Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Бабайцева).
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому  комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа,2013.

Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:

1.      Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.      Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

3.      Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник / Е.И.Никитина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_kl.rya_.babaytseva.docx73.26 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса ГБОУ СОШ № 280.

Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому  комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа,2013.

Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник / Е.И.Никитина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Цели обучения:

1.Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.

2.Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

3.Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию., сотрудничество, позитивному диалогу, содержательным компромиссом; потребности в  речевом самосовершенствовании.

4.Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими  общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста).

5.Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать,  анализировать, сопоставлять , классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств: совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учебная программа состоит из следующих пунктов:

  1. Введение;
  2. Вводный курс. Орфография;
  3. Морфология и орфография;
  4. Синтаксис и пунктуация;
  5. Основной курс. Фонетика, графика, орфография;
  6. Морфемика и словообразование;
  7. Лексика и фразеология;
  8. Повторение;
  9. Практикум по русскому языку (резервные уроки).

Всего часов: 170 (5 часов в неделю; 34 учебные недели).

Плановых контрольных работ: 12.

Уроков развития речи: 27

Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 280

имени М. Ю. Лермонтова

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

 __________ Ю. Б. Севастьянова

Приказ от _________ № ___

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол от __________ № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ О. Б. Хамедов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

для 5 класса

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Попова Антонина Алексеевна

Санкт-Петербург

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса ГБОУ СОШ № 280.

Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому  комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа,2013.

Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник / Е.И.Никитина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она, конкретизируя содержание тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение по разделам курса и при этом учитывает индивидуальные особенности обучающихся в 5 классе.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.  

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.                

Цели и задачи учебной дисциплины

1.Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.

2.Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

3.Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию., сотрудничество, позитивному диалогу, содержательным компромиссом; потребности в  речевом самосовершенствовании.

4.Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими  общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста).

5.Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать,  анализировать, сопоставлять , классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств: совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

Цели первого уровня

1)Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.

2)Осознавать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.

Цели второго уровня

Знать основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,

пунктуационные);

нормы речевого этикета.

Цели третьего уровня

1) осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

2) проводить лингвистический анализ текста;

3) выделятъ в тексте главную и второстепенную информацию.

Цели четвёртого уровня

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова, прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических рядах; пары антонимов, омонимов; простые и сложные предложения

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, его духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка ученик должен:

Уметь под руководством учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая известные орфографические и пунктуационные правила, требования каллиграфии.

Уметь самостоятельно выполнять письменную работу (списывание, диктант) с грамматическими заданиями. Уметь писать под диктовку слова, словосочетания, предложения, связные тексты контрольного характера.

Уметь писать изложение по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки.

Уметь писать сочинение    описательного характера по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки. Уметь писать:

— по памяти короткие стихотворения или прозаические отрывки после предварительной подготовки;

— свободный диктант;

— небольшую заметку (о жизни класса, школы, семьи). Умения проверять свою работу самостоятельно и анализировать письменную работу товарища.

Уметь записывать текст под диктовку и самостоятельные связные высказывания с соблюдением следующих орфографических и пунктуационных правил:

— написание большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных , географических названиях (рек, озер, гор, стран, государств, краев, областей, округов, районов, сел, городов, улиц, площадей и т.д.).

— обозначение гласных и согласных звуков в сильной позиции;

— обозначение сочетаемости согласных с гласными;

— обозначение мягкости согласных на письме;

— написание безударных гласных, проверяемых ударением;

— написание непроверяемых безударных гласных, двойных и непроизносимых согласных (в соответствии со словарным минимумом);

— употребление гласных после шипящих и ц ;

— написание слов с оглушением и озвончением согласных;

— правописание падежных окончаний изменяемых частей речи;

— правописание изученных приставок и суффиксов;

— правила переноса слов;

— пунктуация в конце предложения;

— знаки препинания при союзной и бессоюзной связи однородных членов.

Уметь различать и правильно употреблять на письме глаголы I и II спряжения с ударным и безударным окончанием.

Уметь раздельно писать не с глаголами.

Уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Уметь пользоваться школьными орфографическим и толковым словарями.

Уметь ставить правильно знаки препинания при диалоге и прямой речи.

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, лексические, грамматические, орфоэпические и пунктуационные).

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.

-  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

-  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-   умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ);

-  умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

-   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-   владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-   способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;        

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;

- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;

- совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

- участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:

1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и.культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:

  • роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средствамежнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  • читать тексты разных стилей и жанров;
  • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    
  • свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
  • владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Виды и формы контроля

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарный, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

Критерии оценивания работы учеников

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,

учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и ипосле приставок;

6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7)в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость иоднотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная[1].

