Ролевая игра по теме: "Причастие и деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Волкова Надежда Николаевна

Ролевая игра проводится для повторения пройденного материала по теме "Причастие и деепричастие" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_po_teme_prichastiya_i_deeprichastiya.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра для закрепления  материала по теме «Причастие и деепричастие». Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает фишку и цвет. Цель игры - дойти до финиша. Чтобы передвинуть фишку на следующее поле, необходимо ответить на вопрос правильно. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, то фишка этой команды остается на месте и не передвигается.  

Поле – лабиринт высвечивается на экране,  и учитель  передвигает фишки в соответствии с ответом команды.

Ниже представлена путевая карта с вопросами и ответами для учителя, а также карточки с письменными заданиями для учеников.

Волкова Н.Н., учитель русского языка МБОУ ООШ с.п. Гайтер. Комсомольского района.


Hjkt

      1      2

              3

Выход

Отвечают только капитаны

Отвечает игрок, который дал меньше всего ответов.

Если не отвечаете на вопрос, то отступаете на шаг назад.

Вопросы для команды №1

Вопросы для команды №2

Вопросы для команды №3

Дополнительные вопросы

1

Признаки каких частей речи совмещает причастие?

Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени.

ащ, ящ. ущ, ющ

Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?

Какие признаки глагола есть у деепричастия?

вид, возвратность

2

Что такое деепричастный оборот?

Карточка 1

Карточка 1

Какие признаки глагола имеет причастие?

вид, возвратность. время

3

Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

ом, ем, им

Карточка 2

Когда пишется одна н в причастиях?

Какие признаки наречия есть у деепричастия?

не изменяется, является обстоятельством, зависит от глагола сказуемого.

4

Карточка 1

Карточка 3

Карточка 2

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

имеет окончания одинаковые, изменяется по числам. родам и падежам, отвечает на вопрос какой?

5

Карточка 2

Карточка 4

Карточка 3

Карточка 9

6

Карточка 3

Что такое причастный оборот?

Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

вш, ш, т

Карточка 10

7

Когда пишется нн в причастиях?

Когда не с причастиями пишется раздельно?

Выделяется ли одиночное деепричастие запятыми?

8

Карточка 4

Карточка 5

От чего зависит написание суффиксов причастий действительных и страдательных причастий прошедшего времени

От инфинитива

9

Карточка 5

Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

нн, н

Карточка 5

10

Назовите, какие причастия и деепричастия можно образовать от основы инфинитива.

причастия прошедшего времени,

деепричастия совершенного вида

Карточка 6

Когда не с причастиями пишется слитно?

11

Когда деепричастный оборот выделяется на письме запятыми?

Карточка 7

Как определить какая гласная пишется перед суффиксами причастий прошедшего времени?

Какая в инфинитиве, такая и в в причастии, кроме -енн

12

Как пишется не с деепричастиями?

Как отграничить глагольное прилагательное от причастия?

Карточка 6

13

Карточка 6

Карточка 8

Карточка 7

14

Карточка 7

От чего зависит написание суффиксов причастий действительных и страдательных причастий настоящего времени?

От спряжения

Карточка 8

15

Какие причастия мы не можем образовать от глаголов совершенного вида?

причастия настоящего времени

У каких причастий есть полная и краткая форма?

Страдательные причастия прошедшего времени (нн).

Назовите, какие причастия и деепричастия можно образовать от основы настоящего времени.

причастия настоящего времени,  деепричастия несовершенного вида.

16

Карточка 8

Как определить какой суффикс пишется в страдательных причастиях настоящего времени?

Ем – 1 спр

Им – 2 спр.

карточка 4

Карточка №1

Расставьте знаки препинания.

1Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4.В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7.На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.На окне все еще лежала забытая утром книга.
10.Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

Карточка №2

 Расставьте знаки препинания.

  1. Приближаясь к березовой роще мы услышали   треск повалившегося дерева.
  2.  Воробей растопырив крылышки   сжался весь от страха.
  3. Сережа немного подумав  обещал маме исправиться
  4. Конь жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
  1. Ленька растянулся на траве,положив голову на котомку и крепко уснул.
  2.  Однажды в лесу я провалился в глубокую яму  распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
  3. С запада навстречу мутноватой заре предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
  4. Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце, снег лежит.

Карточка № 3

Вставьте гласные.

Вид..мый, реша..мый, изуч..нный, разгорож..нный,  слыш..мый, подхвач..нный, управля..мая, слож..ны, завис..мый о приближающ..йся туче,  раста..вший снег, игра..щие дети, пен..щиеся волны, выгора..мые на солнце, движ…щ..ся автомашины, стел…щ..мся туманом.

Карточка № 4

Образуйте  причастия от глаголов

,

Настоящее время

Прошедшее время

страдательное

действительное

страдательное

действительное

лететь

танцевать

питаться

интересоваться

подстричь

добыть

думать

Карточка 5

Выпишите из текста все причастия.

