грамматический разбор
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Севостьянова Татьяна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Обратите внимание!

  1. В слове может быть не один корень, а два и более: птицефабрика;
  2. В слове может быть не одна приставка, а две и более: понаслышке;
  3. У глаголов, оканчивающихся на –чь, чь входит в состав корня: жечь;
  4. Суффикс глагола прошедшего времени –л- и суффикс инфинитива –ть (-ти) в основу слова не входят:  вспоминал, завести;
  5. Суффикс возвратного глагола –ся (-сь) входит в основу слова: умылся;
  6. В неизменяемых словах основа слова равна всему слову, знак нулевого окончания не ставится: жалюзи, попросту.

План анализа:

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. У изменяемого слова  найти окончание.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень, подобрав и записав несколько однокоренных слов.
  5. Выделить приставку (приставки), привести несколько слов с этой же приставкой.
  6. Выделить суффикс (суффиксы), привести несколько слов с этим же суффиксом.

Образец анализа:

отвертка

  1. отвертка – имя существительное;
  2. И.п. отвертка  Р.п. отвертки  Д.п. отвертке; суффикс – -а-;
  3. основа – отвертк;
  4. вертеть, отверточка, вертушка; корень - -верт-;
  5. отбивать, отпор, отходчивый; приставка – от-;
  6. известка, подпорка, улыбка; суффикс - -к-.

накануне

  1. накануне – наречие;
  2. окончания нет, так как наречие – неизменяемое слово;
  3. основа – накануне;
  4. канун, канунный; корень - -канун-;
  5. набело, напарник, набежать; приставка – на-;
  6. наедине, налегке, неуклюже; суффикс - -е-.



Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

  1. Постоянные признаки:

А) собственное или нарицательное

Б) одушевленное или неодушевленное

В) род

Г) склонение

3. Непостоянные признаки:

А) падеж

Б) число

  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

Вонзаясь острым шпилем³ в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю.

  1. шпилем – имя существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос чем? 
  2. 1. Н.ф. – шпиль;

2. Постоянные признаки:

А) нарицательное;

Б) неодушевленное;

В) мужского рода;

Г) 2-го склонения.

  1. Непостоянные признаки:

А) творительный падеж;

Б) единственное число.

  1. Вонзаясь (чем?) шпилем. В предложении выступает в роли дополнения.



Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

  1. Постоянные признаки:

разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)

  1. Непостоянные признаки:

у качественных прилагательных:

А) степень сравнения;

Б) полная или краткая форма;

у всех прилагательных:

А) падеж;

Б) число;

В) род (в ед.ч.);

  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

Ночь была полна глубокой³ тишиной, и темнота ее казалась бархатной и теплой.

  1. Глубокой – имя прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
  2. 1. Н.ф. глубокий;

2. Постоянные признаки:

качественное

  1. Непостоянные признаки:

употреблено в полной форме;

в творительном падеже;

в единственном числе;

в женском роде;

  1. тишиной (какой?) глубокой. В предложении выступает в роли определения.



Предварительный просмотр:

План анализа:

I        Часть речи, общее значение.

II        Морфологические признаки:

  1. Начальная форма (именительный падеж).
  2. Постоянные признаки:

         A)        разряд по строению: простое, составное, сложное;

         Б)        разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.

3.        Непостоянные признаки:

         А)        падеж;

Б) число (если есть);

В) род(если есть).

        

III        Синтаксическая функция.

Образец анализа:

Из девяти тысяч шестисот четырнадцати³ гектаров территории, которую занимает город, на трехстах пятидесяти восьми раскинулись зеленые насаждения, на пятистах семидесяти восьми – лесопарки.

  1. (Из) девяти тысяч шестисот четырнадцать (гектаров) – имя числительное, так как обозначает количество предметов.

1. Н.ф. девять тысяч шестьсот четырнадцать

2. Постоянные признаки:

А) составное;

Б) количественное;

3. Непостоянные признаки:

А) Родительный падеж;

Б) числа нет;

В) рода нет;

  1. Сочетается с существительным гектаров, согласуется с ним в падеже, в предложении выступает в роли дополнения.



Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

  1. Постоянные признаки:

А) разряд по значению;

Б) лицо (у личных местоимений);

3. Непостоянные признаки:

А) падеж;

Б) число(если есть);

В) род (если есть);

  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

Мне³ нравятся те его³ картины, которые написаны маслом.

  1. мне – местоимение, т.к. указывает на предмет, но не называет его.
  2. 1. Н.ф. – я;

2. Постоянные признаки:

А) личное;

Б) 1 лицо;

  1. Непостоянные признаки:

А) дательный падеж;

Б) единственное число.

  1. Нравятся (кому?) мне. В предложении выступает в роли дополнения.

  1.  те – местоимение, т.к. указывает на предмет, но не называет его.

II. 1. Н.ф. – тот;

2. Постоянные признаки:

А) указательное;

  1. Непостоянные признаки:

А) именительный падеж;

Б) множественное число.

  1. Картины (какие?) те. В предложении выступает в роли определения.



Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (неопределенная форма).

  1. Постоянные признаки:

А) возвратный или невозвратный;

Б) вид (совершенный или несовершенный);

В) спряжение;

Г) переходный или непереходный;

3. Непостоянные признаки:

А) наклонение;

Б) время (в изъявительном наклонении);

В) лицо (если есть);

Г) число;

Д) род (если есть).

  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

В лес я приходил к рассвету, налаживал снасти, развешивал³ манков, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день.

  1. развешивал – глагол, т.к. обозначает действие  и отвечает на вопрос что делал? 
  2. 1. Н.ф. – развешивать;

2. Постоянные признаки:

А) невозвратный;

Б) несовершенный вид;

В) I спряжение;

Г) переходный.

  1. Непостоянные признаки:

А) изъявительное наклонение;

Б) прошедшее время;

В) –;

Г) единственное число;

Д) мужской род.

  1. Я (что делал?) развешивал. В предложении выступает в роли сказуемого.


Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
  2. Исходная форма, от которой образовано причастие.
  3. Постоянные признаки:

А) действительное или страдательное;

Б) время;

В) вид (совершенный или несовершенный);

4. Непостоянные признаки:

А) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

Б) падеж (у причастий в полной форме);

В) число;

Г) род  (в единственном числе);

  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

Порыжел, потух папоротник, затоптанный³ и смятый мужиками…

  1. затоптанный – причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию.
  2. 1. Н.ф. – затоптанный;

2. затоптать;

3. Постоянные признаки:

А) страдательное;

Б) прошедшее время;

В) совершенный вид;

  1. Непостоянные признаки:

А) полная форма;

Б) творительный падеж;

В) единственное число;

Г) мужской род.

  1. Папоротник (какой?) затоптанный. В предложении выступает в роли определения.



Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (неопределенная форма глагола).
  2. Исходная форма, от которой образовано деепричастие.

А) вид (совершенный или несовершенный);

Б) возвратное или невозвратное;

В) неизменяемость;

  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

Проснувшись на ранней заре, Левин попробовал будить товарищей.

  1. проснувшись – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
  2. 1. Н.ф. – проснуться;

2. проснуться;

А) совершенный вид;

Б) возвратное;

В) неизменяемое;

  1. Попробовал будить (как?)  проснувшись. В предложении выступает в роли обстоятельства.



Предварительный просмотр:

План анализа.

  1. Часть речи. Общее значение.

  1. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (для степеней сравнения).
  2. Разряд по значению.
  3. Степень сравнения (если есть).
  4. Неизменяемость.
  1. Синтаксическая функция.

Образец анализа.

Теперь поверните направо³.

  1. направо – наречие, т.к. обозначает признак предмета.
  2. 1.

2. наречие места;

3.

4.неизменяемое;

  1. Поверните (куда?) направо. В предложении выступает в роли обстоятельства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Методический урок по русскому языку на тему: «Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»

В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, разв...

Пособие "Планы грамматических разборов".

В пособии представлены планы грамматических разборов....

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

"Трудные случаи грамматического разбора"

Программа элективных курсов для учащихся 10 класса...

Лексико-грамматический разбор текста.

В презентации представлен материал для спецкурса по русскому языку в 11 классе....

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).

Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание....