Модели диагностических работ по формированию познавательные УУД на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Для того, чтобы проверить, как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика, потому что это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Модели     диагностических работ, по формированию познавательные УУД
на уроках  русского языка»

Учитель: Плешнева Светлана Ростиславовна

        Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед каждым учителем встаёт задача  диагностировать не только сформированность  предметных, но и  личностных, и метапредметных результатов.

        Что будет сформировано в сфере каждого УУД? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно соотнесите название УУД и его характеристику.

        Для того, чтобы проверить, как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика, потому что это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Регулярная диагностика и сравнение полученных результатов дают мне   возможность:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.

- отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.

        Итак первое ключевое слово – регулярное проведение диагностики. С этой целью была разработана программа диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования, целью которой является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения диагностики уровня сформированности УУД  у обучающихся 5-9 классов;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.

Объекты:

  1. Универсальные учебные действия  школьников 5-9 классов;
  2. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования).

Области применения данных: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Но тема нашего семинара «Модель диагностической работы», поэтому хочу представить вашему вниманию несколько моделей  диагностических работ, которые позволяют мне формировать познавательные УУД  и отслеживать степень их сформированности .

Познавательные универсальные учебные действия включают  в себя как общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  так и логические действия. Они обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

     К познавательным УУД можно отнести:  умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.      Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации.

Задания для диагностики беру из разных источников: учебник, дидактический материал, интернет, придумываю самостоятельно, использую готовые, самое главное, что нужно помнить при этом:

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Разработка диагностики включает следующие этапы:

планирование итоговой работы;

разработка заданий;

конструирование проверочной работы;

разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;

подготовка инструкций по проведению работы.

Исходя из этого, какие умения формируются в том или ином случае ставлю цель:

Проверить умение определять, какая информация нужна для решения задачи

Проверить умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Проверить умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.

Проверить умение сравнивать и группировать факты и явления.

Проверить умение находить сходство и различие фактов и явлений.

Проверить умение определять причины явлений и событий.

Проверить умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Проверить умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

 Приведу примеры различных заданий, исходя из поставленных целей.

(Дается задание, предлагается определить умение, которое проверяется)

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Прочитай текст:

«Бросим

друг другу

шпильки подсовывать,

Разведем

изысканный

словесный ажур.

А когда мне

товарищи

предоставят слово, –

Я это слово

и скажу…»

(В. Маяковский)

Ты хочешь узнать, что означает слово «ажур» в этом стихотворении?

У тебя есть книги на выбор:

1.  Орфографический словарь.

2.  Альбом для рукодельниц «Ажурное вязание».

3.  Словарь ударений.

4.  Л. Успенский «Слово о словах».

5.  Э. Д. Варданян «Путешествие в слово».

6.  Словарь-пособие «Из истории русских слов».

7.  Этимологический словарь.

8.  С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

В каких из них ты сможешь найти нужную информацию? Заполни таблицу, указав номера книг.

Книги, в которых я скорее всего найду ответ

Нужно посмотреть содержание

Книги, в которых я скорее всего не найду ответ

2 Проверяем умение сравнивать и группировать факты и явления.

Прочитай пословицы разных народов.

1) Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (Армянская)

2) Не смейся над старым – сам состаришься. (Японская)

3) Если много таланта – не бойся, что сейчас не везёт. (Китайская)

4) За каждым вечером следует утро. (Турецкая)

5) Бесполезно носить дрова в лес. (Немецкая)

6) И в тихой воде есть крокодилы. (Малайская)

7) Как ты бьёшь в ладоши, так я и танцую. (Абхазская)

8) Много кормчих – корабль разбивается. (Китайская) 

Вспомни русские пословицы, закончи их.

Ответ:

А) Сделал дело – __________________________________________________

Б) В тихом омуте черти _____________________________________________

В) Каков вопрос – таков _____________________________________________

Г) Решетом море не ________________________________________________

Д) Не рой яму другому – ____________________________________________

Е) Терпенье и труд _________________________________________________

Ж) У семи нянек дитя без ___________________________________________

З) Утро вечера ____________________________________________________

Постарайся найти для русской пословицы подходящую по смыслу пословицу других народов. Заполни таблицу: поставь соответствующие буквы и цифры. 

