Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс
тренажёр по русскому языку (6 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры Слабое звено»

 (для учащихся 6 классов).

     Добрый день! Я приветствую игроков и всех присутствующих в этом зале! Начинаем игру «Слабое звено». Перед нами команда, состоящая из 8 участников, учащихся 6 класса. Каждый из них может заработать сегодня определённую сумму баллов. Они должны стать одной командой. Семеро из них уйдут ни с чем, потому что команда назовёт их слабым звеном.

     Теперь о правилах игры. Каждый правильный ответ принесёт команде одно очко. Сумма накопленных вами баллов в каждом раунде и будет вашим конечным результатом. Первый раунд будет длиться 2 минуты. С каждым новым раундом мы будем отбирать у вас по 10 секунд.

     Пришло время представиться игрокам (игроки называют свои имена, увлечения).

    Итак, мы начинаем игру «Слабое звено». Раунд первый.

Вопросы 1 раунда.

  1. 5-ая буква алфавита (д)
  2. Грамматическая основа предложения. (Подлежащее и сказуемое)
  3. Чик, щик – это суффиксы прилагательного или существительного? (Существительного).
  4. Гусь – гусыня, волк-волчица, индюк- …. Продолжите. (Индюшка)
  5. Как сказать правильно: «пакет риса» или «пакет рису»? (Пакет рису)
  6. Заблудиться между двух сосен – это поговорка или фразеологизм? (фразеологизм)
  7. Главная значимая часть каждого слова каждого слова. (Корень)
  8. Падеж, который отвечает на вопросы кого? что?(Винительный)
  9. Какие буквы не имеют звука? (ъ,ь)
  10. Флора – это животный или растительный мир? (Растительный)
  11. Ты – это личное или возвратное местоимение? (личное)
  12. В корне –гар-/-гор- под ударением пишется а или о?(а)
  13. Жадина, непоседа, соня, трудяга. Какого рода данные имена существительные? (общего)
  14. Склоняются ли существительные кино, эскимо, табло?(нет)
  15. Как правильно: жалюзи или жалюзи? (жалюзИ)
  16. Как правильно сказать: «чёрный кофе» или «чёрное кофе»? (черный)
  17. 6-ая буква алфавита. (е)
  18. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб. (У рыб нет зубов)

Ведущий. Кто хочет направить команду по ложному пути? Кто заражает своим пессимизмом всю  команду? Пришло время определить самое слабое звено. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

 Ведущий. Раунд второй. У вас в банке ____  очков, хотя могло быть 18. Мы отбираем у вас 10 секунд. Вас осталось семеро, и мы начинаем второй раунд с самого сильного игрока предыдущего раунда. Это ___________________________________________

Начнём.

Вопросы 2 раунда.

  1. Как звали русского богатыря из города Мурома? (Илья)
  2. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Радионовна)
  3. Кто написал повесть «Алые паруса»? (Александр Грин)
  4. В состав какой повести входит «Сказание о Белгородском киселе»? («Повесть временных лет»)
  5. Кто является героями басен Крылова? (животные)
  6. «Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать…» Из какого стихотворения эти строки? (Некрасов «Железная дорога»)
  7. Как называется имение, в котором жил Л.Н.Толстой? (Ясная поляна)
  8. Что ел Пузатый Пацюк в произведении «Ночь перед Рождеством» Гоголя? (вареники, галушки)
  9. Как называется сборник Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»? («Записки охотника»)
  10. Героем какого произведения является помещик Троекуров? (Пушкин «Дубровский»)
  11. Что ведьма собирала в рукав в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя? (звёзды)
  12. Кто обучался в Царскосельском Лицее: Пушкин или Гоголь? (Гоголь)
  13. Кто из поэтов свое детство провел в Тарханах, в имении бабушки? (Лермонтов)
  14. Колядки – это жанр фольклора или литературы? (фольклора)
  15. Имя собаки Герасима. (Муму)
  16. Кто написал повесть «Левша» (Лесков)

Ведущий.  Кто не состоялся как игрок? Кто захлебнулся от потока информации? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось.  (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд третий. И у вас в банке _____  очков, хотя могло быть 34. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас  осталось шестеро, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это __________________________________________ Начинаем.

                                        Вопросы 3  раунда.  

  1. Назовите согласные, не имеющие глухой пары. (л, м н, р, й)
  2. Как правильно: красивее или красивее?
  3. Кожаный, утиный, серебряный. Сколько н пишется в данных прилагательных? (одно)
  4. Первый – это прилагательное или числительное? (числительное)
  5. Пол-лимона, пол-яблока, пол-Парижа. Как пишутся эти слова: слитно или через дефис? (через дефис)
  6. Сколько звуков в местоимении я? (два)
  7. Назовите синоним к слову себялюбец (эгоист).
  8. Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)
  9.  Как называются главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию (однородные члены предложения)
  10. Как называется словарный состав языка? (лексика)
  11. Сколько букв в русском языке?(33 буквы)
  12. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
  13. Союз – это самостоятельная или служебная часть речи? (составное)
  14. Резиновый – это качественное или относительное прилагательное? (относительное)
  15. Думать о будущем. Это глагольное или именное словосочетание? (глагольное)
  16. Сколько звуков в слове ёлка? (5 звуков)

Ведущий. Кто сбился с пути? Кто настроен на проигрыш? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось.  (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд четвёртый. И у вас в банке ____  очков, хотя могло быть 50. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас  осталось пятеро, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это __________________________________________________

 Начинаем.

Вопросы 4  раунда.

  1. Закончите  фразу: «Не бойся, маша, я…» (Дубровский)
  2. В какой сборник входит повесть «Ночь перед Рождеством» Гоголя («Вечера на хуторе близь Диканьки»)?
  3. Какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино»? (Бородинскому сражению)
  4. Кто написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»? (Симонов)
  5. Летопись – это жанр фольклора или литературы? (литературы)
  6. Во время какого русского праздника исполнялись колядки? (Святки)
  7. Назовите «лошадиную фамилию»  из одноимённого  рассказа Чехова. (Овсов)
  8. Как звали тульского умельца, подковавшего блоху? (Левша)
  9. Кто автор строк «Мороз и солнце день чудесный»? (Пушкин)
  10. Мужчина в расцвете сил, который живёт на крыше. (Карлсон)
  11. Где нашёл Герасим Муму? (на речке)
  12. Грей и Ассоль – герои повести («Алые паруса» Грина)
  13. Кто из писателей 19 век был врачом – Чехов или Толстой (Чехов)
  14. Спасское-Лутовиново – родовое имени Тургенева или Некрасова (Тургенева)

Ведущий. Кого пора отправить в запас? Кто не настроен на победу? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд пятый. И у вас в банке ____ очков, хотя могло быть 64. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас  осталось четверо, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это _________________________________________________ Начинаем.

Вопросы 5  раунда.

  1. Как пишется местоимение кое-кто: слитно или через дефис? (через дефис).
  2. Убить двух зайцев, наговорить с три короба, как две капли воды. Какие это обороты? (фразеологические)
  3. Антоним к слову широкий (узкий).
  4. Каким способом образованы слова сибирский, казацкий, зайчонок? (суффиксальным)
  5. Синоним к слову затерянный (забытый).
  6. И – сочинительный или подчинительный союз?  (сочинительный)
  7. Честный, устный, известный. Какая орфограмма есть во всех этих словах? (непроизносимая согласная)
  8. Как пишется слово пришкольный: с буквой е или с буквой и в приставке? (и)
  9. Невежа-  это малообразованный или грубый, невоспитанный человек? (грубый, невоспитанный  человек).
  10. Суффикс – это словообразующая морфема, стоящая после корня или после приставки? (После корня)
  11. Пинцет, скальпель, зажим – это профессионализмы или диалектизмы? (профессионализмы)
  12. Купить – это глагол совершенного или несовершенного вида? (совершенного)
  13. Как правильно: быстрый такси или быстрое такси? (быстрое такси)
  14. Тюль – существительное мужского или женского рода. (дробное)

Ведущий. Кого накрыло волной? Кому уже не всплыть? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд шестой. И у вас в банке ____ очков, хотя могло быть 76. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас  осталось трое, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда.

Начинаем.

Вопросы 6  раунда.

  1. Как называется художественный приём изображения, выражающийся в человеческих свойств и качеств на неодушевленные объекты? (Олицетворение)
  2. Как называется приём преувеличения? (гипербола)
  3. Как называется вымышленное имя, которое принимает писатель? (псевдоним)
  4. Как называется приём противопоставления. (Антитеза)
  5. Природная зарисовка в художественном произведении. (Пейзаж)
  6. Жанр литературы, представляющий собой краткий, иносказательный рассказ с поучительным финалом (Басня)

У Черного моря чинара стоит молодая,

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская

Кто автор этих строк? (Лермонтов)

  1. Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит    

Кто автор этих строк? (Некрасов)

  1. Усеченнная часть пословицы называется? (поговоркой)

Ведущий.  Кто так и не привык к темпу нашей игры? Кто растерялся в решающем раунде? Пришло время определить самое слабое звено.

Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд седьмой. И у нас осталось всего два участника.  У  вас в банке ____ очков, хотя могло быть 86. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Та сумма, которую вы положите в банк в этом раунде, автоматически удвоится.  Мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Начинаем.

Вопросы седьмого раунда.

  1. Автор повестей  «Малыш и Карлсон», «Пеппи-Длинный чулок» (Астрид Линдгрен)
  2. Кто из писателей родился в селе Малые Сорочинцы? (Гоголь)
  3. Как звали помещика, ставшего разбойником? (Дубровский)
  4. С кем Пушкин стрелялся на дуэли? (Дантес)
  5. Кто из мифологических героев искал Золотое руно? (Ясон)
  6.  Слово «тройка» - это имя числительное или имя существительное? (существительное)
  7. Что объединяет существительные бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя, путь? (Они разносклоняемые)
  8. Частица – это самостоятельная или служебная часть речи? (Служебная)
  9. Что не может являться словосочетанием? (грамматическая основа и однородные члены предложения)
  10. Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Ведущий. Вы положили в банк ____ очков. Ну что ж, мы удвоим эту сумму. И сейчас на кону _____ очков. В восьмом раунде вы будете играть друг против друга. Каждому из вас поочерёдно будет задано по 3 вопроса. Выиграет тот, кто даст большее количество правильных ответов.   Итак, мы начинаем последний, восьмой раунд.

Вопросы 8  раунда.

  1. В каком литературном произведении «в темнице царевна тужит, а бурый волк ей верно служит»? («Руслан и Людмила» Пушкина)
  2. Назовите поэтов Великой Отечественной войны? (Симонов, Твардовский, Исаковский и т.д.)
  3. Сколь звуков в слове юрист (6)?
  4. Таганрог, Ялта – эти литературные места связаны с именем? (Чехова)
  5. Какой древнегреческий персонаж возвращаясь из Трои, сразился с циклопом Полифемом и проплыл мимо острова сирен (Одиссей).
  6. Кто предположительно является автором «Повести временных лет»? (Нестор)
  7. Продолжите строки «Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (Москва, спаленная пожаром французу отдана…)
  8. Назовите произведение по данному отрывку:

Ну, и что ж ты, так и видел домового?

- Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, - отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал... Да и не я один

(«Бежин луг» Тургенева)

Ведущий. Итак, игра окончена. Вы самое сильное звено в цепи шестиклассников. Ваш выигрыш составил ______  очков. Поздравляем. Просим выйти на сцену всех участников игры.

(все участники выходят на сцену для получения поощрительных призов и грамот).

     А с вами мы прощаемся. Это была всего лишь игра. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"

Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...

"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.

Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение  знаний по  темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...

Урок КВН по чувашскому языку и литературе в 6-ом классе

1. Ку таранччен в.ренн. материала аса илсе =ир.плетсе хёварасси;2. Ачасен   ёс-тённе: тавçăрулăхпа тимлĕхе, пултарулёхне ÿстересси.3. Вĕренекенсен хушшинчи туслăха  çирĕплетесси, чăваш ...

Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....