Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oshibki_pri_upotreblenii_form_glagolov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

             ОШИБКИ  ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЧАСТИЙ  И  ДЕЕПРИЧАСТИЙ

       1.  «Недостаточные» глаголы не образуют формы 1 лица единственного числа. 

Неправильно:

Я ПОБЕДЮ, УБЕДЮ, ДЕРЗЮ, ОЧУТЮСЬ….

Следует использовать описательные формы:

 Я СУМЕЮ победить, ХОЧУ убедить, МОГУ очутиться, ПОСТАРАЮСЬ не дерзить…

2. «Изобилующие» глаголы имеют две формы настоящего времени:

      СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ

      СМЫСЛОВОЕ РАЗЛИЧИЕ

литературная форма

разговорная (просторечная) форма

движет = побуждает

Им движет чувство сострадания.

двигает = перемещает

Он двигает мебель.

полоскать-полощет

мурлыкать-мурлычет

капать-каплет

сыпать-сыплет

щипать-щиплет

махать-машет

рыскать-рыщет

полоскает

мурлыкает

капает

сыпет

щипет

махает

рыскает

каплет = протекает

Крыша каплет.

капает = падает каплями

Дождик капает.

3. В литературном языке не имеют форм повелительного наклонения глаголы

ХОТЕТЬ, МОЧЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЕХАТЬ, ЖАЖДАТЬ. ( ВИЖДЬ – архаизм).

Литературные нормы:   ляг(те), беги(те), тронь(те), положи(те), поезжай(те)

        4.                                                    

литературная форма

разговорная форма

видеть

слышать

поднимать

мучить

лазить

прочитать

видать

слыхать

подымать

мучать

лазать

прочесть

  1. ГЛАГОЛЫ  С  СУФФИКСОМ   –ЫВА-ИВА:

книжная форма с О устаревает

разговорная форма с А распространяется все шире

оспОривать

услОвливаться

состредотОчивать

уполномОчивать

удостОивать…

Веленью Божию, о Муза, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца,

 К добру и злу постыдно равнодушна,

И не оспоривай глупца! (Пушкин).

оспАривать

услАвливаться

сосредотАчивать

упомномАчивать

удостАивать…

  1. ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ  С  СУФФИКСОМ  - НУ:

книжная форма устаревает

разговорная форма более распространена в живом языке

сохнул, киснул, глохнул, чахнул, гаснул, поникнул…

Певец угаснул от печали (Жуковский).

Угас, как светоч, дивный гений (Лермонтов).

И потух огонь очей (Пушкин).

сох, кис, глох, чах, гас, поник….

  1. РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ  ГЛАГОЛЫ

ХОЧУ           ХОТИМ                                ЖГУ           ЖЖЕМ

ХОЧЕШЬ     ХОТИТЕ                               ЖЖЕШЬ    ЖЖЕТЕ 

ХОЧЕТ         ХОТЯТ                                 ЖЖЕТ         ЖГУТ

1.Употребление разговорно-просторечных форм вместо литературных:

Я убедю вас в этом!

При ангине горло полоскают раствором соды.

Ехай в деревню и ни о чем не думай.

2. Неудачное употребление возвратных глаголов ( с постфиксом –СЯ), создающее двусмысленность:

Изделие красится очень ярко.

Готовые детали бросаются в воду.

3.Нарушение соотнесенности видо-временных форм глагола:

Героиня полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома свекра.

Поможем молодым талантам расти и проявить себя.

4.Неправильное образование причастий:

Я достиг давно мечтаемого положения.

Необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты.

Мы готовим выставку, расскажущую о наших спортивных достижениях.

5.Неправильный выбор временных и видовых форм причастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым:

К автобусной остановке бежала модно одевающаяся женщина.

Лесную тишину нарушали сорвавшиеся с веток комья снега.

6.Неправильное образование деепричастий, употребление разговорных и устарелых форм:

Он задумался, чеша затылок.

Увидя подругу, девочка улыбнулась.

Уставши, они решили отдохнуть.

7.Неправильный выбор видовых форм деепричастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым:

Погуляв в парке, я вижу цветущие деревья.

Погуляв в парке и любуясь весенней  природой, он хорошо отдохнул.

1. Укажите ошибки в употреблении форм глагола. Исправьте их.

  1. Не махай так сильно руками при разговоре.
  2. Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации.
  3. Я убедю вас в том, что вы ошиблись.
  4. Занавеска чуть колыхается от ветра.
  5. Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры.
  6. Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул.
  7. Меня глодает совесть.
  8. Шахматист отвергнул предложение противника.
  9. Всё дремет вокруг, не плескается волна.
  10. Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади.
  11. Где вы слыхали это?
  12. Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком.
  13. Ой, как крапива жгется!
  14. Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!
  15. В юности он мечтал рисовать картины и написать стихи, посвящая свои творения любимым людям.
  16. Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире.
  17. Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.
  18. Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.
  19. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков.
  20. У нас в классе немало ребят, охотно занимавшихся бы спортом.
  21. Режиссер, ставя  этот спектакль, получил горячую поддержку зрителей.
  22.  Циклон грозился наводнением.
  23. Небо охватывается заревом, и становится страшно.
  24. Писатель выводит героя, который сам не умеет надеть чулки и днями пролёживает на диване.
  25. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.  
  26. Горький – писатель, с детства проникший сочувствием  к  народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Особая форма глагола - причастие (обобщение).

Урок русского языка в 7 классеТема: Особая форма глагола - причастие (обобщение)....

"Употребление в речи причастий и деепричастий"

Презентация для урока русского языка в 6 классе....

Особая форма глагола - причастие

Урок "Особая форма глагола - причастие" - урок обобщения и систематизации пройденного материала по данной теме. На этом уроке формируются умения и навыки обучающихся работать с книгой, самостоятельно ...

Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс

Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро...

Произношение глаголов, причастий и деепричастий

Урок русского языка в 6 классе. Программа Разумовской М.М....

Ошибки в употреблении видов глагола (5 класс)

В презентации в доступной для учащихся 5 класса форме говорится о грамматических ошибках, связанных с видовой соотнесенностью глаголов...