.

4) Отметьте противительный союз:

а) или;                б) либо;        в) и;                г) зато.

5) Отметьте временной союз:

а) благодаря тому что;        б) едва;      в) словно;            г) так что.

6) Укажите целевой союз:

а) чтобы;        б) ибо;        в) как;        г) однако.

7) Отметьте соединительный союз:

а) либо                б) все же        в) однако        г) тоже

8) Укажите ряд, в котором перечислены только союзы:

а) но; несмотря на; зато; вследствие того что;

б) потому что; так как; точно; чтобы;

в) в течение; не то… – не то…; с тем чтобы; ввиду;

г) как скоро; причем; кто; словно.

  1. Орфографическая диктовка.

Международный вагон; кромешная тьма; покрыто сплошь; течь, образовавшаяся на корабле; открыть настежь, помощник в работе; критическая ситуация; реальная помощь; нестись вскачь; отрежь ломоть; навлечь неприятности; умоешься водой; ешьте борщ; лес дремуч; построишь шалаш; смелый гонщик.

– Над какими орфограммами работали в орфографическом диктанте?

  1. Работа над темой урока.

  1. Знакомство с материалом § 59 (с. 158 учебника).

      2. Беседа по вопросам (Слайд 3)

– В чем отличие сочинительных союзов от  подчинительных?

– На какие группы делятся подчинительные союзы?

3.Составление таблицы-схемы. (Слайд 4)

Отличие союзов от союзных слов

СОЮЗЫ                                          СОЮЗНЫЕ СЛОВА

        1) Не имеют лексического                1) Имеют лексическое

            значения                                            значение

        2) Нельзя задать вопрос                2) Можно поставить вопрос

        3) Не являются членами                3) Являются членами

            предложения                                    предложения

        Как жаль, что вы так поздно        Всем, что имею в жизни,

        дали мне этот чудесный урок.        я обязан матери.

4. Словарная работа (Слайд 5)

– Выпишите в словарик слова:

как будто, чтобы [шт].

– Составьте с ними сложноподчиненные предложения.

V. Закрепление темы (Слайд 6)

Задание 1.

Найди соответствия (укажи стрелками).

2. Объяснительный диктант.

  • Записать предложения под диктовку учителя и определить, в каких из них используется союз, а в каких – союзное слово.

  • Союзные слова подчеркнуть как члены предложения, союзы выделить в овал.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А. Франс). Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (Лорд Честерфилд). Скрывай добро, которое сделал ты, и провозглашай о том добре, которое сделали тебе (Али). Если ты смотришь в нужную сторону, тебе надо только не останавливаться (Пословица). Лучше зажечь одну свечу, чем проклинать темноту (девиз Кристоферов). Какою мерою даете, такой воздастся вам (Золотое правило. Матфей 7:12, Лука 6:31). Когда работа нравится, каждый день – это праздник (Тайгер). Бог ничего не дает тем, кто скрещивает руки (Западноафриканская поговорка).

Физкультминутка для глаз Слайд № 7

3. Тестирование (карточки)

  1. Выписать номера предложений с подчинительными союзами.

_________________________________________________________

  1. Выписать номера предложений с союзными словами.

______________________________________________________________

1) Мы богаты только тем, что даем, и бедны только тем, в чем отказываем (Энн-Софи Суэтчин).

2) Нельзя согласиться ползти, когда испытываешь желание парить (Хелен Келлер).

3) Действуйте, пока имеете средства и силы (Симеон Бен Элизар).

4) Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будет передний край (Ч. Кеттеринг).

5) Воля есть сильный слепец, который несет на себе слабого зрячего (Шопенгауэр).

6) Чем больше любви мы дарим, тем больше любви у нас остается (Д. Темплтон).

7) Будь полезен там, где живешь (Д. Герберт).

8) Найди себе такую великую цель, чтобы для ее достижения тебе понадобилось напрягать все свои силы (Дэвид О. Макней).

9) Необходимо иметь долгосрочные цели, чтобы не впасть в уныние от краткосрочных неудач (Джордж Г. Бендер).

10) Препятствия – это те ужасные вещи, которые видишь, когда отрываешь взгляд от цели (Ханна Мор).