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.[2]

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 100-150 слов.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

6) в работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[3].

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 

IVКритерии оценки тестовых заданий

При оценке выполнения тестового задания используется следующая примерная шкала:

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания

Оценка «5» за тест ставится, если набрано 9-10 баллов.

Оценка «4» ставится, если набрано 6-8 баллов.

Оценка «3» ставится, если набрано 3-5 баллов.

Оценка «2» ставится, если набрано 1-2 балла.

Содержание учебного предмета

Введение

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе.

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в существительных.

Правописание окончаний в существительных, прилагательных, глаголах.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание наречий, сложных слов.

Слитное и раздельное написание не с существительными и глаголами.

Правописание предлогов, частиц.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Способы выражения подлежащего.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы. Вводные конструкции (слова, словосочетания). Группы вводных конструкций по значению (последовательность, уверенность, неуверенность, чувства). Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Правильное построение сложных предложений разных видов.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Текст.

Средства связи предложений и частей текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Система языка

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонетика. Орфоэпия

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.

Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.

Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).

Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.

Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Основные способы образования слов.

Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Развитие речи.

Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного

стилей речи.

Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.

У м е н и я :

  • анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
  • выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением;
  • озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
  • подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;
  • самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).

Для работы над данными умениями используются темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи.

Поурочно-тематическое планирование по УМК Бабайцевой

Всего часов: 170 (5 часов в неделю; 34 учебные недели).

Плановых контрольных работ: 12.

Уроков развития речи: 27

Период

№ урока

Тема урока

Контроль

1 четв.

 

Введение (2+3 ч.)

 

 

1

Вводный урок. Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

 

 

2

Роль языка в жизни общества.

 

 

3

Р.р. Для чего людям нужна речь?

 

 

4

Р.р. Что такое диалог и монолог?

 

 

5

Р.р. Как вести беседу?

 

 

Вводный курс

 

 

Орфография (8+1 ч.)

 

 

6

Орфограмма.

 

 

7

Правописание безударных гласных в корне слова.

 

 

8

Правописание безударных гласных в приставках.

 

 

9

Правописание и, а, у после шипящих.

 

 

10

Правописание глухих и звонких согласных.

 

 

11

Правописание непроизносимых согласных.

 

 

12

Правописание удвоенных согласных.

 

 

13

Словарный диктант.

словарный диктант

 

14

Р.р. Что такое текст?

 

 

Морфология и орфография (24+6 ч.)

 

 

15

Самостоятельные и служебные части речи.

 

 

16

Имя существительное.

 

 

17

Правописание падежных окончаний существительных.

 

 

18

Ь на конце существительных в единственном числе после шипящих.

 

 

19

Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний прилагательных.

 

 

20

Глагол. Неопределенная форма глагола. Инфинитив.

 

 

21

Прошедшее время глагола. Правописание гласных перед Л.

 

 

22

Настоящее и будущее время глагола. Ь в окончании глагола 2-го лица ед. ч.

 

 

23

Безударная гласная в личном окончании глагола.

 

 

24

Глаголы с –ться и –тся.

 

 

25

Наречие. Различение наречий по вопросу.

 

 

26

Правописание наиболее употребительных наречий.  

 

 

27

Местоимение. Раздельное написание местоимений с предлогами.

 

 

28

Дефис в неопределенных местоимениях.

 

 

29

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

30

Анализ контрольного диктанта.

 

 

31

Р.р. Что значит писать и говорить на тему?

 

 

32

Р.р. Подготовка к написанию сочинения.

 

 

33

Р.р. Контрольное сочинение.

контрольное сочинение

 

34

Служебные части речи. Предлог. Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями.

 

 

35

Разграничение предлогов и приставок.

 

 

36

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

 

 

37

Частица. Частицы НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ, их значение в предложении.

 

 

38

Повторение по теме «Морфология. Орфография».

 

 

39

Повторение по теме «Морфология. Орфография».

 

 

40

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

41

Анализ контрольного диктанта.

 

 

42

Р.р. Главное в тексте - идея, основная мысль.

 

 

43

Р.р. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту.

 

 

44

Р.р. Контрольное изложение.

контрольное изложение

 

Синтаксис и пунктуация (32+4 ч.)

 

 

45

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

 

2 четв.

46

Пунктуационный разбор.

 

 

47

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения.

 

 

48

Виды предложений по цели высказывания.

 

 

49

Невосклицательные и восклицательные предложения

 

 

50

Члены предложения.

 

 

51

Главные члены предложения.

 

 

52

Тире между подлежащим и сказуемым.

 

 

53

Второстепенные члены предложения.

 

 

54

Определение.

 

 

55

Дополнение.

 

 

56

Обстоятельство.

 

 

57

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

58

Анализ контрольного диктанта.

