Использование технологии мнемотехники при обучении старшеклассников письменному высказыванию
статья по русскому языку на тему

Использование технологии мнемотехники для обучения старшеклассников написанию сочинения- рассуждения позволяет учащемуся обобщить свой непосредственный и литературный опыт при формулировании письменного высказывания. часть 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии мнемотехники при обучении старшеклассников письменным высказываниям

Отрохова  О.А.,учитель русского языка/литературы

 ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность, и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности школьника. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память). Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Использование обобщений для написания сочинения- рассуждения позволяет учащемуся обобщить свой непосредственный и литературный опыт при формулировании письменного высказывания. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

На протяжении последних двух лет, нами отрабатывалась педагогическая технология по использованию мнемотехники, для обучения написанию сочинения –рассуждения учащимися старших классов при подготовке к сдаче ГИА, итогового сочинения.

Данная технология имеет:

1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.

2. Формирует воображение, понимание того, что пишешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

4. Формирует умения действовать по опорным схемам, строить рассуждение, соблюдать взаимосвязь частей письменного высказывания.

Отличительные особенности технологии:

имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

приемы запоминания индивидуализированы;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

введено понятие «формула рассуждения» и разработана точная система контроля навыка написания сочинения- рассуждения.

Цель технологии

Формирование умений учащихся старщих классов управлять данной информацией, изображать услышанное в виде схем ( плана сочинения), читать (вербализовывать) опорные схемы и использовать их при подготовке собственных письменных высказываний.

Принцип технологии- реализация коммуникативно-деятельного, личностно – ориентированного подходов в процессе обучения школьников написанию сочинения- рассуждения . 

Ведущая идея технологии: целенаправленное воспитание словесной памяти у старших школьников путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования опорных схем, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения в виде письменного высказывания В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых учащийся может на основе долговременной памяти построить письменное высказывание по любой теме.

Режим занятий с использованием технологии-интерактивный, диалоговый, творческий, демократичный (выстраиваются партнёрские отношения между педагогом и школьником).

В основе технологии лежат следующие принципы:

1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию учащегося.

3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания и обучения.

4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Работая, согласно программных требований над формированием умения писать сочинение- рассуждение на заданную тему, были выявлены основные затруднения учащихся: неумение рассуждать на заданную тему, использовать аргументацию своих мыслей, неумение делать выводы. Самым стойким затруднением оказалось представление всего письменного рассуждения, как единого целого.

Таким образом разработка опорной схемы построения сочинения- рассуждения, анализ и синтез схемы на основе технологии мнемотехники, позволил повысить успешность понимания структуры, целей и задач письменного сочинения- рассуждения старшеклассников и сформировать навык его правильного написания. Данная форма работы над сочинением позволила значительно сократить время научения написанию письменного высказывания в формате рассуждения и позволила высвободить время для отработки  орфографической и речевой грамотности учащихся.

1.2. Анализ исследований по проблеме

Согласно исследованиям ФИПИ,  выполнение части 3 экзаменационной работы по русскому языку иллюстрирует различный уровень сформированности коммуникативной и языковой компетенции у групп экзаменуемых, выделенных на основе полученных результатов ЕГЭ (рисунок 7).  

Рисунок 7. Результаты выполнения задания с развернутым ответом по данным ФИПИ

Как и в прежние годы, задание с развернутым ответом успешно выполнили те экзаменуемые, которые по результатам ЕГЭ относятся к группам с хорошим и отличным уровнями подготовки.  

Статистика показывает, что большинство экзаменуемых (91%) умеет формулировать проблему прочитанного текста, однако судить только по первому критерию о том, как выпускники овладели пониманием проблемы в целом, нельзя.

Анализ результатов по критериям К1–К4 показал, что высокого уровня достигли около 6% экзаменуемых, среднего уровня по результатам написания сочинения достигли 63% экзаменуемых, а низкого уровня – 31% экзаменуемых. Эти результаты соответствуют данным научных исследований, посвященных формированию мировоззренческих установок и обретению личностных смыслов, определяющих отношение формирующейся личности к миру.

Анализ выполнения третьей части экзаменационной работы по критерию К10 позволил выделить наиболее типичные речевые ошибки экзаменуемых:  

-употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его точного лексического значения);

-нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова;  

-не различение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность;

-немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов,жаргонизмов и др

Процесс обучения написанию сочинения на литературную тему является новым направлением методики обучения русскому языку в свете ФГОС.

Базой проведения исследования послужили учащиеся 9-11 классов некоторых школ г. Санкт-Петербурга.  Использовались для изучения письменные высказывания учащихся в формате сочинения – рассуждения. Всего было собрано к анализу 2180 работ. Согласно плана исследования было выявлено, что в контрольной группе учащихся наиболее сложным к письменному высказыванию является формулировка тезисов и аргументации к ним, также соблюдения объема письменного высказывания – сложный вопрос для почти половины респондентов. В тоже время почти 70% могут сформулировать вывод своего рассуждения для раскрытия проблемного вопроса. Данные можно наблюдать в таблице 1. Для сравнения была собрана экспериментальная группа из учащихся средней школы Санкт-Петербурга 9-10 класса в количестве 74 человек. Результаты мониторинга можно также увидеть в таблице 1. Для этой группы проводились специальные мероприятия по научению и отработке навыка письменного высказывания в сочинении- рассуждении на основе опорной схемы и технологии мнемотехники. Применение данной технологии позволило повысить объем сочинений до необходимого формата, улучшить понимание учащимися структуры сочинения и умения формулировать мысли по основным его частям, согласно заданных критериев. Данные также указаны в таблице 1. Было отмечено также, что в своих высказываниях учащиеся стали более активны в выборе аргументации: использовались не только программные произведения, но и литература художественная, научно-популярная, данные культурологических источников и тд.

объем

тезисы

аргументация

выводы

проблемный вопрос

Контрольная группа

57,9%

66,9%

36,2%

69,7%

76%

Экспериментальная группа НАЧАЛО

70%

37,8%

56,7%

41,8%

78,3%

Экспериментальная группа КОНЕЦ

100%

95,9%

97,2%

100%

100%

Таким образом, в ходе экспериментальной работы нами было выявлено несомненная успешность применения технологии мнемотехники при написании сочинения- рассуждения. Результативность учащихся в применении на практике полученных знаний позволила достичь 100% в соблюдении объема, построении вывода и раскрытии проблемного вопроса, а также 95-97% правильного построения тезисов и аргументов в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

: «Развитие коммуникативных умений и навыков старшеклассников на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка».

Развивающемуся обществу  необходимы  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно получать требуемую  информацию,  способные  к сотрудничеству...

Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы

В статье говорится об использовании кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы...

Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы

Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения. Не является исключением и литература. Актуальным является обращение к...

Использование приёмов мнемотехники при обучении химии.

Данная разработка предназначена для учителей химии, работающих в 8-9 классах с низкой мотивацией к обучению....

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...