КИМ 11
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КИМ к рабочей программе и ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_11_kl.docx89.31 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный тест

Цель: проверка знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Вариант 1

Часть1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (……. )нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

  2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

  3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

  4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором     предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

Поэтому

Именно

Так

В связи с этим

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОМАНДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в  первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Команда, -ы, ж.

1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».

2. Автоматически передаваемый сигнал, вызывающий действие какой-нибудь системы, механизма. Система команд.

3. Начальствование над  какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой офицера.

 4. Группа связанных чем-нибудь людей. Команда президента.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

при´нял                                      тамо´жня                                                  на´долго

перелила´                                   озло´бить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.  

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.  

Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  береговые КАТЕРА                                              скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

  ТРОЕ братьев                                                       у новых ТУФЛЕЙ

   без ВИШЕН

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

К..рпорация                          обж..гать

пом..стить                              расст..лая                                     с..туация

 9. Определите  ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.         

р..спорядиться, с..гласие

чере..чур, бе..болезненный,

пр..образовать, пр..следовать

о..пирать, по..тянуть

без..мянный, сверх..зобретательный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Блюд..чко                       Зареч..нский

претерп..вать                 привередл..вый               плутони..вый

11.        Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    догон..шь,                             разбуд..шь

 беспоко..шься                          шепч..шься

 расчист..вший

12. Определите  предложение, в котором  НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

   Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

   Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

   В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

  Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.

 Мост  (не)построен.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

 (В) ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.

  А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

  (В) СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО) КРУГ было покрыто водой.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15. Укажите предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

 2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

 3) За чаем собрались гости да хозяева.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми

5)Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых  в предложении должны стоять запятые.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

20. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

 1) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

 3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

4) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?

1) повествование

 2) описание

 3) рассуждение и повествование

4) Рассуждение

22. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

 1) бесцельные

2) безуспешные

3) старательные

4) вредные

23.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой   соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г.  Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как А_____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп - Б _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как В_____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), Г _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1)метонимия                                   2)сравнение

3)сравнительный оборот                 4)ирония

5)разговорные слова и фразеологизмы

6)заимствованные слова

7)литота

8)риторический вопрос

9)синтаксический параллелизм

Часть 2

 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению.(2) (…….), дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей.(3) Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 1) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

  2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

  3) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

  4) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины – это представители второй земной цивилизации.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

Бесспорно

Именно

Так как

Без сомнения

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СПОСОБНОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в  первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СПОСОБНОСТЬ, -и, ж. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие-нибудь действия. Способность двигаться. Покупательная способность населения.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.         Выпишите это слово.

посла´ла                                  

сняла´

 нажи´вший

дони´зу

позвони´т

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.

Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.

   ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

                   пара САПОГОВ

                   гораздо ЛУЧШЕ

                    ЧЕТЫРЬМЯ способами

                   ЛЯГТЕ

                    килограмм ЯБЛОК

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
4) Картина изображала корабль, вздымающейся на гребень морского вала.

5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

6)Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.

7) В журнале «Непоседе» много интересных заданий для учеников младших классов.

8) Малыш громко кричал, что хочу эту машину.

9) Автор подвергает героя различным испытаниям и  этим раскрыл полно его характер.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

перег..ревший

проб..раться,

ср..внительный,

тр..пинка,

агр..ном

9. Определите  ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

О..бить, по..строить

з..частую, п..завчера

пред..стория, не..звестный

пр..ложение, пр..огромный

 во..делывать,  ра..думывать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

угодл..вый                          отта..вать

откле..вать                            вол..вой

жемчуж..нка

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завиду..шь                                негоду..шь

выпячива..мый                           бре..шься

завис..мый

12. Определите  предложение, в котором  НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

Киты часто глотают предметы, явно (не) служащие для них кормом.

  Я поселился в (не) большой, светлой комнате.

 В квартире всё оставалось (не) тронутым со дня отъезда Лизы.

 Альпиниста влекут (не) покорённые вершины.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(По) этому пути давно не ездили, (от) того дорога поросла густой травой.

 Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.

