Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кузнецова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 8 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_predlozheniya_fgos.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  8

Дата    -____________

УМК: под редакцией М.Т. Баранова  « Русский язык.8 класс».

Автор урока: Кузнецова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОО лицей №4 имени профессора Е.А. Котенко города Ейска

Тема:                                         Односоставные  предложения.  Обобщение изученного.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при обобщении знаний об односоставных предложениях.

Цель:                

Воспитательная (Личностная)

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма.

Развивающая (Метапредметная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных  членов предложения, определения видов односоставных предложений;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.

6. Развивать творческие способности учащихся.

Образовательная (Предметная)

1.Распознавать односоставные предложения в тексте.

2.Классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям.

3.Построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

4.Формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

патриотизм

  • формулировать собственное мнение,
  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в группе
  • владеть различными

видами аудирования,

  • осуществлять информационную

переработку текста (план, схема, таблица)

  • выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,
  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя
  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,
  •  выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • находить односоставные предложения,
  •  определять виды односоставных предложений,
  • производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Воспитание патриотизма

Оборудование:           

- мультимедийная презентация

- «Словарь пословиц и поговорок», «Толковый словарь Ожегова»

- ЭОР «Односоставные предложения»,

- интерактивная доска

- рабочий лист ученика

- документ-камера


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что уже известно об односоставных предложениях. Используйте опорные слова:

  • углубить
  • расширить
  • повторить
  • совершенствовать

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу

Душа, чело и вечность…

Прислушайтесь к словам.

В них слово человечность

Не слышится ли вам?

                 Я. Козловский

-Прочтите эпиграф к уроку. Какие предложения по наличию главных членов встретились в эпиграфе? Какие виды односоставных предложений использовал Я. Козловский? Прочтите еще раз эпиграф, а что  вам слышится в словах Я. Козловского? Как вы понимаете значение слова «человечность»? Подберите синонимы к данному слову.

Настраиваются на плодотворную работу

Регулятивные

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Словарная работа

Благотворительность, гуманность, человеколюбие, милосердие, сострадание, отзывчивость, меценатство, доброта, душевность, благодушие.

- Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и поговорим о таких красивых и нужных в наше время словах как «меценатство» и «благотворительность». Они воскрешают в памяти такие понятия как благородство, щедрость, широта натуры, образованность, любовь к Родине (Третьяковская галерея, Московский художественный театр, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых, Театральный музей А.А. Бахрушина и т.д) А еще – любовь к людям, сострадание (приют, богадельня, больница, церковь и т.д.)

Лексико – орфографическая работа.

- Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении слов : «меценат», «благотворительность».

Работа в группах, работа со словарем.

Познавательные,

коммуникативные

III. Проверка усвоения теоретических знаний по теме

Компетентност-но-  ориентирован-ное задание.  

Вспомнить виды односоставных предложений и их признаки, восстановить соответствие между видом предложения и его признаками

Организует беседу, консультирует учащихся

- Используя составленную таблицу, расскажите об односоставных предложениях.

Работа в парах, заполняют таблицу в рабочих листах

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Работа с ЭОР: интерактивная таблица «Односоставные предложения»

Сопоставление составленных таблиц с материалом ЭОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ad67-0a01-00ee-01d3-dff2491d6904/%5BRUS8_180%5D_%5BIA_348%5D.swf

Организует беседу, консультирует учащихся

Сопоставляют записи в рабочих листах  с интерактивной таблицей

Регулятивные

IV. Обобщение и систематизация знаний

Работа с текстом, работа в паре

 Аудирование, анализ  текста

Организует беседу, консультирует учащихся

- Запишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.

1)При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.(русс.)

2)Добрый и честный человек – сила нашего сердца.(тадж.)

3)Кто доброе творит, того зло не вредит.(русс.)

4) Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками.(кит.)

5)Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.(яп.)

6)Чем беднее, тем щедрее.(русс.)

7)Друг друга поддерживать – победу одерживать.(русс.)

- записывают пословицы т, определяют вид односоставных предложений

-работа в парах

Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

Коммуникативные

Познавательные

Отчёт одной из пар

С помощью документ-камеры проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения

Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

( волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

IV.  Физминутка

Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. (Зрительная гимнастика)

Выполняют физминутку

Регулятивные

Обобщение и систематизация знаний

Комплексный анализ текста

  1. Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.

  (4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.

  (7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …

( По Д. Лихачеву.)

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.
  3. Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.

Выполняют указанные задания, творческая работа

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

V. Подведение итогов,

 рефлексия

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Составление синквейна

Организует работу

- И подвести черту нашему разговору о меценатстве и благотворительности мне  хотелось бы необычным способом: составлением синквейна – пятистишия. Посмотрите на алгоритм написания синквейна. В основе должна быть главная мысль, идея, выраженная одним словом.

