Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (Бабайцева).
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Данная рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому  комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.: Дрофа, 2013.

Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык: Практика. 9 кл.: учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык: Русская речь. 9 кл.: учебник / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_kl.rya_.babaytseva.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса ГБОУ СОШ № 280.

Данная рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому  комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.: Дрофа, 2013.

Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык: Практика. 9 кл.: учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык: Русская речь. 9 кл.: учебник / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Учебная программа состоит из следующих пунктов:

  1. Введение;
  2. Повторение изученного в 8 классе;
  3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение;
  4. Сложносочинённое предложение;
  5. Сложноподчинённое предложение;
  6. Сложное бессоюзное предложение;
  7. Сложные предложения с разными видами связи;
  8. Предложения с чужой речью;
  9. Общие сведения о языке;
  10. Обобщение изученного в 5-9 классах;
  11. Практикум по русскому языку (резервные уроки).

Всего часов: 68 (2 часа в неделю; 34 учебные недели).

Плановых контрольных работ: 12

Уроков развития речи: 18

Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 280

имени М. Ю. Лермонтова

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

 __________ Ю. Б. Севастьянова

Приказ от _________ № ___

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол от __________ № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ О. Б. Хамедов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

для 9 класса

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Попова Антонина Алексеевна

Санкт-Петербург

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса ГБОУ СОШ № 280.

Данная рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5 – 9 классов к учебно-методическому  комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.: Дрофа, 2013.

Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам:

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык: Практика. 9 кл.: учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык: Русская речь. 9 кл.: учебник / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.  

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.


Цели и задачи учебной дисциплины

Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность: аудирование:

• фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

формулировать вопросы по содержанию текста;

• замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

• понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

• составлять конспект прочитанного текста;

• оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

• прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

• создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

• знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,

владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

• строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка

письмо:

• знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и содержанию, мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

• писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

• вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования):

• писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста:

• составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

• совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

• проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль. тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

• правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

• анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

• владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

• толковать значение слова, исходя из его морфемного состава

• пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

• опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

• разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

• пользоваться разными видами толковых словарей;

• верно использовать термины в текстах научного стиля;

• оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

• распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

• правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

• определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

• опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

• применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

• пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

• проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

• различать изученные виды простых и сложных предложений;

• интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

• составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

• уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

• правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

• проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

• устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

в сложных предложениях, используя на письме специальные графические обозначения:

• строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

• проводить пунктуационный анализ текста;

• аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностейрусского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • соблюдение в практике речевого общения ос новых орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современной русского литературного языка;
  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка; способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Виды и формы контроля

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарный, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов.

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 9 класса – 150 - 170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 9 класса – 40 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5 - 9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». При оценке учитывается следующий примерный объем изложений (в 9 классе – 250 – 450 слов), классных сочинений (в 9 классе - 3 – 4 стр.). Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

 соответствие работы ученика теме и основной мысли;

 полнота раскрытия темы;

 правильность фактического материала;

 последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

 разнообразие словарного и грамматического строя речи;

 стилевое единство и выразительность речи;

 число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1 - 2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3 - 4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Богатство, образность, точность русского языка (1 ч).

ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений (1ч).

Сложносочиненные предложения (7 ч)

Союзы и значения сложносочиненных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

У м е н и я  и  н а в ы к и :

  • различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;
  • заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные —простыми предложениями с однородными членами.

Сложноподчиненные предложения (13 ч)

Строение сложноподчиненных предложений.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Роль указательных слов в подчинении предложений.

Виды придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Синонимия простых осложненных и сложных союзных предложений.

У м е н и я  и  н а в ы к и :

  • различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
  • определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
  • заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными

сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;

  • заменять сложные предложения простыми осложненными.

Сложные бессоюзные предложения (6 ч)

Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в сложных бессоюзных

предложениях.

У м е н и я  и  н а в ы к и :

  • видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);
  • различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;
  • производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.

Сложные предложения с различными видами связи (3 ч)

Понятие о сложных предложениях с различными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

У м е н и я  и  н а в ы к и :

  • разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;
  • заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.

Предложения с чужой речью (5 ч.)

Способы передачи чужой речи

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах.

У м е н и я  и  н а в ы к и :

  • опознавать различные способы передачи чужой речи;
  • правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;
  • использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания;
  • пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.

Общие сведения о русском языке (2 ч)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального

общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских

языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах (6 ч)

Практикум по русскому языку (2 ч.)

Развитие речи (18 ч.)

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной форме в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.

У м е н и я :

  • кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;
  • собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;
  • строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
  • составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
  • писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
  • писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
  • создавать устное публичное выступление в разных в разных жанрах и формах.

Поурочно-тематическое планирование по УМК Бабайцевой

Всего часов: 68 (2 часа в неделю; 34 учебные недели).

Плановых контрольных работ: 12

Уроков развития речи: 18

Период

№ урока

Тема урока

Контроль

1 четверть

 

Введение (1ч.)

 

 

1

Родное слово.

 

 

 

Повторение изученного в 8 классе (4+3 ч.)

 

 

2

Повторение изученного в 8 классе.

 

 

3

Повторение изученного в 8 классе.

 

 

4

Повторение изученного в 8 классе.

 

 

5

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

6

Р.р. Описание по воображению и памяти.

 

 

7

Р.р. Подготовка к написанию изложения.

 

 

8

Р.р. Контрольное изложение.

контрольное изложение

 

 

Синтаксис и пунктуация

 

 

 

Сложное предложение (1 ч.)