  Пришлось отказаться (от) того, что было задумано, так как деньги (на) счёт не поступили.

Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

 2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

 3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

 4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

5) На небе появились сизые тучи ( ) и в воздухе повеяло сыростью.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых  в предложении должны стоять запятые.

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень. (11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. (14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.

(По И. Новикову)

20. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Глядя на ликующее семейство, герой рассказа тоже хотел бы радоваться жизни.

2) Осеннее ненастье наполнило души людей унынием.

3) Подошедший мужчина и две его дочери раздражали своим безудержным весельем некоторых людей, стоящих на остановке.

 4) Герой рассказа находится в угнетённом состоянии из-за того, что во время проверки нарушил должностную инструкцию.

21. В каком варианте ответа перечислены все типы речи, представленные в предложениях 14 – 25?

1) повествование

2) описание и рассуждение

3) повествование, описание и рассуждение

4) описание

22. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 8                           2) 10                    3) 20           4) 4

23.Среди предложений 19 – 26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Чтобы воссоздать гнетущую обстановку осеннего ненастья, в начале текста автор использует такие тропы, как _____ («промозглая сырость», «неподвижно-тяжёлая вода»), _____ («бинтами изморози», «скулы зданий»). _____ в предложении 15 выступает как средство характеристики героев текста. Такой приём, как _____ (предложение 29), помогает подчеркнуть контраст между ликующим семейством и уныло оцепеневшей толпой».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) ряд однородных членов

3) эпитеты

4) диалектизм

5) противопоставление

 6) литота

7) лексический повтор

8) метафоры

9) парцелляция

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Контрольный диктант

Цель: контроль знания учащимися основных правил орфографии и пунктуации.

Воспоминания о родине

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.  Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещённом мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

Когда поднял к глазам бинокль, в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы и птицы — распушенные ветром мокрые комочки.  Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это возвращает в детство.

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.

 (По В. Конецкому.) (191 слово.)               

Контрольный тест

Цель: контроль знания учащимися основных правил орфографии и пунктуации.

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Человекообразные обезьяны (орангутан, шимпанзе и горилла) – кровные наши родственники в буквальном смысле этого слова. (2)(……..) недавно кровь этих обезьян не умели отличить от человеческой благодаря наличию тех же групп крови, почти тех же белков плазмы, сходному химическому составу. (3)В последнее время установили, что ближе всех нам по крови карликовый шимпанзе, кровь которого можно переливать человеку (с соответствующей группой) без всякой предварительной обработки.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 1) Человекообразные обезьяны (орангутан, шимпанзе и горилла) являются не только нашими кровными родственниками, но и самыми умными из животных; они легко дрессируются, и обучить их можно очень многому.

  2) Кровь человекообразных обезьян имеет те же группы, почти те же белки плазмы, что и кровь человека, однако сильно отличается от неё по своему химическому составу.

  3)Кровь карликового шимпанзе нельзя переливать человеку без предварительной обработки.

  4) Человекообразные обезьяны настолько близки к людям по химическому составу крови и по её группам, что кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку без всякой обработки.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

Особенно

Также

Ничуть

Ещё

Совсем

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГРУППА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором  предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Группа,  -ы, ж.

1. Несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга, соединённых вместе. Г. Строений. Г. Всадников.

2. Совокупность людей, объединённых общностью интересов, профессии, деятельности, а так же совокупность предметов, объединённых общностью признаков. Общественные группы. Г. учащихся.  

3. Класс, категория, разряд чего-нибудь. Первая группа инвалидности.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обогнала´

 занята´

коры´сть

обле´гчит

влила´сь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.  

Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.

Со временем ВОДЯНИСТАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.

6.. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

                   ПУСКАЙ читают

                   СИЛЬНЕЕ ВСЕГО

                   в ДВУХ ТЫСЯЧ ЧЕТВЁРТОМ году

                   ИХ встречи

                   Пять КИЛОГРАММОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 1) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году,  на 28 августа.

2) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют  шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.

3) Почти все любят путешествия и фотографировать.
4) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.
5) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

6) Следя за логикой развития персонажа, осознаёшь, что насколько он безнравственен.

