Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.Г. Бархударова. 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Сизикова Наталья Владимировна

Рабочая программа к учебнику С.Г. Бархударова. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

8 класс

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования;
  • Примерная программа (основного) общего образования по русскому языку;
  • Баранов М.Т. Программа по русскому языку для 8 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, н.М. Шанский // Программы образовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2008. – с. 26-30.)
  • Рабочая программа по русскому языку. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.
  • Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 176с.

Количество учебных часов

Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение русского языка в 8 классе отводится 105 часов. В образовательной программе на изучение языка в 8 классе дается 102 часа, поэтому 2 часа было добавлено на изучение словосочетания и 1час – на второстепенные члены предложения.

В год – 105, из них по развитию речи – 17.

В неделю – 3 часа.

Согласно авторской образовательной программе «преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои корректив». При составлении собственной рабочей программы было увеличено количество часов на повторение, т.к. в ГИА присутствуют задания из разделов «Лексика», «Морфемика», «Морфология» за счёт часов, отведенных на изучение «Однородных членов предложения». За счет этого добавлено количество часов при изучении главных членов предложения, на проверку знаний которых есть задания в ГИА.  За счет часов, отведенных на изучение обособленных членов предложения и уроков повторения в конце года было увеличено часов по развитию речив связи с начальной подготовкой учащихся к сдаче ГИА, а именно отведены дополнительные уроки на анализ текста и написание по нему сжатого изложения, написание сочинения-рассуждения.  

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен:

знать/понимать:

– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

Уметь:

 – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;

выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся русскому языку за курс 8 класса:

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.


По пунктуации.  

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.


По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемымиорфограммами.

По связной речи.

Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Форма контроля:

- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложненное списывание;

- тест;

- составление сложного и простого плана по тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определенного стиля и типа речи;

- сочинение (описание пейзажа, помещения);

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

Тематическое планирование

Введение (1ч)

Функции русского языка в современном мире

Повторение изученного в 5-7 классах (8ч)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).  

                                         

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (90ч)

Словосочетание (4ч)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь  слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (4ч)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (8ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

      Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

    Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.        

Второстепенные члены предложения (9ч)

    Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.  Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при  приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.

     Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

      Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (11ч)

      Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2ч)

    Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения(14ч)

    Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

      Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.

      Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (20ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

     Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

    Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова междометия (11ч)

     Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

      Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

       Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь (7 ч)

        Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

        Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

        Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6ч)

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные  предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова  и предложения».

    Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Контрольная работа

Общие сведения о русском языке

1

-

-

Повторение пройденного в 5-7 классах

8

2

-

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание и простое предложение

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Односоставные и неполные предложения

Однородные члены предложения

Обособленные члены предложения

Обращения, вводные слова и междометия

Прямая и косвенная речь

90

8

8

9

13

14

20

11

7

14

1

2

2

2

2

2

2

1

8

-

1

1

1

1

2

1

1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

6

1

1

Итог:

105

17

9

Контроль полученных знаний

Вид контроля

Дата

1.

Р.р. Строение текста. Стили речи.

2.

Р.р. Сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень».

3.

Р.р. Описание памятника архитектуры «Триумфальная арка».

4.

Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. (упр. 114)

5.

Контрольный работа  по теме «Словосочетание. Простое предложение и его грамматическая основа».

6.

Р.р. Изложение по тексту Д. Лихачева «Русский язык»

7.

Р.р. Публичное выступление об истории своего края (упр. 201).

8.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

9.

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

10.

Р.р. Рассказ на свободную тему (упр. 220).

11.

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения».

12.

Р.р. Сочинение по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (упр. 287)

13.

Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения (упр. 293)

14.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

15.

Р.р.Изложение по тексту А Осипова «Суворов».

16.

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

17.

Контрольная работа по теме«Обособленные и уточняющие члены предложения»

18.

Р.р. Сочинение рассуждение на тему «Книги – наши верные друзья» (упр. 385)

19.

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему (упр. 354).

20.

Контрольная работа  по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и конструкциями и междометиями».

