Публицистический текст на уроках русского языка
статья по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Кацай Светлана Владимировна

В работе говорится о языковых  особенностях публицистических текстов, дан план анализа подобных текстов и приведены примеры анализа текстов Д.С.Лихачева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publitsisticheskiy_tekst_na_urokah_russkogo_yazyka.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Публицистический текст на уроках русского языка

      Как показывает анализ КИМов, для проведения ЕГЭ по русскому языку в качестве материалов для написания сочинения-рассуждения учащимся часто предлагаются тексты публицистического стиля. В связи с этим представляется целесообразным обратить особое внимание учеников на специфику текстов данного стиля, поскольку учащимся необходимо осмыслить не только содержание, но и языковые особенности предложенного текста.

Особенности публицистического текста

      Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" [2, 281]. К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации, требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
  • обладают ярко выраженным субъективным началом;
  • воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

      В публицистической литературе освещаются самые разнообразные актуальные вопросы, представляющие интерес для общества: идеологические, политические, экономические, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства, вопросы повседневной жизни, производства и т.д.

     Социально-педагогические функции публицистики обусловливают и ее языково-стилистические особенности. Определяющим является сочетание воздействующей функции и информационной. Для реализации чисто информационной функции используются нередко однотипные, регулярно воспроизводимые языковые стандарты (клишированные обороты), помогающие пишущим оперативно передать новости, а читающим – быстро и правильно их воспринимать. Реализация функции воздействия требует иных языковых средств – экспрессивных, образных. В публицистическом стиле органически сочетаются экспрессия и стандарт. Строй речи – открытый, эмоциональный. Двойственность функции речи рождает качества, таким образом, прямо противоположные, что и приводит к противоречивости в самом стиле как системе. Если, например, официально-деловой стиль консервативен и устойчив, то публицистический – консервативен и в высшей степени подвижен.

     Большое влияние на выбор языковых средств и организацию текста оказывает и жанровое многообразие публикаций. Информационные жанры (заметка, репортаж, отчет, интервью), аналитические (корреспонденция, статья, обзор, письмо, обозрение) и художественно-публицистические (очерк, раздумья, зарисовка, фельетон, памфлет) не могут обходиться одинаковыми речевыми средствами.

     Публицистичность – это оценочность, страстность, особая эмоциональность. Острота высказывания, полемичность, открытая прямая оценочность – черты, присущие не только публицистическим жанрам, но здесь они являются стилеобразующими, без них не может быть публицистического произведения.

      Публицистический стиль – это система незамкнутая, открытая, подвижная.

      Сочетание логического и эмоционального, объективного и субъективного рождает проблему взаимосвязи слова и образа, проблему стилистики различных публицистических жанров.

      В публицистике основная роль принадлежит авторской речи (позиция автора активная, открытая, оценки его четки и определенны). Она имеет разнообразные стилистико-эстетические и коммуникативные функции. С авторской речью контрастирует и одновременно взаимодействует прямая речь и несобственно-прямая. Это взаимодействие (с учетом способов и приемов сочетания) и формирует речевой облик жанра: интервью, например, строится на прямой речи, в очерке она имеет характерологическую функцию, высвечивая героя «изнутри», в фельетоне активна несобственно-прямая речь, доведенная до сатирического звучания.

      Воздействующая функция речи в произведениях публицистического стиля определяет стилевые черты: побудительность, экспрессивность, новизну выражений, оценочность, полемичность.

      Информационная функция речи обусловливает черты иного плана: логичность, официальность, точность, стандартизированность.

Таким образом, экспрессия и стандарт есть конструктивный принцип стиля. Стандартизированность обеспечивает быструю передачу информации. Стандарт экономит усилия, помогает оперативно откликаться на события, создает нейтральный фон стиля. Однако именно здесь и таится опасность появления штампа.

      Штамп появляется с потерей речевыми клише экспрессивно-оценочных качеств. Источником штампов может быть и стремление к образной речи, к новизне выражений. Из-за частого повторения эти языковые средства теряют свои выразительные свойства: белое золото, получить прописку.

