Задания для комплексного анализа текста в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Волкова Евгения Александровна

Тексты и система заданий к ним, актуализирующих знания разных разделов русского языка, развивающих умение работать с текстом на разных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для комплексного анализа текста в 9 классе при подготовке к экзамену

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем,  отправляйтесь в залив Клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме, среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... (6) Душевное спокойствие приходит к вам с oщущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы думаете: на свете есть счастье...

(9) Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к хол му. (10) Перед вами сказочное видение. (11) Храм плывёт в  подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. (12) Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм (13) Если вы будете внимательно приглядываться, то увидите под водой стены. (14) Они слегка колышутся...

(По Е. Осетрову)

1) Из предложения 12 выпишите слова. С приставками, подчиняющимися правилу единообразного написания

2) Из 1 предложения выпишите три словосочетания: со связью согласование, управление, примыкание.

3) С 3 по 7 предложение найдите односоставное определённо-личное, укажите его номер

4) Найдите предложения, в которых обособлены уточняющие члены предложения, укажите их номера

5) Укажите номер предложения, осложнённого вводным словом

6) С третьего по восьмое предложения выпишите обособленные определения, выраженные причастными оборотами

7) Начертите схему 5 предложения

8) Какое изобразительно-выразительное средство использовано в 5 предложении? 1. Олицетворение 2. Метафора 3. Эпитеты 4. риторическое обращение

9) К какому стилю речи относится текст?

  1. публицистический
  2. художественный
  3. научный
  4. официально-деловой

10)  К какому типу речи относится текст?

1)описание

  1. повествование
  2. рассуждение с элементами описания
  3. повествование с элементами рассуждения

11) Сформулируйте тему и основную мысль текста


20. Прочитайте текст и выполните следующие задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там у реки, на холме среди кущ деревь ев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отра жающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раз долье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощу щением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и уми ротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокой ствием. (8) И вы думаете: на свете есть счастье...

(9) Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к хол му. (10) Перед вами сказочное видение. (11) Храм плывёт в под водной глубине, в ключевой прозрачности старицы. (12) Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются верши ны деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм. (13) Если вы будете внимательно приглядываться, то увидите под водой стены. (14) Они слегка колышутся...

(По Е. Осетрову)

1) Из предложения 12 выпишите слова. С приставками, подчиняющимися правилу единообразного написания

2) Из 1 предложения выпишите три словосочетания: со связью согласование, управление, примыкание.

3) С 3 по 7 предложение найдите односоставное определённо-личное, укажите его номер

4) Найдите предложения, в которых обособлены уточняющие члены предложения, укажите их номера

5) Укажите номер предложения, осложнённого вводным словом

6) С третьего по восьмое предложения выпишите обособленные определения, выраженные причастными оборотами

7) Начертите схему 5 предложения

8) Какое изобразительно-выразительное средство использовано в 5 предложении? 1. Олицетворение 2. Метафора 3. Эпитеты 4. риторическое обращение

9) К какому стилю речи относится текст?

  1. публицистический
  2. художественный
  3. научный
  4. официально-деловой

10)  К какому типу речи относится текст?

1)описание

  1. повествование
  2. рассуждение с элементами описания
  3. повествование с элементами рассуждения

11) Сформулируйте тему и основную мысль текста


21. 1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Брат же был неуклюж. (2) Широк в плечах и круглоголов. (3) Глаза у него были не золотистые, как у сестры, а серые, как туманное лесное утро. (4) Рождённый и выросший в городе, он почему-то превосходно имитировал крики зверей и птиц. (5) Та ким вот редким и бесполезным для города талантом обладал Во лодя. (6) Странная, сдвинутая гармония отличала его от боль шинства одноклассников. (7) Ею он искупал физическую непри влекательность, которая, однако, в совокупности со сдвинутой гармонией, уже и не воспринималась как непривлекательность. (8) Всё в Володе было немного другим. (9) Он был добр и прост, никогда не кричал, не говорил глупостей. (10) Если что-то обе щал, всегда выполнял. (11) Ко всем, кто обращался к нему, от носился с участием, какого, собственно, и ждут люди, обращаю щиеся за чем-либо. (12) Но редко дожидаются... (13) Девочки дразнили Володю, однако же предпочитали его любому из кра савцев одноклассников. (14) Так манили Володины доброта и простота...