21.

Р.р. Сравнительная характеристика героинь картины К. Брюллова «Портрет сестер  А.А и О.А. Шишмаревых»

22.

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

23.

Р.р. Сочинение-повествование с элементами описания (рассуждения)

24.

Контрольный диктант. Подведение итогов года.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Коли-чество часов

Тип урока

Вид контроля знаний и обратной связи

ЗУНы

ООУНы

Раздел 1. Общие сведения о языке (1ч)

1

Функции русского языка в современном мире.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать основные функции русского языка, его место в группе восточнославянских языков, его значение как государственного языка и одного из мировых языков.

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

Раздел 2. Повторение изученного в 5-7 классах (6ч + 2ч)

2

Повторение изученного в 5-7 классах.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная работа

Восстановить и закрепить знания и умения, полученные в 5-7 классах.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников.

3

Повторение изученного. Фонетика.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная работа

Систематизация знаний по фонетике. Уметь выполнять фонетический разбор.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

4

Повторение изученного. Морфемика и словообразование.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, парная  работа

Систематизация знаний по морфемике. Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

5

Повторение изученного. Лексика и фразеология.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, парная  работа

Систематизация знаний по лексике и фразеологии. Знать понятия фразеологии.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

6-7

Повторение изученного. Морфология.

2

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная работа

Систематизация знаний по морфологии. Уметь выполнять лингвистический разбор.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников

8

Р.р. Строение текста. Стили речи.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, парная  работа

Систематизация знаний о признаках и строении текста, о типах речи, о видах и способах связи в тексте, о стилях речи. Уметь выполнять лингвистический разбор.

Умение работать коллективно и индивидуально.

9

Р.р. Сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень».

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение – описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности.

Умение  строить текст  на  заданную  тему. Уметь работать по заданному плану.

Раздел 2. Синтаксис и пунктуация (90ч).

Словосочетание и простое предложение (7ч + 1ч)

10-11

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

2

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать строение словосочетания. Уметь выделять словосочетание в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Умение работать в парах, взаимопроверка.

12-13

Связь слов в словосочетании.

2

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Уметь определять способы связи в словосочетании, конструировать их. Знать строение и значение словосочетаний, уметь делать схемы.

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Умение работать в парах, взаимопроверка.

14

Строение и грамматическое значение предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная, групповая  работа

Знать строение и грамматическое значение предложения. Уметь выделять грамматическую основу, определять цель высказывания.

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

15

Интонация предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать, что такое интонация, ее элементы. Правильно читать фразы в соответствии с пометками, обозначающими: а) паузы; б) логическое ударение; в) мелодическое движение голоса. Уметь готовить устное высказывание с точки зрения интонации ( на уровне фраз и небольших текстов).

Самостоятельно оценивать свою учебную д-ть посредством сравнения с деятельностью других учеников.

16

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная, парная  работа

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Уметь осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

17

Р.р. Описание памятника архитектуры «Триумфальная арка».

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Уметь описывать памятники архитектуры. знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Умение строить текст устного описания на заданную тему.

Главные члены предложения (6ч + 2ч)

18

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать и пояснять функцию главных членов предложения.

Знать что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

19

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать что такое сказуемое, простое глагольное сказуемое и его способы выражения.

Умение работать в парах, взаимопроверка.

20

Составное глагольное сказуемое.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать что такое составное глагольное сказуемое.

Самостоятельно оценивать свою учебную д-ть посредством сравнения с деятельностью других учеников.

21-22

Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. (упр. 114)

2

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать для публицистики средства языка.

Умение строить текст устного описания на заданную тему.

23

Составное именное сказуемое.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать что такое составное именное сказуемое. Уметь различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владеть монологической и диалогической речью.

24

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи.

Самостоятельно оценивать свою учебную д-ть посредством сравнения с деятельностью других учеников.

25

Контрольный работа  по теме «Словосочетание. Простое предложение и его грамматическая основа».