      Публицистический стиль использует самую разнообразную в тематическом плане лексику и фразеологию, отражая тем самым социальную многоплановость современного русского языка. На общем нейтральном фоне здесь особенно приметны оценочные средства, причем оценка в публицистике имеет не индивидуальный, а социальный характер.

      В публицистическом стиле претерпевают существенные сдвиги в семантике разного рода термины: космический, ср.: 1) относящийся к освоению космоса – космические станции и 2) сверхбыстрый – космические скорости, а также 3) огромный по своим масштабам – Поистине космический размах нового плана; география, ср.: 1) комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределением на ней населения, экономических ресурсов – физическая география и 2) граница, место размещения чего-либо – география спортивных побед и т.д.

       Среди нейтральных лексических средств в публицистическом стиле активно используются общественно-политическая терминология, научные, технические и производственные термины, много номенклатурных единиц, географических названий, наименований должностей, названий газет, журналов и т.д.

      Лексические единицы, обозначающие социально-политические процессы и идеологические понятия, в различных контекстах могут приобретать оценочное значение (демократия, диктатура, партийность, авангард, свобода).

      К стилистически окрашенной лексике относится лексика, имеющая гражданско-патетическое звучание или риторическую окраску: дерзать, свершать, быть на страже, отчизна; ниспадать, восторжествовать, низводить и др.

      Для публицистики характерно метафорическое использование медицинских терминов: агония, инфекция, гипноз, артерия; остеохондроз мышления, эпидемия болтовни, шоковая терапия. Метафоризирована и военная (линия огня, прямой наводкой), и театральная (драма, идиллия) терминология. То же можно сказать о спортивных терминах (раунд, финишная прямая). В публицистическом стиле появление новых слов и словосочетаний непосредственно и мгновенно отражает социальные и политические процессы в обществе: альтернативные выборы, баланс интересов, финансовое оздоровление, экономическое поведение, экономическое пространство, политическое пространство, новое политическое мышление, декоммунизация общества, эпоха застоя, политика диалога и др. Активно происходит семантическая трансформация слов, например, появление новых значений у слов либерализация (цен), тусовка, обвал, беспредел. Новой тенденцией можно считать использование оценочных прилагательных при обозначении социальных и политических процессов (хрупкое перемирие, бархатная революция, сторонник шелкового пути и др.). Показательно своеобразное употребление цветовых прилагательных, например, прилагательных белый, красный, желтый, коричневый, черный (белая смерть, красная суббота, черный рынок, коричневая чума, коричневый лагерь, коричневая литература, желтый дождь). В целом публицистическому стилю свойственно контрастное сочетание разных лексико-фразеологических пластов: книжных и разговорных, высоких и сниженных. Однако это не механическое смешение, а целенаправленное объединение, дифференцированное по разным жанрам публицистики. В использовании разноплановой лексики и фразеологии действует принцип эстетической целесообразности. Например, в очерке и фельетоне допустимо просторечие, тогда как информационные жанры не допускают таких вольностей стиля, хотя в последнее время отступлений от этого правила более чем достаточно.

       Публицистическому стилю свойственны образования имен с помощью книжных суффиксов (учительство, компьютеризация, активизация, гласность, парламентаризм, приспособленчество, сохранность); обильны наименования с суффиксами лица (подвижник, пособник, застрельщик), с приставками (сверхзадача, межзональный, антифашист). Среди лексики общественно-политической, оценочной сильно развито словосложение (очковтирательство, малоэффективный).

      Много аббревиатур (ГИБДД, ГОСТ, ООН) и сложносокращенных слов (автострада, псевдорынок, фотофестиваль, бизнес-школа, рок-звезда).

      В разряде оценочной лексики распространены модели с суффиксами сниженной окраски (шумиха, показуха, вкусовщина, митинговщина).

      Синтаксический строй публицистической речи стремится к прозрачности синтаксических конструкций, простоте структур. В выразительных целях часто используется инверсия, разные виды актуализации, повторы, вопросно-ответные и призывные побудительные формы и др.

      Характерны обобщенно-личные и неопределенно-личные, безличные предложения, с помощью которых можно «отстраниться» от конкретного деятеля (нам сообщают, передают; в заметке сообщается).

