Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Бондарчук Людмила Николаевна

Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podchinitelnye_soyuzy_i_soyuznye_slova.ppt2.37 МБ
Файл mbou_sosh.docx22.12 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx14.03 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.51 КБ
Файл retsenziya.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дать понятие о союзах и союзных словах; Выявить функциональные омонимы; Научиться различать союзы и союзные слова, являющиеся функциональными омонимами.

Слайд 3

Простые Сложные Словно Чтобы Когда Будто Пока Если Как Что Так как Как будто Так что Потому что Оттого что Лишь только С тех пор как В связи с тем что

Слайд 4

Который Кто Откуда Что Какой Как Когда Где Куда

Слайд 6

Союзное слово всегда является членом предложения, на него падает логическое ударение: Вы не знаете, что произошло вчера на площади? Я уже решил, кем я буду на новогоднем празднике.

Слайд 8

Зная правила отличия союзов от союзных слов, любой человек сможет без труда отличить их.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 12

станицы Костромской муниципального образования Мостовский район

Методическая разработка урока русского языка  

2015 год  

Учитель  Бондарчук Людмила Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс:  9

Урок № 34 (первый из двух уроков, запланированных по теме)

Тема:  ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели урока:    

  1. Методическая: поделиться с коллегами опытом проведения урока в слабом классе;

  1. Образовательные:

  1. Дать понятие о подчинительных союзах и союзных словах;
  2. Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  3. Развивать навыки выразительного чтения;  
  4. Закрепить изученный материал о знаках препинания в сложном предложении.
  5. Повторить изученный материал в рамках заданий 2-14 ОГЭ.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методические приемы: слово учителя, комментированное чтение, индивидуальное  

                                            задание, самостоятельная работа                                                                              

                               

Оборудование: мультимедийная доска с проектором;

                            компьютерная презентация;                            

                           «Памятка» для учащихся «Подчинительные союзы и союзные слова»

                           

Ход  урока

Время

Виды и формы работы

Примечания

I .

II

III.

IV.

V.

1.

 

2.

3.

VI

Организационный момент

Проверка домашнего задания:

Самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложения (слабые учащиеся выписывали из художественных произведений)

Лингвистическая разминка

Записать слова в три столбика  

(слова диктуются в случайном порядке)

Провер.гласн.

Непровер.гласн.

Чередующ. Гласн.

принесли

берёза

подрастали

спросили

костёр

прикасается

лесник

капуста

загорелый

верхушка

гирлянда

изложение

трава

модем

выбираем

Работа по теме урока

Сообщение темы и цели урока, запись темы на доске и в тетрадях

Работа с учебником.

Комментированное чтение теоретического материала п.20 и

  «ПАМЯТКИ» , распечатанной для каждого учащегося (приложение 2)  

 Просмотр презентации (приложение 1, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/18/podchinitelnye-soyuzy-i-soyuznye-slova  ), чтение примеров.

Тренировочные упражнения

3 чел. у доски с карточками:

В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

Уже было поздно и темно, когда я снова отворил дверь и стал звать Максимыча.

Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая дверь вела в сени.

Остальные – под диктовку, на доске- только схемы:

Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина.

Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван.  

Только схемы:  (самостоятельно)

За площадью базар кипел народом, потому что было воскресенье.

Чтобы человек искренно полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь.

   Упр. 94 (устно)

   Упр. 93 (устно)-отметить сложные предложения + разбор по составу.

Итог  урока  

Союзы и союзные слова. Их отличия. роль в предложении.

Домашнее задание

§ 20, упр. 93 (1-й абзац+ 4-циово+ схемы сложных предложений)

3 мин

8 мин

10 мин

17 мин

2 мин

Фронтальный опрос

Распределительный диктант

Чтение по цепочке

Учащиеся сами устно придумывают предложения на основе алгоритма презентации .

Чтение по цепочке

Повторение случаев употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Подготовка к ОГЭ (задания 2-14)

Развитие навыков выразительного чтения

Умение различать союзы и союзные слова

Индивидуальная работа.  

Дифференцированные задания ( у доски- более сильные учащиеся)

Самостоятельная работа

Помощь учителя во всех случаях затруднения

Развитие навыков выразительного чтения

Повторение (состав слова) подготовка к ОГЭ (задания 2-14)

Выставление оценок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 12

СТАНИЦЫ  КОСТРОМСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ  РАЙОН

Конкурс «Мой лучший урок»

Направление:  ГУМАНИТАРНОЕ  

Урок  русского  языка  в  9  классе   по теме

 «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»

  Бондарчук Людмила Николаевна

 учитель русского языка и литературы



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

  1. Работа представлена по ГУМАНИТАРНОМУ направлению.