 

 

59

Р.р. Для чего нужен план?

 

 

60

Р.р. Как связать предложения в тексте?

 

 

61

Словосочетание.

 

62

Подчинительные и сочинительные словосочетания.

 

63

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

 

64

Обобщающее слово перед однородными  членами.

 

65

Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

 

66

Р.р. Обращение как средство связи предложений в тексте.

 

67

Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому.

 

68

Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления.

 

69

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

 

70

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

71

Сложное предложение. Запятая между частям сложного предложения.

 

72

Виды сложных предложений.

 

73

Синтаксический разбор сложного предложения.

 

74

Предложение с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

75

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

 

76

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

 

77

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

 

78

Контрольный диктант.

контрольный диктант

79

Анализ контрольного диктанта.

 

80

Р.р. Текст и фрагменты текста.

 

3 четв.

Основной курс

 

 

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. (21+1 ч.)

 

 

81

Понятие о литературном языке.

 

 

82

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

 

 

83

Алфавит.

 

 

84

Гласные и согласные звуки.

 

 

85

Слог. Правила переноса слов.

 

 

86

Ударение.

 

 

87

Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция.

 

 

88

Правописание гласных после шипящих.

 

 

89

Гласные ё-о после шипящих в корне слова.

 

 

90

Гласные буквы и-ы после ц.

 

 

91

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

 

 

92

Непроизносимые согласные.

 

 

93

Твердые и мягкие согласные звуки.

 

 

94

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

 

 

95

Значение букв Я, Ю, Е, Ё.

 

 

96

Правописание разделительных Ъ и Ь.

 

 

97

Фонетический разбор слова.

 

 

98

Повторение изученного в разделе  «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

 

 

99

Повторение изученного в разделе  «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

 

 

100

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

101

Анализ контрольного диктанта.

 

 

102

Р.р. Стили речи. Разговорный стиль

 

 

Морфемика и словообразование. Орфография. (28+6 ч.)

 

 

103

Понятие о морфемике.

 

 

104

Основа слова и окончание.

 

 

105

Корень слова.

 

 

106

Приставки, суффиксы.

 

 

107

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

 

108

Р.р. Книжные стили. Научный стиль.

 

 

109

Р.р. Подготовка к написанию изложения.

 

 

110

Р.р. Контрольное изложение.

контрольное изложение

 

111

Чередование гласных в корне слова.

 

 

112

Чередование согласных в корне слова.

 

 

113

Полногласные и неполногласные сочетания.

 

 

114

Морфемный разбор слова.

 

 

115

Правописание корней с чередованием гласных а-о

 

 

116

Правописание корней с чередованием гласных а-о

 

 

117

Правописание корней с чередованием гласных а-о

 

 

118

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

 

 

119

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

 

 

120

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

 

121

Правописание согласных и гласных в приставках.

 

 

122

Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).

 

 

123

Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-).

 

 

124

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

 

 

125

Правописание приставок пре- и при-.

 

 

126

Правописание приставок пре- и при-.

 

 

127

Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

 

128

Словообразование. Основные способы словообразования.

 

 

129

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

 

 

130

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

 

4 четв.

131

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

 

 

132

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

133

Анализ контрольного диктанта.

 

 

134

Р.р. Художественный стиль.

 

 

135

Р.р. Подготовка к написанию сочинения.

 

 

136

Р.р. Контрольное сочинение.

контрольное сочинение

 

Лексика и фразеология (16+6 ч.)

 

 

137

Лексика. Словарное богатство русского языка.

 

 

138

Лексическое значение слова.

 

 

139

Р.р. Наш помощник - толковый словарь.

 

 

140

Однозначные и многозначные слова.

 

 

141

Прямое и переносное значение слова.

 

 

142

Омонимы.

 

 

143

Синонимы.

 

 

144

Антонимы.

 

 

145

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

 

 

146

Историзмы и архаизмы.

 

 

147

Неологизмы.

 

 

148

Заимствованные слова.

 

 

149

Старославянизмы.

 

 

150

Фразеологизмы.

 

 

151

Повторение изученного в разделе «Лексика».

 

 

152

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

153

Анализ контрольного диктанта.

 

 

154

Р.р. Типы речи.

 

 

155

Р.р. Повествование.

 

 

156

Р.р. Описание.

 

 

157

Р.р. Рассуждение.

 

 

158

Р.р. Самостоятельная работа.

самостоятельная работа

 

Повторение (7 ч.)

 

 

159

Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи.

 

 

160

Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи.

 

 

161

Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи.

 

 

162

Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи.

 

 

163

Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи.

 

 

164

Годовая контрольная работа.

годовая контрольная работа

 

165

Анализ контрольной работы.

 

 

Практикум по русскому языку / резерв (5 ч.)

 

 

166

Практикум по русскому языку.

 

 

167

Практикум по русскому языку.

 

 

168

Практикум по русскому языку.

 

 

169

Практикум по русскому языку.

 

 

170

Практикум по русскому языку.

 

Планируемые результаты по темам

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Знать содержание и структуру учебника, способы предъявления теоретического материала.

Иметь представление о содержании курса русского языка в 5-м классе.

Роль языка в жизни общества.

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшиевысказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров.

Орфография.

Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня.

Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писатьсогласные корня слова. Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемымбуквой е или и. Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и II спряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила.

Верно писать слова с Ъ и Ь с опорой на соответствующие орфографические правила. Овладевать способом определения написания слов с –тся и -ться. Используя известное правила, писать предлоги со словами раздельно. Используя известноеправило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Верно писать слова с НЕ с опорой на соответствующие орфографические правила.

Морфология и орфография.

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; грамматические словоформы в тексте.

Синтаксис и пунктуация.

Понимать и доказывать отличие словосочетания от предложения. Выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов. Выделять грамматическую основу предложения. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Понимать и доказывать отличие простых предложений от сложных. Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова. Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор предложения. Осознавать и употреблять в речи однородные члены предложения, производить пунктуационный разбор предложения. Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях. Различать вводные слова и члены предложения. Пользоваться в речи вводными словами для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания. Соблюдать пунктуацию в предложениях с водными словами. Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выделять в предложении прямую речь и слова автора. Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. Трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

Овладеть основными понятиями фонетики.

Осознавать смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи(общее количество слогов, количество ударных и безударных слогов). Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Членить слова на слоги и правильно переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения; нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед э в иноязычных словах; сочетаний согласных , грамматических форм( прилагательных на –ого, -его, возвратных глаголов с –ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь. Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Овладеть основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка, отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания.

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования слов различных частей речи, составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Владеть орфографической зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне. Распознавать орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках, ъ и ь знаки. Правильно писать предлоги со словами. К которым они относятся, употреблять в речи предлоги-синонимы и предлоги-антонимы. Разграничивать смешиваемые орфограммы. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.

Лексикология и фразеология.

Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Группировать слова по тематическим группам.

Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка, находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках, пары антонимов, омонимов.

Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные словосочетания и фразеологизмы. Уместно использовать фразеологизмы в речи. Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов как средств выразительности в художественном тексте.


Описание материально-технической базы

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник / Е.И.Никитина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  4. Русский язык. 5 класс: рабочая тетрадь к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» / А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, Т.М.Пахнова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  5. Диктанты и изложения по русскому языку: 5 класс / Б.А.Макарова, Е.В.Пересветова, М.Ю.Никулина. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  6. Русский язык. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новом формате. 5 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
  7. Сборник диктантов: 5 – 9 классы / Сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2012.
  8. Итоговые диктанты по русскому языку: 5 – 9 классы / Е.А.Влодавская, М.В.Демина, Л.М.Кулаева, Е.В.Пересветова, Н.П.Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  9. Русский язык (5 – 11 классы): Лингвистические игры / С.И.Львова. – М.: Эксмо, 2008.
  10. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы: Учеб. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2004.
  11. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2): Учебное пособие / Т.И.Павлова, Л.Н.Гунина. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  12. http://www.gramota.ru/
  13. http://www.slovopedia.com/
  14. http://nsportal.ru/
  15. http://www.saharina.ru/


Литература для учащихся

  1. Основная:
  • Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  • Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  • Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник / Е.И.Никитина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  1. Дополнительная:
  • Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
  • Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
  • Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
  • Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.
  • Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.
  • Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.
  • Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
  • Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.
  • Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
  • Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьно­го учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
  • Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. — Л., 2005.
  • Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
  • Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.
  • Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
  • Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
  • Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.
  • Шанский Н. М. Слова, рождённые октябрём. – М., 1980.
  1. Электронные ресурсы:
  • http://www.gramota.ru/
  • http://www.slovopedia.com/


[1]Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

[2]Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

[3]Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Бабайцева

Для тех, кто работает по программа Бабайцевой В.В....

рабочая программа по русскому языку 7 класс бабайцева вв

представлена рабочая программа по русскому языку 7 класс по УМК Бабайцевой В.В на 2013-2014 уч.год с приложением( КИМ к урокам)...

рабочая программа по русскому языку 8 класс бабайцева вв

представлена рабочая программа по русскому языку 8 класс на 2013-2014 уч.год с приложением (КИМ к урокам контроля)...

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бабайцева

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бабайцева...

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) Бабайцева В.В.

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта для основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 ...

рабочая программа по русскому языку 7 класс Бабайцева

Данная программа разработана на основе УМК Бабайцевой 5 часов в неделю в аспекте ФГОС...