      Публицистика активно использует экспрессивный синтаксис: номинативные, присоединительные и парцеллированные конструкции, вопросно-ответные построения. Синтаксическая фрагментность в подаче материала создает иллюзию свободной, непринужденной речи, что способствует проявлению контактоустанавливающей функции речи.

      Экспрессии служат и активно употребляемые в настоящее время прецедентные тексты и различные реминисценции.

      Для синтаксиса в целом характерны, с одной стороны, традиционные публицистические (приподнято-патетические) конструкции (синтаксический параллелизм, периоды, повторы), с другой – «раскованные», близкие к разговорным конструкции (расчлененные, неполные, осколочные конструкции). Такая сложность синтаксической системы стиля продиктована жанровым многообразием публикаций, различием их конкретных целевых, содержательных и функциональных установок. На синтаксической структуре сказывается многомерность общей тональности стиля: от агитационной призывности до тона доверительной беседы.

      В публицистике широко представлены образные средства (тропы, фигуры), используются фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения, которые часто трансформируются, переосмысливаются в нужном для журналиста ключе. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновления устойчивых словосочетаний, привычных речевых формул имеют жанрово-композиционную обусловленность и делают речь выразительной, активно воздействующей на читателя. Все это связано с общей экспрессивной направленностью стиля.

      Экспрессивные средства служат созданию политической и социальной заостренности, злободневности, образные средства здесь не только средства наглядности, но и средства социальной оценки изображаемого.

 Анализ публицистического текста    

Для доказательства стилистической принадлежности текста можно использовать следующий план:

  1. Речевая ситуация.
  2. Тема, идея, сфера общения.
  3. Функция речи.
  4. Специфические черты стиля.
  5. Жанр.
  6. Способ изложения.
  7. Языковые особенности.
  8. Основной тип речи.
  9. Вывод.[28, 65-66]

Приведем пример.

Из выступления Д.С.Лихачева в Пражском Карловом университете 18 декабря 1991 года

     Темой своей короткой речи я избрал вопрос о том, что следует считать достоинством нации, народа.

    К стране, к народу, к нации должны быть применены те же критерии достоинства, что мы применяем к отдельному человеку, к личности человека. Это мое главное убеждение.
    Как мы оцениваем человека?
   По уму, воспитанности, скромности, нравственности, уживчивости с другими, неагрессивности, уважению к старикам, заботе о детях, о будущих поколениях, по доброте и т.д.
   Как оценивают себя государства и грубые националисты?
   Как можно больше территорий. Как можно больше военной силы, военной мощи; сильная армия, огромное число танков. Страх, внушаемый государством.
 …Между тем авторитет страны должен измеряться не числом танков, а числом известных авторитетных университетов, числом больниц, госпиталей, хороших школ, качеством науки, музыки, живописи и т.д., трудолюбием населения, поведением населения.
   Есть одно особое обстоятельство, на которое следует обратить самое серьезное внимание. Это отношение к другим народам.
   Мы ценим в любом человеке его дружелюбие, общительность, его понимание собеседника, вообще «другого» человека...
  Но вновь образовывающиеся на территории нашей страны независимые государства в большинстве своем отдают предпочтение только одной, господствующей, своей национальности…
   Национализм – страшное бедствие современности.
   В чем его причина? В том, что народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры соседей. Имеют самые посредственные сведения по истории. При этом в исторической науке очень много мифов, ложных представлений, фальсификаций. Да и вообще мы часто подчиняем культуру политике.
   Привычка политизировать свои знания, образовавшаяся за годы советской власти, дает себя знать и сейчас.
   К тому же мы чаще помним дурное, чем хорошее. Человечество злопамятно, а не добропамятно. Даже понятия добропамятности нет в языке.
   Поэтому я всячески ратую за подъем культуры. Без культуры невозможен подъем экономики, нравственности, государственного самосознания.
   Для этого нужны высокие средние школы, уважение к гуманитарным знаниям, к искусствам. Сохранность наших книжных, музейных и архивных богатств. Книги, картины, документы «говорят» даже тогда, когда молчат люди. Это посредники между поколениями и народами, между различными культурами.
   Один из самых высоких показателей достоинства народа – это отношение к своему культурному наследию. Это и показатель самоуважения...