(Ю. Козлов)

1) С 5 по 7  предложения выпишите слова с приставками, написание которых зависит от следующей после приставки согласной

2) Володина доброта – определите способ связи слов в данном словосочетании. Замените его синонимичным с другим способом связи

3) С 1 по 9 предложения найдите предложения с составными именными сказуемыми,  укажите их номера.

4)  Начертите схему 4 предложения

5)    Укажите номера предложений, в которых используется парцелляция (неполные предложения) как средство выразительности

6) Какое средство выразительности использовано в 3 предложении: 1. Олицетворение 2. Метафора 3. Сравнение 4. Инверсия

7) Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием
данного текста?

  1. Физическая непривлекательность Володи отталкивала от
    него всех окружающих.
  2. Физическая непривлекательность Володи искупалась его
    добротой и простотой.
  3. Володя обладал редким, но бесполезным талантом.
  4. Володя очень отличался от своих сверстников.

8. )  Какая пословица отражает основную идею текста?

  1. Простота хуже воровства.
  2. Не родись красивым, а родись счастливым.
  3. Не родись пригожим, а родись хорошим.
  4. Чем проще, тем лучше.

9)        К какому стилю речи относится текст?

  1. публицистический
  2. художественный
  3. научный
  4. официально-деловой

10)Выпишите из текста деепричастие

11) Определите тип текста:

А) повествование

Б) описание и рассуждение

Г) Рассуждение

Д) Повествование и описание


21. 1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Брат же был неуклюж. (2) Широк в плечах и круглоголов. (3) Глаза у него были не золотистые, как у сестры, а серые, как туманное лесное утро. (4) Рождённый и выросший в городе, он почему-то превосходно имитировал крики зверей и птиц. (5) Та ким вот редким и бесполезным для города талантом обладал Во лодя. (6) Странная, сдвинутая гармония отличала его от боль шинства одноклассников. (7) Ею он искупал физическую непри влекательность, которая, однако, в совокупности со сдвинутой гармонией, уже и не воспринималась как непривлекательность. (8) Всё в Володе было немного другим. (9) Он был добр и прост, никогда не кричал, не говорил глупостей. (10) Если что-то обе щал, всегда выполнял. (11) Ко всем, кто обращался к нему, от носился с участием, какого, собственно, и ждут люди, обращаю щиеся за чем-либо. (12) Но редко дожидаются... (13) Девочки дразнили Володю, однако же предпочитали его любому из кра савцев одноклассников. (14) Так манили Володины доброта и простота...

(Ю. Козлов)

1) С 5 по 7  предложения выпишите слова с приставками, написание которых зависит от следующей после приставки согласной

2) Володина доброта – определите способ связи слов в данном словосочетании. Замените его синонимичным с другим способом связи

3) С 1 по 9 предложения найдите предложения с составными именными сказуемыми,  укажите их номера.

4)  Начертите схему 4 предложения

5)    Укажите номера предложений, в которых используется парцелляция (неполные предложения) как средство выразительности

6) Какое средство выразительности использовано в 3 предложении: 1. Олицетворение 2. Метафора 3. Сравнение 4. Инверсия

7) Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием
данного текста?

  1. Физическая непривлекательность Володи отталкивала от
    него всех окружающих.
  2. Физическая непривлекательность Володи искупалась его
    добротой и простотой.
  3. Володя обладал редким, но бесполезным талантом.
  4. Володя очень отличался от своих сверстников.

