Главные вкладки

    Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
    план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

    Цурикова Елена Викторовна

    Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? Данное занятие поможет ответить на эти вопросы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primenenie_delovogo_stilya_na_praktike.docx29.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие предпрофильного курса «Деловому человеку – деловая речь»

    в 9 классе

    Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера

    Автор: 

     Цурикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

    Место работы, должность: 

    МБОУ Ленинская СОШ,  учитель русского языка и литературы

    Класс: 9

    Предмет: 

     предпрофильный курс по русскому языку «Деловому человеку – деловую речь»

    Цель занятия: 

    познакомиться на практике с особенностями делового стиля и научиться создавать небольшие тексты, относящиеся к деловой речи.

    Используемые учебники и учебные пособия: 

    1. Т.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова. «Русский язык. 9класс».  Москва, «Просвещение», 2009г.

    2. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. "Русский язык. 9 класс".

    Используемая методическая литература: 

    1. Комплексный словарь русского языка ⁄А.Н.Тихонов и др.−М.:Рус. яз.−Медия,2005г.

     2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. - М.:Просвещение,2003

    3. Предпрофильный курс «Деловому человеку – деловую речь» 9 класс.

    Используемое оборудование: компьютер, проектор

    Цель:

    научить учащихся составлять различные документы официально-делового стиля. 

    Задачи: 

    1) повторение стилей речи;

    2) коррекция речевой и письменной грамотности;

    3) знать порядок оформления различных документов официально-делового стиля;

    4) уметь применять на практике полученные знания.

    Ожидаемые результатыповышение познавательного интереса детей к изучению русского языка; учащиеся должны знать порядок оформления документов; научиться составлять различные документы официально-делового стиля.

    Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Формы организации работы учителя практическое занятие.

    Ход занятия

     

     I.Оргмомент.

     

    II. Корректировка орфографических знаний.

    1. Словарный диктант:  автобиография , будущее, иллюстрация, заявление, клише, конспектировать, титульный лист, ориентироваться, планомерно, прогнозирование, систематизировать, шаблон, штампы, договор, документ, проект, ходатайство, характеристика ,карьера, фотография, апелляция, портфолио, резюме, доклад, доверенность, расписка, стандарт, протокол.

    Задание для  ученика:

    подчеркните в словарном диктанте слова, которые обозначают документы, нужные выпускнику для окончания школы и дальнейшего обучения в каком-либо учебном заведении и определить их лексическое значение.

     

      Автобиография, будущее, иллюстрация, заявление, клише, конспектировать, титульный лист, ориентироваться, планомерно, прогнозирование, систематизировать, шаблон, штампы, договор, документ, проект, ходатайство, характеристика ,карьера, фотографияапелляция, портфолио, резюме, доклад, доверенность, расписка, стандарт, протокол.

    АБИТУРИЕНТ -   выпускник средней школы,  поступающий в высшее или среднее специальное учебное заведение

    Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание» сам жизнь пишу) — официально-деловой документ. Последовательное описание человеком событий собственной жизни.

    Заявление – официальная письменная просьба о чём-либо.

    Характеристика – официальный документ, в котором даётся описание отличительных свойств, достоинств и недостатков кого-чего-н.

    Апелляция (1) – (oбращение)  - обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу.

    Апелляция (2) - это аргументированное письменное заявление абитуриента либо о нарушении процедуры вступительных испытаний, приведшем к снижению оценки, либо об ее ошибочности, по его мнению, выставленной оценки на вступительных испытаниях

    Доверенность – это документ, который позволяет одному человеку действовать отимени другого, написавшего доверенность.

    Портфолио - это собрание личных достижений ученика, которое реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности,  собираются все бланки или заверенные копии документов, официально подтверждающих достижения учащегося в любой области деятельности за девятый класс: дипломы, грамоты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня; бланки или заверенные копии свидетельств и удостоверений о прохождении курсов и программ дополнительного образования в центрах, домах творчества, спортивных и музыкальных школах, клубах физической подготовки, станциях юных техников, туристов, натуралистов; бланки и заверенные копии документов, подтверждающих присвоение спортивных разрядов и званий).

    Слово учителя: 

          Итак, в конце учебного года будете сдавать экзамены, после окончания школы вы пойдёте на собеседование в средне-специальные учебные заведения. Какую одежду вы выберете для этого? Какой это стиль в моде? (официально-деловой).

    Стиль существует не только в одежде, моде, но и в речи. 

     Объявление темы и цели урока.

    Цель нашей работы – познакомиться на практике с особенностями делового стиля и научиться создавать небольшие тексты, относящиеся к деловой речи.

    Слово учителя.  Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми примерами деловой документации. Каждому из вас, рано или поздно, придётся столкнуться с необходимостью самостоятельного составления и написания такого рода документов: при поступлении в училище, техникум, на работу и т.д.

    Актуализация изученного материала: (Презентация)

     просмотр презентации по теме «Стили речи». 

    Итоговый вопрос: что мы повторили, просмотрев презентацию ?

    Составление официально-деловых документов.

         1.Слово учителя.  В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением  определенных стандартов. Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление для поступления в училище, техникум вы должны будете написать самостоятельно.

     Но для начала, как вы понимаете, вам нужно сдать экзамены в школе и подписать титульный лист экзаменационной работы по русскому языку.

    1. Подписывается титульный лист экзаменационной работы.

    1. Написание образца апелляции. Написание апелляции может пригодиться в случае несогласия с оценкой письменной экзаменационной работы. Разумеется, подача апелляции – крайняя мера, в большинстве случаев подобные вопросы решаются в школе, где вы учитесь.  Другое дело, что составление такого документа может понадобиться позже, когда вы станете абитуриентами училищ, техникумов.