Примерный анализ текста

  1. Текст представляет собой фрагмент речи, с которой Д.С.Лихачев обращается к студентам, ученым, деятелям культуры и представителям общественности в связи с присуждением ему степени почетного доктора Пражского Карлового университета.
  2. Тема – критерии оценки отдельной личности и государства, роль культуры в обеспечении взаимопонимания между народами. Идея – призыв к применению единых нравственных критериев в оценке человека и государства, к развитию международных культурных связей, составляющих основу всего комплекса межгосударственных отношений. Сфера общения – массовая коммуникация.
  3. Функция речи – информационно-воздействующая.
  4. Специфические черты стиля, используемые в тексте: информативность, лаконичность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность.
  5. Жанр – публичное выступление.
  6. Способ изложения – личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
  7. Языковые особенности.

     Лексические: общественно-политическая лексика (достоинство, государство, национализм), а также лексика, обозначающая понятия из областей, представляющих общечеловеческий интерес (критерии достоинства, воспитанность, авторитет), речевые стереотипы, клише (тема речи, главное убеждение, серьёзное внимание), лексические повторы (числом…университетов, числом больниц), изобразительно-выразительные средства лексики (документы говорят, грубые националисты).

     Морфологические: отглагольные существительные  (уважение, отношение, предпочтение), существительные в родительном падеже в роли несогласованных определений (показатель самосознания, трудолюбие населения).

     Синтаксические: вопросно-ответная форма изложения. Конструкции книжной речи: прямой порядок слов; составные глагольные и сложные сказуемые (должен измеряться, следует обратить внимание); односоставные предложения; предложения, осложненные рядами однородных членов. Конструкции разговорной речи: неполные предложения, являющиеся ответом на поставленный вопрос.

     Среди синтаксических средств выразительности можно отметить: парцелляцию (…народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры своих соседей. Имеют самые посредственные сведения по истории.); синтаксический параллелизм (Как можно больше территорий. Как можно больше военной силы.)

  1. Основной тип речи – рассуждение.
  2. Вывод: стиль речи – публицистический.

     На уроках подготовки к  ЕГЭ  (части С) использую   модель анализа текста,  которая способствует развитию коммуникативной компетенции, а содержание развивает культуроведческую компетенцию.

1. Прочитайте текст «Достоинство нации». При чтении текста найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Что общего, по мнению автора, между понятиями «достоинство нации» и «достоинство отдельных людей»?
  2. Какое качество народа Д.С.Лихачев считает важнейшим в нравственном авторитете народа?
  3. Какие примеры связи доброты с традицией приводятся в тексте?

                                            Достоинство нации

     Новое мышление, которым знаменуется наше время, по крайней мере наше столетие, влечет за собой коренной пересмотр оценки наций и народов – их вклада в мировую культуру, их нравственных достоинств.

     Сейчас нравственное достоинство нации куда важнее достоинства «физического». При этом совершенно ясно, что высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, уважение к другим, забота о  семье вызывают уважение и доверие «чужих».

     Достоинство нации мало отличается от достоинства отдельных людей. Мы уступаем дорогу женщинам, старикам, детям, больным. Так же точно  в государственной жизни мы должны покровительствовать малочисленным народам, стремиться сохранять культуру, самобытность, языки. Люди должны быть уступчивы как в своей частной жизни, так и в  государственной, понимать нужды слабых или оторванных от своей основной родины, охранять слабых от притеснений «коренной народности».

     Ещё одно качество народа имеет первостепенное значение в нравственном авторитете народа и так же, как терпимость к другим нациям, воспитывается историей – доброта. Но может ли доброта быть качеством народа, а не просто отдельной личности? Доброта – это дар общения, это социальное чувство, и при этом очень заразительное. Почувствовав счастье добродеяния,  человеку уже трудно покинуть его, и он передает свои навыки доброты другим представителям народа. Доброта заразительна, как может быть заразительно веселье. Доброта связана с традицией. Вспомним в Древней Руси посещение тюрем на Пасху, а в остальное время – обязательная подача милостыни арестантам. Ведь в иных городах Руси даже в 19 веке арестанты целиком жили за счёт подаяний. Доброту воспитывала входившая в церковный обычай подача милостыни нищим на паперти. О доброте и «нищелюбии» писалось и говорилось в церковных поучениях.