8. )  Какая пословица отражает основную идею текста?

  1. Простота хуже воровства.
  2. Не родись красивым, а родись счастливым.
  3. Не родись пригожим, а родись хорошим.
  4. Чем проще, тем лучше.

9)        К какому стилю речи относится текст?

  1. публицистический
  2. художественный
  3. научный
  4. официально-деловой

10)Выпишите из текста деепричастие

11) Определите тип текста:

А) повествование

Б) описание и рассуждение

Г) Рассуждение

Д) Повествование и описание

(1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) эtoму много причин.

(3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами.(4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боровицкий холм, Марьина Роща, Серебряный Бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как| строительный материал было очень дешёвым.

(7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла| сложить за один световой день.

(9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему призна нию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас мо гут защитить от холода сосновые стены толщиной  всего в | 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.

(В. Рябцев)

А. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Дома из камня практичнее и гигиеничнее.
  2. Географические названия хранят память о древнем ланд
    шафте страны.
  3. Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое
    место.
  4. Деревянное строение могли построить на Руси в течение
    одного дня.

Б.  Каков стиль и тип речи текста?

  1. разговорный стиль; повествование
  2. художественный стиль; повествование
  3. научный стиль; описание
  4. публицистический стиль; рассуждение

В.  В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)7,8        2)1,2        3)3,4        4)9,10

Г.   Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, со
держится в тексте?
1)1        2) 2        3) 3        4) 4

Д. Какое средство связи предложений № 4 и № 5 использовано?

  1. существительное с предлогом
  2. неопределённое местоимение
  3. личное местоимение
  4.      синоним

Е.  В каком предложении не использована вводная конструк ция для подчёркивания последовательности изложении фактов?
1)7        2)9        3)10        4)12

Ж. В каком предложении не все слова употреблены в прямом
значении?
1)6        2)7        3)11        4)13

16. В каком случае неправильно названо средство связи предло жений?

(1) В очень известном и большом городе жил царь, вдовец. (2) У царя была дочь, невеста. (3) Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. (4) Среди этих женихов были князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы. (5) Они всегда толкают ся в знатных домах и выискивают, чем бы услужить.

(Я. Рерих)

  1. 1 и 2 предложения — лексический повтор
  2. 2 и 3 предложения — контекстуальный синоним
  3. 3 и 4 предложения — контекстуальный синоним
  4. 4 и 5 предложения — наречие


 

(1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.

(3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Бо ровицкий холм, Марьина Роща, Серебряный Бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

(7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жи лой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день.

(9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему призна нию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас мо гут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.

(В. Рябцев)

А. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Дома из камня практичнее и гигиеничнее.
  2. Географические названия хранят память о древнем ланд
    шафте страны.
  3. Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое
    место.
  4. Деревянное строение могли построить на Руси в течение
    одного дня.

Б.  Каков стиль и тип речи текста?

  1. разговорный стиль; повествование
  2. художественный стиль; повествование
  3. научный стиль; описание
  4. публицистический стиль; рассуждение

В.  В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)7,8        2)1,2        3)3,4        4)9,10

Г.   Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, со
держится в тексте?
1)1        2) 2        3) 3        4) 4

Д. Какое средство связи предложений № 4 и № 5 использовано?

  1. существительное с предлогом
  2. неопределённое местоимение
  3. личное местоимение
  4. синоним

Е.  В каком предложении не использована вводная конструк
ция для подчёркивания последовательности в изложении
фактов?
1)7        2)9        3)10        4)12

Ж. В каком предложении не все слова употреблены в прямом
значении?
1)6        2)7        3)11        4)13

16. В каком случае неправильно названо средство связи предло жений?

(1) В очень известном и большом городе жил царь, вдовец. (2) У царя была дочь, невеста. (3) Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. (4) Среди этих женихов были князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы. (5) Они всегда толкают ся в знатных домах и выискивают, чем бы услужить.