11) Важно не то, что могли бы сделать, а то, что реально сделали (Лео Л. Спирс).

12) Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за нее не цепляетесь (Гардер Хантинг).

13) Головы мудрее, когда они холодны, а сердца сильнее, когда бьются в такт благородным идеям (Р. Банч).

14) К вам тянутся, если вы отражаете любовь, радость, терпение, миролюбие, доброту, верность, мягкость и самообладание (Д. Тепмлтон).

15) Если сразу нет успеха, пробуй снова и снова (У. Хиксон).

16) Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие есть мы (Талмуд).

17) Кто раз полюбил науку, тот любит ее всю жизнь и никогда с ней не расстанется добровольно (Д. Писарев).

18) Кто посеял, тот и пожал (В. Даль).

19) Куда река пошла, там и русло будет (Пословица).

20) Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь (Павленко).

– Выпишите понравившееся вам высказывание и выучите его наизусть.

– Подчеркните в выписанном предложении грамматические основы, отметьте границы главного и зависимого предложения, начертите схему.

– Составьте схемы одного предложения с союзом, другого – с союзным словом.

– Объясните написание ни – не в предложении 12.

– Чем выражены сказуемые в предложении 13?

- Разберите по составу слова снова, миролюбие, соглашаться (Слайд 8)

Рефлексия

VI. Подведение итогов урока.

– На какие группы делятся подчинительные союзы?

– Как отличить союз от союзного слова?

VII. Домашнее задание: упр. 339; выписать лексическое значение слов светофор и семафор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление подчинительных союзов в сложном предложении Урок в 7 классе

Слайд 2

Тестирование 1) Укажите союз: а ) который; б) что же; в) как будто; г) то же 2) Укажите подчинительный союз: а ) однако; б ) но; в ) и; г ) потому что 3) Отметьте сравнительный союз: а ) если; б ) что; в ) чтобы; г ) будто 4) Отметьте противительный союз: а ) или; б ) либо; в) и; г) зато 5) Отметьте временной союз: а) благодаря тому что; б ) едва; в ) словно г ) так что 6) Укажите целевой союз: а ) чтобы; б ) ибо; в) как; г ) однако

Слайд 3

7 ) Отметьте соединительный союз: а ) либо б ) все же в) однако г) тоже 8 ) Укажите ряд, в котором перечислены только союзы: а) но; несмотря на; зато; вследствие того что; б ) потому что; так как; точно; чтобы; в) в течение; не то… – не то…; с тем чтобы; ввиду; г) как скоро; причем; кто; словно.

Слайд 4

Подумайте! – В чем отличие сочинительных союзов от подчинительных? – На какие группы делятся подчинительные союзы?

Слайд 5

Отличие союзов от союзных слов СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА 1) Не имеют лексического 1) Имеют лексическое значения значение 2 ) Нельзя задать вопрос 2 ) Можно поставить вопрос 3) Не являются членами 3) Являются членами предложения предложения Как жаль, что вы так поздно Всем , что имею в жизни, дали мне этот чудесный урок . я обязан матери.

Слайд 6

Словарная работа Как будто, чтобы [ шт ]

Слайд 7

Задание Найди соответствия (укажи стрелками) - Что, чтобы… временные - Потому что, так как, изъяснительные благодаря тому что… когда, едва, пока… причинные Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы… условные Как будто, словно, точно… целевые Если, если бы, как скоро… сравнительные

Слайд 8

Проверьте себя!

Слайд 9

Разберите по составу слова снова, миролюбие, соглашаться

Слайд 10

Домашнее задание упр. 339; выписать лексическое значение слов светофор и семафор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Урок русского языка в 7 классе "Подчинительные союзы"

Данный урок может быть использован при изучении темы "Подчинительные союзы" в 7 классе...

урок русского языка в 7 классе " Подчинительные союзы"

Данный урок построен как урок-путешествие по станциям, связанным по тематике с правилами дорожного движения...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Презентация к уроку "Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи"

Презентация к технологической карте урока "Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи"...

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс...

Особенности употребления соединительных союзов (урок в 9 классе)

Материал урока-практикума помогает учащимся 9 - го класса избежать ошибок в применении некоторых сочинительных союзов, в частности союза ТАКЖЕ....