     Насмешка над добротой («добренький») – зломыслие. Конечно,  злости было в русской жизни сверхдостаточно, по преимуществу в годы одичания нации, в годы восторга перед силой и военной мощью. Она кажется удобной для воспитания воинственности, но на самом деле ведет к потере мужества, так как злость – это и эгоизм, в ней не может быть основы для самопожертвования, которого в первую очередь требует мужество.

          Много ли народов добрых? Да все, если их не принуждают к обратному власть предержащие.

                                                                                                        Д.С.Лихачев

            Проверка понимания прочитанного текста

2. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вариант ответа.

  1) Вклад народов в мировую культуру.

  2) Нравственное и «физическое» достоинство нации.

  3) Первостепенное значение доброты в нравственном авторитете народа.

  4) Нравственное достоинство наций и народов.

3. Какое утверждение противоречит содержанию текста? Выберите правильный вариант ответа.

  1) Новое мышление, которым знаменуется наше время, влечет за собой коренной пересмотр оценки наций и народов.

  2) Достоинство нации мало отличается от достоинств отдельных людей.

  3) Сейчас «физическое» достоинство  нации куда важнее достоинства нравственного.

  4) Доброта связана с традицией.

4. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

  1) Люди должны быть уступчивы как в своей частной жизни, так и в государственной, понимать нужды слабых или оторванных от своей основной родины.

 2) В государственных делах мы не должны покровительствовать малочисленным народам.

 3) Чем выше нация, тем больше она боится других наций, их «засилия».

5.Какие примеры приводятся в тексте, подтверждающие, что достоинство нации мало отличается от достоинства отдельных людей?

6. Что, по мнению автора, отличает злость от мужества? В каком абзаце автор говорит об отличительной особенности злости и о том, когда она более всего проявляется в русской жизни?

           Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

7. Прокомментируйте точку зрения академика Д.С. Лихачева, заключенную в утверждении: «Доброта – это дар общения, это социальное чувство, и при этом очень заразительное».

8. Используя информацию 4 абзаца, найдите ответ на вопрос: «Может ли доброта быть, по мнению автора, качеством народа, а не просто отдельной личности»?

Выявление позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отражённым в тексте

9. Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема, затронутая в тексте? Если «да», то обоснуйте свое мнение (укажите те причины, которые делают тему текста актуальной).

10. Согласны ли вы с мнением автора, что «доброта заразительна», иначе говоря, «почувствовав счастье добродеяния, человеку уже трудно покинуть его, и он передает свои навыки доброты другим представителям народа».

11. По мнению Д.С.Лихачева, все народы добрые, «если их не принуждают к обратному власть предержащие». Так ли это, с вашей точки зрения? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее.

Языковой анализ текста

12. Укажите, какие из перечисленных средств выразительности использованы автором в тексте: 1) олицетворение; 2) риторическое восклицание; 3) эпитеты; 4)риторический вопрос; 5) ряды однородных членов.

13. В каком значении в тексте употребляется слово «нищелюбие»? Является ли оно общеупотребительным или его можно считать авторским неологизмом?

14. Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении. Объясните, какую роль они играют в тексте.

Связность текста

15. Укажите, какой тип связи соединяет предложения четвертого абзаца.

16. Укажите в пятом абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему с помощью местоименной замены.

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

17. Используя материалы выполненных вами заданий в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте и запишите тему текста.

18. Назовите, какие основные вопросы автор затрагивает в тексте.

19. Напишите вступление, в котором будет указана тема текста, перечислены основные вопросы, которые затрагивает автор.

20. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли текста, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам». Употребляя следующие языковые клише: автор убежден в том, что…; по мнению автора, важность затронутой проблемы заключается в том, что…, запишите ваш комментарий.

21. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на проблемы, затронутые в тексте, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выявление позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отражённым в тексте». Дайте обоснование своей позиции.

22. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть конкретизированы основные мысли текста и прокомментированная вами авторская позиция, а также высказана собственная точка зрения на затронутые проблемы.

23. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.

24. Напишите заключение, используя подходящие по смыслу языковые клише. В заключительной части сочинения сформулируйте свое отношение к теме текста и авторским оценкам, нашедшим отражение в нем.