7) В районной газете «Искре» напечатана статья о нашей школе.

8) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.

9) По приезду в Петербург я сразу отправился на экскурсию.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..гаться                    надл..мить

оз..боченный                 р..сточек                  обр..зцовый

9. Определите  ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

ра..цветить, бе..вкусный

  пр..зрительный, пр..готовить,

нед..рисовать, под..йти

 с..грать, за..нтриговать

по..строить, о..бежать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выздоров..ть                           натри..вый  

наста..вать                              желтоват..нький

блюд..чко

  11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    очист..вший                                       смож..шь

    скрюч..шься                                       расстел..т                  дыш..т

  12. Определите  предложение, в котором  НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

   (Не) желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.

    Привыкнув к людям, бобры (не) страшились выходить днём из своих хаток.

    (Не) расчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.

   Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

  Рекомендованная книга (не)прочитана.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 Вы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО) ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?

  ПО(ТОМУ) , как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.

  Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО) ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.

  НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК) ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.         

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

 3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5)Внезапно потемнело ( ) и сверху на лес стал быстро опускаться густой туман.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых  в предложении должны стоять запятые.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

                            Духовной жаждою томим,

                            В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

20. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

 1) Духовность – это воспитанность и образованность.

 2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.

3) Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.

 4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5 – 13?

1) повествование

2) есть все типы речи

3) рассуждение

4) описание и рассуждение

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5                               2) 9                                    3) 11                                 4) 12

23. Среди предложений 15 – 22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Тон размышлениям автора задаёт А_____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит Б_____ («духоподъёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как В _____ (предложения 8, 9) и Г _____ (предложения 18, 19).»

Список терминов:

1)литота

2)сравнение

3)ирония

4)синтаксический параллелизм

5)эпитеты

6)цитирование

7)индивидуально-авторское слово

8)вопросно-ответная форма изложения

9)противопоставление

10)риторическое восклицание

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Наука не только устанавливает границы возможного, но и безжалостно отделяет догадки, пусть (……..) правдоподобные, от доказанных утверждений.(2) Если бы не это ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий и шатких предположений. (3)Отделяя правдоподобное от доказанного, наука выясняет, какие утверждения требуют дальнейших исследований.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

   1) Если бы не ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий и шатких предположений.

  2) Наука отсекает догадки и выявляет доказанные утверждения, требующие дальнейших исследований.

  3) Чтобы установить границы невозможного, наука безжалостно отбрасывает догадки, пусть даже правдоподобные.

  4) Назначение науки – установить границы возможного и выяснить, какие утверждения неправдоподобны.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска в первом предложении? Выпишите это слово.

Не совсем

Даже

Особенно

Также

Вместе с тем

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОНУТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОТОНУТЬ,  потону, потонешь, совер.

1. Непроизвольно погружаться под воду на дно. Корабль тонет. 

2. Увязая погружаться во что-нибудь зыбкое, рыхлое, мягкое. Тонуть в болоте, грязи.

3. Становиться почти незаметным в массе чего-нибудь. Слова тонут в шуме голосов.

  4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кра´ны

 кра´лась

 наде´лит

 лила´

 то´ртов

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.

ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом, и далеко не все они являются положительными.

  6.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

                МОКЛА под дождём

                  косвенных ПАДЕЖОВ

                  чудеснейшим образом

                  здоровые ДЁСНА

                       килограмм ВАФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 1) Литературоведение изучает и опирается на законы развития общества.

2) «Вишнёвый сад» написано А.П.Чеховым.

3) Читая текст, возникает такое чувство….
4) Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
5) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

6)Струя пены, отбрасываемой кормой корабля, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней.

7) По лицу его  я угадал, что насколько ловля была удачна.

8) Автор не только раскрывает  глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Ильи Обломова, его лень и бездействие.

9) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости,  глубоких знаний.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..лыхаясь                                       пл..вец

распол..жение                                ст..рожевой                   пап..ротник

9. Определите  ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

 О..бросить, на..пись

  пр..брежный, пр..следовать

 бе..конечный, не..говорчивый

 расп..ложенный, пр..бабушка

небез..нтересный, по..скать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 расклан..ться                           ливн..вый

 выстра..вать                          приветл..во                                привередл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

   заморож..нный                                смож..шь

 скрюч..шься                                      увид..нный                        сломл..нный

12. Определите  предложение, в котором  НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.

