КИМ 7
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КИМ к рабочей программе и ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_kimy.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант  по теме «Причастие»

Цель: систематизация знаний о причастии; контроль умения находить причастие и определять их грамматические признаки, правильно употреблять орфограммы в причастии, выделять на письме причастный оборот.

Ночь у костра.

Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся поддерживаемые пихтами корявые берёзки. яркая звезда загорелась над горами. летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище.

Мы взялись за восстановление разрушенного балагана.

Среди охотников и путешественников есть особенно неоценимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в невидимое небо и остывают.

Ночью мы, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья.

Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!

(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание.

1.Записать причастия, указать, действительные они или страдательные, определить вид, обозначить суффиксы.

2.Подчеркнуть глаголы в настоящем и будущем времени, обозначить спряжение.

Контрольная работа по теме «Причастие»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

1.Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.

(Перед) глазами гостей неожиданно открылась окруже…ая лесом ш..рокая пл..щадка утрамбова…ая и усыпа…ая мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный п..вильон весь разукраше…ый флагами и зеленью.

Когда стало смерка…ся вокруг п…вильона зажгли дли…ые цепи из разноцветных ф..нарей. Вдруг с обоих концов вспыхнули осл..пительным голубоватым светом два электрических со….ца. Б..рёзы и грабы окружавшие пл..щадку сразу выдвинулись вп..рёд. За ними слабо вырисовывались на совершенно ч..рном небе круглые и зубчатые д..ревья окута…ые  в (серо)зелёную мглу. Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали громко и дружно.

2. От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени.

Любить –

сидеть –

бегать –

дышать –

3. От данных глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени.

Зависеть –

слышать –

видеть –

срывать –

4. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали громко и дружно.

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

*

1. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. 4. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

5. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики.6. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

7. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. 8. Снег в лучах луны блестел алмазами. 9. От деревни послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба.11. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(128 слов)  (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание в форме ГИА

I вариант

К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1. Укажите ошибочное утверждение.

1) Деепричастия образуются только от глаголов.

2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»

3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.

4) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
А2. Какое слово является деепричастием?

1) висевший

2) размахнувшись

3) покинуты

4) падающего

А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?

1) (не)замечая

2) (не)годуя

3) (не)успев

4) (не)ощутив

А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) черпАя

2) пОняв

3) располОжившись

4) балУясь

А5. Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.

4) её температура была слишком низкой.

А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

1) гулять

2) взлетать

3) рулить

4) ждать
А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.

1) удивившись

2) вскрикнув

3) касаясь

4) возвращаясь

Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.

В1. Из предложений 5 – 11 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.

Ответ: ____________________________________________________________

В2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.

Ответ: ____________________________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: ____________________________________________________________

В4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Днём волки,(1) свернувшись в клубки, (2) дремали, (3) а она вскакивала, (4) кружилась, (5) утаптывая снег, (6) и будила стариков.

Ответ: ____________________________________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________________________________________
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.

Грамматическое задание в форме ГИА

II вариант

К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1. Укажите ошибочное утверждение.

1) Деепричастие не изменяется.

2) В предложении деепричастие является дополнением.

3) Деепричастие обозначает добавочное действие.

4) Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

А2. Какое слово является деепричастием?

1) зависевший

2) болтающего

3) коснувшись

4) напечатано

А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?

1) (не)ответив

2) (не)уходя

3) (не)присев

4) (не)навидя

А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) черпАя

2) глЯдя

3) нАчав

4) прИняв
А5. Укажите верное продолжение предложения.

Включив телевизор,

1) я принялся переключать каналы.

2) мне понравилась одна передача.

3) он показывал футбольный матч.

4) у него прыгало изображение.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие совершенного вида?

1) опоздать

2) сыграть

3) сойти

4) помочь

А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.

1) удивившись

2) блестя

3) вскрикнув

4) возвращаясь

Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.

В1. Из предложений 3 – 9 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.

Ответ: ____________________________________________________________

В2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с НЕ слитно.

Ответ: ____________________________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ: ____________________________________________________________

В4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Днём волки,(1) свернувшись в клубки, (2) дремали, (3) а она вскакивала, (4) кружилась, (5) утаптывая снег, (6) и будила стариков.

Ответ: ____________________________________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________________________________________

С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.
Контрольный  диктант по теме «Предлог»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

***

  Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.

  С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.

  В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга. 

(По А. Приставкину)

(127 слов)

  Задания к тексту:

  1) Подчеркните все предлоги.

  2) Выполните морфологический разбор производного предлога.

Контрольный диктант по теме «Союз»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.


МСТИТЕЛЬ

  Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

  Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут. 

  Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

  Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.

(По В. Солоухину)

(135 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Обведите союзы, связывающие части сложных предложений.

  2) Объясните значение слова неповадно из последнего предложения.

Контрольный диктант по теме «Частица»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

*

На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.

  Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.

  Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.

  На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.

(По М. Пришвину)

(150 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Разберите по членам выделенное предложение и надпишите части речи.

  2) Выпишите из текста:

  - имя существительное в форме предложного падежа;

  - глагол в форме прошедшего времени;

  - притяжательное прилагательное;

  - наречие;

  - усилительную частицу.

Контрольное изложение

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

*

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как- то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно, спешил и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор  засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило всё. В доме появился еще один обитатель. Его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался. Тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.      

(245сл.)

Отрывок из рассказа Юрия Казакова «Арктур- гончий пес»

1,2,4 абз.-повествование. 3- описание. 5,6- рассуждение.

Контрольное сочинение

Цели урока: Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения, развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.

1.Нужна ли фантастическая литература?

2.За что я благодарен своей маме?

3.Свободная тема.

Итоговый контрольный диктант

Цели: проверить знания учащихся за курс 7 класса.

Бескорыстные помощники

  Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали  судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

  Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.      

  Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

  В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.

Дополнительные  задания                                                          

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.      

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать (1 вариант); ископаемые, улавливали, миноносце (2 вариант). 

3. Найдите предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения.        

4.  Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); последнего предложения  (2 вариант).