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Тематический контроль

Определить уровень усвоения темы.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

Второстепенные члены предложения (7ч + 2ч)

26-27

Дополнение.Работа над ошибками.

2

Урок усвоения новых знаний, коррекции знаний

Фронтальная работа, работа с консультантом

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме. Знать трудные случаи выражения дополнений.

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Умение работать в парах, взаимопроверка.

28

Определение.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи.                                                                    

Самостоятельно оценивать свою учебную д-ть посредством сравнения с деятельностью других учеников.

29

Р.р. Изложение по тексту Д. Лихачева «Русский язык»

1

Уроки развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Уметь определять способ и средства связи предложений в тексте. Анализ текста изложения (определять стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений).

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

30

Приложение.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать что такое приложение.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владеть монологической и диалогической речью.

31

Обстоятельство. Основные виды обстоятельства.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Умение работать в парах, взаимопроверка.

32

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная, парная  работа

Знать что такое обстоятельство, выраженные сравнительными оборотами.

Уметь работать по заданному алгоритму, определять проблемы собственной учебной деятельности.

33

Р.р. Публичное выступление об истории своего края (упр. 201).

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Знать что такое риторика, основные приемы ораторской речи.

Уметь публично выступать. Знать особенности публичного выступления.

Умение строить текст. Развитие памяти.

34

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Урок контроля

Индивидуальная  работа. Тематический контроль

Определить уровень усвоения темы.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

Односоставные и неполные предложения (11ч + 2ч)

35-36

Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные. Работа над ошибками.

2

Урок усвоения новых знаний, коррекции знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа, работа с консультантом

Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

37-38

Неопределенно-личное предложение.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа

Знать, когда употребляются в речи неопределенно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

39-40

Безличные предложения.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа

Знать о безличных предложениях, способах выражения сказуемого в этих предложениях.

Развитие речевой культуры ученика.

41

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение – описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать односоставные предложения.

Умение  строить текст  на  заданную  тему. Уметь работать по заданному плану.

42-43

Назывные предложения.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений.

Уметь проводить наблюдения: стилистические возможности односоставных предложений (тексты). Свободная работа с текстами художественных произведений.

44

Р.р. Рассказ на свободную тему (упр. 220).

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Уметь создавать текст повествовательного характера, создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассказа.

Уметь строить связный текст.

45-46

Понятие о неполных предложениях.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа

Знать о неполных предложениях, сферу их употребления. Уметь определять неполные двусоставные и односоставные предложения.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

47

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения».

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Тематический контроль

Определить уровень усвоения темы.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

Однородные члены предложения (12ч + 2ч)

48-49

Понятие об однородных членах. Работа над ошибками.

2

Повтори-тельнообобща-ющий урок, урок коррекции знаний

Фронтальная работа, работа с консультантом

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Знать общее понятие о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью; Уметь отличать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да (=и) от сложного предложения с аналогичной связью.

Извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

50-51

Однородные и неоднородные определения.

2

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать, что такое однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в речи; грамотно оформлять их пунктуацию при письме.

Извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

52, 53, 54

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

3

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа, парная  работа

Знать об однородных членах, связанных сочинительной связью и правила пунктуации.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владеть монологической и диалогической речью.

55

Р.р. Сочинение по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (упр. 287)

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная работа

Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение – описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности.

Умение  строить текст  на  заданную  тему. Уметь работать по заданному плану.

56. 57, 58

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

3

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная, парная  работа

Знать особенности данной синтаксической конструкции, уметь употреблять ее в речи. Владеть правилами постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владеть монологической и диалогической речью.

59

Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения (упр. 293)

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная работа

Знать приемы такого типа речи, как рассуждение, уметь строить собственные высказывания, приводить аргументы и  пересказывать текст.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текста-рассуждение.

60

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, парная  работа

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Знать общее понятие о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владеть монологической и диалогической речью.

61

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Тематический контроль

Проверка знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; закрепление навыка постановки знаков препинания.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

Предложения с обособленными и уточняющими членами (18ч + 2ч)

62-63

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Работа над ошибками.

