Тексты изложений
учебно-методический материал по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Вялкова Ирина Владимировна

тексты изложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozh._kak_ranshe_vzrosleli.doc24 КБ
Microsoft Office document icon izlozhenie_pristli.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon podrobnoe_izlozhenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как раньше взрослели

В Древней Руси мальчики и девочки становились взрослыми, когда получали право носить взрослую одежду. А это случалось, когда они делом могли доказать свою взрослость.

С 5–7 лет детей приучали к хозяйственным мужским и женским работам, а также вводили в мир легенд, верований, традиций. В глубочайшей древности для этого существовали особые дома! Все, что там свершалось, окутано тайной, на которую не имели права представители противоположного пола.

Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка – девушкой, им приходила пора перейти в новое «качество»: из разряда «детей» в разряд «молодежи», будущих женихов и невест. Но телесное, физическое взросление мало что значило само по себе. Надо было выдержать испытание. Ученые называют его «инициацией» – «обновлением», «приведением в начальное состояние».  Как вы думаете, в чем оно заключалось?

Юноша должен был вынести жестокую боль, принимая татуировку или клеймо со знаками своего племени. Для девушек тоже были испытания, но не такие мучительные. И самое главное – те и другие подвергались ритуалу «временной смерти» и «воскрешения». Как, вы думаете, он проходил? Было ли это игрой или все происходило всерьез?

Ученые считают, что жрицы и жрецы применяли при этом одурманивающие напитки или даже гипноз! При этом разыгрывалась целая пантомима «проглатывания» детей мифическим животным – тотемом, «прародителем» и символом племени – с последующим рождением из его брюха.

Дети «умерли» – вместо них «родились» новые взрослые. Как вы думаете, что они получали? Конечно, новые «взрослые» имена и… новую одежду! Юношам вручали мужские штаны, а девушкам – особый род юбки (поневу). (До момента взросления и мальчики, и девочки носили только рубашки, сшитые из старой одежды родителей.) С момента надевания взрослой одежды девушку можно было сватать. Расцветка клеток на юбке была своя у каждого славянского племени.

Так начиналась взрослая жизнь.



Предварительный просмотр:

Открытие Пристли

 

        Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха пол стеклянный колпак, Пристли проделал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничего не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча - гасла.

        Однажды Пристли поместил под колпак растения: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, ученый  с неделю не подходил к колпаку.

        Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер, пораженный: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания.

        Пристли ввел под колпак свечу. Она не гасла. Убрал свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже ожил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.

        «Мне посчастливилось, - сказал он, - открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность».

        В 1779 году другой ученый уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету и только зелеными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (175 слов)

Открытие Пристли.

        Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха пол стеклянный колпак, Пристли проделал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничего не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча - гасла.

        Однажды Пристли поместил под колпак растения: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, ученый  с неделю не подходил к колпаку.

        Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер, пораженный: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания.

        Пристли ввел под колпак свечу. Она не гасла. Убрал свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже ожил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.

        «Мне посчастливилось, - сказал он, - открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность».

        В 1779 году другой ученый уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету и только зелеными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (175 слов)



Предварительный просмотр:

Подробное изложение в 9-м классе

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот... Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она! Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется: утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути!

Ю. Олеша
(171 слово)

1. Прослушайте текст – отрывок из книги Ю. Олеши «Ни дня без строчки». Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? 

2. Определите тему текста. 

3. Какова его основная мысль?

4. Какими признаками текста обладает данный отрывок?

5. Определите тип текста. 

6. Выделите тезис, аргументы, вывод.

7. Уместны ли повторы, встречающиеся в тексте?

8. Найдите ключевые слова текста. 

9. Какую функцию художественного стиля реализует Олеша в данном тексте?

10. Какие особенности художественного стиля вы нашли в тексте? 

11. Озаглавьте текст.

12. Напишите подробное изложение. Выскажите свое отношение к проблеме, которой посвящен текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты изложений для подготовки к ГИА

Тексты изложений для подготовки к ГИА...

Текст изложения "Булочная Филиппова" 9 класс

Текст для сжатого изложения...

Тексты изложений ГИА 9 класс

Подборка текстов к аудиозаписям . Могут быть использованы для подготовки и учащимися, и педагогами. Тексты подобраны с сайта "Открытые задания ГИА"ФИПИ, сборников под ред. И.П. Цыбулько и сборника под...

ФИПИ. Русский язык. 9 класс. Открытый банк заданий. Тексты изложений.

Данный материал поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку....

Тексты изложений ГИА 2013

Тексты для тренировочных изложений в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА...

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....