Урок. Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Сергеева Галина Алексеевна

В описании урока предствлены этапя подготовки к творческой работе учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ   ФЕДОРА ПАВЛОВИЧА  РЕШЕТНИКОВА

                      «ОПЯТЬ  ДВОЙКА»  (сюжетная картина)

Цель: определить основную мысль картины. , показать, как художник раскрывает основную мысль картины, используя средства живописи, подготовить учащихся  к описанию изображенного на картине.

                                        ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент. На экране проецируется репродукция картины «Опять двойка»  Во время рассказа учеником о художнике показываются другие работы художника.
  2. Вступительное слово о художнике. ( презентация подготовившегося ученика)

    Федор Павлович Решетников (родился в 1906 году) с детских лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там много зарисовок. Вместе с другими героями челюскинцами Федор Павлович был снят с дрейфующей льдины отважными советскими летчиками, и, возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины: «прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка» (1952год)

Мысль написать картину «Опять двойка» родилась у Решетникова в школе, когда он сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить задачу у доски. Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и он решил написать об этом картину.

  1. Работа  по картине и собирание рабочего материала к сочинению (Ученики делают записи в тетрадях в форме таблицы)
  2. Вопросы                             Предложения. Выражения

- Кто главный герой картины? Откуда это видно? Как это художник показал?

   ( На  переднем плане картины  изображен  мальчик. Он главный герой картины. Он хорошо виден на голубом фоне стены, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие смотрят  именно на него – мать, сестра, брат. И мы невольно обращаем наше внимание именно на мальчика.)

-Возраст, внешний вид, одежда мальчика.

(мальчугану 10 – 11 лет. У него круглое румяное лицо, раскрасневшееся от мороза, пухлые губы. Привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком светлые волосы. На нем видавшие виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником. Из-под пальто виднеется школьная форма, темные брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола. Видно, долго он гулял после школы на улице, в то время как сестра уже сидит за уроками. Получил двойку и все-таки сразу домой не торопился, побежал с ребятами на каток.

- Что можно сказать о выражении его лица, глаз, позе?

(Стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Мальчик, словно,  застыл на месте. Он не может двинуться с места от огорчения, стыда.

Лицо грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, во-вот расплачется.)

- О чем говорит его «бывалый» портфель?

 ( О многом говорит старый, потрепанный, весь в трещинах  портфель. Видно, не раз побывал он в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля,  небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Он-то, пожалуй, и явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался и забыл про уроки. Художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Взглянешь на портфель и сразу поймешь причину двойки школьника.

- Как относятся к появлению школьника с двойкой мать и сестра? В какой позе они показаны?

( Мать и сестра с тревогой и укором смотрят на мальчика, они расстроены, что он получил «2».Особенно огорчена мать. Она сидит на стуле, стиснув до боли руки.  Она с немым укором смотрит на сына. В её взгляде боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук. На женщине розовая блузка, темная юбка и красный фартук. Этим красным цветом художник хотел показать свое любовное отношение и сочувствие к матери.

- Что выражают взгляд и поза сестры? Где изображена сестра?

  (Взгляд сестры выражает осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Её непонятно, как можно так «спустя рукава» относиться к учебе. Аккуратная, подтянутая, она стоит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата. Сестра изображена на заднем плане картины. НО видна хорошо, так как освещена светом, падающим из открытой двери.

- Кто встречает ученика с радостью?

(Единственный, кто с радостью встречает ученика, - его верный четвероногий друг. Пес с радостью, визгом бросился  навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, он безучастен к её ласке.

- Каким изображен братишка?

( братишка  еще не понимает, как плохо получать двойки, поэтому с улыбкой смотрит на брата и продолжает кататься по комнате на велосипеде.)

-Как вы думаете, есть ли у мальчика возможность учиться?

 ( Конечно, есть. Это видно по обстановке в комнате. В квартире чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью, на полу – большой ковер. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой видна географическая карта, на подоконнике –цветы.)

- Какова основная мысль картины?

(Невесело приносить домой двойки. Эта мысль выражена расположением фигур, т.е .композицией картины, позой, выражением лиц героев, сочетанием красок, то есть колоритом картины.)

-какими средствами художник выразил основную мысль ?

(Каждый из героев хорошо виден и охвачен общим настроением. Колорит картины скромный, неяркий, ведь художник рассказывает не о праздничном, а будничном событии одной семьи, поэтому использует приглушенные тона. Представим картину без красок. Исчезнет настроение напряженности, картина потеряла бы свою выразительность.

СЛОВАРНО_СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-строгая, четкая, удачная композиция

-композиция картины хорошо, тщательно продумана, каждый герой хорошо виден..

Неяркий колорит картины соответствует будничному событию, изображенному художником.

РАБОТА ПО ПОДБОРУ СИНОНИМОВ

-огорчить, расстроить, опечалить

-картина, полотно, произведение живописи

-изобразить, показать, нарисовать, расположить

Составление плана к сочинению

      ПЛАН.

  1. Вступительное слово о художнике. (Как я познакомился с картиной «Опять двойка»?)
  2. Главный  герой картины.
  3. Мать героя, её внешний облик, настроение.
  4. Как встречают героя другие персонажи картины (сестра, братишка, собака)
  5. Основная мысль картины. Плохо приходить домой с двойкой.

(План к сочинению может быть условным, т.к. ученик волен сам определить последовательность работы, главное, чтобы сочинение было логичным, стройным.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Презентация к уроку развития речи...

Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Сочинение по картине Решетникова"Опять двойка"...

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

Урок- описание картины Решетникова "Опять двойка" на уроке осетинского языка в 6 классе.

Подготовка к написанию сочинения по картине Решетникова "Опять двойка"....

подготовка к написанию сочинения по картине Решетникова "Опять двойка"

Презентация к уроку содержит необходимый иллюстративный материал, вопросы по картине. Предусмотрена словарная работа...

Сочинение по картине Решетникова Опять двойка

Презентация может использоваться на уроке в 5 классе....