- Вы уже поняли, что в первой строке нашего синквейна должно находиться ключевое слово. Попробуйте составить синквейн, начав со слова «благотворитель» или «меценатство» (самостоятельная работа в парах).

  Озвучивание работ желающими.

Делают вывод о том, что такое  односоставные предложения, какую роль они играют в тексте

Составление синквейна

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

 

Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание: напишите  на основе текста Д. Лихачева сочинение объемом 1 стр., в котором выразите свое отношение к поставленной в тексте проблеме; подготовьте сообщение – презентацию об одном из меценатов. Используйте в своих работах односоставные предложения.


Приложение №1

Сообщение о Гае Цильнии Меценате.

 Первого из известных истории меценатов звали... Меценат. Таково было его имя - Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.
 Родился Меценат между 74 - 64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия - нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

  Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана - будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помог ему взойти на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам.    

  Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда не имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было... в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.
 Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены - участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.
 У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

  Создав литературный кружок, Меценат сумел установить в нем доброжелательную атмосферу, послужившую основой дружбы участников. По их многочисленным свидетельствам, там не наблюдалось ни чрезмерного честолюбия, ни зависти, ни прочих низменных проявлений.

  В общем, союз был удивительный, редкостный для мира искусства. Но может быть, этот патриций обладал не только редким чутьем на дарования, что признавалось современниками, но и воспринимал их лишь в сочетании с высокой духовностью?!
 А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье... Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.
 Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.
 Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца). А имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.
 

Приложение № 2.

Благотворитель

Добросердечный, щедрый

Помогает, сострадает, заботится

Благотворитель не ждет награды

Сострадание

Меценатство

Щедрое, интеллигентное

Покровительствует, сберегает, дорожит

Заботится о процветании Родины

Патриотизм

Таблица

Вид предложения

Признаки

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

Рабочий лист ученика

Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Душа, чело и вечность…

Прислушайтесь к словам.

В них слово человечность

Не слышится ли вам?

Я. Козловский.

  1. Работа с таблицей.

 Используя таблицу, расскажите, какие бывают односоставные предложения и чем они отличаются от двусоставных. Чем отличаются назывные предложения от других односоставных? Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения? А чем они различаются?

- Сопоставьте виды предложений с их признаками.

Вид предложения

Признаки

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

2. Спишите пословицы Мира, обозначая в каждом предложении его грамматическую основу. Укажите односоставные предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения), назовите их тип.

  1. При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. (русс.)
  2. Добрый и честный человек – сила нашего сердца. (тадж.)
  3. Кто доброе творит, того зло не вредит. (русс.)
  4. Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)
  5. Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (яп.)
  6. Чем беднее, тем щедрее. (русс.)
  7. Друг друга поддерживать – победу одерживать. (русс.)

3. Словарь.

Пословица__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Меценат___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Благотворитель_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Комплексный анализ текста.

(1) Жизнь не должна ра..сыпат..ся на мел..чи раств..рят..ся в кажд..дневных заботах. (2) Если жить только для себя своими мелкими заботами о собственном бл..гополучи.. то от прожитого не останет..ся и следа. (3) Если же жить для других то другие ..берегут то чему служил чему о..давал силы.

  (4) Люди служивш..е другим служивш..е (по) умному имевш..е в жизни добрую и значительную цель запом..нают..ся (на) долго. (5) Помнят их слова поступки их обл..к их шутки а иногда чудач..ства. (6) О них ра..сказ..вают.

  (7) В жизн.. ценнее всего доброта и при этом доброта умная цел..направле..ная. (8) Умная доброта самое ценное в человеке самое к нему распол..гающее и самое в конечном сч..те верное по пути к личному счастью. (9) Счастье дост..гает тот …

( По Д. Лихачеву.)

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Среди предложений № 3 – 7 найдите простые односоставные предложения. Укажите их номера и определите вид.
  3.  Закончите последнее предложение так, чтобы текст имел логическое завершение.

  1. Синквейн.

Меценатство

_________________,    __________________

_________________,    __________________,    ___________________

_________________   __________________   ___________________   ____________________

_________________

Благотворитель

_________________,    __________________

_________________,    __________________,    ___________________

_________________    __________________    ___________________   ____________________

_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом при обобщении изученного о простом предложении

Обобщить и закрепить знания об обособленных членах предложения; рассказать о знаках препинания в предложениях такой конструкции; вспомнить, чем может быть выражен обособленный член предложения.Повтори...

Комплексная работа с текстом при обобщении изученного о простом предложении

Обобщить и закрепить знания об обособленных членах предложения; рассказать о знаках препинания в предложениях такой конструкции; вспомнить, чем может быть выражен обособленный член предложения.Повтори...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Закрепление и обобщение изученного о сложносочиненном предложении"

Данный урок был представлен на педагогическом марафоне учителей г. Красногорска Московской области. Он включает в себя разные виды работ на закрепление материала по сложносочиненному предложению, а та...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"

Цели: ·       повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...