Фразеологизмы и их роль в жизни человека
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Скоробогатая Марина Михайловна

Фразеологизмы. Какое место занимают устойчивые сочетания в нашей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_i_ih_rol.docx24.63 КБ
Файл frazeologizmy.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №93

г. Краснодар

Подготовка к олимпиаде.

Урок русского языка по теме:

«Фразеологизмы и их роль в жизни человека».

                                                                        учитель русского языка и                        

                                                                       литературы

                                                                      Скоробогатая М.М.

                                              2013-2014 уч. год

       Цель урока: закрепить у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

        Задачи урока:

1)   развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3)    развивать творческие способности и образное мышление школьников;

4)    обогащать словарный запас школьников;

5)    воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

 Тип урока: урок –обобщение знаний

  Оборудование урока: тетради, словарики, фразеологический словарь.

   Ход урока.

        1.  Организационный момент, формулирование  задач урока.

        2. Объяснение нового материала.

        3.Закрепление изученного материла.

        4.Итоги урока.

   

Слайд №2…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.    

Н.В.Гоголь

1.Оргмомент.

     2. Объяснение нового материала:

       1)  Вступительное слово учителя:

       «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

       - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

       Светлана стала как-то странно вертеться.

       - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных    слов  с самостоятельными значениями, из которых

мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть и устойчивые конструкции.

        Слайд №3 2) Учитель: Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами».

       СЛАЙД №4 3) Запись в тетрадь: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

        4)Учитель: «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то, ни се (ничем не выделяющийся).  

   СЛАЙД №5    Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например,  точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы  или стрекач.

     Таким образом, слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, а отсюда вытекает вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных словосочетаний, -  целостность значения фразеологизма, В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними. Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки».

СЛАЙДЫ 6,7,8,9,10,11

      СЛАЙД 12 6) Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют схему.

              Признаки свободных                                       Признаки                                    

                  словосочетаний                                        фразеологизмов  

   

      1. Любое из слов можно заменить            1. В их составе нельзя  заменять    

      другими словами.                                         одно слово другим.

      2, Слова сохраняют свою смы-                  2. Слова теряют свою смысло-

      словую самостоятельность.                      вую самостоятельность.

      3. Создаются в процессе речи, не              3. Как и слова, используются        

      требуют запоминания.                                готовыми, запоминаются.  

                         

      7) Узнать фразеологизм по рисунку СЛАЙД13

1. грызть гранит науки

2.заблудиться в трёх соснах

3.Вавилонское столпотворение

4.соврать в три короба

        4.  Закрепление пройденного материала.СЛАЙД 14

Ученикам предлагаются следующие задания:

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним  словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

1) делать из мухи слона, ( преувеличивать) 2)  кровь с молоком,(здоровый)

 3) мозолить глаза,- (надоедать)   4) как две капли воды,(похожи) 5) бить баклуши;(бездельничать)

2) Слово:Кровь с молоком

Описание:

о румяном, здоровом человеке. Выражение из русского фольклора, где соединились народные представления о красоте цвета: красного как кровь и белого как молоко. На Руси издавна признаком красоты считались белое лицо и румянец на щеках, что было свидетельством хорошего здоровья.

2.СЛАЙД 15 Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать                                              1) мастер на все руки

2) на вес золота                                              2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу                                       3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                          3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке                              5) грош цена

6) мастер кислых щей                                    6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава                                            7) молоко на губах не обсохло

   3. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …;  днём согнём не …;  в ежовых рукавицах …; палец о палец не … . Совсем   ничего   не   сделать   (обычно   для   достижения какой-либо   цели).альфа и…

        СЛАЙД 16 Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

СЛАЙД 17За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов

СЛАЙД 18

Объясни значение фразеологизма

 7. Подведение итогов урока.



Подписи к слайдам:

По стилистической окраске
фразеологизмы бывают
РАЗГОВОРНЫМИ
дать
по шапке
валиться со смеху
КНИЖНЫМИ
камень
преткновения
сложить оружие
6
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 3) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей
6
) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
11
Слово
ФРАЗЕОЛОГИЯ
произошло путем сложения двух греческих слов

phrasis
(
фрасис
) +
logos
(логос)
выражение, оборот речи
,
слово, понятие, учение
По значению выделяются

фразеологизмы-синонимы
1)тёртый
калач,
2)стреляный
воробей
(в значении «опытный человек»)
фразеологизмы-антонимы
1)непочатый
край

(в значении «много»)
2)раз-два
и обчёлся
(в значении «мало»)
5
Закрепление пройденного материала.
Заменить
данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
бить баклуши
делать
из мухи
слона
кровь
с
молоком

мозолить
глаза
как
две капли
воды
10
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
могут быть
Однозначными
«почивать на лаврах» -
удовлетворяться достигнутым
Многозначными
«вертится на языке» -
1) очень хочется сказать;
2) никак не вспоминается
4

Узнай
фразеологизм по
рисунку

9
Роль
в языке:

как и слова,
называют предметы, признаки,
действия

Строение:
состоят из двух и
более самостоятельных слов, по
значению, в отличие от
словосочетания, равны одному
слову

Синтаксическая роль:

в
предложении выступают в роли
одного члена предложения

Для чего используются:

для
выразительности речи
3
СОПОСТАВЬТЕ
Признаки
свободных

Признаки

словосочетаний
фразеологизмов

1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять
другими словами. одно слово другим.

2.
Слова сохраняют свою
смыс
- 2
. Слова теряют свою
смысло
-

ловую

самостоятельность.

вую

самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не
3
. Как и слова, используются
требуют запоминания.
готовыми
, запоминаются.

8
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – (фразеологическая единица, идиома), выполняющее функцию отдельного слова устойчивое сочетание слов,
значение которого
невыводимо
из значений составляющих его компонентов.
2
ПОМНИТЕ!
Используя фразеологизмы,
не нарушайте их цельности
7
За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов
Яблоку негде упасть
Кануть в лету
В двух словах
Семь пятниц на неделе
В час по чайной ложке
На всех парусах
Кривить душой
Душа в душу
Себе на уме
Ни свет ни заря
С три короба
Без году неделя
На широкую ногу
Ни пуха ни пера
По щучьему велению
Казанская сирота
Ахиллесова пята
Открывать Америку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс

Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...

Воспитанность, общение и его роль в жизни человека.

План-конспект  воспитательного  мероприятия   Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?»....

Тесты по теме "Мировоззрение и его роль в жизни человека" 2 варианта.

Тестовый контроль знаний учащихся в 2-х вариантах....

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

Отличный вводный  урок литературы в 9 классе с презентацией...

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

отличный вводный урок по литературе в 9 классе...

Литература как искусство слова и её роль в жизни человека

отличный вводный урок по литературе в 9 классе...