Урок по теме: «Морфологический разбор имени прилагательного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Котова Ольга Николаевна

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

 - повторение изученного об имени прилагательном;

 - отработка навыков морфологического разбора прилагательного;

- отработка навыков орфографической работы;

- обогащение знаний по лексике;

- совершенствование навыков связной речи учащихся;

- развитие творческих способностей учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_1.docx18.52 КБ
Office presentation icon test_ruskiy.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  теме:

«Морфологический  разбор  имени  прилагательного»

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

 - повторение изученного об имени прилагательном;

 - отработка навыков морфологического разбора прилагательного;

- отработка навыков орфографической работы;

- обогащение знаний по лексике;

- совершенствование навыков связной речи учащихся;

- развитие творческих способностей учеников.

Необходимое  оборудование  и  материалы:  медиапроектор,  компьютер, интерактивная доска.

Ход  урока

Организационный момент.

- Ребята,   какие  чувства  и  эмоции  у  вас  вызывает  картина  весеннего  утра?  А  с  каким  настроением  вы  начали  работу  на  уроке?  Какая  часть  речи  вам  помогла  ответить  на  мои  вопросы?

Сегодня  на  уроке  мы  с  вами обобщим  знания, полученные об  имени  прилагательном, которые  нам  помогут  в  изучении  новой  темы.  Итак, давайте  определим  план  нашей  работы  на  уроке (ПЛАН  УРОКА – слайд№1).

- Записываем   в  тетрадях  число  и  классная  работа (слайд №2).

   - Дома  вы  работали  с  орфограммами, изученными  в  разделе  «Имя  прилагательное», и  сейчас  мы  выполним  аналогичную  работу  и   проверим, насколько   хорошо  вы  усвоили  полученные  знания.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ  МИНУТКА (слайд №3).

(Взаимопроверка, выставление  оценок).

Сейчас мы вспомним, что узнали нового о прилагательном в 5 классе.

Интерактивный опрос  (повторение теоретических знаний):

(Вопросы и задания транслируются на экран) (слайд №4).

- А  как  вы  думаете, с  какой  целью  мы  с  вами  повторили  морфологические  признаки  имени  прилагательного?  Можете  ли  вы  определить  тему  нашего  сегодняшнего  урока?  КАКИЕ  ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ВЫ  ДЛЯ  СЕБЯ  ПОСТАВИТЕ?

(-  определить  порядок  морфологического  разбора – алгоритм;

-  учиться  производить  морфологический  разбор  имен  прилагательных  в  соответствии  с  алгоритмом).

- Чтобы  определить  начальный  этап  разбора, поиграем  в  игру  «Четвертый  лишний» (слайд №5).

- Какие  слова  оказались  лишними  и  почему?

СИНЕТЬ,  ЖЕЛТИЗНА.

- А  что  обозначают  остальные  слова?  Как  вы  это  определили?

(признак  предмета,  по  вопросу).

1. Итак,  общее  значение  части  речи  мы  определяем  по  вопросу.

 Мы  с  вами  определили  первый  шаг  в  алгоритме  разбора  имени  прилагательного.

(слайд №6)  АЛГОРИТМ   РАЗБОРА.

 

А  теперь    заполняем    самостоятельно  «слепую»  таблицу (слайд №7)

(1  человек  у  доски, сверка  с  доской).

Как  вы  думаете, с  какой  целью  мы  выполняли  это  задание?

(Мы  определяли  морфологические  признаки  прилагательного).

2. Это  будет следующий  шаг  в  алгоритме  разбора  прилагательного (слайд №6).

Запишите  предложение, записанное  на  доске  и  выполните  задание.

(Проверка  на  доске).

- Что  мы  выяснили, разобрав  предложение?

(определили  синтаксическую  роль  прилагательного).

3. Это  заключительный  этап  морфологического  разбора  прилагательного (слайд №6).

- Теперь  давайте  проследим  еще  раз  последовательность  выполнения  разбора.

(2  человека  проговаривают  с  примерами).

 - Обратимся  к  письменному  разбору  в  учебнике  на  стр. 95  и  обратим  внимание  на  оформление  разбора.

РАБОТА  С  УЧЕБНИКОМ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд №8)

- А  теперь  приступаем  к  закреплению  изученного  (упр. 599). Морфологический  разбор  по  рядам.

(1  чел.  у  доски,  сверка  с  доской  всех  вариантов.) (слайд №9)

Творческое задание. Культурологический аспект урока.

Ввести  в  текст  прилагательные.

- Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Весна. Большая  вода". (Пейзажи настроения).

  • "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор. (слайд №10)

 (По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них).

ТЕСТ «Проверь  себя» (слайд №11)

 ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, чем  мы  занимались  сегодня  на  уроке? Какую цель мы ставили в начале урока? (Уяснить выполнение морфологического разбора имени прилагательного.)  Научились ли вы его выполнять?  ЧТО  ПОКАЗАЛОСЬ  НА  УРОКЕ  СЛОЖНЫМ?  А  ЧТО  НАИБОЛЕЕ  ИНТЕРЕСНЫМ?

Выставление  оценок.

Домашнее  задание (слайд №12)

П.105. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Настоящий  друг, какой  он?»   Выполнить морфологический  разбор  двух  прилагательных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Общее грамматическое значение прилагательного А. действие предмета Б. предмет В. признак предмета Г. признак действия

Слайд 3

Прилагательное простой сравнительной степени А. самый быстрый Б. красивейший В. ярче Г. более лёгкий

Слайд 4

Относительное прилагательное А. лисий след Б. знакомый человек В. железная дверь Г. сестрина книга

Слайд 5

В каком из указанных случаев НЕ- - приставка? А. (не) взрачный кустарник Б. дом (не) большой, а маленький В. (не) здоровый, а больной человек Г. (не) знакомый маршрут

Слайд 6

Прилагательное, в котором пишется одна буква Н А. листве…ый лес Б. глиня….ый сосуд В. деревя…ый дом Г. подли…ая правда

Слайд 7

Прилагательное с суффиксом –ОВ- А. плюш..вый Б. ситц…вый В. ключ…вой Г. свинц…вый

Слайд 8

В каком ряду во всех прилагательных пишется Е? А) алыч…вый, камыш…вый Б) груш…вый, ситц…вый В) холщ…вый, свинц…вый Г) плюш…вый, еж…вый