 Егор слыл (не) утомимым тружеником.

 Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

  Домашним животным (не) чего было опасаться людей.

 Не(от)куда ждать помощи.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

И(ТАК) , младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье.

  ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

  Я благодарю вас, а ТАК(ЖЕ) вашего секретаря ЗА(ТО) , что мне дали возможность побеседовать с вами.

(И) ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО) ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж – широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

 2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

 3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

 4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

5) Мелодично звенели вершины сосен (  ) и едва слышно перешёптывались осинки.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если ты когда-нибудь видел картины Карла Брюллова, то (1) конечно (2) заметил, что они полны света, радости, движения. Краски в них (3) кажется (4) играют и искрятся, и это результат вдохновенного и напряжённого труда художника.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых  в предложении должны стоять запятые.

Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.  

(По Д. Гранину)

20. Какое из высказываний может служить аргументом к мысли, выраженной в предложениях 7 – 10?

  1) Когда бьют по одному честному лицу – все честные лица должны испытывать боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства. (Л.Н. Андреев)

2) Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям. (В.Г. Короленко)

 3) Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. (Л.Н. Толстой)

  4) Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих. (И.А. Бунин)

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7 – 14?

           1)         описание

           2)         рассуждение и описание

           3)         повествование и рассуждение

           4)         повествование и описание

 22. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

  1) 1                         2) 10                               3) 11                       4) 19

23. Среди предложений 5 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как А__________ (предложение 13), Б__________ («слово, дано было слово» в предложении 23), В __________ (предложения 21 – 22), и такого синтаксического средства, как Г__________ (например, предложение 6)».

Список терминов:

1)         развёрнутая метафора

2)         цитирование

3)         ирония

4)         лексический повтор

5)         эпитеты

6)         литота

7)         жаргонизм

8)         сравнительный оборот

9)         риторический вопрос

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Контрольная работа по теме «Комплексный анализ текста»

Цель : подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровень С).

Текст 1.

1.  В те дни вечерами уже холодало, дело шло к осени.  2.По  ночам  же  почва быстро  выхолаживалась,  и  к  рассвету  степь  покрывалась  белесым,   как солончак,   налетом   недолговечного   инея.  3. Скудная,   безотрадная   пора приближалась для степного зверя. 4.Та редкая дичь, что держалась в этих  краях летом, исчезала кто куда - кто в теплые края, кто в  норы,  кто  подался  на  зиму в пески. 5. Теперь каждая лисица  промышляла  себе  пропитание,  рыская  в степи в полном одиночестве, точно бы начисто     перевелось на свете лисье отродье. 6. Молодняк  того  года  уже  подрос  и разбежался в разные стороны, а любовная пора еще была  впереди,  когда  лисы начнут  сбегаться  зимой  отовсюду  для  новых  встреч,  когда  самцы  будут сшибаться в драках с такой силой, какой наделена жизнь от сотворения мира...

7.С наступлением ночи лисица вышла из овражка.  8.Выждала,  вслушиваясь,  и потрусила к железнодорожной насыпи, бесшумно перебегая то на  одну,  то  на другую сторону путей. 9.Здесь она выискивала объедки, выброшенные  пассажирами из окон вагонов. 10.Долго ей пришлось бежать вдоль откосов, обнюхивая всяческие предметы, дразнящие и отвратительно пахнущие, пока не наткнулась  на  что-то мало-мальски пригодное. 11.Весь путь следования поездов был  засорен  обрывками бумаги  и  скомканных  газет,  битыми  бутылками,  окурками,   искореженными консервными банками и прочим бесполезным мусором.  12.Особенно зловонным был дух из горлышек уцелевших бутылок - разило дурманом.  13.После  того  как  раза  два закружилась голова, лисица уже избегала  вдыхать  в  себя  спиртной  воздух.  14.Фыркала, отскакивала сразу в сторону.