 

 

9

Основные виды сложных предложений

 

 

 

Сложносочинённое предложение (7+3 ч.)

 

 

10

Союзы и значения ССП.

 

 

11

Сочинительные союзы.

 

 

12

Знаки препинания в ССП.

 

 

13

Тире в ССП.

 

 

14

Отсутствие запятой в ССП с общим второстепенным членом.

 

 

15

Повторение орфографии.

 

 

16

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

17

Р.р. Рецензия на книгу.

 

 

18

Р.р. Подготовка к написанию сочинения.

 

2 четверть

19

Р.р. Контрольное сочинение.

контрольное сочинение

 

 

Сложноподчинённое предложение (13+3 ч.)

 

 

20

Строение СПП.

 

 

21

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

 

 

22

Роль указательных слов в подчинении предложений.

 

 

23

Запятая при составном подчинительном союзе.

 

 

24

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

 

 

25

СПП с несколькими придаточными.

 

 

26

Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединёнными неповторяющимися союзами и, или, либо, да(=и).

 

 

27

Виды придаточных предложений.

 

 

28

Придаточные подлежащные и сказуемные.

 

 

29

Придаточные определительные.

 

 

30

Придаточные дополнительные.

 

 

31

Придаточные обстоятельственные.

 

 

32

Контрольный диктант.

контрольный диктант

3 четверть

33

Р.р. Портретный очерк.

 

 

34

Р.р. Подготовка к написанию сочинения.

 

 

35

Р.р. Контрольное сочинение.

контрольное сочинение

 

 

Сложное бессоюзное предложение (6+3 ч.)

 

 

36

Значения БСП.

 

 

37

Запятая и точка с запятой в БСП.

 

 

38

Тире в БСП.

 

 

39

Двоеточие в БСП.

 

 

40

Повторение орфографии.

 

 

41

Контрольный диктант.

контрольный диктант

 

42

Р.р. Стили речи.

 

 

43

Р.р. Подготовка к написанию изложения.

 

 

44

Р.р. Контрольное изложение.

контрольное изложение

 

 

Сложные предложения с разными видами связи (3+2 ч.)

 

 

45

Сложные предложение с разными видами связи.

 

 

46

Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов.

 

 

47

Работа в формате ОГЭ.

работа в формате ОГЭ

 

48

Р.р. Подготовка к написанию изложения.

 

 

49

Р.р. Контрольное изложение.

контрольное изложение

 

 

Предложения с чужой речью (5+2 ч.)

 

 

50

Способы передачи чужой речи.

 

 

51

Предложения с прямой речью.

 

 

52

Предложения с косвенной речью.

 

4 четверть

53

Цитаты и способы цитирования.

 

 

54

Работа в формате ОГЭ.

работа в формате ОГЭ

 

55

Р.р. Подготовка к написанию изложения.

 

 

56

Р.р. Контрольное изложение.

контрольное изложение

 

 

Общие сведения о языке (2+2 ч.)

 

 

57

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

 

 

58

Русский язык в современном мире.

 

 

59

Р.р. Подготовка к написанию сочинения.

 

 

60

Р.р. Контрольное сочинение.

контрольное сочинение

 

 

Обобщение изученного в 5-9 классах (6 ч.)

 

 

61

Обобщение изученного в 5-9 классах.

 

 

62

Обобщение изученного в 5-9 классах.

 

 

63

Обобщение изученного в 5-9 классах.

 

 

64

Обобщение изученного в 5-9 классах.

 

 

65

Обобщение изученного в 5-9 классах.

 

 

66

Итоговая контрольная работа.

итоговая контрольная работа

 

 

Практикум по русскому языку / резерв (2 ч.)

 

 

67

Практикум по русскому языку.

 

 

68

Практикум по русскому языку.

 

Описание материально-технической базы

  1. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык: Практика. 9 кл.: учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Русский язык: Русская речь. 9 кл.: учебник / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.
  4. Кузнецов А. Ю. Подготовка к ОГЭ в 2015 году. Русский язык. Тематические работы для 8-9 классов. – М.: МЦНМО, 2015
  5. Русский язык. Тесты для тематического и итогового контроля. 9 класс: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / Т. В. Балуш. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2015.
  6. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Г. А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  7. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Нарушевич, И. В. Голубева. – М.: Просвещение, 2016.
  8. Сборник диктантов: 5 – 9 классы / Сост. В. Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2012.
  9. Итоговые диктанты по русскому языку: 5 – 9 классы / Е. А. Влодавская, М. В. Демина, Л. М. Кулаева, Е. В. Пересветова, Н. П. Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  10. Русский язык (5 – 11 классы): Лингвистические игры / С. И. Львова. – М.: Эксмо, 2008.
  11. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы: Учеб. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2004.
  12. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2): Учебное пособие / Т. И. Павлова, Л. Н. Гунина. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  13. http://www.gramota.ru/
  14. http://www.slovopedia.com/
  15. http://nsportal.ru/
  16. http://www.saharina.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Бабайцева

Для тех, кто работает по программа Бабайцевой В.В....

рабочая программа по русскому языку 7 класс бабайцева вв

представлена рабочая программа по русскому языку 7 класс по УМК Бабайцевой В.В на 2013-2014 уч.год с приложением( КИМ к урокам)...

рабочая программа по русскому языку 8 класс бабайцева вв

представлена рабочая программа по русскому языку 8 класс на 2013-2014 уч.год с приложением (КИМ к урокам контроля)...

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бабайцева

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бабайцева...

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) Бабайцева В.В.

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта для основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 ...

рабочая программа по русскому языку 7 класс Бабайцева

Данная программа разработана на основе УМК Бабайцевой 5 часов в неделю в аспекте ФГОС...