План индивидуально-групповых занятий по подготовке к олимпиаде по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Салангина Ольга Валерьевна

План рассчитан на 4 часа и включает в себя работу по углублению и расширению знаний из раздела "Синтаксис. Пунктуация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

Одной  из  актуальных проблем обучения русскому языку в школе является проблема индивидуального подхода к одарённым детям. Зачастую на уроках они получают лишь основные сведения  о языковых явлениях, закрепляют изученный материал на уроке наряду с остальными обучающимися. Таким образом, обучающиеся осваивают лишь базовый уровень, что не позволяет им реализовать творческий потенциал, добиться высоких результатов по предмету в конкурсах, олимпиадах. Другая проблема заключается в том, что дети в большинстве случаев, даже запомнив правила, испытывают затруднения в применении знаний и умений в нестандартных ситуациях. Особенно это касается олимпиадных заданий, которые предполагают владение учебным материалом на повышенном уровне. Синтаксис и пунктуация – один из разделов, требующих углублённого изучения. При этом необходимо основной упор сделать на практические задания, включающие в себя сложные, не встречающиеся на уроках моменты.

Предлагаемая программа  предполагает разные формы учебной работы с синтаксическими единицами (текст, предложение), обучение углубленному их анализу с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

Цель программы - углубление и расширение знаний в области синтаксиса и пунктуации.

Задачи программы:

  • Систематизировать  сведения о членах предложения;
  • Обобщить изученные разделы пунктуации;
  • Изучить на практике сложные случаи определения членов предложения;
  • Рассмотреть трудные случаи постановки знаков препинания.

Материал, положенный в основу программы, - это правила из разделов «Синтаксис», «Пунктуация», изучаемые в основной и средней школе; тексты и предложения из учебных пособий, олимпиадных заданий.

Принципы структурирования материала:

  •  тематический принцип.

В результате освоения программы обучающиеся  должны:

Знать и понимать:

- основные понятия синтаксиса;

- разделы пунктуации и правила постановки знаков препинания.

Уметь:

-определять, каким членом предложения является слово;

-правильно расставлять знаки препинания;

-анализировать предложение и текст с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения уровня владения языком;
  • определения своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как  объекта профессиональной деятельности;
  • участия в олимпиадах различного уровня.

Программа рассчитана на 4 учебных часа (1 час в неделю), ее содержание может варьироваться по усмотрению учителя.

Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы: индивидуальная  работа по непосредственному анализу текста; самостоятельная поисковая, исследовательская работа по темам, предложенным учителем;  выполнение заданий творческого характера (составление заданий).

Тематическое планирование

название раздела

тема

вид учебного занятия

часы

Тема 1

 

Главные и второстепенные члены предложения

лекция

1

Синтаксический разбор предложения

практическое занятие

1

       

Тема 2

 

 Разделы пунктуации

лекция

1

Пунктуационный разбор предложения

практическое занятие

1

 Итого

Лекция: 2 ч.

Практические занятия: 2 ч.

4 ч.