(Я. Рерих)

  1. 1 и 2 предложения — лексический повтор
  2. 2 и 3 предложения — контекстуальный синоним
  3. 3 и 4 предложения — контекстуальный синоним
  4. 4 и 5 предложения — наречие


Счастливые часы

Наградил как-то трёх братьев великий волшебник, по имени Труд, счастливыми часами за хорошую работу и сказал:

— Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоря жаться своей жизнью, своим временем. Хочешь — работай, хочешь — гуляй. Хочешь — на дудке играй, хочешь — погоду пе няй. Всё позволяют эти часы, пока завод в них не кончится. Тогда старший брат спрашивает:

  • А чем их заводить, товарищ великий волшебник Труд?
  • Совестью! — ответил Труд и пошёл другим раздавать сча стливые часы.

Прицепили братья на цепочки свои часы и стали думать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено.

—        А не гульнуть ли, — спросил сам себя старший брат, —
чтобы пыль столбом, чтобы небу жарко было?

Спросил он так себя и пошёл гулять, плясать, пиры пиро вать, на гармошке играть...

Второй потише был. Спать он любил. Поест, попьёт — и на бок, а до этого велит счастливым часам головокружительные сны показывать.

А третий брат свои тайные думы держал в голове. Очень хо телось ему во всём первым быть. Умнее стать. Всех превзойти. Все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое ис кусство одолеть.

Время идёт, счастливые часы тикают, не останавливаются, и каждый из братьев по-своему распоряжается своей жизнью, своим временем.

Мало ли, много ли прошло лет — никто не мерил. Настал день, пришла минута, когда остановились счастливые часы у старшего брата. Ни тпру ни ну им не помогает. Как умерли! Кончился пир горой, оборвалась пляска на том колене, на ка ком часы остановились, и гармонь стихла, будто ей голос пере хватило. И второй брат, не доглядев сладкого сна, проснулся. И тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.

А третий брат тем временем изо всех учёных самым учёным стал. Не только все человеческие языки превзошёл, но и с пти цами запросто мог переговариваться. А уж насчёт всяких ис кусств, то хоть на арфе, хоть в опере — всё может. Поёт и рису ет. Из мрамора высекает, стихи сочиняет, как семечки щёлка ет. А...

А часы у него тоже остановились. А третий брат тем временем изо всех учёных самым учёным стал. Не только все человеческие языки превзошёл, но и с пти цами запросто мог переговариваться. А уж насчёт всяких ис кусств, то хоть на арфе, хоть в опере — всё может. Поёт и рису ет. Из мрамора высекает, стихи сочиняет, как семечки щёлка ет. А...

А часы у него тоже остановились.

  • Это как же так? Отчего, почему, по какому случаю, вели
    кий волшебник Труд? Я не спал, не гулял, как те двое. Денно и
    нощно трудился по совести!
  • А по совести ли? — спросил его Труд. — Для кого ты нау ки изучил, искусства постиг? Кому ты этим пользу принёс?
    Чьё сердце согрел? Чьи глаза ими порадовал? Себя только те шил.

Опустил третий брат голову. Молчит. А что он сказать мо жет, коли совести у него тоже не оказалось, чтобы ею счастли вые часы завести.

Сошлись братья и задумались. И было над чем.

Не зря же один мудрец сказал: «Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается».

(Е. Пермяк)

38. Сочинение-рассуждение. На основе сказки Е. Пермяка «Счастливые часы» (задание 37) напишите сочинение-рассу ждение, объясняя, как вы понимаете смысл пословицы Чело век в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается. Продумай те аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения. Используйте в качестве аргументов фак ты, содержащиеся в указанном тексте, или собственные жизненные наблюдения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 11 класс (задания В)

Комплексный анализ текста включает задания по словообразованию, морфологии, синтаксису. Материал для анализа - фрагменты из произведений Ч.Айтматова....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс

Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...