Копилка "нескучных" упражнений по культуре речи для 7 класса
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Лютова Татьяна Эдуардовна

Копилка «нескучных» упражнений, позволяющих повышать уровень культурного овладения языком, способствовать формированию языкового чутья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_neskuchnyh_uprazhneniy.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка «нескучных» упражнений, позволяющих повышать уровень культурного овладения языком, способствовать формированию языкового чутья.

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Отметьте слова, в которых допускаются вариативные ударения.

Проверьте себя по словарю.

Августовский            искристый

зубчатый                    юродивый

флейтовый                 украинский

тигровый                   лубочный

гербовый                   кухонный  

                                   феномен

2. Найдите слова, в которых согласный перед Е произносится мягко. Если

испытываете затруднение, обратитесь к словарю, дайте толкование

неизвестным словам, составьте словосочетания.

Мембрана                  шинель

бенефис                     фонема

детектив                     эффект

декорация                  тембр

бизнесмен                  гротеск

3. Найдите слова, в которых при произношении сохраняется двойной

согласный. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Мусс                          коллекция

терраса                      террор

бесприданница         сумма

грамматика               тонна

колли                         касса

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1) Мама _____________ чехол на чемодан.

2) Девочка ___________ куклу Катю.

3) Старший брат _________ сестру.

4) Сегодня девочка ____________ новые туфли.

5) Брат ___________ часы на руку.

6) Бабушка ______________ внука.

7) Бабушка _____________ новое пальто.

2. Найдите лишнее слово. Как называется этот вид речевых ошибок?

1) Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

3) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

4) Очень замечательные пироги печет Дашенька.

5) В речи он употребляет диалектные и областные слова.

3. «Скажите по совести, Ляпсус,— обращался Персицкий к автору

«Гаврилиады»,— почему вы пишете о том, чего вы в жизни не видели и о

чем не имеете ни малейшего представления? Почему у вас в стихотворении

«Кантон» пеньюар — это бальное платье?» (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать

стульев»).

Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему

значении, ведут к неточности речи. В следующих предложениях найдите

такие ошибки и попытайтесь их устранить.

1) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много

читать.

2) Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом.

3) И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся

обогнать паровоз.

4) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести.

5) Он попытался сформулировать свое замечание в корректорской форме.

4. Паронимы — это разные по значению слова, сходные по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; это приводит к смешению их в речи.

Чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

Концертный (абонемент, абонент).

(Безответная, безответственная) покорность.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Мастистый, маститый) ученый.

(Невежа, невежда) в музыке.

(Непроницаемый, непроницательный) исследователь.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Предоставить, представить) к награде.

(Сочинительный, сочинительский) талант.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Тяготеть, тяготить) к спорту.

(Экономика, экономия) времени.

5.Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1) Литература играет очень большую эстетическую функцию.

2) Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться.

3) Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда

в Киевской Руси.

4) Создавая комедию «Горе от ума», Грибоедов пытался передать жизнь,

которая господствовала в то время.

5) Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию.

6) Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева.

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов

нет зубов»? Решив этот вопрос, приступите к следующему заданию:

образуйте форму родительного падежа существительных.

Абрикосы                  гектары                      простыни

апельсины                 зеркальца                    рельсы

басни                         монголы                      румыны

блюдца                                                           сапоги

ботинки                     носки                           сумерки

будни                         партизаны                   ясли

вафли                         полотенца

2. Образуйте форму множественного числа существительных.

Автор                        лекарь                        редактор

бухгалтер                 лектор                        сторож

выбор                       оратор                         трактор

выговор                    отпуск                        фельдшер

директор                   офицер                        шофер

инженер                    порт                            якорь

катер                         профессор

3. От данных существительных образуйте форму единственного числа.

Близнецы                  кавычки               тапочки

ботинки                    коньки                  туфли

брови                        лыжи                     усы

валенки                    носки                     уши

варежки                   овощи                   фрукты

войска                      перчатки               чулки

волосы                     родители

4. От данных прилагательных образуйте краткую форму. В каких случаях

это невозможно?

Бледный                    дружеский                прочный

братский                    дружный                  робкий

бывалый                    коричневый             светлый

верный                      легкий                       точный

вороной                     медный                     умный

горький                     нежный                     цветной

длинный                   осенний

5. Из приведенных ниже прилагательных выберите такие, которые не

образуют степеней сравнения. Свой выбор обоснуйте.

Глубокий                  зеленоватый                трудный

глухой                       кислый                         хитрющий

добрый                      пустой                          яркий

слепой

6. Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не

употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

Вечереть                     победить                  трясти

грести                          приходить               убедить

лечь                              расти                       целовать

смеркаться

7. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения. В

каких случаях это невозможно?

Бежать                       ехать                    ночевать

весить                        жечь                    основать

вить                            значить               пахать

выглядеть                  издавать              печь

грести                        класть                 стоить

доказать                    махать                шептать

есть                           напасть

УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

1. Помните, как выступал на митинге по случаю открытия старгородского

трамвая заведующий Старкомхозом Гаврилин (в «Двенадцати стульях»

И. Ильфа и Е. Петрова)?  Он сказал, что трамвай пущен «благодаря всех

рабочих... а еще... благодаря честного советского специалиста, главного

инженера Треухова». Найдите в его речи ошибку.

Составьте словосочетания, определите падеж управляемого слова.

1) Больше времени уделять (чтение книг).

2) Включиться (строительство дороги).

3) Вопреки (противопожарные действия).

4) Восхищаться (благородный поступок).

5) Гордиться (свои ученики).

6) Грустить (школьные друзья).

7) Избежать (серьезная опасность).

8) Исходить из (это предположение).

9) Обращать внимание (физическая подготовка).

10) Озабоченность (положение дел в стране).

11) Оплатить (проезд).

12) Остановиться (разные стороны проблемы).

13) Отчитаться (израсходование полученных средств).

14) Побудило (решительные действия).

15) Подчеркнуть (необходимость созыва собрания).

16) По истечении (десять дней).

17) Согласно (действующая инструкция).

18) Уверенность (наша победа).

19) Удостоить (беглый взгляд).

20) Факт (грубое нарушение правил).

2. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела

шляпа», — записал в жалобной книге один из чеховских героев. Какую

грамматическую ошибку он допустил?

Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением

деепричастных оборотов.

1) День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные

приглашения.

2) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

3) Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода

„Вольность”.

4) Борясь за свое счастье, Савелий был отправлен на каторгу.

5) Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

6) Выйдя на улицу, ему стало холодно.

7) Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.

8) Окончив учебный год, перед выпускниками встала проблема

устройства на работу.

9) Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье.

10) Медленно и четко произнося слова, правило легче заучивается

наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

"Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" 10 класс.

Материалы для практических занятий и упражнения  для самостоятельеной работы по темам: "Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" для 10 класса. Предоставленные тексты и упражнения реко...

Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Проверочная работа на тему «Лексика и культура речи» 6 класс

Проверочная работа содержит два варианта тестовых заданий                                     ...