    (Выдается формат  А 4, где есть шапка в верхнем правом углу листа (кроме Ф.И.О.) , а сам текст апелляции пишется под диктовку учителя.)

     

                                                                                                  Председателю

                                                                                   апелляционной комиссии

                                                                                              Аксайского  района

                                                                                                          Федорову И. П.

                                                                                                 ученика МБОУ

                                                                                               Ленинской СОШ

                                                                                                 Сидорова И.П.

     

    апелляция.

     

     Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками во 2-ом и в 3-м абзаце изложения.

      

     

    06 июня 2010 г.                                                                                          (подпись)

      

     Итоговые вопросы:

    какие штампы в этом предложении, свойственные оф.-делов. стилю  мы использовали ?

    -Какое это предложение по составу?

    -Чему мы научились на данном этапе занятия?

     

    4.Составление собственного заявления для поступления в училище, техникум . (Пишется на формате А 4)

    (Консультация - напоминание учителя по написанию заявления.)

    (Учащиеся самостоятельно пишут текст самого заявления)

    Памятки-вопросы:

    -с какой буквы и как пишутся названия факультетов, отделений?

    -почему ставится запятая после Ф.И.О.?

     

     

                                                                                                                 Директору ПТУ     №13

                                                                                         Макарову Д.С.

                                                                                            Сидорова И.П.,

                                                                                                  проживающего по  

                                                                                               адресу: ул. К. - Маркса, 

                                                                                                д.109, кв.51  

     

    заявление.

     

     Прошу принять меня на факультет «Автомеханик широкого профиля».

      

     16 июня2010г.                                                                                                                      (подпись)                                                                                                                                                                    

        

    Итоговый вопрос: где мы можем еще писать заявления? Когда возникает такая необходимость?

    1. Молодцы ребята! Заявление мы написали. Еще какой документ мы подчеркнули в словарной работе?

    Правильно, автобиография.

    Запись плана автобиографии (Слайд)

    Вопрос:

    -почему ставится запятая после слова «Я»? (т.к. это уточняющие члены предложения)

     

     

    Итоговый вопрос:  в чем отличие официально – делового стиля от других стилей? (Наличие терминов, стандартных оборотов речи (клише) и штампов; нет эмоциональности, в них нет изобразительно – выразительных средств).

     

    8. Есть еще один документ, который наверняка понадобится в жизни. Это доверенность.

    (Многие современные школьники работают в свободное время. Значит, может возникнуть ситуация, при которой вам придется доверить получение денег надежному человеку).

     Итоговое слово учителя, оценивание.

    Домашнее задание. Написать автобиографию по данному в тетради плану.

                                                                                              Председателю

                                                                                   апелляционной комиссии

                                                                                              Аксайского  района

                                                                                                          Федорову И. П.

                                                                                                 ученика (цы) МБОУ

                                                                                               Ленинской СОШ

                                                                                                 ________________

     

    апелляция.

     

       Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками во 2-ом и в 3-м абзаце изложения.

      

     

    06 июня 2010 г.                                                                         _________(подпись)

                                                                                             Директору ПТУ     №13

                                                                                         Макарову Д.С.

                                                                                            ________________,

                                                                                              Проживающего(ей) по  

                                                                                               адресу: _____________ 

                                                                                         

     _____________________

    заявление.

     

     Прошу принять меня на факультет «Автомеханик широкого профиля».

      

        16 июня2012г.                                                                                                             __________(подпись)                                                                                                                                                                    

    Доверенность

     

     Я, ________________________, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за июль 2012 г. _________________________________.

    Мой паспорт: (данные).

    Паспортные данные ________________________: (данные).

     

     

    30 июля 2012 г.                                                                                        ___________(подпись)

    План автобиографии

    1. Фамилия, имя, отчество, ваш возраст, место рождения.

    2.На втором месте пишите о своей семье: фамилия, имя, отчество ваших родителей, кто ещё есть в вашей семье, чем занимаются члены семьи (профессия).

    3.В каком году поступили в школу, а также вид школы (обычная, коррекционная, вечерняя или другая), год окончания школы.

    4.Опишите свои увлечения и интересы, любимые занятия, любимые предметы.

    5.Можно также описать свои привычки (как «невредные», так и «вредные»). Укажите как относитесь к алкогольным напиткам, курению, употреблению наркотиков.

    6. Можно описать состояние вашего здоровья, какими заболеваниями вам приходилось болеть ранее.

    Каждый пункт автобиографии пишется с красной строки.

    Подпись автора текста (пишется под текстом справа).

    Дата написания (пишется под текстом слева).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

    Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

    Применение официально – делового стиля на практике. Учимся составлять персональное резюме (план-конспект урока)

    План – конспект урока русского языка в 9 классеЦели занятия:¢     образовательная: повторить основные особенности официально-делового стиля, закрепить навыки написания заявлен...

    Применение официально – делового стиля на практике. Учимся составлять персональное резюме (презентация к уроку)

    Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Применение официально-делового стиля на практике. Учимся составлять персональное резюме"....

    Презентация "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа"

    Презентация по русскому языку  "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа" знакомит  обучающихся с формой и структурой разных деловых документов. Возможно использов...

    Презентация "Применение официально-делового стиля на практике"

    Презентация наглядно поможет девятиклассникам увидеть возможность применения официально-делового стиля в жизни....

    «Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»

    Урок в игровой форме показывает учащимся, как заполнить бумаги для поступления или устройстве на работу, воспитывает культуру делового общения....