2

Урок усвоения новых знаний, коррекции знаний, закрепления изученного

Фронтальная работа, работа с консультантом

Знать об обособлении членов предложения; обособленные определения и приложения.

Уметь выразительно читать.Владеть монологической и диалогической речью.

64

Обособление несогласованных и согласованных определений.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать особенности обособления согласованных и несогласованных определений; знаки препинания при приложении.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников. Владеть монологической и диалогической речью.

65

Обособление приложений и определений, выраженныхпричастным оборотом.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать правила образования причастного оборота; знаки препинания при причастном обороте.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников.

66

Особенности обособления приложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать особенности обособления приложений; знаки препинания при приложении.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников.

67-68

Р.р.Изложение по тексту А Осипова «Суворов».

2

Уроки развития речи

Фронтальная, индивидуальная  работа

Уметь пересказывать прослушанный текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

69

Обособление определений и приложений. Повторение.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная работа

Знать об обособлении членов предложения; обособленные определения и приложения. Уметь видеть их в предложении и оформлять на письме.

Уметь выразительно читать. Владеть монологической и диалогической речью.

70

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Текущий контроль

Проверка знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; закрепление навыка постановки знаков препинания.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

71-72

Обособленные обстоятельства. Работа над ошибками.

2

Урок усвоения новых знаний, коррекции знаний, закрепления изученного

Фронтальная, групповая  работа

Знать об обстоятельстве как второстепенном члене предложения и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Уметь применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствование умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

73-74

Обособленные обстоятельства. Повторение.

2

Урок закрепления изученного

Фронтальная, групповая  работа

75

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная работа

Закрепить пунктуационные навыки. Уметь делать синтаксический разбор.

Уметь строить связный текст.

76-77

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения.

2

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать об обособлении уточняющих членов предложения и о роли, значении в предложении.

Уметь работать по заданному алгоритму, определять проблемы собственной учебной деятельности.

78

Обособление уточняющих членов предложения.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, групповая  работа

Знать об обособлении уточняющих членов предложения. Уметь обнаруживать уточняющие члены в устной и в тексте. Иметь понятие о разделительных и выделительных знаках препинания.

Извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

79

Разделительные и выделительные знаки препинания.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, групповая  работа

Иметь понятие о разделительных и выделительных знаках препинания.

Извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

80

Уточняющие члены предложения. Повторение.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, парная  работа

Знать об обособлении уточняющих членов предложения, типы речи, типы связи слов в словосочетании и типы связи предложений в тексте.

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной работы.

81

Контрольная работа по теме«Обособленные и уточняющие члены предложения»

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Тематический контроль

Проверка знания учеников по темам: «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения».

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9ч + 2ч)

82-83

Обращения и знаки препинания при нем. Работа над ошибками.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного, коррекции знаний

Фронтальная работа. Работа с консультантом.

Знать об обращении и его роли в предложении, его способах выражения, стилистических особенностях. Уметь пунктуационно выделять обращение.

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Умение работать в парах, взаимопроверка.

84-85

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепле-ния изученного

Фронтальная работа

Знать о вводных словах и предложениях, их роли в тексте.

Уметь выразительно читать.

86

Р.р. Сочинение рассуждение на тему «Книги – наши верные друзья» (упр. 385)

1

Урок развития речи

Фронтальная, индивидуальная работа

Знать приемы такого типа речи, как рассуждение, уметь строить собственные высказывания, приводить аргументы и  пересказывать текст.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текста-рассуждение.

87

Предложения с междометиями.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная, групповая  работа

Уметь находить вводные слова и предложения в тексте, показать роль междометий и слов «да», «нет» в предложении, закрепить навыки правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями.

Развитие культуры речи учеников.

88-89

Вставные конструкции.

2

Урок усвоения новых знаний, закрепления изученного

Фронтальная, парная  работа

Знать о вставных конструкциях, их структурные и интонационные особенности, роль в предложении. Уметь правильно интонационно выделять вставные конструкции.

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Умение работать в парах, взаимопроверка. Выразительно читать.

90

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему (упр. 354).

1

Уроки развития речи

Фронтальная, индивидуальная работа

Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический», уметь использовать характерные для стиля средства языка, отбирать, обрабатывать и структурировать информацию.

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

91

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Повторение.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, групповая  работа

Знать об обращении, вводных словах и вставных конструкциях.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

92

Контрольная работа  по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и конструкциями и междометиями».

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Тематический контроль

Знать об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Уметь отличать эти слова и конструкции от членов предложения.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (6ч + 1ч)

93-94

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Работа над ошибками.

2

Урок усвоения новых знаний, урок коррекции знаний

Фронтальная работа

Знать понятие «прямая речь». Уметь правильно расставлять знаки препинания при прямой речи.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

95

Диалог.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная, парная  работа

Знать, что такое диалог. Уметь правильно оформлять диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с диалогом, пользоваться схемами при обозначении предложений с диалогом.

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.

96

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать о косвенной речи. Уметь правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

97

Р.р. Сравнительная характеристика героинь картины К. Брюллова «Портрет сестер  А.А и О.А. Шишмаревых»

1

Уроки развития речи

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Уметь создавать текст – сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство и различие. Использовать при строении высказывания лексические и синтаксические средства.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

98

Цитаты и их оформление на письме.

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная работа

Знать о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

99

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

1

Урок контроля

Индивидуальная работа. Тематический контроль

Знать о прямой и косвенной речи,  способах передачи чужой речи, находить в тексте и уметь их оформлять знаками препинания.

Определять проблемы собственной учебной деятельности.

Раздел 4. Повторение изученного в 8 классе (5ч + 1ч)

100

Словосочетание и простое предложение. Повторение.

1

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная работа

Повторить и закрепить пройденное по темам. Уметь определять связь между словами в словосочетании и предложении. Уметь различать однородные и неоднородные определения Уметь расставлять знаки препинания.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

101-102

Обособленные и уточняющие члены предложения. Повторение.

2

Повтори-тельнообобща-ющий урок

Фронтальная, парная  работа

Повторить и закрепить пройденное по темам, определять причину обособления. Уметь различать вводные слова и члены предложения, сходные с ними.Правильно расставлять знаки препинания.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Владение монологической и диалогической речью.

103

Р.р. Сочинение-повествование с элементами описания (рассуждения)

1

Уроки развития речи

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь выполнять лингвистический анализ, письменно излагать текст. высказывать собственное мнение по прочитанному и приводить аргументы.

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

104-105

Контрольный диктант. Подведение итогов года.

2

Урок контроля, коррекции знаний

Индивидуальная работа, работа с консультантом. Итоговый контроль

Определение уровня усвоения темы для дальнейшей работы с ней.

Уметь находить и проверять свои ошибки.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы

  1. Баранов М.Т. Программа по русскому языку к учебнику 8 класса / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, н.М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы /  Составитель Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – с. 10-62. / Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  2. Рабочая программа по русскому языку. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.

Учебно-теоретические материалы

  1. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  4. Обучение сочинениям. Развитие речи: 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2008.

Учебно-практические материалы

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
  2. Никулина М.Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку:8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Учебно-справочные материалы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.
  2. Новый орфографический словарь русского языка. 100 000 слов. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2011.
  3. Крысин Л.П. 1000 новых иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

Учебно-наглядные материалы

  1. Плакаты по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику С.Г.Бархударова

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего образования  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.Рассчитана на 102ч +3 резервных....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой

Данная программа  реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Сборник примерных рабочих программ по русскому языку по предметным линиям Ладыженской ,Бархударова, Рыбченковой 2021 года

Обновлённая Примерная рабочая программа по русскому языку по предметным линиям Т.Ладыженской, С.Бархударова, Л. Рыбченковой М. Просвещение 2021г....