     Культуроведческая компетенции – одно из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

     Т.М.Пахнова в своей статье «Развивающая среда как средство приобщения к культуре» пишет: «Тексты о культуре, воспитывающие эстетическое чувство, культуру общения с произведениями искусства, создают на уроке особую атмосферу, культурологический фон. Разнообразные задания, выполняемые на материале этих текстов, связаны между собой – даже задания по орфографии и пунктуации; разные виды разбора не снижают внимания к содержанию текста: ведь отдельное слово, словосочетание, предложение мы рассматриваем как часть целого…

      Создание при обучении русскому языку культуроведческой среды на основе целенаправленно отобранных текстов и заданий к ним обеспечивает единство процесса формирования всех видов компетенций, всех видов речевой деятельности, единство обучения и воспитания… Отбирая тексты…, мы стремимся обеспечить возможность выполнения заданий, направленных не только на диалог ученика с текстом, но и текста с текстом, на осознание межтекстовых связей. Таким образом, тексты, используемые при изучении разных тем, образуют как бы единый, сложно устроенный текст – «пространство культуры» Поэтому использую работу с публицистическими текстами следующего содержания:

     Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

(К.Д. Ушинский)

Выполните следующие задания.

  1. Какова основная мысль текста?
  2. Определите тип речи и стиль речи.
  3. Назовите ключевые слова.
  4. Каковы средства связи предложений в тексте?
  5. Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.
  6. Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.
  7. Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
  8. Пользуясь словарями, приведите примеры общеупотребительных слов, диалектных, профессиональных.
  9. В чем отличие устаревших слов от архаизмов?

    Работу по комплексному анализу публицистического текста следует считать перспективной, так как она готовит учащихся к выпускным экзаменам, развивая все виды предметных компетенций.

Использованная литература

1. Бабайцева В.В. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.

2. Балли Ш.Французская стилистика. - М., 2001.

3.  Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе.// Русская словесность.1994,№ 2.

4.  Величко Л.И.  Работа над текстом на уроках русского языка.- М., 1983.

5. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959.

6.  Власенков А.И. Русская словесность. - М., 1999.

7.  Голуб И.Б.  Источники выразительности художественной речи.// Русская речь.1986,№ 2.

8.  Ивашень Л.Е. Воспитание любви к родной природе при работе над связным текстом.// Русский язык в школе.1982,№ 2.

9.  Ипполитова Н.А.  Работа с текстом при изучении синтаксиса.// Русский язык в школе.1993,№ 6.

10.  Капинос В. И., Львова С. И. Интегрированный курс: "Язык и речь".// Русский язык в школе.1994,№ 4.

11. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь. - 1966.

12. Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – СПб.: САГА, 2005.

13. Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. - М.,1996.

14. Львова С.И. Уроки словесности. - М.,1996.

15. Метелягин А.С. Нравственное воспитание на традициях русской культуры. - М.,1988.

16. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

17. Новиков Л.А. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста.// Русский язык в школе.  1995, № 3.

18. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006.

19. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// Русский язык в школе. - 2000, №4.

20. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1993, № 3.

21. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. – М., 1959.                              

22. Романова Т.В. Анализ текста как средство развития речи учащихся.// Русский язык в школе. 1989, № 1.

23.  Свидинская Н.Т., Бугрий Е.П. ЕГЭ по русскому языку: Как писать сочинение-рассуждение. Учебное пособие. – СПб.: Дидактика Плюс, 2005.

24. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – СПб.: Литера, 2005.

25. Скворцов Л.И. Художественная литература - сокровищница слов. // Русский язык в школе. 1994, № 6.

26. Смирнова О.Л. Методики коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения в VIII классе. - СПб.,1994.

27. Федоренко Л.П. Теория и опыт как источник развития методической

науки.// Русский язык в школе. 1983, № 1.

28. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобр. учреждений. – М.: ОЛМА-Учебник, 2010.

29. Храмова Н.А. О критериях отбора учебных текстов.// Линг-вометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. -Л., 1982.

30. Чижова Т.И. Использование художественного текста в целях нравственного развития учащихся.// Русский язык в школе.1995,№ 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...