15.А того, что  ей  требовалось,  ради  чего  она  так  долго  готовилась, перебарывая собственный страх, как назло, не встречалось. 16.И в  надежде,  что еще удастся чем-то подкормиться, лиса неутомимо бежала по  железной  дороге, то и дело шмыгая с одной стороны насыпи на другую.

17.Но вдруг она  замерла  на  бегу,  приподняв  переднюю  лапу,  точно  бы застигнутая чем-то врасплох.  18.Растворяясь  в  чалом  свете  высокой  мглистой луны,  она   стояла   между   рельсами   как   призрак,   не   шелохнувшись.  19.Настораживающий ее далекий гул не исчез.  20.Пока он был слишком далек.  21.Все  так же держа хвост  на  отлете,  лиса  нерешительно  ступила  с  ноги  на  ногу, собираясь убраться с путей.  22.Но вместо этого  вдруг  заторопилась,  принялась шнырять по откосам, все еще надеясь наткнуться на  нечто  такое,  чем  можно было бы поживиться.  23.Чуяла - вот-вот налетит на  находку,  хотя  неотвратимо надвигались лязг и перестук сотен колес.  24.Лиса замешкалась всего на  какую-то долю  минуты,  и  этого  оказалось   достаточно,   чтобы   она   заметалась, закувыркалась, как ошалевший  мотылек,  когда  вдруг  с  поворота  полоснули ближние и дальние огни спаренных цугом локомотивов, когда мощные прожекторы, высветляя и ослепляя всю впереди лежащую местность,  на  мгновение  выбелили степь, безжалостно обнажая ее мертвенную сушь. 25.А поезд  сокрушительно  катил по рельсам.  26.В воздухе запахло едкой гарью и пылью, ударил ветер.

27.Лисица опрометью кинулась прочь, то  и  дело  оглядываясь,  припадая  в страхе к  земле.   28.А  чудовище  с  бегущими  огнями  долго  еще  грохотало  и проносилось, долго еще стучало колесами.  29.Лисица вскакивала и снова бросалась бежать со всех ног...

Ч.Айтматов  «Буранный полустанок»

Словообразование

  1. Укажите способ образования слова БЕЗОТРАДНАЯ  (предложение 3).
  2. Укажите способ образования слова ОТРОДЬЕ (предложение 5).
  3. Из предложения  7  выпишите слово, образованное приставочным способом.
  4. Из предложения  9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  5. Из предложения  13  выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
  6. Из предложения  21  выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
  7. Из предложения  23  выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
  8. Из предложения  23  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  9. Из предложения 25  выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
  10. Из предложения  29  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

МОРФОЛОГИЯ

  1. Из предложения 2 выпишите частицу.
  2. Из предложения 3 выпишите относительное прилагательное.
  3. Из предложения 5  выпишите частицу.
  4. Из предложения 6  выпишите указательное местоимение.
  5. Из предложений 6-9 выпишите причастие.
  6. Из предложений 10-11  выпишите неопределенное местоимение.
  7. Из предложений 12-14  выпишите предлоги.
  8. Из предложения 15  выпишите наречия.
  9. Из предложений 15-18  выпишите частицы.
  10. Из предложения 22 выпишите неопределенное местоимение.
  11. Из предложений 27-29 выпишите деепричастие.
  12. Из предложения 24  выпишите притяжательное местоимение.
  13. Из предложений 28-29  выпишите определительное местоимение.
  14. Из предложения 24  выпишите подчинительные союзы.

СИНТАКСИС

26.Определите тип связи слов в словосочетании  В ТЕ ДНИ (предложение 1 ).

27. Определите тип связи слов в словосочетании  ТЕПЕРЬ ПРОМЫШЛЯЛА

(предложение  5).

28. Определите тип связи слов в словосочетании  РЫСКАЯ В СТЕПИ (предложение  5).

29. Определите тип связи слов в словосочетании  УЖЕ ПОДРОС (предложение  6 ).

30. Из предложения  3 выпишите словосочетание со связью  УПРАВЛЕНИЕ.