Урок русского языка в 9 классе по теме  «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

  1. Работа в классе велась по Рабочей программе  «Русский язык. 9 класс», разработанной  на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5- 9 классы» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) Москва «Просвещение» 2010, которая предполагает    3 часа в неделю на изучение русского языка в 9 классе.
  2. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/» Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение,2013.
  3. Урок представлен по разделу «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
  4. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

В данном классе обучаются 18 человек- 9 девочек и 9 мальчиков. Класс  очень слабый. Только несколько учащихся умеют  читать без ошибок. Письменные работы, особенно самостоятельные, всегда вызывают затруднения. На «5» учатся 2 человека, и то не каждую четверть, на «4» и «5»- 2-3 человека. Домашние работы выполняются далеко не всегда, самостоятельно  работают 3-4 человека.. Контроль со стороны родителей практически отсутствует, даже на родительские собрания в течение всех лет обучения приходят не все.

  8 учащихся этого класса проживают в неполных семьях.

Разработка данного урока направлена на то, чтобы дети максимально возможное количество нового материала усвоили в классе, так как дома только некоторые из них, возможно, прочтут еще раз теоретические сведения из параграфа.

Проверка домашнего задания,  работа над новым материалом, самостоятельная работа проходят под контролем учителя, чтобы у детей была возможность сразу уточнить  непонятные моменты, восполнить пробелы в знаниях при повторении.

Смена видов деятельности способствует активизации учебного процесса; не очень трудные для первого урока по теме упражнения на закрепление способствуют созданию ситуации успешности, что повышает мотивацию детей к учению.

Индивидуальная работа позволяет сразу же выявить у учащихся затруднения в понимании нового материала, оказать им помощь.  

Домашнее задание несложное и небольшое по объему. Направлено как на закрепление изученного на уроке, так и на повторение пройденного.

Последующие уроки по теме «Сложноподчиненные предложения» позволят учащимся закрепить знания по данной теме.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

СОЮЗЫ  И  СОЮЗНЫЕ  СЛОВА  В  СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

СОЮЗЫ

СОЮЗНЫЕ  СЛОВА

(относительные местоимения и наречия)

(что, чтобы, как, словно, хотя, потому что, так как, как будто и др.)

(который, чей, где, куда, откуда, что, почему и др.)

- не являются членами предложения;

- если их опустить, предложение превращается в бессоюзное, смысл его сохраняется;

- союз можно заменить другим союзом

- являются членами предложения;

- опустить их нельзя: смысл предложения теряется;

- союзное слово можно заменить другим союзным словом



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ  

на урок русского языка в 9 классе  

Тема урока: «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:  

  1. Дать понятие о подчинительных союзах и союзных словах;

2)  Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3)  Развивать навыки выразительного чтения;  

4)  Закрепить изученный материал о знаках препинания в сложном предложении.

5)  Повторить изученный материал в рамках заданий 2-14 ОГЭ.

Тип урока соответствует теме и цели. Для достижения поставленных задач учитель использует разнообразные виды и формы деятельности учащихся. Класс слабый, поэтому  данный урок направлен на то, чтобы дети максимально возможное количество нового материала усвоили в классе.

Проверка домашнего задания,  работа над новым материалом, самостоятельная работа проходят под контролем учителя, чтобы у детей была возможность сразу уточнить  непонятные моменты, восполнить пробелы в знаниях при повторении.

Смена видов деятельности способствует активизации учебного процесса; не очень трудные для первого урока по теме упражнения на закрепление способствуют созданию ситуации успешности, что повышает мотивацию детей к учению.

Индивидуальная работа позволяет сразу же выявить у учащихся затруднения в понимании нового материала, оказать им помощь.  

В рамках урока проходит повторение учебного материала Заданий 2-14 ОГЭ, что способствует подготовке к итоговой аттестации.

Мультимедийное оборудование используется рационально.

 Выданные «Памятки» помогут детям выучить материал, и в дальнейшем слабые учащиеся смогут пользоваться ими в случаях затруднения.

Обстановка в классе спокойная, доброжелательная, дети работают с интересом.

Домашнее задание несложное и небольшое по объему. Направлено как на закрепление изученного на уроке, так и на повторение пройденного.

Заместитель директора по УР                          В.Н.Савченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок по русскому языку в 9 кл на тему "Союзы и союзные слова в СПП"

Разработка урока по программе Тростенцовой, Ладыженской...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях".

Презентация к уроку содержит теоретический материал и задания для закрепления по данной теме....

Урок русского языка 7 класс Тема: Понятие о союзе.

Цели урока:1.     Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представлен...