Просторная новая терраса дачи была ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами расставленными на длинном черном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад густо обступивший со всех сторон дачу потонул в темном мраке. Только листья сирени в упор освещаемые лампой резко и странно выступали из темноты. (Не)подвижные гладкие блестящие точно вырезанные из зеленой жести. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи горели ровным (не)мигающим пламенем. Было душно и чувствовалось что в нагретом наэлектризованном воздухе медленно надвигалась ночная гроза. Пахло медом цветущей липой. (А.Куприн)

Карточка № 6

Выпишите все деепричастия.

Тетерев сел на самом вepxy, где сук сосны и сук ели сложились, как
мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин.)

Карточка № 7

Превратите отглагольное прилагательное в причастие.

Пиленый, сушеный, груженый, вареный, сушеный, ломаный,  жареный

Карточка № 8

Раскройте скобки.

(Не) зависимый человек, (Не) замеченная мною ошибка,  (Не) заменимый помощник, (Не) утомимый работник, (Не) обозримые сразу просторы, (Не) проходимые дебри, ответ (не )продуман, враги не (примиримы), (не)выполненный вовремя заказ, (не)решаясь сказать, трава (не) скошена, (не) годуя на нее, (не) доумевая.

Карточка 9

Образуйте деепричастия.

Совершенного вида

Несовершенного вида

крикнуть

созревать

застилать

забыть

отдать

гладеть

терять

Карточка № 10

Вставьте н или нн.

принесе..а, измене..ое, определе..ы, неотпечата..ые, погруже..ая, варе..ные в котелке, краше..ая,  некипяче..ая,

Ответы

Карточка 1

1Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.За домом послышался смех женщин,
возвращавшихся после работы.
4.В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.И вдруг я увидел звезды,
скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.Самая короткая дорога,
ведущая к мосту,  шла вдоль старого пастбища.
7.На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.На окне все еще лежала забытая утром книга.
10.Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

Карточка 2

  1. Приближаясь к березовой роще, мы услышали   треск повалившегося дерева.
  2.  Воробей, растопырив крылышки,   сжался весь от страха.
  3. Сережа, немного подумав,  обещал маме исправиться
  4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
  1. Ленька растянулся на траве, ,положив голову на котомку, и крепко уснул.
  2.  Однажды в лесу я провалился в глубокую яму,  распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
  3. С запада навстречу мутноватой заре предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
  4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Карточка 3

Видимый, решаемый, изученный, разгороженный,  слышимый, подхваченный, управляемая, сложены, зависимый о приближающейся туче,  растаявший снег, играющие дети, пенящиеся волны, выгораемые на солнце, движущиеся автомашины, стелящимся туманом.

Карточка 4

Настоящее время

Прошедшее время

страдательное

действительное

страдательное

действительное

полететь

-

-

полетевший

-

танцевать

танцующий

танцуемый

танцевавший

-

питаться

питающийся

питаемый

питавшийся

интересоваться

интересующийся

интересуемый

интересовавший

подстричь

-

-

подстриженный

добыть

-

добывший

добытый

думать

думающий

Думаемый

думавший

Карточка 5

Освещена,  расставленными , обступивший, освещаемые, вырезанные, мигающим, цветущей.

Карточка 6

Устроившись.. Синяя , красив. Завидев, показав

Карточка № 8

Раскройте скобки.

Независимый человек, Не  замеченная мною ошибка,  Незаменимый помощник, (Неутомимый работник, (Не  обозримые сразу просторы, Непроходимые дебри, ответ не продуман, враги не примиримы, не выполненный вовремя заказ, (не решаясь сказать, трава (не  скошена, (негодуя на нее, (недоумевая.

Карточка 9

Совершенного вида

Несовершенного вида

крикнуть

-

крикнувши

созревать

созревая

созревавши

застилать

застилая

застилавши

забыть

забывши

отдать

отдавши

глядеть

глядя

глядевши

терять

теряя

терявши

Карточка № 10

принесен.а, измененное, определены, неотпечатанные, погруженная, варенные в котелке, крашеная,  некипяченая,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная игра по теме "Причастие" "Кто хочет стать миллионером"

Кто хочет стать миллионером? Поиграем?Составленная игра поможет отработать орфограммы по теме "Причастие".Она позволит учащимся более тща­тельно подготовиться к экзаменационным испытаниям и успешно сд...

Электронная игра по теме "Причастие" "Футбол"

Игра "Футбол" проверяет умения писать 1 и 2 Н в прилагательных, наречиях, отглагольных прилагательных и причастиях.Для развития умений предлагаю сыграть в футбол. Игра составлена с учетом интереса реб...

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс). Часть 1.

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс).По мотивам "Своя игра". Часть 1....

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс). Часть 2.

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс).По мотивам "Своя Игра".Часть 2....

Урок-игра по теме"Причастие" 7 класс

Урок-игра по теме "Причастие". Ребята делятся на команды, выбирают капитанов и начинают игру. Учитель задает вопросы, команда отвечает на вопрос. Если ученики отвечают неправильно, другая ко...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...