31.Из предложения  9 выпишите словосочетание со связью  ПРИМЫКАНИЕ.

32. Из предложения  12 выпишите словосочетание со связью  ПРИМЫКАНИЕ.

33. Из предложения 19  выпишите словосочетание со связью  УПРАВЛЕНИЕ.

34. Среди предложений   1-5  найдите предложение с обособленным  обстоятельством.

35. Среди предложений   4-9 найдите предложение с обособленным определением.

36. Среди предложений   16-20 найдите предложение с  двумя обособленными обстоятельствами.

37.Среди предложений  1-6  найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

38. Среди предложений  8-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

39. Среди предложений   25-29 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

40. Среди предложений  21-26 найдите предложение со сравнительным оборотом.

41. Среди предложений  1-6 найдите сложносочиненное.

42. Среди предложений   7-14 найдите сложноподчиненное с придаточным времени.

43. Среди предложений   12-16 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным.

44. Среди предложений  13-20 найдите сложноподчиненное с однородным подчинением.

45. Среди предложений  21-24  найдите сложноподчиненное с придаточным уступки.

46. Среди предложений  17-23  найдите сложное предложение с разными видами связи.

47. Среди предложений  18-21  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

48. Среди предложений  7-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью  наречия  и личного местоимения.

Текст 2.

1.Недавно одна из таких вылазок с отлучкой от логова на целый день и ночь чуть было не кончилась для волков неожиданной бедой.

2.В  то  раннее  утро  Акбара  повела свой  выводок  на  дальнюю  окраину Моюнкумской  саванны, где на  степных  просторах, особенно по глухим падям и буеракам,  произрастали  стеблевые травы с тягучим, ни на  что  не  похожим, привораживающим  запахом.  3.Если долго бродить среди  того высокого травостоя, вдыхая  пыльцу, то  вначале  наступает ощущение  необыкновенной  легкости  в движениях,  чувство  приятного  скольжения  над  землей, а  затем появляется вялость  в ногах и  сонливость.  4.Акбара  помнила эти места  еще  с  детства и наведывалась сюда  раз в году в пору цветения дурман-травы.  5.Охотясь по  пути на мелкую стенную живность,  она любила слегка  попьянеть  в больших травах, поваляться в жарком настое  травяного  духа, почувствовать парение  в беге и потом заснуть.

6.В  этот раз  они  с  Ташчайнаром были  уже не одни:  за  ними следовали волчата - трое  нескладно длинноногих щенков.  7.Молодняку надлежало как  можно больше узнавать в походах окрестности, осваивать сызмальства будущие  волчьи владения.  8.Пахучие луга, куда вела на ознакомление волчица, были на краю тех владений,  дальше простирался чужой мир, там могли встретиться люди, оттуда, с  той неоглядной стороны, доносились порой протяжно завывающие, как осенние ветры, паровозные гудки, то  был  враждебный волкам мир.  9.Туда, на этот  край саванны, шли они, ведомые Акбарой.10.За  Акбарой  трусил  Ташчайнар,  а  волчата резво  носились  от избытка энергии  и все норовили выскочить  вперед,  но  волчица-мать  не  давала  им своевольничать  - она строго следила,  чтобы никто не смел ступать на  тропу впереди нее.

11.Места шли вначале песчаные -  в зарослях  саксаула и пустынной  полыни, солнце  всходило все выше, обещая, как  всегда, ясную, жаркую  погоду.  12.Уже к вечеру волчье  семейство  прибыло  к краю  саванны.   13.Прибыло в  самый раз  - засветло.  14.Травы в этом году были высоки - почти по  холку  взрослым волкам.  15.Нагревшись за день на жарком солнце, невзрачные соцветья на мохнатых стеблях источали  сильный запах,  особенно в местах сплошных  зарослей густ был этот дух.  16.Здесь, в небольшом  овражке, волки сделали привал после  долгого  пути.  17.Неугомонные волчата не столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство.  18.Возможно,  волчье семейство  осталось бы здесь на всю ночь, благо  звери были сыты и напоены - по пути удалось схватить несколько жирных сурков да зайцев и  разорить много всяких гнезд, жажду же утолили в родничке на дне попутного оврага, - но одно чрезвычайное происшествие заставило их срочно покинуть это место и повернуть восвояси, к логову в глубине саванны. 19.Уходили всю ночь.

