Технологическая карта урока "Не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Это технологическая карта урока -закрепления по теме "Не с существительными"(2-ой урок). Даны различные виды работы на отработку умения различать слитное и раздельное написание  НЕ с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_kartaurok_ne_s_sushch.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 2. Тема: «Не с существительными». Закрепление.

Цель урока.

Обучающие:

  • формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с существительными");

Развивающие:

  • развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к слову.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Слово учителя:

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.

(Зелёный- отличное настроение   Жёлтый - хорошее настроение  Красный  - плохое  настроение)

Запишите сегодняшнее число, классная работа. На парте лежат карточки- задания, подпишите их.  

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

1. Словарный диктант. (1 ученик  работает у доски, остальные -  в тетрадях). Запишите слова, обозначьте орфограмму.

Багряный,  облако, несчастье, пароход, ненастье, природа,  нечестность, не правда, а ложь.

-О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? (существительные с НЕ).

-Есть ли такие слова в диктанте?  

- Все ли они правильно написаны?  

- Ещё раз внимательно посмотрите в свои тетради на записанные нами слова и скажите, о чём мы будем сегодня говорить?( о написании НЕ с существительными).

- Чем будем заниматься на уроке? Как мы будем закреплять наши знания? (повторять правила, работать по учебнику, по карточкам). Цель урока- уметь  применять данное правило на практике.

 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание

IV.Закрепление  нового (20 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Решают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся квыводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

2. Вспомним правило написание НЕ с существительными.

   Посмотрите на доску. Объясните, почему слова  так написаны? (Несчастье, ненастье, нечестность, не правда, а ложь) .  

- Молодцы, ребята.

3. Как же справились вы с домашним заданием?( упр 288) Какие слова с НЕ вам встретились и как вы их написали? Назовите.

4. Работа в парах.  Посмотрите на карточки задание 4.

Проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Объясните орфограмму № 32. Определите темы пословиц.

Ученье без уменья                              (не)закрывай  глаза и на его (не)достатки                                                                            

Признавая достоинства друга,               (не)праздность, а труд.

(Не)былица                                                на гнилых ногах ходит.

Пишут (не)пером,                                      (не)польза, а беда.      

Мы ценим и любим                                    а умом.

Обобщим. Какие знания о правописании  не с существительным  помогли вам выполнить данное упражнение.  

  Объясните написание.

Обратите внимание на слово не пером. Как вы думаете, почему оно пишется раздельно?    А есть ли  такое слово  неперо?(нет)

- Эти слова не образуют слов с приставкой НЕ.

5. Работа по учебнику. Обратите внимание на упр.289. Прочитайте условие упражнения. Отгадайте загадку. Выпишите слова с не, объясните написание

 Самостоятельная работа.  

6. Синтаксическая пятиминутка.

 -  К доске пойдёт один ученик. Мы запишем  в тетради пословицу и сделаем её синтаксический разбор.  

Невежество – оружие невежды.  

Объясните постановку  тире в этом предложении.

- Объясните, что означает слово невежда(малообразованный человек)

- Хорошо!  Переходим к следующему этапу нашего урока 

Орфограмма "Не с существительными"

Лексическое значение слов

Темы пословиц

Синтаксический разбор предложения

 Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Контролирующее задание (15 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

7. Работа по карточкам. Найдите задание 7. Сформулируйте задание к данному упражнению.  . Распределительная работа.

Осенняя (не)погода;  настоящий  (не)ряха; (не)веселье, а грусть; чернильница-(не)проливайка; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение.

Распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не с входящими в них существительными.

  Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.  

8. Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Работа в парах  (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой 

  1. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
  2. Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
  3.  Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
  4.  Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
  5. Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
  6. Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
  7. Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
  8.  Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).

 НЕВЕЖА

НЕРЯХА  

 НЕЗНАКОМЕЦ

НЕБЫЛИЦА

НЕВЕЖДА

 НЕВЗГОДА

НЕДОТРОГА

НЕЗАБУДКА

- Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами?  Подумайте почему Не  в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь(если есть время)

Составьте предложения с этими словами

9. Тест на  усвоение темы "Не с существительными".Карточки для слабоуспевающих детей.(дифференцированное задание)- сильные ученики

 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1)Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2)Полная (не)лепица.

2)Причины (не)успеваемости.

2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1)Прилив (не)нависти.

2)(Не)знание предмета.

3)Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1)Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2)Говорить (не)правду некрасиво.

3)Говорить (не)правду, а ложь.

 4. Не с существительными пишется раздельно.

1)(Не)везение преследовало меня.

2)(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3)(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Не с существительными пишется раздельно.

1)Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2)Сила с (не)правдою не уживаются.

3)Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

  Ключ к тесту

 1 – 2);  2 – 2);  3 – 3);  4 – 2);  5 – 3)

 9. Упражнение  на  усвоение темы "Не с существительными" – для слабых учеников

Не слитно   или раздельно ( работай в карточке)

  1.  (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.
  2. Для нас всё было ясно, (не)известности уже не было.
  3. (Не)силой борются, а умением.
  4. Умные люди ценят (не)праздность, а труд.
  5. Наш гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.
  6. Помогла вам (не)удача, а хорошее знание местности.
  7. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
  8. (Не)внимание на уроке - причина многих бед.

Проверка по ключу, на доске. Оцените себя (критерии оценки – в карточке)

Написание не с существительными

Творческая работа

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;

10. Обобщение

Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?

Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?

Выполнили мы сегодня то, что запланировали?

С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и  что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.

  11. Оценивание.

 Оцените свою работу, учитывая ваши оценки на листочке, поставьте на карточке.

Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.

12. Задание на дом

Материал учебника (всем) п. 51

Упражнение  291.      

Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе .Правописание падежных окончаний существительных

Урок разработан в соответствии ФГОС . Рекомендоан лля учителей русского языка и литературы...

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Технологическая карта урока «Имя существительное”

Технологическая карта урока «Имя существительное”...

Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" (6 класс. Программа Т.А. Ладыженской)

Тема урока: урок овладения новыми знаниями по теме «Несклоняемые существительные», тип урока - комбинированный....