Ответ:

Русская пословица

Пословица других народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Тест 1. Познавательные УУД

Школа_____класс_____фамилия, имя________________________________

Задание 1. По какой записи можно «узнать» инопланетянина, а по какой – иностранца, изучающего русский язык?

шорек                                                рыбка

кузявый шорек                        золотая рыбка

шорек сяпал                                    рыбка уплыть

Как ты это определил?___________________________________________________

Исправь всё, что нужно, во 2-м столбике и запиши получившийся вариант

_______________________________________________________________________

Задание 2. Ты хочешь узнать историю слова «неделя», укажи в списке книг те, в которых можно найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б. Книги, которые мне нужно посмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

В. Книги, в которых я не найду ответа.

Орфографический словарь

Словарь синонимов

Толковый словарь

Этимологический словарь

Варданьян Э.Д. Путешествие в слово

Успенский Л. Слово о словах

 

Задание 3. Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?

Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате  таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.

А. Понедельник – один из дней недели.

Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»

В. В понедельник положено начинать все новые дела

Задание 4. Прочитай и сравни два текста.

- Кто тебя просил трогать мои вещи? - сказал вошедший в комнату Володя. - А где флакончик? Непременно ты...

- Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?

- Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.

И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.

- Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подёргивания плечом, который он наследовал от папа, - разбил, да ещё и смеётся, этакий несносный мальчишка!

Не толкайся!

Убирайся!

Я тебе говорю, не толкайся!

(По JI.H. Толстому «Отрочество»)

- Прекрасно, - сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. - «Тиха украинская ночь...» - это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблёв.

Одно из её любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и моё любимое место! Я его, ещё когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, всё равно вслух или про себя, мне всякий раз почему-то кажется, что хотя я сейчас и читаю их, но это кто-то другой читает, не я, а настоящий-то я стою на тёплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, и клюю носом, и шатаюсь, но всё-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и вижу белую церковь, как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке передо мною, а наверху звёзды, они стрекочут и насвистывают, как кузнечики...

(В.Ю. Драгунский «Тиха украинская ночь»)

                 

Из словаря иностранных слов:

Диалог (от греч. dialogos:«fliia» - через, сквозь, «логос» - слово, речь) - общение через слово, с помощью слова, разговор двух или нескольких лиц.

Монолог (от греч. monologos: «монос» — один, «логос» — речь) — развёрнутое высказывание одного лица.

В каком стиле написаны эти тексты?

_______________________________________________________________________Как ты думаешь, какой из них написан в форме диалога, а какой - в форме монолога? (При ответе на этот вопрос используй определения в рамке).__________________________

Какой художественной цели служат диалог и монолог в данных художественных произведениях?  _____________________________________________________________________

Какие признаки письменной диалогической и монологической речи можно наблюдать на примере этих текстов?____________________________________________

Задание 5. Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.

Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.

_______________________________________________________________________

Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.

_______________________________________________________________________

Задание 6. Прочитай текст.

«Ты воображаешь лучше, чем соображаешь». Почему Кораблёв так сказал? Может быть, потому, что я хвастал своей лепкой? Это было обидно. Катька – вот кто воображает! Или Кораблев иначе понимает это слово? Я решил, что спрошу у него, если он придёт ещё раз. Но он, не пришёл, и только через год или два я узнал, что воображать – это значит не только «задаваться».

(В.А. Каверин «Два капитана»)

Назови причину, по которой Саня Григорьев не понял сразу, в каком значении Кораблёв употребил слово воображать?___________________________________________

Что могло явиться следствием этого непонимания? _____________________________________________________________________________

Задание 7.  Прочитай текст. Найти ответ тебе поможет фрагмент песенки из передачи «Радионяня».

При – или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной –

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.

Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при-            _______________________________________________________________________

Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-.

______________________________________________________________________

Задание 8. Соотнеси между собой смысловые отрезки так, чтобы получились сложносочинённые предложения. При построении предложений используй союзы и, а, но, или, да. Представь предложения в виде схем в колонке №3.

1

Между тем затрубили рога…

…Алёша от них не отставал

2

Долго они так скакали…

…охотники пустились скакать во всю прыть

3

Ему это показалось смешно…

… серая кошка опять умывалась лапками

4

Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами…

…он из учтивости не сказал ни слова

5

Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей…

… нам наделает множество хлопот и неприятностей.

Верные ответы и ключи к оцениванию.

 Тест 1. Познавательные УУД (45 мин)

Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.

Верные ответы.

1 столбик – инопланетянин, 2 столбик – иностранец.

Иностранец не мог связать слова по смыслу и грамматически.

Ключи оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания

1 – правильно «узнал», но не смог объяснить почему.

2 – правильно «узнал», объяснил, исправил предложенные варианты.

Задание 2 проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Верный ответы: 3, 4

Ключ оценивания:

0—не справился с заданием

1 – указал только один верный ответ

2- указал ответ 3, 4

Задание 3 проверяет умение  извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.

Ключ оценивания

0       - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);

1       - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;

3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.

Задание 4 проверяет умение сравнивать и группировать факты и явления.

Верные ответы:

Стиль художественный

1 текст-диалог, 2 – монолог

Раскрыть характер героев

Признаки диалогической и монологической речи: реплики героев пишутся с новой строки, перед каждой репликой ставится тире.

Ключ оценивания:

0 – 4 – по числу верных ответов

Задание 5 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.

Верные ответы:

Признаки: глубина, синева

Предметы: нос, старик, карандаш, девушка

Действия: полёт, чтение, пение

Ключи оценивания:

0 – не справился с задание

1 – указал не менее двух групп, но не сумел объяснить почему.

2- указал не менее трёх групп, но не сумел объяснить, почему

3- распределил слова по трём группам, правильно ответил на поставленный вопрос.

Задание 6 проверяет умение определять причины явлений и событий

Верные ответы:

Многозначное слово воображать (1 – представлять, 2- задаваться)

Ключи оценивания:

0 – не справился с заданием, или не приступил к выполнению.

1 – указал причину, но не указал следствие

2 – справился с заданием полностью.

Задание 7 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Верные ответы:

Пре-  высшая степень признака или близка к приставке пере-. При-  присоединение, приближение.

Правописание е или и в приставках зависит от их значения.

Ключ оценивания:

0 – 2 – по числу верных ответов

Задание 8 проверяет умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Верные ответы:

и

но

но

а

а

Ключ оценивания:

0 – 6 – по числу верных ответов

Для анализа результатов предусмотрена схема (она лежит у вас на столах).

В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий соответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с ключами оценивания заданий.

Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. В начале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо вписать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами.

    Итак, в результате проделанной работы у нас получилась диагностика по проверке познавательных универсальных учебных действий.

Тест

на оценку сформированности навыков чтения

(познавательные УУД)

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

БЛАНК ОТВЕТОВ

к тесту «Сформированность навыка чтения»

Фамилия, имя _____________________________________________________

Класс  ____________________________________________________________ 

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________  не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви.  Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены.  Кругом  было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза  _______________________________   в такой глуши.

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.

Содержание

показателя

Зоны

1

2

3

4

5

уровень патологии

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Навык чтения

0–4

5–7

8–9

10

Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознанно определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению  на семинаре...

Модели диагностических работ, по формированию познавательные УУД на уроках русского языка

материал окажется полезным при создании собственных диагностических работ по формированию познавательных УУД на уроках русского языка...

Диагностические работы по формированию познавательные УУД на уроках русского языка

Диагностические работы по формированию познавательные УУДна уроках  русского языка...

Диагностические работы по формированию познавательные УУД на уроках русского языка

Диагностические работы по формированию познавательные УУДна уроках  русского языка...