20.А  случилось  то,  что  уже  на  закате,  когда   Акбара  и  Ташчайнар, захмелевшие от  запахов дурман-травы, растянулись в тени кустов,  неподалеку вдруг раздался человеческий голос.  21.Прежде человека увидели волчата, игравшие наверху  овражка.  22.Звереныши не  подозревали да и  не могли предполагать, что неожиданно появившееся здесь существо - человек.  23.Волчата  вначале  притаились,  недоумевая  и побаиваясь, - такого они никогда не видели.  24. А человек все бегал и  бегал потравам,  как  сумасшедший. 25. Волчата  осмелели,  любопытство  взяло  верх, им захотелось  затеять игру с этим странным, бегающим как заводной, невиданным, голокожим  двуногим зверем.                      

   Ч.Айтматов «Плаха»

Словообразование

1.Укажите способ образования слова НЕДАВНО (предложение 1).

2.Укажите способ образования слова ВЫВОДОК  (предложение 2).

3.Укажите способ образования слова ВНАЧАЛЕ (предложение 3).

4. Укажите способ образования слова ЦВЕТЕНИЯ (предложение 4).

5.Укажите способ образования слова ДЛИННОНОГИХ  (предложение 6).

6. Укажите способ образования слова ИЗБЫТКА  (предложение 10).

7. Из предложения  13  выпишите слово, образованное приставочным способом.

8.Из предложения 9  выпишите слово, образованное  суффиксальным  способом.

9. Из предложения  21  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным  способом.

10. Из предложения  25  выпишите слова, образованные сложением.

Морфология

11. Из предложения 1 выпишите указательное местоимение.

12. Из предложения 2 выпишите частицы.

13. Из предложения 3 выпишите наречия.

14. Из предложений 4-6  выпишите деепричастия.

15. Из предложений 7-9  выпишите действительное причастие.

16. Из предложений 11-15 выпишите  наречие в сравнительной степени.

17. Из предложений 17-19  выпишите краткое прилагательное.

18. Из предложений 22-25  выпишите указательное местоимение.

Синтаксис

19. Определите тип связи слов в словосочетании В ТО УТРО(предложение 2).

20. Определите тип связи слов в словосочетании    ДОЛГО БРОДИТЬ (предложение  3 ).

21. Определите тип связи слов в словосочетании  В ПОРУ ЦВЕТЕНИЯ   (предложение 4  ).

22. Определите тип связи слов в словосочетании   ТУДА ШЛИ  (предложение  19 ).

23. Из предложения  9 выпишите словосочетание со связью  СОГЛАСОВАНИЕ.

24. Из предложения  13 выпишите словосочетание со связью  СОГЛАСОВАНИЕ.

25. Из предложения  23  выпишите словосочетание со связью   УПРАВЛЕНИЕ.

26. Среди предложений   1-4  найдите предложение с обособленным   обстоятельством.

27. Среди предложений   9-12  найдите предложение с обособленным  уточняющим обстоятельством.

28. Среди предложений   16-18  найдите предложение с обособленным  обстоятельством.

29. Среди предложений   21-24  найдите предложение с обособленным  определением.

30. Среди предложений   6-9  найдите предложение с обособленным  сравнительным оборотом.

31. Среди предложений   2-5  найдите сложное  предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

32. Среди предложений   8-10  найдите сложное  предложение с разными видами связи.

33. Среди предложений   6-9  найдите  простое безличное предложение.

34. Среди предложений   16-19   найдите  простое неопределенно-личное предложение.

35. Среди предложений   5-8  найдите  простые предложения.

36. Среди предложений   2-6  найдите  сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

37. Среди предложений   7-10   найдите  сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

38. Среди предложений   19-25  найдите  сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

39. Среди предложений  2-5  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

40. Среди предложений  6-9  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима.

41. Среди предложений  11-15  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

42. Среди предложений  20-24  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима.